ВОЗ семья и детский сад по программе "К здоровой семье через детский сад"
консультация на тему

Ланина Елена Владимировна

 

Возраст от 3 до 7 лет завершает уникальный семейный период  развития  человека, когда семья оказывает главное влияние на развитие ребенка. Это определяется особенностями созревания  нервной  системы  ребенка. Учитывая, что главным способом познания мира дошкольниками является  запечатление, то  самым  важным  воспитательным    воздействием  на  детей  и  родителей  является  создание  развивающей среды. Туда входят  не только  материальные предметы, но и люди, обеспечивающие позитивную социализацию ребенка .

Таким  образом, детско-родительское сообщество в  процессе  коллективного  деятельного сорадования  родителей и детей восстанавливает биологическую норму родительства и формирует ее у дошкольников

Инновационной  формой создания  инициации  объединения  здоровьесозидающих  ресурсов семьи  и детского сада является проведение Родительской конференции «Мониторинг функциональных ресурсов здоровья детей». Методика ее проведения описана в методических рекомендациях «Мониторинг ресурсов здоровья  детей»  www.proroditelstvo.ru..  Объединение  воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и детского сада, происходящее в процессе этой конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_voz_semya_i_detskiy_sad.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатели ГБДОУ детский сад 67комбинированного вида

 Красносельского района СПб «Волшебник»: Ланина Е.В.

Психолого-педагогический аспект, определяющий взаимное влияние родителей и детей.

Возраст от 3 до 7 лет завершает уникальный семейный период  развития  человека, когда семья оказывает главное влияние на развитие ребенка. Это определяется особенностями созревания  нервной  системы  ребенка.  Многолетние  научные  исследования  Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева завершились открытием его главного специалиста проф. Слезина Б.Б.:  «Взаимоотношения с близкими (семьей) в этом возрасте имеет решающее значение для образования  управляющих  поведением  нейрональных  констелляций  в  нервной  системе,  то есть для создания внутримозгового механизма, определяющего видовое поведение животного и  человека.  У  детей  выросших  вне  семьи  или  в  семье  холодной  к  ребенку,  остаются  недоразвитыми уровни сознания, отвечающие за человечность, за любовь к своим детям, своим близким, за выделение человека из множества людей.

Воспитание дошкольника меняет всю организацию мозга, адекватно реагирующую на требования соответствующей культуры поведения. Этот процесс носит органический характер и  по сути необратим. Далее возможно приспособительное обучение, не меняющее самой основы уже сформировавшегося поведения. До 7 лет закладывается биологическая норма поведения человека: Нарушение данной нормы (демографический кризис) приводит народы к вымиранию. Мозг дошкольника реагирует на речь близких (семьи) изменением частот ЭЭГ (электроэнцефалограммы). Частоты не меняются  на речь чужих людей. Этот уровень сознания дошкольника проф. В.Б.Слезин назвал семейным уровнем сознания, тем самым, подтвердив исследования  Карла Юнга о слиянии психики родителей и детей до 7 лет. Это  открывает возможности не только  эффективного влияния родителей на воспитание  детей  дошкольного  возраста,  но  и  определяет  сенситивный  период  открытости  родителей  к психолого-педагогическому  влиянию  на  них  специалистов  дошкольного  образования  через взаимодействие с ребенком.

Учитывая, что главным способом познания мира дошкольниками является  запечатление, то  самым  важным  воспитательным    воздействием  на  детей  и  родителей  является  создание  развивающей среды. Туда входят  не только  материальные предметы, но и люди, обеспечивающие позитивную социализацию ребенка . Отсутствие в жизни семьи дошкольника позитивных  моделей  запечатления  жизни  разных  семей,  успешно  воспитывающих  от  одного  до  нескольких детей, приводит к нарушению формирования биологической нормы поведения человека, его вымиранию, деградации человечности. Это подтверждается печальной статистикой детских организаций с полным отсутствием семейного воспитания - детских домов: 95%  их выпускников не может адаптироваться в обществе, создать семью и нормально работать. «Государственные учреждения чаще всего не дают ребенку родительского тепла и заботы. Ребенка недостаточно просто накормить, согреть и помыть. С ним происходит гораздо  большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишение каких-либо человеческих радостей. Он не знает, что такое любовь. Потому, что любви можно научиться только видя любовь, в постоянном общении с матерью, отцом, родными любящими  людьми, получить «запас» покоя и радости - главное богатство, которое уносит человек  из своего детства»  («Сиротство и беспризорность в России» Занозин В.Н.,Колосов Е.М.,Чистяков А.Н.,СПб,2008). Незаменимость семейного воспитания иллюстрируют   наблюдения за приматами.  У горилл, рожденных в зоопарке вне стаи, не формируется адекватное материнское  и отцовское пове-дение. Они убивают и повреждают своих новорожденных. Гориллы, рожденные так же в неволе, но в большом вольере в стае,  замечательно рожают и воспитывают своих детенышей. Они запечатлели правильные модели поведения в стае: материнские, отцовские, «супружеские» и другие иерархические модели поведения.

На энцефалограмме дошкольников  семейный уровень (3-й уровень сознания  по Слезину В.Б.) сознания детей от 3 до 7 лет характеризуется биоэлектрическими колебаниями  - 7 колебаний/сек,  тета-ритм.  Внешним признаком этого уровня сознания ребенка является  потребность, чтобы взрослый водил их его за руку  в незнакомом месте.    Оптимальное полноценное развитие детей, находящихся на семейном уровне сознания,  происходит только при воспитании его в семье.  Поэтому в программе «К Здоровой семье через детский сад» результатом  работы с родителями является  создание, при поддержке специалистов детского сада, позитивного  детско-родительского  сообщества,  осуществляющего  успешное  воспитание  и оздоровление дошкольников в семье и обществе. Обучение, просвещение, активный досуг  - все эти формы работы используются в «Школе здоровой семьи» - особой формы родительского всеобуча, организуемого в виде праздников, событий и практических семинаров в детском саду. Современные исследования проф. В.Б. Слёзина доказывают, что информирование родителей об их обязанностях для возрождения ценности родительства – не эффективно, потому  что затрагивает только самый поверхностный – социальный уровень сознания. научные исследования. Возможно возрождение биологической нормы поведения даже у взрослых людей, но только в детско-родительском сообществе, в котором имеются примеры  этой нормы.

Механизм восстановления нормы биологического поведения у родителей через отождествление по Э.Эриксону:

1.  Слияние психики родителей и  дошкольников  обеспечивает не только уподобление детей родителям, но и уподобление родителей детям  

2.В эмоционально открытом детском позитивном настроении родители способны запечатлеть позитивные  модели  поведения    других  семей  и  педагога  на  детских  праздниках  событиях, встречах.

Таким  образом, детско-родительское сообщество в  процессе  коллективного  деятельного сорадования  родителей и детей восстанавливает биологическую норму родительства и формирует ее у дошкольников

Инновационной  формой создания  инициации  объединения  здоровьесозидающих  ресурсов семьи  и детского сада является проведение Родительской конференции «Мониторинг функциональных ресурсов здоровья детей». Методика ее проведения описана в методических рекомендациях «Мониторинг ресурсов здоровья  детей»  www.proroditelstvo.ru..  Объединение  воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и детского сада, происходящее в процессе этой конференции позволяет совместно выполнить первое требование к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования: «Гарантировать охрану и укрепления физического и психического  здоровья  воспитанников  и  обеспечение  эмоционального  благополучия». Обязательное выполнение этой задачи родителями  утверждено Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 ст.44 п.1 «Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». С другой стороны организация  помощи родителям специалистами дошкольного образования в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья предусмотрена в ст.44.п.2. «Органы государственной  власти  и  органы  местного  самоуправления,  образовательные  организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их  развития».

Особенностью авторской технологии «Бабушкино лукошко» по этновоспитанию дошкольников является непрерывная подготовка детей к праздникам. При этом используется опыт народной культуры, когда рукоделие сопровождалось пением, игра – частушками и т.п. Весь учебно-методический материал к праздникам является оздоровительной технологией, что доказывает многолетний мониторинг эффективности программы «К Здоровой семье через детский сад». Поэтому, выбор необходимого времени  на подготовку детей к праздникам определяется образом жизни группы, а не регламентированными отрезками времени. Ребенок сам выбирает это время. Поэтому примерный объем времени  необходимый  для  освоения  детьми  области  «Социально-коммуникативное  развитие» определяется  режимом дня программы «К Здоровой семье через детский сад» и выбором самого ребенка .  Пребывание детей и родителей в атмосфере подготовки к празднику в течении двух лет, в 10 раз увеличивает долю детей с адекватным стрессоустойчивым эмоциональным развитием (доля детей с 1 типом развития эмоциональной  сферы достигает 83%).

Список литературы:

  1. Биологические закономерности в поведении человека/Слезин В.Б. «Вопросы естественно-научного обществознания: Сциентизм, биополитология, билполитика»//Сборник статей :Вып.1-СПб:Астерион,2007.278с .).
  2. Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 ст.44 п.1 «
  3. ФГОС  ДО  п.3.1.
  4. Слободчиков, Исаев - Основы психологической антропологии. - М., 1995.pdf  // http://www.klex.ru/8dp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя "К здоровой семье через детский сад"

Планирование  недели "К здоровой семье через детский сад" с приложение конспектов бесед и занятий...

Педагогическая идея "К здоровой семье через детский сад"

Основная цель данного проекта  - это вовлечение  родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить  интерес...

Проект "К здоровой семье через детский сад"

Проект "К здоровой семье через детский сад"...

Презентация "Формирование здорового образа жизни дошкольников, в ходе реализации проекта "К здоровой семье, через детский сад""

В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития....

Заседание клуба «К здоровой семье через детский сад». Тема: "Забота о здоровье ребенка"

Цель:  способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; обеспечению физического и психического благополучия....