Консультация для родителей "Использование дидактических игр в детском экспериментировании"
консультация (подготовительная группа) на тему

Попова Светлана Геннадьевна

Использование дидактических игр в детском экспериментировании

(из опыта работы)

На протяжении всего дошкольного  детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается, не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством  взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в детском экспериментировании

(из опыта работы)

На протяжении всего дошкольного  детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается, не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством  взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограничении интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.  В связи с этим, в нашем  ДОУ практикуется детское экспериментирование, и не только практикуется , а является ведущим видом деятельности.

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую

Экспериментирование и игровая деятельность являются ведущими на протяжении дошкольного детства.

Мы широко используем дидактическую игру и экспериментирование, их взаимосвязь в воспитательном и обучающем воздействии на детей.

Общим в дидактических играх и экспериментировании является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Общим является и направленность игр и экспериментирования на осуществление задач умственного воспитания: усвоение знаний, формирование способов умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей.

В ходе экспериментально –познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

        Дидактическая игра, как и экспериментальная деятельность,  вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний,  способствует усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.

Дидактические игры составили, и представили в блоках:

Вода

Воздух

Почва. Песок и глина

Камни

Задачи этих игр позволяют научить детей:

- описывать признаки предметов

-узнавать предметы по заданным признакам

-определять различные и одинаковые свойства предметов

-сравнивать предметы между собой

-прививать навыки классификации предметов по разным качествам (форма, цвет, величина, функции в практической жизни)

-судить о противоположных явлениях

-ориентироваться в пространстве

-обобщать

-быть внимательным

-развивать память ребёнка

-развивать мелкую моторику рук

-давать определение тем или иным понятиям

-развивать находчивость и сообразительность.

Дидактические игры, закрепляющие опытническую деятельность, мы стараемся включать во все деятельностями (труд, занятия, прогулку, режимные моменты). Стараемся увлечь детей играми с готовым содержанием и правилами, ежедневно планируем проведение таких игр с отдельными детьми в целях развития памяти, внимания, самоконтроля, воображения. Игра рассматривается нами как способ обогащения знаний детей, расширение их кругозора, уточнение понятий, т.е., расширяя сферу игры, ребёнок расширяет и сферу своего мышления, в игре он открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные понятия.

Руководство дидактическими играми в старших группах требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, определение своей роли в игре.

Наши дети уже способны к достаточно глубокому анализу и синтезу: они могут выделить, как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать объекты по различным признакам, делать обобщения и умозаключения.  

Роль ведущего,  часто поручается кому-либо из детей.

Вне занятий они самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнёров. Воспитатель в это время выступает в качестве советчика, справедливого судьи.

Изучая свойства воды, после экспериментирования, проводим игры: «Путешествие капельки», где закрепляются знания детей о состоянии воды в разное время года (по схемам), «Дождик», где развивается внимание, тактильные ощущения.  «Капли»- упражнение в составлении рассказов.

В игре «Тонет - не тонет» закрепляем свойства воды ( прозрачность, от чего зависит плавучесть?)

«Где я взяла воду?»

Изучая тему «Воздух», закрепление этого блока проходит через такие игры, как: «Весёлый ветерок». Показывая силу ветра, воспитатель превращает детей в песчаные крупинки, воспитатель – ветер подул – песчинки разлетелись в разные стороны.

В игре «Если бы я был ветром..», закрепление знаний о свойствах воздуха, составление небольших рассказов. А так же игры: «Мыльные пузыри», (Кто надует больше, какой летит дальше, выше)» «Воздух – невидимка»,  «Чей шар больше»  - закрепляют знания о воздухе.

«Волшебный веер», для этой игры дети сами изготавливали атрибуты.

В блоке.  Почва. Песок и глина проводятся игры: « Что у нас под ногами» (с  моделями  земли, песка и глины, по сигналу дети подбегают к своему виду породы), в этой игре закрепляется понимание, что почва имеет разный состав.

В игре «Изображение песчинок, глины» у каждого ребёнка значки песок, глина, налетел ветер – песчинки передвигаются, а глина стоит на месте.

«Ширма ощущений»,  здесь дети определяют на ощупь почву: глину, песок, землю.

Игры «Если бы я был…», «Песок», «Живое – не живое», «Отгадай-ка»,

«Что из чего»

В блоке  Камни: предлагаются игры: «Гора и камешки», «Найди свой камень», «Вспомни сказку», «Что исчезло», «Я положил в рюкзак», «Волшебная ширма», «Создаём музыкальные инструменты», «Каменный круг», «Что исчезло?», «Придумай камню имя», «История камня». «Спрятанный камень», Одна из любимых игр детей «Сад камней», на тарелочках с песком дети выкладывают узоры из камней, ракушек.

В играх «Рыбалка», « Что сделано из металла», «Всё наоборот», «Волшебные магниты», закрепляют знания о полезных ископаемых, магнитах.

Свойства материалов: Разная бумага. Разные ткани в играх «Сюрприз»,

«Подбери ткань для одежды», «Узнай материал», «Фантастические гипотезы», «Эксперты», «Узнай материал по звуку».

Направленность таких игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального развития детей. Об этом говорит  динамика роста развития интеллектуальных способностей детей в группе (представляются диаграммы)