Главные вкладки

    Статья на тему:
    Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа

    Статья о народной кукле , как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа.

    Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

    Практика работы показывает нам, что изготовление народной куклы в дошкольных учреждениях практически не встречается в качестве предмета изучения, ей не уделяется должного внимания и в программах обучения.

    Поэтому мы разработали проект приобщения дошкольников к традиционной культуре посредством ознакомления с народной куклой. 

    Разработанный нами перспективный план работы по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством традиционных народных кукол построен на обучении детей изготовлению кукол от простого к сложному.

    В работе с детьми использовались различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников,  инсценировок – «посиделки в горнице». Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием, создали мини-выставки. В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд. На протяжении курса обучения, дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а так же делают куклу по собственным замыслам.

    Художественно-творческая деятельность организуется в виде «Народной мастерской», в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д

    Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью использовались как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях , консультации («Народная кукла в воспитании детей», «Играем вместе с детьми»), анкетирование, организация совместных календарных праздников («Масленица», «Посиделки», «Светлая пасха»), просмотр открытых занятий, так и нетрадиционные: привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-классы создание народных костюмов совместное изготовление поделок, подбор художественной литературы. участие в тематических конкурсах, посещение музеев.

    Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между детьми и родителями

    Структура занятий по работе над тряпичной куклой представляет собой алгоритм педагогических действий, т.е последовательность реализации педагогических задач на занятии.

    Разработан алгоритм занятий по изготовлению тряпичной куклы:

    • Вводная часть( сформулировать цель работы)
    • Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
    • Определение последовательности работы
    • Изготовление основы куклы
    • Создание костюма куклы
    • Оформление куклы
    • Итог занятия (выставочная деятельность).

    Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным куклам. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей.

    В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:

    • рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
    • показ;
    • объяснение;
    • наблюдение;
    • импровизации;
    • чтение художественных произведений;
    • рассказ педагога и рассказы детей;
    • сочинение историй;
    • анализ и самоанализ.

    Используемый материал:

    • ткань разной фактуры, тесьма;
    • нитки мулине, шерстяные нитки;
    • лыко, пенька;
    • береста, ветки деревьев;
    • вата;
    • солома

    Работа по созданию кукол проводится 1 раз в неделю, продолжительность – 25-30 минут.

    Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно –образовательных задач:

    Обучающие:

    • познакомить с традициями русского народа;
    • познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
    • познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
    • Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.
    • Дать знания по использованию инструкционно-технологических карт при работе по изготовлению народных кукол.

    Развивающие:

    • способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
    • формировать эстетический и художественный вкус;
    • побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;
    • предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.

    Воспитательные:

    • содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
    • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
    • прививать основы культуры труда;
    • способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.

    • При изготовлении куклы осуществляется не только совместная деятельность педагога с детьми, но и  совместная  деятельность со сверстниками: работа парами («Сделал сам, помоги другому»)
    •      ОО «Социализация» - не единственная область, с которой происходит интеграция.
    • ОО «Труд». Дети  узнают о профессии прядильщицы и ткачихи и взаимосвязях между ними, с содержанием труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: материалы, инструменты, оборудование. Выполняют практическую работу по изготовлению ткани (понятия: станок, ткань, половичок). Узнают о правилах безопасного обращения с режущими инструментами.
    • ОО «Познание». «Развитие математических представлений». Фиксируется внимание на названии геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг – составных частях куклы и ее одежды. Дети оперируют числами («Сколько всего деталей нам понадобится»); самостоятельно сравнивают кукол, выделяя признаки отличия и сходства; решают интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждают и высказывают свое мнение по поводу их решения.
    • ОО «Чтение художественной литературы». Решается такая задача, как обогащение «читательского» опыта детей за счет произведений фольклорного жанра (напр., «Вишневая гора» уральская сказка).
    • ОО «Художественное творчество». Приобщаясь к изобразительному искусству дети узнают о единстве эстетического (красота) и утилитарного (польза), связи декора с назначением предмета, о символичности узоров (символы солнца, поля (вспаханного и засеянного, давшего всходы), символичности образа коня и птицы.
    • Технические умения отрабатываются в конструировании, дети осваивают

    приемы сгибания ткани определенной формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, пополам, совмещая углы, противоположные стороны), умение работать с тканью путем закручивания ее, учатся одному из способов крепления – креплению нитками.

    Тряпичная кукла играет важную роль в воспитании ребёнка:

    • - процесс изготовления куклы приносит радость;
    • - работа с мягким материалом дает ощущение тепла, нежности
    • - при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, развивается мышление, происходит массаж рук , пополняется словарный запас речи
    • - играя с куклой, ребенок осваивает различные социальные роли
    • - застенчивый ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом кукла выполняет коррекционную функцию

    Вывод: Народная игровая кукла является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

    Кукла рассматривалась как эталон рукоделия. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

    Народная кукла способствует передаче ребенку космогонических, символических и мифологических знаний.

    Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры и имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.

    Изготавливая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, делал и у меня получилось!»

    Тряпичная кукла –игрушка с ценными воспитательными качествами, которые призваны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно прикладному и текстильному дизайну.

    Занятия с детьми дошкольного возраста с тряпичной куклой помогают педагогам и родителям более успешно устанавливать психологически комфортный контакт с ребенком, при котором каждый из участников творческого процесса получает желаемый результат.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

    Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....

    Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

    Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

    «Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».

    Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности  учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...

    "Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

    От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

    Мини-музей «Олимпийские игры» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре ЗОЖ

    ПРОЕКТ «МИНИ МУЗЕЙ «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» в старшей группе с фотоотчетом. Мини-музей «Олимпийские игры» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре ЗОЖБДОУ детский «сад ком...

    КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ. ЗНАКОМСТВО С ТРАДИЦИЯМИ И КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

     Одной из основных задач воспитания дошкольников  является воспитание у них любви  к родному краю. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родн...