РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ
проект (младшая группа) на тему

Журавлева Вера Борисовна

Данный материал раскрывает тонкости развития личности детей в возрасте от 3-ёх лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_psikhologa_s_detmi_i_roditelyami.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа

психолого-педагогического сопровождения детей младшей группы (2-3 года)

на _2014_/_2015_учебный год

 


Пояснительная записка.

 

Детство — годы чудес. Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека, период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития возраст 3-4 лет не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне — недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Дети этого возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Им легко передается настроение взрослых, детей. Еще плохо понимая слова, ребенок рано начинает понимать, сердится на него взрослый или нет. Дети легко заражаются настроением окружающих сверстников.

Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в ДОУ, о созданных там условиях воспитания и обучения, им жалко «отрывать» свое чадо от себя, им кажется,  что только они и самые близкие люди могут дать ребенку все то необходимое, что ему пригодится в дальнейшей жизни. И поэтому молодые мамы и папы как можно дольше оттягивают момент, когда их малыш впервые переступит порог детского сада. Родители вызывают бабушек, прабабушек, нанимают нянь, сидят с ребенком по очереди, идут на всякие другие ухищрения, лишь бы не в детский сад, только бы рядом. Безусловно, до достижения ребенком трех лет ему лучше оставаться рядом с родными и близкими ему людьми. Но наступает момент, когда ребенку недостаточно общения с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья и новые впечатления. Здесь на помощь семье должен прийти детский сад. Для этого в детском саду необходимы различные формы взаимодействия с семьями малышей, как посещающих, так и не посещающих детское учреждение. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. На первый план должно выступать взаимодействие с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Семейное и общественное воспитание — две стороны процесса воспитания в интегративном взаимодействии.

Кризис системы общественного дошкольного образования обострил проблему помощи и поддержки семьи, не имеющей специальных знаний и необходимого опыта в воспитании маленьких детей. Семья оказалась в ситуации выбора содержания и форм воспитания ребенка, выбора воспитывающего взрослого, отвечающего за уход и образование ребенка. Таким взрослым может быть только человек, имеющий специальное образование, освоивший новую модель взаимодействия в триаде: ребенок—педагог—родитель. Новая модель дошкольного образования — совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада — обеспечивает развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.

Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство само ценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.

Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.

Итак, позади пеленки и распашонки, но откуда-то накапливаются не всегда осознаваемые усталость, раздражение, тоска по прежнему, беззаботному образу жизни. Подобные ощущения появляются у совсем молодых родителей. К этому добавляются постоянная нехватка денег, необходимость во многом отказывать как себе, так и ребенку. Растущая напряженность провоцирует конфликты в семье, ухудшая семейный микроклимат. Надо что-то делать. И принимается решение отдать ребенка в детский сад.

Здесь нельзя не сказать и о проблеме адаптации, особенно остро она стояла при поступлении ребенка в группы раннего развития, но и сейчас многие дети только начинают посещать ДОУ,  так же задействованы механизмы адаптации и при переходе из яслей в сад, детей переводят к другим воспитателям, в другую группу, у них меняется режим дня, с этими детьми начинают работать специалисты (музыкальный работник, инструктор по физической культуре, логопед).

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

 Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Причинами, способствующими возникновению стрессовых состояний у ребенка, могут быть:

  • Длительное нахождение в большом количестве детей, среди которых могут быть дети, неприятные ребенку.
  • Строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание.
  • Фрустрация каких – либо потребностей ребенка.
  • Общение сразу со многими взрослыми людьми, не все из которых могут быть ему приятны.

Педагоги ДОУ  организовывают жизнь ребенка в дошкольном учреждении, так чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Факторы, которые могут затруднять благоприятное прохождение периода адаптации: частые заболевания матери; недостаток эмоционального общения ребенка с матерью в первый год жизни; резкие, нарушенные отношения между родителями; вторая и третья группа здоровья; заболевания ребенка в первый год жизни, особенно с повышением температуры тела; отставание в нервно - психическом развитии.

Содержание Рабочей программы.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве  группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Задачи воспитания и обучения

Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений. Вырабатывать правильную осанку, совершенствовать культурно-гигиенические навыки, пространственную ориентировку. Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности.

Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды. Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.

Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов.

Воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе; помогать детям запоминать и с помощью взрослого читать короткие стихотворения, потешки.

Формировать элементарные математические представления. Учить находить в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов больше.

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Продолжать воспитывать и развивать образ Я.

Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности.

Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни, музыкальные произведения, замечать изменения в звучании музыки. Учить детей выразительному пению и ритмичным движениям под музыку.

Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Приучать соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру.

Цель программы:

Организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками. Развитие и образование ребенка, усвоение им новых форм социального взаимодействия.

Система работы в данном направлении призвана обеспечить комфортное и полезное пребывание ребенка в условиях дошкольного учреждения с минимальными потерями в плане психического, физического и социального здоровья.

 В программу включены различные методы и техники: наблюдение, анкеты, беседа, тренинги. Программа включает в себя:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие внимания;
  • развитие памяти;
  • развитие логического и творческого мышления;
  • развитие речи,
  • развитие коммуникативных навыков;
  • пальчиковую гимнастику;
  • артикуляционную гимнастику;
  • знакомство с органами чувств и их функциями;
  • начальные навыки классификации, сравнения, выделения       определенных свойств (цвет, форма, размер);
  • аппликацию, рисование, лепку;
  • игры и упражнения на коррекцию эмоционально-волевой сферы: тревожности, агрессивности, гиперактивности, самооценки, общения.

Данная программа позволяет оценить различные взаимоотношения в позициях: ребенок – родитель – воспитатель.

В связи с этим организована работа по трем направлениям:

  • с родителями;
  • педагогами;
  • воспитанниками.

Программа составлена с опорой на глубокое научное знание законов и закономерностей развития детской психики.

Она базируется на следующих организационных принципах:

  • Диагностика уровня психического развития каждого ребенка с целью определения оптимально возможной нагрузки при выборе программы;
  • Психолого-педагогическое сопровождение курса занятий;
  • Просветительская работа с родителями, направленная на формирование родительских требований к детям, адекватных их нервно-психическим и физиологическим возможностям;
  • Построение занятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Факторы, определяющие успешность программы сопровождения ребенка младшей группы

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Факторы, определяющие успешность реализации программы сопровождения детей младшей группы:

  • Это состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, развитый по возрасту малыш, обладает большими возможностями, он лучше справляется с трудностями;
  • Степень сформированности у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими;
  • Отношение с ровесниками.

  1. Работа с родителями

Разработан пакет документов для родителей:

  • Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих укреплению резервных возможностей детского организма в период посещения ДОУ;
  • Анкетирование родителей;
  • Индивидуальное консультирование для родителей (по запросу).

Просветительская работа с родителями в форме:

        а/ сообщений на родительских собраниях (например, «Особенности ребенка 3-4 лет», «Психологические новообразования у ребенка 3-4 лет»;

        б/ семинаров-практикумов (например, «Игры в раннем возрасте»);

        в/ просветительских листовок (например, «Как общаться с ребенком?», «Что делать, если…»),

г) проведение тренингов: «Каким вы ходите видеть своего ребенка?», «Цели воспитания и методы развития детской деятельности», «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду».

Оформлены:

  • папка-передвижка "Кризис трех лет», "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду" (Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.);
  • информационные листы-памятки с кратким материалом «Как не кричать на ребенка»
  •  памятка для родителей «Советы маме», которые они могут взять с собой;
  • анкета «Стили родительского воспитания», на основе этих данных определяется степень желания и возможности ребенка посещать ДОУ.

Разработана Программа взаимодействия с родителями детей младшей группы.

Цель программы: взаимодействие с семьей, для более успешного обучение и комфортного пребывания ребенка в  ДОУ.

Программа рассчитана на работу с родителями детей от 3 до 4 лет, проходящих обучение в ДОУ.

Основные задачи программы:

  • Получение родителями рекомендаций по подготовке детей к посещению детского сада. Подготовка родителей и ребенка к изменению образа жизни.
  • Улучшение освоение ребенком образовательной программы ДОУ.
  • Психолого – педагогическая помощь родителям, направленная, в частности, на информирование об особенностях развития детей раннего возраста, преодоление кризиса 3-х лет и т.п.

Структура программы

  • Групповые родительские собрания.
  • Получение родителями общих рекомендаций по занятиям ребенка в ДОУ, и домашней подготовке.
  • Получение родителями информации о целях и задачах ДОУ, об образовательной деятельности и ее особенностях.
  • Обеспечение более эффективного взаимодействия родителей и персонала ДОУ

Индивидуальное консультирование родителей:

  • Сбор информации об особенностях внутрисемейного воспитания
  • Сбор информации о детях
  • Сбор информации о проблемах, особенно интересующих родителей
  • Просветительская работа с родителями
  • Создание оптимальных условий  для адаптации детей к ДОУ
  • Ознакомление родителей с общими стратегиями игрового взаимодействия с детьми
  • Создание родительского клуба «Здравствуй, малыш!»
  • Посещения детей младшей группы, изменение условий, смена воспитателей.
  • Рекомендации родителям и воспитателям по времени посещения ДОУЮ режиме работы
  • Проведение игровых занятий с детьми, направленных на улучшение эмоционального состояния.

Учебно – тематический план

Родительские собрания

№п/п

Темы

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Психологические особенности детей 3-4 лет

20мин.

15 мин.

5 мин.

2.

«Особенности кризиса 3-х лет, как с ним быть»

30мин.

25 мин.

5 мин.

3.

«Адаптируемся вместе»

30мин.

20 мин.

10 мин.

4.

Организация режима дня и его значение для ребенка.

20 мин.

20 мин.

-

5.

Выработка общей стратегии воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ

20 мин.

20 мин.

-

Итого

2 часа

1.40мин.

20 мин.

Стендовая информация

  1. Не накричать на ребенка как? (сентябрь – ноябрь).
  2. Изучаем цвета вместе. Рекомендации по изучению цветов (декабрь-февраль).
  3.  Как быть с детскими истериками (март – май)
  4. 10 ошибок при общении с малышом (июнь-август)

Примерные темы консультаций.

  • Что воспитывает детский сад.
  • Кризис трех лет, зачем все это?
  • Как избежать осложнений в адаптации к детскому саду
  • Играем вместе.
  • Что такое раннее развитие.
  • Приемы реагирования на агрессию.
  • Соперничество между братьями и сестрами.
  • Как сделать, чтобы ребенок слушался
  • Игры в дождливую погоду
  • Лето… Что делать вместе с ребенком.
  • Целебный сон, или еще раз про режим.

Стендовая информация составляется по запросам родителей, с учетом результатов анкетирования.

Оценка результативности

  • Проведение анкетирования, в том числе повторного;
  • Наблюдение за детьми, заполнение карт наблюдения;
  • Беседы с родителями;
  • Беседы с воспитателями.

Ожидаемые результаты

  • Улучшение посещаемости детей;
  • Повышение эффективности взаимодействия ДОУ с родителями;
  • Оптимизация взаимодействия родителей и детей;
  • Активное усвоение ребенком норм и правил социального поведения;
  • Укрепление чувства собственного достоинства и самооценки  детей:
  • Улучшение усвоения информации и овладение необходимым запасом знаний.

2. Работа с воспитателями

Схема взаимодействия педагога0психолога с педагогами

1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)

  1. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  2. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  3. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  4. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
  5. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  6. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  7. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  8. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  9. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
  10. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  11. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  12. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
  13. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

Разработан пакет документов для педагогов:

1.1. Проведение консультаций, семинаров с воспитателями:

  • Особенности детей посещающих ДОУ;
  • Особенностям психического развития детей 3-4 года;
  • Формированию игровой культуры ребенка (используется перечень игр, разработанных в центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца специалистами С.Л. Новоселовой и Н.А. Реуцкой);
  • Согласование методики режимных процессов с семьей;
  • Развитие мелкой моторики.

1.2. Разработаны  рекомендации воспитателям для работы с детьми 3-4   лет.

1.3. Разработана карта нервно-психического развития ребенка

1.4. Разработан пакет диагностических методик для детей 3-4 лет.

1.5. Разработан пакет игр и развивающих занятий для работы с детьми 3-4 лет, по различным сферам (эмоционально-волевая, когнитивная, сфера социального взаимодействия).

Рекомендации воспитателю при работе с детьми 3-4 года.

  • Использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать).
  • Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой.
  • Рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном.
  • Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком.
  • Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

 

3. Работа с ребенком.

Формы работы с детьми 3-4 лет:

 

Предлагаются специальные игры, развивают детей, позволяют им лучше усваивать предлагаемую в рамках ДОУ образовательную программу.

Цель  – помочь детям справиться с возникающими в течение учебного года проблемами, развитие  когнитивной, эмоционально-волевой сферы, преодоление негативных особенностей поведения.

Этим определяются основные задачи:

  • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего       дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду;
  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Для этого можно порекомендовать:

  • Послушать негромкую, спокойную музыку и веселые детские песни;
  • Принести с собой из дома любимую игрушку, если загрустит малыш, то сможет прижать её к себе и почувствовать себя более спокойно;
  • Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку;
  • Мини-игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;
  • Места для уединения, где ребенок может отдохнуть от других детей.

Оборудование

        Фонотека, настольные игры, предметные игрушки, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, ковер, массажный шарик, легкие прозрачные шарфы, бумага для рисования, специальный раздаточный материал (для отдельных занятий), цветные шнуры, мелкие игрушки, горох.

        Принципы проведения занятий:

        - наглядность обучения;

        - доступность;

        - развивающий и воспитательный характер учебного материала;

        - системность подачи материала.

        

Структура и форма занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 9 человек) и индивидуально. Длительность занятия 15 минут.

        В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

        

Общая структура занятия:

        - ритуал приветствия;

        - дыхательные упражнения;

        - пальчиковая, артикуляционная гимнастика;

        - развивающая игра;

        - изодеятельность (релаксационные упражнения);

        - ритуал прощания.

  Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей 3-4 лет, стали положения отечественных психологов о том, что развитие ребенка происходит путем усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является предметная. Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, восприятия, мышления и речи. При отборе заданий учитывались возрастные закономерности психического развития детей, а также тот факт, что основной способ усвоения общественного опыта – подражание действиям взрослых. Это происходит в том случае, когда ребенок уже способен к сотрудничеству, проявляя желание выполнять задание, предложенное взрослым.

        Обследование проводится в два этапа.

В сентябре и в мае, оценка проходит путем анкетирования родителей, и проведения комплекса психодиагностических методик. 

Первичное психологическое обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях (эмоциональная сфера, деятельность).

Карта нервно-психического развития

Возраст

3-4 года

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

I. Мышление и речь. 
Специальные задания

Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и т.п.

Группирует предметы по несущественному признаку, например, по цвету.

II. Моторика 

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах: на месте и продвигаясь вперед Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.

Не умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.

III. Внимание и память. 

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто «отключается» с трудом и непрочно запоминает стихи.

IV. Социальные контакты 

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

V. Психическое здоровье. 

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного эмоционального, психомоторного характера.

На втором этапе проводится диагностическое обследование с каждым ребенком индивидуально.

Учитывая современный подход к диагностике психического развития и комплексный характер изучения нарушений и отклонений в развитии ребенка, были определены основные параметры оценки познавательной деятельности: принятие задания, способы его выполнения, обучение в процессе диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности.

  • Принятие задания – (согласие ребенка выполнять предложенное задание) является первым, абсолютно необходимым условием его выполнения. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к действиям с ними.
  • Способ выполнения задания – самостоятельно или после обучения (показа, подражания действиям взрослого).
  • Обучение в процессе диагностического обследования – осуществляется только в пределах трех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования детям предлагаются следующие виды помощи: выполнение действия по показу или подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с ориентировкой на речевую инструкцию.

Количество показов выполнения задания не должно превышать двух-трех раз. Обучаемость в процессе обследования, т.е. переход ребенка от подражательных действий к самостоятельному выполнению задания свидетельствует о его потенциальных возможностях. Отсутствие обучаемости может быть связано с грубым снижением интеллекта или нарушением эмоционально-волевой сферы.

  • Отношение ребенка к результату своей деятельности – определяется следующим образом: подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляет активный интерес к предложенным заданиям, самостоятельно их выполняет и заинтересовано конечным результатом. Для детей с нарушением интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.

Задания для обследования

1.    Рисунок на свободную тему.

2.    Рисунок человека.

3.    Разрезные картинки.

4.    Бирюльки.

5.    Мисочки.

6.    Коробочка форм (почтовый ящик).

7.    Эталоны.

8.    CAT (2–3 картинки из первой серии).

9.    Конструирование по расчлененному образцу.

Проведение психологических занятий

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Рекомендации по проведению занятий:

  • Психолог является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
  • Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.
  • Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется.
  • В процессе практической работы допустима как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ребенком в те же игры.
  • Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить отдельные занятия, игры и упражнения.

Индивидуальное сопровождение ребенка в ДОУ.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Индивидуальное сопровождение осуществляется при трудной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество со взрослыми, окружающими ребенка.

        Используется метод игровой психокоррекции.

 Желаемый  результат должен быть, таким чтобы в течение последующих  лет не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом.

Список используемой литературы

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с.
  3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
  4. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / [Т.Н.Доронова, Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева и др.].– М.: Просвещение, 2007. – 303с.: ил.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
  6. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.
  7. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педпгогов / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
  8. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
  9. Смирнова Е.О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 104 с.
  10. Смирнова Е.О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”: лекции 5-8. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 120 с.
  11. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. — Москва.: Теревинф, 2007. — 232 с.
  12. Источник http://sdp.ucoz.ru


Приложение 1

Тренинг

«Каким вы ходите видеть своего ребенка?»

Сценарий тренинга и методические рекомендации к его проведению.

        

Предварительная подготовка тренинга

  1. Выявление ценностей воспитания.
  2. Анализ методов воспитания.
  3. Беседа о разных моделях личностного развития ребенка.

Теоретическая подготовка участников тренинга:

  • Как показывает анализ ситуации в области образования детей раннего возраста, приоритетными направлениями остаются:
  • Воспитание послушания;
  • Формирование навыков самообслуживания (научить ребенка самостоятельно одеваться, есть, пользоваться горшком);
  • Развитие сенсорики у детей (умение различать форму, цвет, величину предметов);
  • Овладение стандартным набором навыков продуктивной детской деятельности (рисования, лепки, конструирования).

        За этими ориентирами просматривается стремление воспитать удобного для взрослого, послушного ребенка, действующего не по собственной инициативе, а по указанию взрослого, только в жестко регламентированных рамках. Такая установка не всегда осознается воспитателями и родителями.

Сценарий

Методические рекомендации

Этап 1. Выявление ценностей воспитания

Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы: «Каким вы хотите увидеть своего ребенка в раннем возрасте?». На доске выписываются все качества ребенка, которые называют участники. Например: послушный; хорошо ест; умеет сам одеваться; не капризничает; не дерется; хорошо засыпает; пользуется горшком; добрый; общительный; ласковый; смелый; умный; умеет за себя постоять; хорошо говорит; любит рисовать; любит лепить; любит, когда ему читают; здоровый; умеет найти для себя занятие; любознательный; помогает взрослым и т.д.

Затем ведущий предлагает объяснить, для чего нужно воспитывать эти качества. Предлагает начать обсуждение с такого значимого для взрослых качества, как послушание. Ведущий спрашивает: «Для чего нужно это качество?» Ответы участников тренинга могут быть разными. Например: «Чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься своими делами»; «Чтобы учился учитывать интересы других людей»; «Чтобы ребенок приучался к порядку, дисциплине»; «Чтобы его можно было чему-то научить»; «Чтобы он умел соблюдать режим»; «Чтобы не конфликтовал со сверстниками»; «Чтобы был управляемым» и пр.

Составив такой список, ведущий предлагает выделить формулировки, в которых содержатся ценности развития ребенка, и формулировки, которые подразумевают ценности «удобства» взрослых, обведя их фломастерами разных цветов или разнеся в две колонки.

Целесообразно чтобы, группируя эти формулировки, участники обсуждали каждую из них, опираясь на конкретные ситуации. Например: рассматривается ситуация: мать пеленает младенца, а старший малыш просится к ней на руки. Мать хочет, чтобы старший ребенок подождал и не мешал ей. Таким образом, от ребенка требуется послушание. Однако сформулировать необходимость этого качества в данной ситуации можно и как «Чтобы он не мешал взрослому» и как «Чтобы учился учитывать интересы других людей». За каждой формулировкой – разные ценности. Очевидно, что аргумент «Послушание нужно, чтобы ребенок не мешал взрослому» не подразумевает ценности развития ребенка и будет отнесен к формулировкам, подразумевающим ценности «удобства» взрослого; а второй аргумент – к формулировкам, в которых содержатся ценности развития ребенка.

Подобным образом обсуждаются и другие качества ребенка, пока участники не научатся усматривать и анализировать стоящие за ними ценности.

Работа с формулировками, обосновывающими необходимость формирования того или иного качества ребенка, является первым шагом в осознании ценностей воспитания.

Следующим шагом будет обсуждение методов воспитания выделенных качеств.

Этап 2. Анализ методов воспитания.

С целью обсуждения методов воспитания выделенных качеств ведущий предлагает вновь вернуться к качеству послушания и на конкретных примерах обсудить, как обычно взрослые добиваются послушания в разных ситуациях. При этом он или кто-то из участников записывают все названные группой варианты. Например: шлепают; ставят в угол; пугают; лишают развлечений, сладкого, подарков; используют окрики; читают нотации; стараются объяснить, уговорить; переключают внимание; обижаются; используют игровые приемы и т.д.

После того, как участники тренинга выскажутся, ведущий предлагает проанализировать выделенные способы с точки зрения их значения для развития личности маленького ребенка. Для этого сначала он предлагает представить и рассказать, что переживает ребенок при негативных воздействиях взрослого, таких как физическое наказание, окрики, нотации, лишение удовольствий и др., записывая все высказывания в левой части листа. Это могут быть: унижение; страх; вина; ощущение, что его не любят, отвергают; горе; ответная агрессия; растерянность и др.

Затем ведущий предлагает провести такую же работу в отношении позитивных воздействий взрослого, таких как уговорить, объяснить, договориться, переключить внимание. Высказывания участников записываются в правой части листа. Например: «Не испытывает унижения, обиды, страха, не теряет контакта со взрослым»; «Получает положительные образцы действий»; «Проявляет собственную инициативу»; «Сохраняет положительное самоощущение» и др.

Ведущий должен учитывать, что описание переживаний ребенка может представлять трудность для многих педагогов и родителей. Поэтому он с помощью наводящих вопросов, подсказок, обращений к личному опыту участников помогает назвать как можно больше возможных состояний и переживаний ребенка. Ведущий постепенно подводит участников группы к мысли, что такие приемы, как наказание, окрики, лишение общения, попытки напугать ребенка, лишают доверия ко взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым, ущербным и в конечном итоге могут стать источником невротических реакций. В результате таких воздействий, взрослый, преследуя благую цель -  развить положительное качество у ребенка, на самом деле может нанести вред его личностному развитию и психическому здоровью.

На следующем этапе тренинга целесообразно провести специальную беседу о разных моделях личностного развития ребенка. 

Этап 3. Модели личностного развития ребенка.

Ведущий рассказывает о том, как разные воспитательные стратегии обусловливают различные модели личностного развития ребенка. Фундамент личности закладывается в раннем возрасте и во многом определяет ее особенности в последующие годы жизни. Реализация принципов авторитарной педагогики способствует накоплению у ребенка негативного опыта контактов со взрослым, формирует недоверие к миру, низкий уровень инициативности, любознательности, неуверенность в себе, тормозит развитие творческих способностей, появлений детской непосредственности, жизнерадостности, часто провоцирует проявления робости, конфликтности, агрессивности. Напротив, следование принципам личностно-ориентированной педагогики способствует накоплению у ребенка позитивного опыта общения со взрослым, дает ему возможность развить инициативность, активность, познавательные способности, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим.

Далее, в зависимости от того, какие проблемы были подняты, ведущий обсуждает их с точки зрения общих закономерностей психического и личностного развития ребенка. В данном случае уместно обсудить проблемы послушания. Ведущий поясняет, что детское непослушание и нарушение запретов часто имеет под собой важное психологическое содержание.

В раннем возрасте дети часто используют непослушание для определения границ дозволенного, для привлечения внимания взрослого к себе в тех случаях, когда его не хватает. Например, маленький ребенок подходит к маме, держа в одной руке соску, а в другой руке ботинок. Уже зная, что взрослый не разрешает брать ботинок в рот, малыш подносит ботинок ко рту и лукаво смотрит в глаза взрослому. Услышав «не надо», он улыбается и берет в рот соску. Так может продолжаться несколько раз и с различными предметами. В подобных случаях взрослый должен понимать, что ребенок не дразнит его, а выясняет границы дозволенного и недозволенного. Наказания здесь неуместны. Лучше отвлечь внимание ребенка и предложить ему совместную игру.

Часто проблема непослушания встает из-за недооценки родителями и воспитателями присущего детям стремления к познанию окружающего предметного мира. Ребенок раннего возраста пытается все попробовать на вкус, залезть в шкаф, засунуть палец в розетку, схватить горячую кастрюлю, ножницы и др. Многие родители вместо того, чтобы убрать неподходящие предметы из зоны досягаемости детей и заполнить ее игрушками и безопасными предметами, прибегают к ограничениям, запретам. Тем самым они тормозят развитие у ребенка познавательной активности и провоцируют его на конфликты.

 Актуальными для обсуждения являются и такие проблемы, как упрямство, негативизм, агрессивность, неумение общаться со сверстниками, капризность, избалованность и др. Если таких проблем в группе накопится много, они могут стать темами последующих тренингов и бесед.


Приложение 2

ТРЕНИНГ

«Цели воспитания и методы развития детской деятельности»

Общие требования к организации тренинга

        Организаторы: методист, педагог-психолог, педагоги.

        Участники: желательно все сотрудники групп раннего возраста. И по возможности родители.

        Ведущий: педагог-психолог

        Время проведения тренинга: конференции, семинары, тематические педсоветы, родительское собрание.

Предварительная подготовка тренинга.

        Организаторы тренинга намечают этапы  проведения занятия:

  1. Анализ занятия по изобразительной деятельности с использованием традиционной учебно-дисциплинарной модели обучения.
  2. Анализ занятия по изобразительной деятельности с использованием личностно-ориентированной модели обучения.

Сценарий тренинга и методические рекомендации к его проведению.

Сценарий

Методические рекомендации

Этап 1. Анализ занятия по изобразительной деятельности с использованием учебно-дисциплинарной модели обучения.

Ведущий дает описание занятия по изобразительной деятельности, построенного  по традиционной учебно-дисциплинарной модели, и предлагает группе обсудить его.

Возможный вариант такого занятия:

Педагог усаживает группу детей 3-его года жизни за столики, где разложены одинаковые наборы карандашей и листы из альбома для рисования. Он сообщает детям, что сегодня они будут учиться рисовать солнышко; объясняет, что солнышко круглое и красное; показывает, как его нужно рисовать. Педагог говорит, что солнышко нужно рисовать красным карандашом, и предлагает детям выбрать среди карандашей красный. По ходу работы воспитатель поправляет детей и делает им замечания типа: «У тебя солнышко очень маленькое», «Разве солнышко бывает синее?», «Посмотри, другие дети уже нарисовали, у них солнышко большое и красное», «Лучше всех нарисовал Петя, Его работу мы поставим на выставку».

По окончании занятия педагог задает вопросы, повторяя пройденный материал: «Какое солнышко?». Дети отвечают: «Круглое». Педагог: «Правильно, Еще какое?». Дети: «Красное». Педагог: «Молодцы!»

При обсуждении занятия ведущий должен обратить внимание группы на следующие моменты, касающиеся действий педагога:

  1. Посадил всех детей за столики, а не предложил им занятие по выбору.
  2. Предложил всем детям один сюжет и одинаковые материалы.
  3. Использовал преимущественно порицания, а не поощрения.
  4. Негативно оценил нестандартный рисунок ребенка (синее солнышко).

Подводя итоги обсуждения, ведущий подчеркивает, что в ходе занятия соблюдалось содержание только одного критерия: познакомить детей с основными свойствами предмета, такими как форма, цвет, величина.

Ведущий спрашивает: «Какие, на Ваш взгляд, ценности воспитания и образования реализуются в ходе рассмотренного занятия?». Он подводит группу к выводу о том, что педагог обучает детей навыкам, знаниям и умениям, но не создает условий для развития творчества, фантазии, изобразительности, умения делать выбор, положительного самоощущения.

На втором занятии целесообразно рассмотреть традиционный, для отечественной педагогики раннего возраста вопрос о сенсорном воспитании детей.

Ведущий может предложить еще раз обратиться к тем качествам, которые участники группы выделили как желательные при воспитании детей раннего возраста, и выбрать из них те, которые относятся к формированию умения ребенка в продуктивных видах деятельности, например, умение рисовать.

Модели занятий могут носить обучающий, развивающий, тренинговый (тренировочный) и творческий характер. Традиционными педагогическими задачами занятий по изобразительной деятельности являются развитие навыков рисования и сенсорных способностей ребенка (умение различать цвет, форму, величину). Чаще всего они решаются с помощью задания детям образца и коррекции педагогом их деятельности.

Задача данного этапа – подвести гурппу к осознанию противоречий между традиционными способами обучения и целями Программы, а также критериями оценки содержания и методов воспитания и обучения в разделе «Развитие детей второго и третьего года жизни».

Этап 2. Анализ занятия по изобразительной деятельности с использованием личностно-ориентированной модели обучения.

Ведущий предлагает разыграть сценарий занятия, способствующего развитию у детей названных качеств.

Целесообразно обсудить в группе начало занятия. Ведущий спрашивает: «Как можно начать занятие, чтобы избежать принуждения и создать у детей мотивацию к рисованию?» Участникам группы предлагается придумать соответствующие варианты. Во всех вариантах взрослый отталкивается от наличной ситуации в группе. Например:

- прочитав детям сказку, взрослый спрашивает, не хотят ли они нарисовать кого-то из ее персонажей;

- побеседовав на прогулке с детьми о погоде и рассказав про солнышко, спрашивает, не хотят ли они нарисовать его;

- увидев, что кто-то из малышей начал рисовать, педагог поддерживает ребенка и предлагает другим детям присоединиться;

- педагог сам начинает рисовать и ждет, когда кто-то из детей присоединится к нему.

Другой вариант:

 Ведущий берет на себя роль педагога, три других участника – роли детей.

На столах раскладываются материалы для рисования – листы бумаги разных размеров, карандаши, фломастеры, уголь, мелки, краски и др.; книги; игрушки. Участникам группы, исполняющим роли детей, предлагается вести себя непосредственно, как это делают маленькие дети. Кто-то может устроиться рисовать на полу, кто-то – отказаться от предложений педагога, рассматривать книгу или играть с куклой.

Педагог спрашивает у детей: «Кто хочет вместе со мной порисовать?» - и начинает рисовать картинку: колобка, солнышко, цветок и др. Детям, выразившим желание рисовать, предлагается выбрать материал в соответствии с интересом каждого ребенка. В процессе рисования воспитатель поддерживает любую инициативу ребенка, интерпретируя его рисунок, хвалит: «Ты что нарисовала, Машенька? Может быть, это солнышко? Какое оно у тебя красивое, большое, красное!», «А у тебя что получилось, Коленька? Наверное, это дождик? Молодец! Теперь, может быть, нарисуешь травку? Какого цвета бывает травка? Кто знает?» Педагог ненавязчиво подсказывает детям, что трава бывает зеленая (показывает зеленый карандаш или мелок), желтая, коричневая. Любой выбор ребенка поощряется и обыгрывается. Предположим, кто-то из детей нарисовал синий кружок и сказал, что это солнышко. В этом случае педагог может сказать: «Какое замечательное солнышко! А почему оно синее? Я такого никогда не видела, а ты, Машенька?» Маша может ответить, что видела или что ей так больше нравится, педагог спокойно принимает ответ ребенка и спрашивает: «А какое еще может быть солнышко? Оно может быть красное или желтое? Давай посмотрим в окошко или на картинку в книжке. Здесь солнышко желтое, но нарисовать ты его может так, как тебе нравится».

Педагог поясняет участникам тренинга, что на таком занятии тоже происходит знакомство детей с цветом, формой, овладение приемами работы с различными материалами, как и на традиционном занятии. Однако при этом детям не навязывается деятельность, ее образец, материалы, а представляется свобода выбора, поощряется детская фантазия. Вместо подчеркивания ошибки в рисунке ребенка ему предлагается другие возможные варианты выбора цвета.

Педагог обращает внимание детей на рисунок каждого ребенка и хвалит его: Посмотрите, какого красивого колобка нарисовал Петя! Он круглый, желтый, веселый!» Ели кто-то пожаловался, что у него не получается, педагог в мягкой форме предлагает свою помощь: «Давай, попробуем вместе нарисовать», - и, добавив к каракулям какую-нибудь деталь, говорит: «Смотри, у нас получился красивый цветочек, тебе нравится?»

Педагог удерживает в поле внимания всех детей и стремится оказать каждому из них поддержку. Например, если кто-то из детей рассматривает в это время книжку, педагог может подойти к нему и сказать: «Какие красивые картинки, Петя, кто здесь нарисован?» и т.д.

По окончании рисования  педагог спрашивает у каждого ребенка: «Хочешь, мы поставим твой рисунок на выставку? Или ты хочешь забрать его домой?»

После разыгрывания сюжета группа переходит к обсуждению работы педагога. Ведущий направляет обсуждение, акцентируя внимание на следующих моментах: отсутствие принуждения, учет желаний и интересов ребенка, представление права выбора сюжета и материалов, непринужденная игровая форма занятий, поддержка каждого ребенка, создание положительной эмоциональной атмосферы, поддержка инициативы и поощрение детского творчества.


Приложение 3

ТРЕНИНГ

«Проблемы адаптации ребенка к детскому саду»

Занятие № 1. Анализ проблем адаптационного периода.

(Общие требования к организации тренинга). 

        Организаторы – методист, педагог-психолог.

        Участники – педагоги групп раннего возраста, родители.

        Ведущий – педагог-психолог.

        Время проведения тренинга – тематические педсоветы, родительские собрания.

Предварительная подготовка тренинга.

Организаторы тренинга намечают цели и этапы проведения занятия.

        Цель тренинга – формирования представления о периоде адаптации ребенка к детскому учреждению и связанных с ней проблемах.

        Этапы:

  1. Выявление проблем адаптационного периода.
  2. Выявление причин трудностей адаптации ребенка.
  3. Поиск приемов коррекционной работы с детьми.

        Теоретическая подготовка участников тренинга:

Организаторы тренинга подбирают соответствующую литературу и предлагают педагогам заранее познакомиться с ней.

Сценарий тренинга и методические рекомендации к его проведению.

Сценарий

Методические рекомендации

Этап 1. Выявление проблем адаптационного периода.

Целесообразно выявить целостную картину трудного адаптационного периода. Ведущий предлагает каждому  участнику описать особенности поведения детей, назвать проблемы, с которыми сталкивается воспитатель в период адаптации ребенка, записывает все высказывания на доске или плакате. Этот перечень может оказаться довольно большим.

Например: ребенок боится нового помещения, незнакомых взрослых и детей; с плачем прижимается к матери и не отходит от нее ни на шаг; ничем не интересуется, не подходит к игрушкам; избегает контактов с детьми; отвергает воспитателя; не отпускает от себя воспитателя, стремится постоянно сидеть у него на руках; отказывается от еды; отказывается пользоваться горшком; перестает использовать речь, хотя умеет говорить; постоянно плачет или находится в подавленном настроении; играет только с одной игрушкой, не переключается на другие виды деятельности; начинает часто болеть и др.

В случае, если участники группы не могут обозначить трудности, ведущий помогает дополнить список в соответствии с приведенным перечнем и собственным опытом.

Затем ведущий предлагает обобщить перечисленные трудности в несколько групп по тем или иным основаниям, что поможет выявить наиболее проблемные области адаптации как у всех детей, так и у отдельного ребенка. Ведущий подводит участников группы к выделению следующих проблемных областей: активная деятельность; общение со взрослыми; общение с детьми, - и предлагает соотнести с ними каждое высказывание, обозначая их каким-либо знаком – буквой, цветом, цифрой и др.

Затем участникам тренинга можно предложить описать несколько портретов ребенка, испытывающего трудности адаптации в одной или нескольких сферах. Это могут быть как гипотетические портреты, так и портреты конкретных детей из данного детского сада. Работа, проведенная в группе на первом этапе тренинга, поможет педагогам и родителям яснее представить целостную картину трудностей адаптации и научит вычленять ее отдельные признаки. Это позволит лучше разобраться в причинах возникающих у ребенка трудностей и подобрать адекватные методы коррекции.

Почти все маленькие дети испытывают трудности при поступлении в ДОУ. В большинстве детских садов до сих пор этой проблеме не уделяется должного внимания. Единственное, что практикуется в целях смягчения адаптационного периода, это возможность кратковременного пребывания ребенка в группе в присутствии матери. При этом педагоги часто стремятся сократить период присутствия матери, ссылаясь на то, что дети быстрее привыкают к детскому саду, когда остаются без нее. Однако известно, что сроки адаптации для разных детей различны: некоторым детям достаточно двух-трех дней, а другим требуется несколько месяцев, для того чтобы привыкнуть к новой обстановке, войти в новую социальную среду. Часто критерием привыкания ребенка выступает прекращение плача и послушное выполнение режима в отсутствии матери. Между тем, это не всегад верно. Основными показателями полноценной адаптации являются активное проявление любознательности ко всему окружающему, возникновение привязанности к педагогу, желание играть со сверстниками, что свидетельствует об эмоциональном благополучии ребенка.

Что могут сделать педагоги и родители для облегчения адаптации ребенка к детскому учреждению? Задачей данного тренинга является поиск ответов на этот вопрос.

Этап 2. Выявление причин трудностей адаптации ребенка.

Педагоги вместе с родителями пытаются выявить причины переживаемого ребенком дискомфорта, в соответствии с которыми будут определяться возможные способы облегчения адаптационного периода.

Ведущий спрашивает, что может являться причиной страха ребенка перед незнакомыми людьми, нежелания участвовать в совместной игре и выполнять режимные процедуры. Все ответы обсуждаются и в обобщенном виде фиксируются ведущим. Наверняка среди причин будут названы такие как избалованность, изнеженность; болезненность; врожденные особенности или наследственность, объясняемые тем, что ребенка не приучали в семье к самостоятельной еде, к горшку, гигиеническим процедурам и др.

Такие формулировки причин трудностей адаптационного периода иногда содержат попытку списать эти трудности на не зависящие от педагогов обстоятельства и устраниться от обязанности создать комфортные условия воспитания для каждого ребенка. Задача ведущего – раскрыть более глубокие причины этих трудностей, связанные с закономерностями психического развития ребенка или особыми обстоятельствами в семье, которые часто не учитываются педагогами и родителями.

 Провести беседу о роли привязанности к матери в жизни маленького ребенка, о возможных негативных последствиях его отрыва от близких взрослых (развитии невротических состояний, приводящих к апатии, депрессии или повышенной раздражительности и агрессивности, нарушением сна, энуреза, отказу от общения и др.); о закономерностях развития общения со взрослыми и сверстниками в младенческом и раннем возрасте, знание которых необходимо для установления эмоционального контакта педагога с ребенком и детьми между собой.

В результате ведущий должен подвести группу к дополнению списка перечисленных причин трудностей адаптационного периода причинами психологического порядка, связанными с тем, что ребенок:

- может находиться в возрасте, когда страх перед посторонними является естественным, что характерно для детей первого года жизни;

- не имеет опыта общения с посторонними людьми, например в семью редко приходят гости, ребенок не общался с другими детьми и др.;

- предпочитает эмоциональные контакты с близкими, и его не могут удовлетворить контакты с посторонними людьми;

- не имеет достаточного опыта игры с предметами вместе с другими людьми;

- имеет негативный опыт общения с другими людьми, например, проходил медицинские обследования и лечение, связанные с болезненными процедурами, или был обижен сверстниками.

- пришел из неблагополучной семьи: ситуация развода родителей, неполная семья, болезнь одного из родителей, жестокое обращение в семье и др.

Понимание истинных причин трудностей адаптации детей к детскому учреждению поможет педагогам и родителям правильно поставить педагогическую задачу и разработать соответствующую стратегию коррекционной работы.

Этап 3. Поиск приемов коррекционной работы с детьми.

Определив вероятные причины трудностей, группа переходит к обсуждению возможных приемов коррекционной работы с ребенком. Каждый член группы предлагает свои варианты. Они могут быть чрезвычайно разнообразными и варьировать от авторитарных методов наказания и пересечения нежелательного поведения до попустительства и игнорирования проблем ребенка. Это зависит от уровня педагогического опыта и мастерства, социокультурных установок, семейных традиций. Все названные приемы фиксируются ведущим.

Затем перед группой ставится задача выбора оптимальных вариантов педагогических взаимодействий.

Этот выбор является ключевым моментом тренинга. Группа может разделиться на несколько подгрупп, каждая из которых вырабатывает свою стратегию проведения коррекционной работы и выносит ее на общее обсуждение. Задача ведущего – столкнуть различные точки зрения и, поддерживая дискуссию, поставить группу перед проблемой выбора критериев оценки адекватности предлагаемых методов коррекции. Такими критериями должны стать установки Программы и Временные требования российского государственного стандарта дошкольного образования.

Ведущий предлагает соотнести предлагаемые варианты с данными критериями. В их основе лежит гуманное отношение к ребенку, уважение к его личности. Такой подход полностью отвергает физическое наказание и негативные дисциплинарные методы, пугающие, унижающие или обижающие детей, и предполагает установление доверительных, доброжелательных отношений с детьми, учет индивидуальных особенностей и предпочтений, ласковое обращение, оказание поддержки детям, создание у них положительного самоощущения.

В результате такого соотнесения отвергаются нежелательные формы обращения с детьми, а из оставшихся позитивных методов выбираются оптимальные, с учетом конкретной ситуации, в которой находится ребенок.


Приложение 4

Наличие возможных навыков при поступлении в детский сад

(3-4 года) - памятка для родителей

Навыки самообслуживания

  • ест довольно аккуратно, умеет пережевывать пищу, использует ложку и чашку (возможно небольшое докармливание);
  • пытается одеваться самостоятельно (без застегивания): надевает нижнее белье, носки, штаны, обувь, шапку и т.д.
  • самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком;
  • просится в туалет, используя слова;
  • узнает свои вещи;
  • с помощью взрослого убирает игрушки.

Индивидуальные особенности

  • употребляет в речи местоимения «Я», «МОЙ»;
  • понимает слова «нельзя», «надо», «иногда выполняет»;
  • любит, когда читают книжки;
  • рассматривает картинки, может обозначить словом предмет, действие;
  • любит слушать музыку;
  • любит рисовать так, как умеет.

Развитие общения

  • изображает поведение взрослого;
  • «отыгрывает» на кукле, мишке знакомые действия: кормит, укладывает спать и т.д.;
  • любит играть рядом с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;
  • по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку.

Развитие речи

  • понимает обращенную к нему речь;
  • повторяет за взрослым предложения из 3-4 слов;
  • самостоятельно строит предложения из 3-4 слов (допустимо неграмотное построение фразы);
  • может ответить на вопросы: «Где?», «Куда?».

Сенсорное развитие

  • подбирает к образцу каждого из основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) предметы соответствующего цвета;
  • ориентируется в контрастных формах предметов (мячик, кубик, кирпичик, крыша и т.д.);
  • различает большой и маленький предметы.

Продуктивная деятельность

  • самостоятельно делает постройки (дом, диван…);
  • умеет рисовать замкнутую линию (клубочек, шарик);

пытается лепить из теста булочки, лепешки.

П

Приложение 8

Памятка по организации педагогического процесса

в период адаптации

(для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)

  • В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старшего воспитателя. Со временем все дети переводятся на общий режим.
  • Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
  • Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома.
  • Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
  • Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.
  • В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.
  • Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.
  • Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.
  • Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
  • Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.
  • Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
  • Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами. Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
  • Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям.
  • Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Приложение 9

Консультация для родителей

«Адаптация ребенка к детскому саду»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

        Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

        Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

        Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

        Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный  переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

        Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:

  1. легкую;
  2. среднюю;
  3. тяжелую.
  1. При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
  2. Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливается через 20 – 40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
  3. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  1. Возраст.
  2. Состояние здоровья.
  3. Уровень развития.
  4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
  5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
  6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
  3. Неумение занять себя игрушкой.
  4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
  5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, что первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ.

  1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
  2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
  3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
  4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
  5. Не высказывать сожаление о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
  6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

        - самостоятельно садиться на стул;

        - самостоятельно пить из чашки;

        - пользоваться ложкой;

        - активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

        Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

        Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.

        Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

                Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища – очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).

        Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

        Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.


Семинар для родителей

Особенности и психологические новообразования у ребенка 3-4 лет

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в

пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Основными задачами в этот период являются

Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений. Вырабатывать правильную осанку, совершенствовать культурно-гигиенические навыки, пространственную ориентировку. Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности.

Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды. Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.

Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов.

Воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе; помогать детям запоминать и с помощью взрослого читать короткие стихотворения, потешки.

Формировать элементарные математические представления. Учить находить в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов больше.

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Продолжать воспитывать и развивать образ Я.

Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности.

Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни, музыкальные произведения, замечать изменения в звучании музыки. Учить детей выразительному пению и ритмичным движениям под музыку.

Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Приучать соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Использование современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) становится все популярнее. Они внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том чис...

Работа психолога с детьми с ДЦП

Особенности психического развития детей с ДЦП,диагностика познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП, коррекционно-развивающая работа ....

"Коррекционно - развивающие игры и упражнения для индивидуальной работы психолога с детьми подготовительной группы"

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводится психологом с детьми, имеющими низкий уровень готовности к школьному обучению. Планируемые результаты: повышение уровня психологичес...

Элементы кинезиологии в работе психолога с детьми подготовительной группы

Использую кинезиологические упражнени с целью синхронизации работы полушарий головного мозга....

пальчиковая гимнастика в работе психолога с детьми

Пальчиковая гимнастика одна из важных деталей в работе психолога в условиях ДОУ. Ведь она формирует двигательную активность, развивает речь, внимание, память, мелкую моторику....

Использование ИКТ в работе психолога с детьми 2-3 лет

Представленное занятие даёт возможность использовать его как вариант осуществления развивающей работы с детьми раннего возраста с использованием ИКТ....