Рекомендации для родителей "Мы ждем тебя малыш"
консультация (младшая группа) на тему

Морозова Ольга Евгеньевна

Пособие  содержит  практический  материал  позволяющий родителям, педагогам способствовать  постепенному вхождению  ребёнка в детский  сад и комфортной  его адаптации  к детскому учреждению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 61  «Рябинка» города Белово»

«Мы ждем тебя малыш»

2013

Автор – составитель: Морозова Ольга Евгеньевна

воспитатель ДОУ.

Пособие  содержит  практический  материал  позволяющий родителям, педагогам способствовать  постепенному вхождению  ребёнка в детский  сад и комфортной  его адаптации  к детскому учреждению.

Содержание

Первый день

Привыкание

        «Тихий час».

«Вечерние игры».

Выходной   с  малышом.

Первый день.

Он всегда волнительный, первый день. Для родителей пребывание ребенка в детском саду может быть даже более напряженным, чем для самого новичка. Малыш пока что мало осознает, а вот ваша тревога ему передается. Так что постарайтесь настроить себя на волну нового, важного и хорошего события – выхода в свет вашего ребенка.

Первый день совсем не обязательно должен длиться с утра до вечера.  Лучше даже, если малыш побудет в новом коллективе для начала 1,5 - 2 ч. И не беспокойтесь. Ведь вы, скорее всего, уже оставляли свое дитя и с соседкой, и с приятельницей, и с дальними родственниками. Чем же хуже квалифицированные, грамотные педагоги?

Кстати, полезно, предварительно договорившись и с заведующей детским садом, и с воспитателем, поводить несколько дней, загодя, вашего ребенка гулять на территории детского сада. Малыш обвыкнется и с обстановкой, и с другими детьми. И когда уже официально вы приведете малыша первый раз в группу, он легче перенесет ваш уход. Только не подсматривайте за ребенком из-за забора. Для малыша это не останется незамеченным, и он лишний раз разволнуется. Идите в магазин или по каким-то другим делам, но вернитесь точно в то время, о котором вы договорились с воспитателем и на которое у вас создался внутренний настрой. Если же вы будете опаздывать и волноваться, ваше беспокойство передается малышу. А это, согласитесь, не нужно ни ему, ни вам.

Скорее всего, ваш малыш захочет взять с собой из дома любимую игрушку. Договоритесь заранее об этом с воспитателем. Не исключено, вам посоветуют, чтобы игрушка была не очень яркой, неброской. Иначе все дети ринутся к этой игрушке с намерением завладеть ею, и может возникнуть конфликтная ситуация.

Не забудьте сказать воспитателям, какими именами вы обычно называете своего малыша дома. Если вашу девочку зовут, например, Леной, не исключено, что в группе  найдутся еще две-три, а иногда и шесть девочек с таким именем. И тогда вашу дочку звать Леной Ивановой, что для нее совершенно неожиданно, непривычно, и вообще она никакая не Лена Иванова, а Зайчик, Чижик или Солнышко.

Скорее всего, первые часы, проведенные вашим ребенком в детском саду, пройдут более или менее благополучно. О продолжительности пребывания во второй день договоритесь с воспитателями, обсудив поведение малыша по первым результатам.

Ну, а вечером, в семье, не забудьте отпраздновать это радостное  событие. Купите цветов, постелите салфетку понарядней, устройте чай, расскажите всем домашним, как малыш провел время в детском саду, с какими ребятишками познакомился, в какие игры там играл. Настройте еще раз и ребенка, и себя, и всю семью на радостное пребывание малыша в детском саду.

Кстати, хорошо, если первый день приходится не на начало недели, а на среду, четверг, ближе к выходным дням. И лучше, если это апрель, май, лето или ранняя осень. В это время дети много гуляют. А прогулочная ситуация естественна для каждого малыша.

Привыкание.

Привыкание малыша к новым условиям – сложное дело и для здоровья, и для умственного, и для нравственного, и для эстетического развития. Чем больше новых факторов влияют на жизнь ребенка, тем большее напряжение испытывают его нервная система, здоровье. Если эти нагрузки превышают критический предел, то малыш начинает болеть.

У каждого ребенка свой порог, свой критический уровень выносливости. Одного ребенка, ослабленного физически, чей круг общения неширок, пугают даже большие помещения и большое количество постоянно перемещающихся детей и взрослых. Другому малышу, напротив, нипочём даже шумная толпа детишек. Он рос в большой семье, да ещё в  коммунальной квартире, и для него простор, как для рыб вода, в самый раз.  Оказавшись в новых условиях, кто-то из детей не может есть, отказывается  от еды; кто-то не в силах заснуть из-за обилия новых впечатлений. У  некоторых на нервной почве может повыситься слегка температура или расстроиться желудок.

По-разному длится период адаптации: у одного малыша этот период  занимает неделю, у другого - три недели, у третьего - три месяца.              

При грамотной организации жизни ребёнка период адаптации можно сгладить, и протекать она будет в более мягких, щадящих формах. Прежде  всего, внимательно наблюдайте за ребенком, за его аппетитом, сном, настроением, поведением. Важно, чтобы он хорошо ел и спал.

Очень хорошо, если малыш первые дни будет оставаться в детском  саду недолго, на 2-3 часа. Приводите его на прогулку и забирайте, когда дети возвращаются  с улицы. Через несколько дней понаблюдайте, как ребенок  возвращается с прогулки: ищет вас по сторонам или нет. Если он охотно  идет с детьми в помещение, не торопитесь его забирать домой, не важно, что  слегка изменятся ваши планы. Сейчас самое главное – ваш малыш и его  отношения с детьми и воспитателем. Не исключено, ваш ребёнок настолько  обвыкнется с новой обстановкой, с детьми, что пообедает вместе со всеми.   Это большое достижение. Далее, не исключено, вам придется столкнуться  ещё с одной проблемой: станет ли ваш ребёнок спокойно ложиться спать днём в группе. Если да, то очень хорошо. Но опять же, не переставайте   внимательно наблюдать  за малышом.

Чаще советуйтесь с воспитателями, вместе анализируйте поведение,   настроение, состояние ребёнка. Возможно, вы заметите через какое-то   время, что ваш малыш устал. Не исключено, надо будет сделать так, чтобы  несколько дней он приходил  в детский  сад только на прогулки.      

И ещё - очень важное. Не программируйте, что, начав посещать  детский сад, ваш ребёнок будет часто болеть. Не лукавьте, дети и дома    довольно нередко прибаливают.  Будьте  самокритичнее. Это поможет и вам,  и малышу.

«Тихий час».

Впервые столкнувшись с необходимостью ложиться спать в  незнакомом месте, в «чужую» кроватку, без мамы, ребёнок, безусловно,   испытывает стресс едва ли не более сильный, чем вообще сам факт  расставания с мамой. Ведь дети относятся к сну, как ко времени, когда они  теряют контроль над окружающей действительностью. Поэтому психологи  не рекомендуют в первые  2 -3 дня пребывания  в детском саду оставлять  ребёнка на дневной сон.

В дальнейшем же не  забудьте принести из дома «мамозаменителя» - любимую мягкую игрушку малыша, с которой он спит, пижаму, к которой  привык кроха (первое время приносите в сад только уже знакомые ему вещи и игрушки, покупку нового отложите на потом), любимую книжку.  

Постоянно оказывайте малышу эмоциональную поддержку и  показывайте значимость его нового статуса.

«Вечерние игры».

Ребенок пошел в детский сад – и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слезы… «Как подменили ребенка! – сокрушаются родители. – Надо будет поговорить с воспитателем!» А в садике говорят: «Очень послушный мальчик!» или: «Такая тихая, спокойная девочка!». Мама и папа удивляются. А зря!

Даже для самого большого общительного ребенка детский сад – это стресс. Попробуйте провести несколько часов в большой шумной компании, - и если вы спокойный и «негромкий» человек, у вас вскоре разболится голова, начнет копиться раздражение, появится желание побыстрее уйти домой. А ваш малыш проводит в такой обстановки целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства – одного для всех – не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.

Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну.  Если малыш днем скован и робок, а вечером «наверстывает упущенное», нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбуждался.

Один из лучших антистрессовых приемов – игра. Она позволяет ребенку  раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать нескольких нехитрых правил. Во-первых, выбор – играть или не играть – должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять, или почитать. Во-вторых, «вечерняя» игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.

Если днем ваш ребенок – «тихоня», а вечером – «дикарь», хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра:

«Рвакля».

Приготовьте не нужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.

Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной из таких игр является:

«Грибник».

Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы – «грибы» - в корзину. Собранные «грибы» можно сортировать по цвету, форме, размеру… К одному из предметов  можно прикрепить записку с дальнейшем планом вечера: «Давай, почитаем?» или «Поможешь мне на кухне?».

Приглушив таким образом «лишнюю» энергию, можно перейти к обычным домашним занятиям – почитать, потанцевать, посмотреть диафильм. Даже если вам кажется, что занятий в садике недостаточно, постарайтесь снять с ребенка всю дополнительную нагрузку хотя бы на первый месяц адаптации к детскому саду. Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте с ним – это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Не стоит откладывать этот разговор на «перед сном», - если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, не допускайте, чтобы это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для «Спокойной ночи, малыши!», - эта передача идет в одно и то же время и может стать частью «ритуала» отхода ко сну.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванную немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня – усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются  общему правилу, они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырек), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» и губки, превратить их в кораблики или дельфинов), просто дать две-три баночки, - и пусть переливает водичку туда сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, - через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

Создать атмосферу покоя и расслабления помогают и легкие, едва уловимые запахи. Для этого в аромалампу добавляется всего одна – две капли масла, например мандаринового. Теплый цитрусовый аромат хорошо освежает воздух, успокаивает, снимает нервное напряжение. Отлично снимает стресс запах мяты, - он хорошо освежает и бодрит.

Если же ваш ребенок аллергик, и вы не решаетесь использовать ароматические масса, положите в детскую подушку небольшой холщовый мешочек с корнем валерианы или прикрепите его к изголовью кровати, - это поможет малышу спать спокойнее.

Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий день.

Каким бы замечательным ни был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы.

Выходной   с  малышом.

Как известно, понедельник – день тяжёлый. В детских садах эта - простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут. Многие скучают по маме, их трудно заинтересовать игрушками, занятиями, разговором. В группах раннего возраста это особенно заметно. Маленьким детям  ещё слишком трудно переключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на, как правило, неупорядочную жизнь семьи. Двухдневный срок ощущаются ими как гораздо более длительный период, чем это привыкли чувствовать мы, взрослые. В результате появляется тот  самый «тяжелый понедельник». Кроме того, не всем детям удается  адаптироваться к условиям к детского сада за один день. Есть малыши, которых «отдых выбивает из колеи» до середины  недели.

Очень многое зависит от того, как организованы  выходные,  насколько учитываются возрастные особенности ребёнка  и  его потребности.  От того  с каким  настроением  начнётся  день, зависит  и  то,  каким он будет. Поэтому встретьте проснувшегося малыша улыбкой,  приласкайте его, вместе порадуйтесь заглянувшему солнышку, поговорите на доступные темы, попросите «помочь» застелить постель (например, подержать подушку, разгладить покрывало), а потом  предложите разбудить игрушки – это и ребёнка займет, и вам даст  свободную минуту.

 Соблюдение режима дня детей для третьего года жизни необходимо.  Все мероприятия выходного дня следует планировать с учетом  этого режима.  Поэтому, если обычно в детском саду ребенок гуляет утром около двух  часов, то и в выходной день это время  он  должен  провести на  свежем воздухе. Сходите с ним парк, прогуляйтесь по знакомым улицам, задержитесь на детской площадке во дворе. Там он может поиграть с  песком, пообщаться  со сверстниками (с ними можно организовать какую-нибудь несложную подвижную игру). А вот «таскать»  малыша с собой  по магазинам  и на рынок  не  стоит - кроме утомления и  совершенно ненужной  инфекции, он  ничего там  не получит.

Часто родители хотят посетить с ребёнком зоопарк, парк аттракционов или съездить в  далеко расположенную зону отдыха. Это уже  можно делать,  но очень важно  правильно рассчитать время и  соразмерить объем новых впечатлений с возможностями маленького ребёнка. Главное правило: любые развлечения, связанные с поездками и пребыванием в незнакомой обстановке, возможны только в первый выходной  день,  чтобы в течении следующего дня малыш успел успокоиться  войти  в прежний  ритм жизни.

Проводить подобное мероприятие лучше утром, чтобы избежать   вечернего перевозбуждения. По времени (вместе с дорогой) оно не должно превышать трёх часов. Учтите, что для малышей поездка в транспорте – это целое приключение, полное новых приключений. В зимне-осенний период путешествия в общественном транспорте несут в себе дополнительную опасность, связанную ростом сезонных заболеваний,  особенно гриппа. Поэтому детей с ослабленным иммунитетом  лучше не подвергать такому риску. Если уж вы везёте малыша в автобусе, нужно позаботиться о том, чтобы он не вспотел: расстегнуть куртку, развязать  шапочку. Иначе,  выйдя из душного помещения, он может простудиться.

 Не стоит водить детей  третьего года жизни на елки, спектакли, театры и  цирк. Такие представления рассчитаны  на старших  дошкольников и  учащихся  младших  классов, а маленький  ребёнок  может ничего понять и даже испугаться.  Кроме  того, двух-трехлетние дети могут переутомиться. Они способны воспринимать и осознавать новые  впечатления только в течение  20минут,  да и то с помощью  мамы,  которая  должна объяснять  происходящее. Обычно представления в театре, цирке продолжаются  два часа, а это малышу не по силам. Отложите такие развлечения на несколько  лет, пока он подрастёт.

При первом посещении  зоопарка ребёнку следует показывать  уже  знакомых ему(по картинкам, сказкам, мультфильмам) животных и птиц. В этом случае взрослые могут сами дозировать информационную нагрузку. Следует прекратить экскурсию, если малыш стал не внимательным, слишком  подвижным или, наоборот, наоборот, вялым, капризным, - это признаки переутомления.

По дороге домой следует вспомнить вместе с ребёнком  все, что он  видел, что делал, что ему понравилось. Мамины  расспросы и объяснения  помогут малышу разобраться   в своих впечатлениях, вспомнить и ещё раз прочувствовать те или иные новые ощущения.

Такие  «крупные», насыщенные переживаниями  и связанные  с дальними поездками  развлечения следуют устраивать  не  чаще, чем раз  в месяц.   Тогда ребенок,  даже если слегка устанет, сможет справиться  с потоком новой информации, «проговаривать»  её  с мамой.  А дома  попробует рассказать  об этом остальным  членам семьи и долго будет  «проигрывать» эту поездку с игрушками, сначала с помощью мамы, а потом и самостоятельно.

Во второй половине дня надо отдать предпочтение  спокойным занятиям- почитать малышу книжку, погулять в знакомых, привычных местах, на детской  площадке  или парке. Хорошо , если на прогулку пойдут и мама, и папа. Не надо в этот день настаивать, чтобы ребёнок активно общался  с другими детьми или  взрослыми, - не  приглашайте  гостей,  не  ходите сами в гости,  гуляйте  одни или самым  «близким  другом» ваше  малыша.  Не нужно смотреть  телевизор,  лучше  расскажите  на ночь сказку.

Кстати, вопрос о том, стоит ли  маленьким  детям смотреть  телевизионные передачи, является очень актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребёнка телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В то же время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, не редко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не даёт ребёнку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которыми изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской, ещё не сформировавшейся психике.

Если же вы считаете, что без телевизора вашему ребёнку не обойтись, соблюдайте  следующие  правила.

  • До 2-2,5 лет ребенку нельзя (!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет(а лучше позже)- не более 15 минут в день и только вместе с мамой. Она  должна проговаривать вслух все, что видит на экране, и объяснять ребёнку: «Это девочка. Она несёт шарик. Красивый, голубой! А вот зайка, просит шарик у девочки. Видишь, добрая девочка, дала Зайке шарик». Такой пересказ необходим, потому что малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так как скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью восприятия старших  детей и тем более  взрослых.
  • Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной  музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием.
  • Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему  пониманию,  более  осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных  событий. И в этом ребёнку тоже должна помочь мама: «Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно, мышка. А кто это сейчас к ней прискачет»  Для это полезно иметь любимые мультфильмы на кассетах.
  • Передача «спокойной  ночи, малыши» может быть рекомендована  детям  начиная с 3 лет. До этого возраста им трудно ориентироваться  в сюжете передачи и переходить от беседы ведущих к мультфильму.
  • Если вы заметили, что вечером  ребенок  перевозбуждается от просмотра телепередач, делайте это по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошёл день,  что вы с ним видели,  что делали, как играли,  что нового он узнал.
  • Никогда не оставляйте  ребенка одного перед телевизором  и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения  каналов без вашего ведома. Мало ли что он увидит!

День, наполненный  событиями, утомляет малыша. Многие  родители  думают, что уставший  ребенок  быстрее  засыпает.  На самом деле переполненный  впечатлениями  малыш перевозбуждаются, нервничает, плачет или без  причины  смеётся и, даже зевая   во  весь рот, не может заснуть. Надо помнить об этой особенности  психики   маленьких  детей и стараться  обеспечивать ребёнку спокойную,  уравновешенную жизнь дома,  не перегружать его непосильными  новыми  впечатлениями.

Привычный режим дня, приятные  и понятные ребенку события;  постоянный контакт и  доверительное  общение  не только с мамой,  но и с папой; внимание родителей, их улыбки, одобрение и ласка –все  это поможет  избежать ненужного  перевозбуждения нервной системы, сбоя  внутренних биологических часов (помогающих засыпать в определённое время), сделает выходной  день не стрессом, за которым  последует «тяжёлый понедельник»,  радостным праздником общения с родными и любимыми  людьми, настоящим днём отдыха.

(Использованы материалы кандидата психологических наук Е. Волковой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкального праздника: "Мы защитим тебя, малыш!"

В дошкольных учреждениях  ежегодно проводятся мероприятия  по правилам дорожного движения,  с целью уберечь наших детей от дорожно-транспортного травматизма на улицах и дорогах го...

"Дед Мороз, мы ждем тебя!"

Сценарий праздника для младшей группы детского сада "Дед Мороз, мы ждем тебя!"...

Сценарий фольклорно-экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Зимушка-зима, мы ждем тебя!"

Сценарий фольклорно-экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста в рамках проведения проекта "Зимушка-зима"...

Сценарий новогоднего утренника: "Мы ждем тебя, Дед Мороз!"

Сценарий новогоднего утренника детей младшей группы....

В ожидании самого чедесного времени года! Зимушка, ждем тебя со снегом!

Наступила зима,а погода нас не хочет радовать снегом. Трудно объяснить,какое время года. Как убедить,что скоро Новый год? Не будем унывать,а устроим зиму сами! Почитаем сказки про зи...

Мы ждем тебя, лето!

конспект НОД для детей подготовительной к школе группы...

сценарий "Ждем тебя мы Дед Мороз"

Сценарий новагоднего утреника, младшая группа с участием клоунов Бим и Бом....