Игровой тренинг с родителями Социально–эмоциональное развитие детей в семье.
материал (подготовительная группа) на тему

Панина Нина Анатольевна

Познакомить родителей  с понятиями социально-эмоционального развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_trening_s_roditelyami.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой тренинг с родителями

Социально–эмоциональное развитие детей в семье.

Цель: Познакомить родителей  с понятиями социально-эмоционального развития ребёнка.

Ход встречи:

Вступительное слово  

Сегодня мы живём в очень непростом мире. Современная социальная среда сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, безработица и, как следствие, криминогенная обстановка – вот отличительные черты нашего времени. Жизнь ставит нас в сложные критические ситуации, требующие быстрых и адекватных решений во взаимодействиях с людьми. С этим многие не справляются, испытывают страх, раздражение, тревогу, что порождает неуверенность в себе, своих силах и возможностях, неумение вступать в контакты, застенчивость, конфликтность. Однако только уверенный в себе, своих возможностях и взглядах человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться результатов не только в учёбе и работе, но и в дальнейшем и в семейной жизни. Тема нашей сегодняшней встречи: «Социально – эмоциональное развитие ребёнка».

Цитата: Неоценимы для ребёнка в раннем возрасте ласка кормящей его матери и все те условия, которые поддерживают в нём радостную эмоцию и развивают эмоцию привязанности, и любви к матери, отцу и всему окружающему.

   В.М. Бехтерев

Эмоциональное развитие ребёнка

      Сегодня мы встретились, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребенка в семье.

   Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.

      «Счастье – это когда тебя понимают». Каждому человеку маленькому и большому, нужна  пища и сон, тепло и физическая безопасность.

     Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения в естественных потребностях. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный окружающими его людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализоваться и реализовать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

       Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? Прежде всего, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда? Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются не лице, в позе, жестах, во всем поведении.

   И наша главная задача – формировать у ребенка положительные эмоции, корректировать их недостатки. Стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств ребенка: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Ему будет значительно легче учиться, если вы поможете ему совершенствовать способность управлять своими эмоциями и чувствами.

 Упражнение «Поляна настроения». Участникам тренинга  раздаются цветы двух цветов красного и серого. Им необходимо продолжить фразу на лепестках этих цветов «Мой ребёнок радуется, когда…», «Мой ребёнок грустит, когда…». Затем  предлагается рассказать о том, что они написали и свои цветы приклеить на поляну настроений.

 Социальное развитие ребёнка. 

1.Воспитание заинтересованности и уважительного отношения к взрослым. Выступать для ребёнка примером для подражания. Всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении. Давать ребёнку  возможность встречаться с широким миром взрослых, которые окружают семью.

2.Воспитыватие умения общаться с взрослыми вне семьи. Знакомить детей с нормами поведения в общественных местах. Требовать исполнения правил обращения к старшим. Учить ребёнка этикету беседы по телефону.

3.Формирование представления о жизни взрослых. Рассказывать о своей работе, об отношениях людей. Брать ребёнка с собой в магазин, на почту и т.п.

4.Закладывание основы доброжелательного отношения к сверстникам. Поддерживать желание ребёнка приглашать домой друзей, играть с ними, ходить в гости к другим детям. Говорить с ребёнком о его друзьях, жизни в коллективе сверстников в детском саду (школе).

5.Вырабатывать навыки общения с равным партнёром. Играть с ребёнком в различные игры с правилами (подвижные, спортивные, настольные), воспитывать умение подчиниться общему правилу, контролировать проявление эмоций и поведение. Формировать психологическую устойчивость к неуспеху.

6.Воспитывать бережное отношение к миру природы. Показывать ребёнку образцы экологически ориентированного поведения.

7.Содействовать формированию индивидуальности и основ личности:

- активность и самостоятельность (обеспечить  ребёнку уголок его индивидуального жизненного пространства;

- образ себя (способствовать формированию положительной самооценки и образа себя в будущем);

- моральные устои (читать детям сказки, обсуждать с ребёнком этическую сторону поступков персонажей – хорошо или плохо кто-то из них поступил и почему);

- основы гражданственности (показывать приме патриотического отношения к своей стране).

   Упражнение «Даже если…» (образ себя)

Участники распределяются на группы по трое. Группы выполняют    упражнение по -  очереди.

Первый участник произносит фразу: «Даже если…», второй продолжает фразу, называя проблему: «… мне плохо, я невезучий, у меня нет папы…», а третий участник заканчивает: «… я что-нибудь придумаю, но плакать,  и грустить не буду, это бесполезно».

Итог: Подводим участников к пониманию того, что нет безвыходных ситуаций, и обо всем, что нас огорчает, можно думать по-другому.

Обсуждение с участниками  проблемных ситуаций семейного воспитания:

Ситуация. Мать, посмотрев выполненное дочерью-первоклассницей задание и обнаружив в нем ошибки, стала стыдить ее: «Деточка моя, как ты умудрилась сделать столько ошибок? Ты, наверное, очень старалась, чтобы их было больше». Дочь объяснила это тем, что у нее устала рука. «Я так и подумала, что это рука во всем виновата. Видимо, твоей руке очень хочется сделать еще одну работу над ошибками». В итоге их разговор закончился криками и истерикой дочери.

Вопрос. Что, на ваш взгляд, способствовало конфликту между матерью и дочерью?

Примерный ответ. Мать, говоря с дочерью, использовал юмор, обидный для девочки, что вызвало с ее стороны негативную реакцию.

Ситуация. Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора, Он не знал, как следует крепить колеса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал все неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.

Вопрос. Ваша оценка действий отца. Обоснуйте возможные причины такого реагирования отца на неуспехи ребенка.

Ситуация. Во второй половине дня мать обещала дочери поехать с ней в парк. Когда дочь проснулась после дневного сна, мать сказала ей: «Я быстро сбегаю в магазин, а ты пока порисуй.

Вернувшись вскоре домой, она увидела, что четырехлетняя Рита разрисовала цветным мелом двери, кушетку и стулья.  «Нам придется сначала очистить двери и мебель от мела, потом мы поедем в парк. Если хочешь, можешь мне помочь». Внимательно  посмотрев на мать, Рита взяла тряпку и стала вытирать следы мела, подражая, матери. Шло время, а мать не торопилась, занималась уборкой. Каждые пять минут девочка спрашивала: «Когда же мы поедем в парк?» - «Когда все отчистим», - отвечала мать. Когда все следы мела были, наконец, стерты, мать признала, что ехать в парк уже поздно. Рита ничего на это не сказала.    

Вопрос. Ваша оценка действий матери?

Ситуация. Трехлетняя Оля размазала салат по столу. «Вытри клеенку Оля! - сказала мать. Девочка надулась и не двинулась с места. - «Вытирай, Оля! Ты напачкала, ты и убирай».

Мать ждала. Оля сидела надувшись. Тогда мать молча    убрала со стола.

Вопрос. Дайте развернутую оценку родительскому поведению.

Матери надо было бы сдержать свое первое побуждение  и не высказывать властного требования. Скорее всего, вопрос, обращенный к ребенку - что же нам теперь делать? - вызвал бы у девочки желание предложить матери свою помощь, если бы она этого не пожелала, то мать могла бы проявить гордость: положить в руку дочери тряпку и, ведя ее руку по столу, вытереть клеенку. Если же ребенок начал бы сопротивляться, можно попросить его выйти из-за стола.

Упражнение «Найди нужное». Родители получают карточки, на которых написаны фразы. Одна из них – указание в категоричной негативной форме, другая – высказывание, имеющее позитивный характер

     «Не будешь слушаться – заболеешь».

     «Не твоего ума дело».

«Если будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить».

      «Сильные люди не плачут».

      «Ты всегда будешь здоров».

      «Твоё мнение всем интересно».

      « Как ты относишься к людям, так и они к тебе».

      «Поплачь, легче будет».

Подчёркивая значимость социально-эмоциональных факторов, оказывающих влияние на индивидуальное развитие, Лев Семёнович  Выготский писал, что жизненный путь личности – это история её переживаний». Социально-эмоциональный опыт современного ребёнка, т.е. опыт  его взаимоотношений с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально- эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному, неадекватному  социальному поведению.

Заключительная часть. 

Упражнение «Три настроения» (Итог). На столе ставятся три стакана с чистой водой. Затем по очереди показывает стаканы, сопровождая показ своим рассказом:

- Когда человек чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него «Ясные и «Чистые» (показывает стакан с чистой водой).

- Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным. Мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросает во второй стакан блёстки,  и палочкой их размешивает).

- Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда его мысли похожи на тёмную, мутную воду. (Капает немного краски в стакан).

Мы  желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли в большей степени только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется любить и творить прекрасное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ПЛАН-КОНСПЕКТИГРОВОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙНА ТЕМУ:«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»...

Игровой тренинг для родителей "Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста"

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития речи детей раннего возраста по средствам пальчиковых игр  и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.Задачи:стремиться устано...

Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."

 В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...

Тренинг для родителей по сенсорному развитию детей младшего возраста

Тренинг для родитей по сенсорному развитию детей младшего возраста...

Игровой тренинг для родителей по обучению грамоте детей 5 – 6 лет.

С помощью игровых заданий предлагаю закрепить знания о гласных звуках, их обозначении и выполнить задания на определение места звука в слове (в начале, середине или конце)....

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Социально – эмоциональное развитие детей посредством игр и игровых упражнений»

Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;2. Дать определение понятия эмоции, пиктограммы (знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он ука...