Сообщение "Методика проведения подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
учебно-методический материал на тему

 

Сообщение

«Методика проведения

 подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

 

Заслушали на М.О.

Воспитатель Пахомова Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петергоф

 

Игра – самая любимая, увлекательная деятельность детей, удовлетворяющая потребность действовать. Большую группу игр составляют подвижные игры в основе которых, лежат разнообразные движения.

С помощью подвижных игр воспитатель упражняет детей в ходьбе, беге, прыжках, метании и других движениях, развивает произвольное внимание детей, волевые качества, смелость, ловкость, находчивость, умение действовать в коллективе.

Умственно отсталые дети способны самостоятельно передвигаться, походка их остается не устойчивой, движения хаотичны, плохо  координированы. В основе любого движения лежат комплексы ощущений – зрительные, слуховые, тактильные, мышечные.

Развитие двигательных функций с первых дней жизни ребенка, является показателем его психического развития. Становление моторных навыков у детей с умственной отсталостью идет с большим запозданием. У них глубоко нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Развитие движений у умственно отсталых детей способствует развитию комплекса ощущений, что в свою очередь влияет на развитие внимания, памяти, мышления, эмоций и облегчает овладение речевыми формами, что определяет важность подвижных игр при обучении и воспитании умственно отсталых детей.

У детей I этапа обучения  кругозор ограничен, мышление слабо развито, внимание не устойчиво, поэтому им даются игры с простым, несложным сюжетом. Например: «птицы летают и возвращаются домой; автомобили едут, останавливаются по сигналу педагога и возвращаются в гараж. Кроме образных игр, имеются игры, в которых нужно выполнять определенное конкретное задание.

Например:

- прибежать к педагогу («Бегите ко мне»)

- догнать мяч («Догони меня»)

- найти  спрятанный флажок («Найди флажок»)

Использование мячей, флажков, кубиков, погремушек и других предметов повышает интерес к игре.

Движения, которые входят в игры детей I этапа обучения,  просты и разнообразны.  Это – ходьба («Найди флажок»);  бег («Бегите ко мне»); прыжки («По ровненькой дорожке») и т.д. При этом все дети выполняют одни и те же движения одновременно. В играх младших детей отсутствуют элементы соревнования,  их больше захватывает сам процесс движения, чем его результат. Правила игр должны быть совсем просты.  В число игр включаются игры, которые сопровождаются словами.  Текст в игре имеет большое значение. Слова являются сигналом для тех или иных действий, помогают выполнению правил, раскрывают содержание игры.

Так слова игры «По ровненькой дорожке» помогают детям идти ритмично;

- «Мяч» - уточняют содержание игры, дают детям ритм для подпрыгивания

С детьми II и III этапа обучения проводятся игры более разнообразные по содержанию. Правила игр несколько усложняются, вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении, по определенному сигналу, пойманным отходить в сторону и т.д. Предъявляются требования более точного выполнения  правил и движений. Так же даются игры с текстом: «Лохматый пес», «У медведя во бору» и т.д. Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей. Текст часто раскрывает и дополняет содержание игры, повышает интерес к ней.

Методика проведения игры.

I Подбор игр.

Включая в план ту или иную игру, воспитатель должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить при ее помощи. В одной игре преобладает бег, а в другой прыжки, в одной от детей требуется выдержка, а в другой ловкость и т.д. При подборе игр педагог учитывает особенности детей данной группы, их интересы, подготовленность. Кроме этого ему приходится принимать во внимание время года, состояние погоды. Например: в зимнее время, намечая игры для проведения на прогулке, педагог должен выбирать такие, в которых  участвуют все дети. В жаркую погоду даются игры более спокойные, меньшей подвижности. Выбирая игру, педагог принимает во внимание ее место в режиме дня. Например, в конце дня, когда дети утомлены, следует проводить спокойную игру. Выбор игры для занятия зависит от того, в какую часть занятия включается. В начале занятия игра проводится для того, чтобы организовывать детский коллектив. В основной части, когда функциональная деятельность организма наиболее усиливается, подбирается игра большей подвижности с бегом, прыжками, лазанием, метанием («Мяч», «Курица и цыплята», «Лохматый пес» и др.) В заключении занятия, когда следует привести организм в относительное спокойствие, проводятся малоподвижные игры («Передай мяч», «Найди флажок» или хороводные игры)

II  Организация условий для проведения игр.

Важно не только подобрать игру, но и провести ее таким образом, чтобы она принесла пользу, как в отношении укрепления здоровья детей, так и в отношении приобретения ими положительных навыков и качеств. Организуя игру, педагог должен позаботиться о том, чтобы были соблюдены гигиенические требования. Костюм детей должен быть чистым, легким, не стеснять движений. Помещение должно быть убранным влажным способом, хорошо проветрено.

Все пособия должны быть приготовлены до начала игры. Они должны быть опрятными, красивыми. При этом условии дети приучаются быть опрятными, у них повысится интерес к игре.

III Сбор детей на игру.

Дети любят подвижные игры, однако не всегда сбор на игру проходит быстро и организованно. Для сбора на игру нужно выбирать удачное время. Если до прогулки было спокойно занятие, игру можно провести в начале прогулки, если было музыкальное или физкультурное занятие, то подвижную игру следует провести в конце прогулки.

Собрать детей для игры можно разными приемами. Просто сказать, что сейчас будем играть и назвать игру  или вы сейчас будете «зайчиками», «котятами», «медвежатами» и т.д. Можно показать детям игрушку – собачку, мишку и предложить поиграть в игру «Лохматый пес» или «У медведя во бору» и т.д. Сбор на игру не должен превышать 1-2 мин. Длительный сбор снижает у детей интерес  к игре, дезорганизует их.

IV Руководство педагога игрой

  1. Объяснение игры.

Педагогу необходимо очень тщательно продумать объяснение игры. Изложение, содержание игры, объяснение правил должны быть краткими и четкими. Большое значение при объяснении игры имеет интонация. Тон педагога должен быть живым, но спокойным. Недопустимо монотонность объяснения игры. При словесном объяснении педагог сам показывает детям различные: «как зайцы шевелят ушами», «греют лапки» или «как ходят медведи» и т.д. Правильный показ действий в сочетании с объяснением имеет важное значение для улучшения качествавыполнения движений детьми. Педагогдолжен обращать внимание на ошибки в движениях, показывать как правильно выполнять, предложить посмотреть на ребенка, который делает правильно, а затем продолжить игру.

  1. Проведение игры.

В процессе игры педагог следит за поведением в игре всей группы в целом, так и за отдельными детьми. Своим бодрым тоном, живым интересом к игре, педагог должен поддерживать радостное настроение, поощрять проявление детьми решительности, ловкости, инициативы. Непосредственное участие педагога в игре поднимает у детей интерес, придает игре живость, делает ее эмоциональнее. Педагог играет наравне с детьми или выполняет главную роль. При этом он одновременно руководит игрой, подает сигналы, следит за выполнением правил игры. В более старшем возрасте, когда дети хорошо усвоят игру,на роли можно назначать наиболее активных детей. При проведении игры педагог следит за тем , чтобы дети долго не бездействовали, так как у них может пропасть интерес к игре и они не получат достаточной физической нагрузки. В играх с текстом , педагог должен выразительно прочесть текст и довести смысл до сознания детей. В ходе игр педагог подает сигналы: зрительный (поднимает руку, цветной флажок и т.д.); звуковые (ударяет в бубен, барабан, произносит определенные слова)

Звуковыесигналы не должны быть особенно громкими: сильные удары, резкие свистки и прочее нервируют и возбуждают детей.

  1. Правила игры.

Правила – это определенные требования, которые должны выполняться всеми играющими. Не нарушая эмоциональности и непринужденности игры, правила ограничивают определенными рамками поведение играющих.Подчинение правилам воспитывает у ребенка волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их. Правила игры должны соответствовать возрасту и развитию детей. Чем меньше возраст или недостаточное развитие детей, тем проще должны быть правила.

  1. Окончание игры.

Закончить игру можно по - разному. Это подведение итога. Педагог отмечает кто из детей отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выполнялправила игры. Иногда можно назвать и тех, кто мешал детям играть, был не внимателен и нарушал правила игры. Подвижную игру можно закончить другой игрой с элементами релаксации, с пением. Можно закончить игру с организованным уходомдетей или если позволяет содержание игры уход с площадки сделать продолжением другой игры. Например: если дети играли в игру «поезд» или «лошадки» педагог предлагает ехать на «поезде» («лошадках») «домой»

т.е. вопределенное место.

5) Дозировка движений в игре.

При проведении игры педагог следит, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание сильно учащается, появляется покашливание. У некоторых детей утомление выражается в бледности лица. Перегрузка может произойти, если игра продолжается длительное время, многократное повторение игры, или слишком большое расстояние для бега. Средняя продолжительность игрыдля малышей 5-6 минут, для детей среднего и старшего возраста 6-10 минут. Хорошо регулируется нагрузка если бег, прыжки чередуются с ходьбой, произношениемтекста. Не следует за 1 раз давать больше 2-х игр при этом они должны быть различны по характеру движения. Одна игра может быть более подвижной, другая более спокойной. Одни и те же игры необходимо систематически повторять, только тогда у детей будут закрепляться положительные качества, двигательные и другие навыки.

Умственно отсталые дети медленно усваивают игры и овладевают навыками, поэтому педагог должен чаще повторять одну и ту же игру. При многократном повторении игры, нужно постепенно усложнять ее и пользоваться различными вариантами игр, чтобы дети умели применять приобретенные навыки в изменяющихся условиях.

V. Организация детей в игре.

При разучивании игры лучше проводить игру с небольшими подгруппами детей, так как детям легче ориентироваться в небольшом коллективе. Они скорее находят свои места и лучше усваивают правила игры, а педагогу легче увидеть выполнение детьми движений. После игр с подгруппами можно проводить игру со всеми детьми.

Для того, чтобы игры оказали положительное воспитательное воздействие на детей, недостаточно только использовать вышеизложенныеметодические указания, необходимо еще , что бы педагог сам был заинтересован игрой и чтобы оба педагога, работающие на одной группе предъявляли детям одни и те же требования.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igryattestatsiya_na_sayt.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

«Методика проведения

 подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями».

Заслушали на М.О.

Воспитатель Пахомова Е.С.

май 2009г

Петергоф

Игра – самая любимая, увлекательная деятельность детей, удовлетворяющая потребность действовать. Большую группу игр составляют подвижные игры в основе которых, лежат разнообразные движения.

С помощью подвижных игр воспитатель упражняет детей в ходьбе, беге, прыжках, метании и других движениях, развивает произвольное внимание детей, волевые качества, смелость, ловкость, находчивость, умение действовать в коллективе.

Умственно отсталые дети способны самостоятельно передвигаться, походка их остается не устойчивой, движения хаотичны, плохо  координированы. В основе любого движения лежат комплексы ощущений – зрительные, слуховые, тактильные, мышечные.

Развитие двигательных функций с первых дней жизни ребенка, является показателем его психического развития. Становление моторных навыков у детей с умственной отсталостью идет с большим запозданием. У них глубоко нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Развитие движений у умственно отсталых детей способствует развитию комплекса ощущений, что в свою очередь влияет на развитие внимания, памяти, мышления, эмоций и облегчает овладение речевыми формами, что определяет важность подвижных игр при обучении и воспитании умственно отсталых детей.

У детей I этапа обучения  кругозор ограничен, мышление слабо развито, внимание не устойчиво, поэтому им даются игры с простым, несложным сюжетом. Например: «птицы летают и возвращаются домой; автомобили едут, останавливаются по сигналу педагога и возвращаются в гараж. Кроме образных игр, имеются игры, в которых нужно выполнять определенное конкретное задание.

Например:

- прибежать к педагогу («Бегите ко мне»)

- догнать мяч («Догони меня»)

- найти  спрятанный флажок («Найди флажок»)

Использование мячей, флажков, кубиков, погремушек и других предметов повышает интерес к игре.

Движения, которые входят в игры детей I этапа обучения,  просты и разнообразны.  Это – ходьба («Найди флажок»);  бег («Бегите ко мне»); прыжки («По ровненькой дорожке») и т.д. При этом все дети выполняют одни и те же движения одновременно. В играх младших детей отсутствуют элементы соревнования,  их больше захватывает сам процесс движения, чем его результат. Правила игр должны быть совсем просты.  В число игр включаются игры, которые сопровождаются словами.  Текст в игре имеет большое значение. Слова являются сигналом для тех или иных действий, помогают выполнению правил, раскрывают содержание игры.

Так слова игры «По ровненькой дорожке» помогают детям идти ритмично;

- «Мяч» - уточняют содержание игры, дают детям ритм для подпрыгивания

С детьми II и III этапа обучения проводятся игры более разнообразные по содержанию. Правила игр несколько усложняются, вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении, по определенному сигналу, пойманным отходить в сторону и т.д. Предъявляются требования более точного выполнения  правил и движений. Так же даются игры с текстом: «Лохматый пес», «У медведя во бору» и т.д. Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей. Текст часто раскрывает и дополняет содержание игры, повышает интерес к ней.

Методика проведения игры.

I Подбор игр.

Включая в план ту или иную игру, воспитатель должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить при ее помощи. В одной игре преобладает бег, а в другой прыжки, в одной от детей требуется выдержка, а в другой ловкость и т.д. При подборе игр педагог учитывает особенности детей данной группы, их интересы, подготовленность. Кроме этого ему приходится принимать во внимание время года, состояние погоды. Например: в зимнее время, намечая игры для проведения на прогулке, педагог должен выбирать такие, в которых  участвуют все дети. В жаркую погоду даются игры более спокойные, меньшей подвижности. Выбирая игру, педагог принимает во внимание ее место в режиме дня. Например, в конце дня, когда дети утомлены, следует проводить спокойную игру. Выбор игры для занятия зависит от того, в какую часть занятия включается. В начале занятия игра проводится для того, чтобы организовывать детский коллектив. В основной части, когда функциональная деятельность организма наиболее усиливается, подбирается игра большей подвижности с бегом, прыжками, лазанием, метанием («Мяч», «Курица и цыплята», «Лохматый пес» и др.) В заключении занятия, когда следует привести организм в относительное спокойствие, проводятся малоподвижные игры («Передай мяч», «Найди флажок» или хороводные игры)

II  Организация условий для проведения игр.

Важно не только подобрать игру, но и провести ее таким образом, чтобы она принесла пользу, как в отношении укрепления здоровья детей, так и в отношении приобретения ими положительных навыков и качеств. Организуя игру, педагог должен позаботиться о том, чтобы были соблюдены гигиенические требования. Костюм детей должен быть чистым, легким, не стеснять движений. Помещение должно быть убранным влажным способом, хорошо проветрено.

Все пособия должны быть приготовлены до начала игры. Они должны быть опрятными, красивыми. При этом условии дети приучаются быть опрятными, у них повысится интерес к игре.

III Сбор детей на игру.

Дети любят подвижные игры, однако не всегда сбор на игру проходит быстро и организованно. Для сбора на игру нужно выбирать удачное время. Если до прогулки было спокойно занятие, игру можно провести в начале прогулки, если было музыкальное или физкультурное занятие, то подвижную игру следует провести в конце прогулки.

Собрать детей для игры можно разными приемами. Просто сказать, что сейчас будем играть и назвать игру  или вы сейчас будете «зайчиками», «котятами», «медвежатами» и т.д. Можно показать детям игрушку – собачку, мишку и предложить поиграть в игру «Лохматый пес» или «У медведя во бору» и т.д. Сбор на игру не должен превышать 1-2 мин. Длительный сбор снижает у детей интерес  к игре, дезорганизует их.

IV Руководство педагога игрой

  1. Объяснение игры.

Педагогу необходимо очень тщательно продумать объяснение игры. Изложение, содержание игры, объяснение правил должны быть краткими и четкими. Большое значение при объяснении игры имеет интонация. Тон педагога должен быть живым, но спокойным. Недопустимо монотонность объяснения игры. При словесном объяснении педагог сам показывает детям различные: «как зайцы шевелят ушами», «греют лапки» или «как ходят медведи» и т.д. Правильный показ действий в сочетании с объяснением имеет важное значение для улучшения качества  выполнения движений детьми. Педагог  должен обращать внимание на ошибки в движениях, показывать как правильно выполнять, предложить посмотреть на ребенка, который делает правильно, а затем продолжить игру.

  1. Проведение игры.

В процессе игры педагог следит за поведением в игре всей группы в целом, так и за отдельными детьми. Своим бодрым тоном, живым интересом к игре, педагог должен поддерживать радостное настроение, поощрять проявление детьми решительности, ловкости, инициативы. Непосредственное участие педагога в игре поднимает у детей интерес, придает игре живость, делает ее эмоциональнее. Педагог играет наравне с детьми или выполняет главную роль. При этом он одновременно руководит игрой, подает сигналы, следит за выполнением правил игры. В более старшем возрасте, когда дети хорошо усвоят игру,  на роли можно назначать наиболее активных детей. При проведении игры педагог следит за тем , чтобы дети долго не бездействовали, так как у них может пропасть интерес к игре и они не получат достаточной физической нагрузки. В играх с текстом , педагог должен выразительно прочесть текст и довести смысл до сознания детей. В ходе игр педагог подает сигналы: зрительный (поднимает руку, цветной флажок и т.д.); звуковые (ударяет в бубен, барабан, произносит определенные слова)

Звуковые  сигналы не должны быть особенно громкими: сильные удары, резкие свистки и прочее нервируют и возбуждают детей.

  1. Правила игры.

Правила – это определенные требования, которые должны выполняться всеми играющими. Не нарушая эмоциональности и непринужденности игры, правила ограничивают определенными рамками поведение играющих.  Подчинение правилам воспитывает у ребенка волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их. Правила игры должны соответствовать возрасту и развитию детей. Чем меньше возраст или недостаточное развитие детей, тем проще должны быть правила.

  1. Окончание игры.

Закончить игру можно по - разному. Это подведение итога. Педагог отмечает кто из детей отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выполнял  правила игры. Иногда можно назвать и тех, кто мешал детям играть, был не внимателен и нарушал правила игры. Подвижную игру можно закончить другой игрой с элементами релаксации, с пением. Можно закончить игру с организованным уходом  детей или если позволяет содержание игры уход с площадки сделать продолжением другой игры. Например: если дети играли в игру «поезд» или «лошадки» педагог предлагает ехать на «поезде» («лошадках») «домой»

т.е. в  определенное место.

5) Дозировка движений в игре.

При проведении игры педагог следит, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание сильно учащается, появляется покашливание. У некоторых детей утомление выражается в бледности лица. Перегрузка может произойти, если игра продолжается длительное время, многократное повторение игры, или слишком большое расстояние для бега. Средняя продолжительность игры  для малышей 5-6 минут, для детей среднего и старшего возраста 6-10 минут. Хорошо регулируется нагрузка если бег, прыжки чередуются с ходьбой, произношением  текста. Не следует за 1 раз  давать больше 2-х игр при этом они должны быть различны по характеру движения. Одна игра может быть более подвижной, другая более спокойной. Одни и те же игры необходимо систематически повторять, только тогда у детей будут закрепляться положительные качества, двигательные и другие навыки.

Умственно отсталые дети медленно усваивают игры и овладевают навыками, поэтому педагог должен чаще повторять одну и ту же игру. При многократном повторении игры, нужно постепенно усложнять ее и пользоваться различными вариантами игр, чтобы дети умели применять приобретенные навыки в изменяющихся условиях.

V. Организация детей в игре.

При разучивании игры лучше проводить игру с небольшими подгруппами детей, так как детям легче ориентироваться в небольшом коллективе. Они скорее находят свои места и лучше усваивают правила игры, а педагогу легче увидеть выполнение детьми движений. После игр с подгруппами можно проводить игру со всеми детьми.

Для того, чтобы игры оказали положительное воспитательное воздействие на детей, недостаточно только использовать вышеизложенные  методические указания, необходимо еще , что бы педагог сам был заинтересован игрой и чтобы оба педагога, работающие на одной группе предъявляли детям одни и те же требования.

Сообщение

«Использование игр при обучении детей навыкам самообслуживания»

2012 декабря

         

Петергоф

У детей с проблемами в развитии необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки, привычки, любовь к чистоте и порядку – все это способствует укреплению здоровья детей.  Чтобы привить детям навыки умывания и чистки зубов, для этого нужно использовать игры, стихи, потешки, вызывая этим у ребенка радостное настроение и желание умываться и чистить зубы.

  1. Начинать обучать навыкам умывания надо на занятиях, используя дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Например: «Умоем куклу Машу»

Оборудование: Тазик, ведерко с водой, кружка, мыло, полотенце, кукла.

Педагог вносит куклу у которой лицо и руки грязные. Спрашивает : «Вам нравится Маша?» или «Какие у нее руки и лицо?» - Да, грязные. Что нужно делать?» - Да, надо умыть ее, «потому, что нос у Маши грязный, рот у куклы грязный и глаза не блестят и совсем не глядят» Что для этого нужно? – Тазик, кружку, ведерко с водой, мыло и полотенце. Перед умыванием надо Маше засучить рукава, чтобы не намочить их.

«Надо руки чисто мыть

Рукава нельзя мочить

Кто рукавчик не засучит

Тот водичку не получит»

- Засучивает, моет руки.

Затем педагог берет мыло, приговаривая

«Кусочек розовый, душистый

Потрешь его и будешь чистый»

- Намыливает, размыливает и кружечкой с водой смывает мыло.

- мочит водой лицо, намыливает и смывает.

- берет полотенце, промокает лицо и вытирает руки кукле и говорит:

«Теперь нос чистый

И подбородок чистый

И глазки блестят –

Весело глядят!»                   (С. Капутикян)

При повторном умывании – занятии привлечь самих детей к умыванию куклы. Следующие занятия следует провести с другими игрушками с Мишкой, Зайкой, Котиком и т.д.

Привитие навыков чистки зубов надо начать с игры: «Кукла Маша чистит зубы»

Оборудование: Кукла, тазик, ведерко, кружка, стаканчик с зубной щеткой, полотенце.

Начало занятия повторяется, как в занятии «Умоем куклу Машу», только здесь уже вводится показ, как действовать зубной щеткой. После показа на кукле, дети имитируют чистоту зубов, используя указательный палец.

Для закрепления навыков нужно использовать занятия с другими игрушками: бегемотом, Буратино и т.д.

Когда дети начнут овладевать навыками умывания можно провести занятие «Купание куклы»

Оборудование: кукла, ванночка с водой, ведерко с водой, кружка, мыло, губка, полотенце.

Педагог говорит: «Сегодня будем купать куклу Машу», «Где будем купать» - В ванночке, в теплой воде (дети повторяют)

- Алеша, попробуй, какая водичка в ванночке?

- Правильно, теплая.

Затем педагог просит одного ребенка помочь раздеть куклу и сажает ее в ванночку.

- «Сначала помоем ей голову»

- Просит другого ребенка подать мыло. Намыливает голову, размыливает, смывает кружечкой с водой мыло приговаривая:

«Теплую водичку

Льем на нашу птичку»

Затем намыливает губкой руки, туловище, ноги и приглашает  2-х детей помочь смыть водой мыло. Дети по очереди из кружечки поливают водой куклу, вместе с педагогом, приговаривая:

«Чаще мойся

Воды не бойся»

После этих занятий перед умыванием с помощью имитаций повторять с детьми последовательность умывания и чистки зубов, используя стихи и потешки.

По утрам дети умываются после утренней гимнастики. Заканчивая гимнастику, можно использовать игру «Поезд». Дети идут друг за другом в умывальную комнату, имитируя руками движения колес, подавая сигнал ту-ту…..- это вызывает у детей интерес и желание умываться.

Или можно провести игру: «Зайка серый умывается»

Зайка серый умывается      (умывают лицо, круговыми движениями рук)

Видно в гости собирается

Вымыл хвостик,  (показ руками, имитация)

Вымыл носик,

вымыл ухо, вытер сухо.

И поскакал в гости  (Прыжки на 2-х ногах с продвижение вперед)

И мы с вами то же сейчас пойдем умываться, как зайка.

Перед умывание следует с детьми закрепить последовательность умывания и чистки зубов, используя игровые приемы, имитацию, стихи, потешки:

- прежде чем мыть руки, нужно засучить рукава, чтобы их не намочить.

«Надо руки чисто мыть

Рукава нельзя мочить.

Кто рукавчик не засучит

Тот водичку не получит».

- Открываем кран (имитация) бежит вода  с-с-с

«бежит вода из крана

На ручки малыша

До чего же сегодня

Водичка хороша!»

- мочим руки, берем мыло, намыливаем, размыливаем:

«Кусочек розовый душистый

Потрешь его

И станешь чистым»

- смываем мыло (имитация)

- берем зубную щетку, мочим под водой, открываем зубную пасту, выдавливаем, начинаем чистить зубы сверху-вниз впереди, потом боковые слева и справа, затем набираем в рот воды, поласкаем рот (все это имитируем)

- после полоскания делаем руки лодочкой , «набираем воду», поласкаем голову и круговыми движениями рук умываем лицо.

«Водичка, водичка умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

Или

«Кран открылся, нос умылся,

Мойтесь сразу, оба глаза,

Мойтесь уши, мойся шейка,

Шейка мойся хорошенько,

Мойся, мойся, умывайся,

Грязь смывайся, грязь смывайся»

- находим свое полотенце, кладем его на руки, промокаем лицо, вытираем сухо руки и вешаем на место;

- берем расческу и причесываемся.

Все это сопровождается имитацией под словесные указания педагога.

А потом все это дети делают практически: здесь можно использовать игровые моменты с игрушками.

Посадить Мишку и сказать:

«Посмотри Мишка, как дети будут умываться». Так же и при индивидуальной работе:

«Поучись зайка у Сережи, как он умывается и чистит зубы» и т.д.

После того, как дети умоются и почистят зубы, говорю, какие они все стали чистые, опрятные, красивые и спрашиваю:

«Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится?

Это мы, это мы,

это мы, это мы.

Мы помылись, как большие

Вот мы чистые какие!

Это мы, это мы,

Это мы, это мы»

Когда дети усвоят необходимые навыки умывания и чистки зубов для закрепления можно провести сюжетно-ролевую игру «Почему у крокодила заболели зубы?»

Оборудование: игрушка-крокодил, халат и шапочка для Айболита, сумочка санитарная, зубная щетка, телефон.

На столе лежит крокодил, рот которого, перевязан платком. Педагог спрашивает: «Почему у крокодила завязан рот?»

- «Да, у него болят зубы. Давайте пригласим доктора Айболита». Педагог или ребенок звонит по телефону и приглашает доктора полечить зубы крокодилу. Приходит Айболит (ребенок) , осматривает зубы и говорит, что крокодил не чистил зубы, поэтому они заболели. Доктор вынимает зубную щетку и чистит крокодилу зубы.

«Чистим зубы дважды в сутки

Чистим долго - две минутки

Щеткой чистой, не лохматой

Пастой вкусной, ароматной!

Водим щеткой вверх и вниз

Ну, микробы – берегись!»

Крокодил выздоравливает, благодарит доктора. Педагог спрашивает: «Дети, а вы умеете чистить зубы?»

- Вместе с педагогом имитируя дети показывают, как они будут мыть руки, чистить зубы, умывать лицо. Затем идут в умывальную комнату и все это делают практически.

II. При привитии навыков приема пищи можно использовать такие игры:

«Напоим куклу Машу чаем»

Оборудование: кукла, чайная посуда, стол, стул.

Педагог сообщает детям, что к ним в гости придет кукла Маша. Нужно подготовиться к ее приходу. Педагог показывает, как надо расставлять чайную посуду на столе. Затем вносит куклу, дети здороваются с ней, приглашают ее сесть за стол. Педагог предлагает ребенку  налить чай в чашку и напоить чаем куклу и предложить ей к чаю сухари или сушки и т.д.

Кукла благодарит детей за чай, дети отвечают ей «на здоровье», прощаются с куклой – «До свидания! И приглашают ее прийти к ним еще в гости.

Аналогично можно использовать следующие игры:

«Кукла Маша обедает»

«К нам в гости пришла кукла Маша»

Кукла Маша угощает своих друзей (зайчика, Мишку, белочку и т.д.)

С помощью этих игр дети учатся сервировать стол к приему пищи, культуре поведения за столом, соблюдать определенные ритуалы: говорить приятного аппетита, после окончания еды – спасибо, правильно пользоваться посудой, есть не торопясь, хорошо прожевывать пищу, есть аккуратно. Для поднятия хорошего настроения у детей перед  едой, во время еды и после нее можно использовать следующие стихи:

«Хлеб к обеду нужен черный,

Он отлично пропеченный,

Каждый  помнит наш совет,

С хлебом есть всегда обед»

«Чтоб сильным быть и ловким

Надо больше есть морковки,

Ешь,  на скатерть не роняй,

Рот салфеткой вытирай»

«Мышка в кастрюльке зеленой,

Наварила каши пшенной,

Ребятишек дюжина ожидает ужина,

Всем по ложечке досталось,

Ни крупинки не осталось!»

«А у нас сегодня,

Все отлично ели,

не шумели за столом,

И долго не сидели»

       III.Так же  используются игры при привитии детям навыков одевания и раздевания.

«Укладывание куклы Маши спать»

- дети снимают одежду с куклы в определенной последовательности ( сначала верх, затем низ) аккуратно вешают на стульчик. Можно  использовать при этом стихотворение:

«Ищешь, ищешь,  не найдешь,

Не разыщешь, так пойдешь,

Надо вещи убирать,

Не придется их искать»

«Кукла Маша проснулась» - здесь идет одевание куклы в в обратной последовательности. Педагог объясняет , почему надо первыми  одевать колготки, чтобы не стоять голыми ногами на полу и т.д.

«Купание куклы Маши» - идет закрепление одевания и раздевания одежды.

«Кукла Маша идет на прогулку»

Дети учатся различать верхнюю одежду – пальто, брюки, шапка, варежки, теплая обувь и одевать ее в определенном порядке.

«Вот настали холода,

Ну и что же , не беда,

Мы оденемся теплее

На морозе веселее!»

«Шнуровать легко ботинки,

Только на картинках

Ты вот сам попробуй взяться

И без мамы  обуваться!»

Знания, полученные детьми с помощью этих игр должны закрепляться ежедневной практической деятельностью самих детей.

У детей с проблемами в развитии необходимо  воспитывать навыки самообслуживания (умывание, чистка зубов, одевание, прием пищи), чтобы в дальнейшей жизни они могли себя обслуживать самостоятельно. Чтобы успешно привить эти навыки, нужно использовать  игры, стихи, потешки, вызывая этим у детей радостные настроение и желание ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, раздеваться, культурно вести себя за столом во время приятия пищи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Выступление на районном семинаре - практикуме для инструкторов по физической культуре...

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ

в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...

Методика проведения подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игра – самая любимая, увлекательная деятельность детей, удовлетворяющая потребность действовать. Большую группу игр составляют подвижные игры в основе которых, лежат разнообразные движения.С пом...