Психология воспитания слепых детей
консультация на тему

Савельева Анна Васильевна

Психология воспитания детей с нарушением зрения является так же частью и разделом тифлопсихологии, учитывающей влияние нарушений зрения на формирование психики незрячего и слабовидящего, его личности, отношения к себе и окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih.vospit._sl.detey_.docx13.26 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика психического развития и воспитания дошкольника с нарушением зрения.

Воспитание слепого и слабовидящего ребенка дошкольного возраста направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе зрячих, на овладение детьми социально- адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семейного коллектива и дошкольного учреждения.

Для родителей и воспитателей это в первую очередь связано с пониманием особенностей и характерной специфики, возникшей у детей из-за глубоких нарушений зрения.

В развитии дошкольника с нарушением зрения можно выделить три основные характерные особенности.

Первая заключается в некотором общем отставании развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это проявляется как в области  физического, так в области психического развития. Несколько замедленное общее развитие вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное - меньшей активностью при познании окружающего мира.

Многие тифлопедагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. Пассивность и безынициативность возникает большей частью у слепого ребенка и слабовидящего в результате неправильного воспитания, недостаточного внимания к развитию движений, ориентировки, его активности и использованию не только одного осязания или неполноценного зрения, а других сохранных анализаторов, позволяющих правильно и полно отражать объекты внешнего мира и их признаки.

Вторая особенность развития дошкольника с нарушениями зрения, это- несовпадение периодов активного развития определенных психических свойств и качеств  связано с тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально- адаптивные навыки, не свойственные зрячим. До того времени, пока ребенок с нарушением зрения не выработает способов компенсации зрительной недостаточности, способов познания окружающих предметов на суженной основе, не научится использовать информацию от сохранных анализаторов, представления его будут неполными, отрывочными, а порой и неверными, что тормозит его общее психическое развитие.

Поэтому перед родителями и воспитателями встает задача помочь своим воспитанникам овладеть способами обследования предметов, усвоить приемы осязания, научить оценивать те впечатления, которые они получают и от нарушенного зрения, и от других сохранных анализаторов.

Третьей особенностью развития ребенка с нарушением зрения является диспропорциональность психического развития. Она проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие - более медленно (движения, овладение пространством). Такая диспропорциональность вызвана отсутствием у детей приемов и способов компенсации зрительной недостаточности. Этому детей необходимо обучать, и в этом проявляется особенно тесная связь обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Литература:

Солнцева Л.И., Денискина В.З., Буткина Г.А. Психология воспитания детей с нарушением зрения.- М.: «Налоговый вестник», 2004.-320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Феоктистова В. А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье

Феоктистова В. А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье...

Методическая разработка " Развитие бытовых навыков у слепых детей"

В данной работе систематизирован материал по развитию у детей бытовых навыков по возрастным этапам. Может быть использован родителями и педагогами групп....

Развитие слухового восприятия и речи у слепых детей

Развитие слухового восприятия и речи у слепых детей...

Требования к игрушкам для слепых детей

У слепого ребенка отсутствует зрительное восприятие,которое является ведущим в осознании окружающего мира.Вследствии этого родителям необходимо максимально увеличить поток информации, поступающей чере...

ПОДГОТОВКА СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Рекомендация поможет родителям не зрячих детей подготовить их к обучению в школе....

Игрушка и ее роль в воспитании слепого ребенка

При определенных условиях игрушка может помочь слепому ребенку увереннее входить в мир реальных вещей и отношений....

игры для слепых детей и детей с остаточным зрением

в картотеке представлены игры на развитие остаточного зрения, игры на развитие слухового восприятия  слепых детей, на развитие осязательного восприятия слепых детей, игры на развитие обоняния, иг...