Семинар для воспитателей на тему: «Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком».
проект ( группа) на тему

Царева Раиса Алексеевна

Главная идея семинара - личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком. Что это такое? Как осуществить переход к ней, что для этого взрослому необходимо делать.

Наша цель: помочь воспитателю установить контакт с каждым ребёнком, разнообразить совместную деятельность педагога и детей, их общение, сделать форму и содержание взаимодействия действительно развивающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_vospitateley.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

  ГБОУ  Школа  №1362 дошкольное отделение 1 города Москвы

                                                                       Подготовила и провела:

                                                                        Воспитатель: Царева Р.А.

                                      Семинар для воспитателей.

         Тема: «Личностно-ориентированная модель взаимодействия

                                          взрослого с ребёнком».

ПЛАН.

  1. Позиция воспитателя по отношению к детям.
  2. Модели общения воспитателя с ребёнком.
  3. Общение с родителями.
  4. Значение речи воспитателя.
  5. Нестандартный ребёнок.
  6. Воспитатель глазами детей. Чего от нас ждут дети?
  7. Способность к децентрации.
  8. Какими вы видите детей. Как влияют на вас дети?
  9. Средства и методы решения детских конфликтов.
  10. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка.
  11. Дистанция общения, пространство общения.
  12. Выявление симптомов пограничных нервно-психических расстройств у детей.
  13. Психологический анализ анамнестических данных.
  14. Тестирование.
  1. Ребёнок часто жалуется воспитателю, чтобы это значило?
  2. Каких «персонажей» вы видите в своей группе?
  3. Какие дети вам ближе, симпатичнее?
  4. Запишите вопросы (децентрация) и проверьте себя по отношению к своим собственным детям или близким людям.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Главная идея семинара - личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком. Что это такое? Как осуществить переход к ней, что для этого взрослому необходимо делать.

Наша цель: помочь воспитателю установить контакт с каждым ребёнком, разнообразить совместную деятельность педагога и детей, их общение, сделать форму и содержание взаимодействия действительно развивающими.

  1. Точка зрения пришельца (марсианская точка зрения).

Дети в некотором смысле пришельцы на нашей планете, они совсем недавно пришли в этот мир, для них всё впервые, они видят мир существенно иначе, чем взрослые…

«Воспитатель – это человек, который кричит».

«Воспитатель – это человек, который следит».

«Воспитатель – это человек, который говорит: «Смотри у меня!».

Услышав эти слова, пришелец с далёкой планеты будет буквально поставлен в тупик. Он может понять эти слова: «у меня» и «смотри». Но что значит их сочетание?

Возможно, осознав, какой он в глазах пришельца, воспитатель по-новому оценит себя и свой подход к ребёнку.

Какими вы видите детей?

Как увидеть другого таким, каков он есть на самом деле? От взрослого требуется взгляд на происходящее не со стороны, а глазами самого ребёнка. В этом случае говорят о способности к децентрации – умении поставить себя на место другого, взглянуть на происходящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.

ТЕСТ.

  1. Мне бывает очень радостно, когда …
  2. Я очень грущу, когда …
  3. Мне бывает страшно, когда …
  4. Я очень горжусь, когда …
  5. Я сержусь, когда …
  6. Мне бывает стыдно, когда …
  7. Я бываю очень удивлён, когда …

После того, как вы закончите эти предложения, попросите ребёнка закончить их самому. Сравните ответы. Степень их совпадения будет говорить о вашей способности к децентрации.

  1. Знаете ли вы, какой ребёнок перед вами?

С какими только характерами не приходится сталкиваться воспитателя за свою профессиональную жизнь! В психологии используется приём «литературных типов». Представьте себе эти типы и попробуйте найти таких детей среди своих воспитанников.

  1. Том Сойер – подвижный, деятельный, склонный к рискованным решениям и поступкам ребёнок, свои рискованные замыслы обязательно стремится осуществить, его влечёт ко всему таинственному и страшному.
  2. Карлсон – всегда готов позабавиться и хорошо полакомиться.
  3. Буратино – более прост по сравнению с Карлсоном и Томом Сойером, но чрезвычайно любопытен, всегда лидер, хочет исполнения своих желаний сразу и всех.
  4. Золушка – всегда стремится помочь и услужить другим детям и взрослым. Часто это делает, чтобы её приняли в игру, дали поиграть красивой чужой игрушкой. Обычно не жалуется, не плачет на виду окружающих. Жизнь более сурова, чем сказка, таких детей чаще всего ожидает вечное зависимое, подчинённое положение (для воспитателя такие дети удобны, не вызывают тревоги).
  5. Мальчик с пальчик – обычно это маленький ростом, самый младший в группе ребёнок. Очень сообразителен, придумывает новые игры, забавы, любим детьми и взрослыми (когда не нарушает в группе порядок), ему многое прощается.
  6. Мямлик – стеснительный, замкнутый ребёнок. Его не выбирают для выступления на праздниках, считают, что он испугается и всё испортит. Обычно ему не хватает флажка, бубна, места на скамейке.
  7. Маленький мук – ребёнок, которого дети, часто в тайне от взрослых, выбирают своей жертвой. Они издеваются, насмехаются над его внешностью, одеждой, причёской, словами, поступками. Если не начинается открытая травля, то воспитатель чаще всего даже не догадывается о страданиях Маленького Мука.
  8. Мальвина – красивый, хорошо и модно одетый ребёнок, всегда выделяется взрослыми. Чтобы быть замеченным, непохожим на всех, готов действительно выкрасить волосы не только в голубой, но и в любой другой цвет. Знает о своём превосходстве над другими детьми, отличается назидательностью. В группе такие дети – правая рука воспитателя. На праздниках постоянно солирует, отличается повадками начинающей «звезды».
  9. Щербатый – Гроза Арбата – драчливый ребёнок, которого побаиваются другие дети. Это лидер, перед которым заискивают, не подчиняется распоряжениям взрослых, любит настоять на своём, проявляет упрямство. Является отрицательным примером для детей.
  10. Царевна – Несмеяна (Рёвушка – Коровушка) – плаксивый ребёнок, очень обидчивый и, как часто считают взрослые, капризный. Своим плачем и апризами может довести взрослого до белого каления.

ТЕСТ.

Напиши на листочке, кто из детей вашей группы напоминает этих литературных героев? (сравните мнения двух воспитателей)

В жизни типы поведения детей гораздо разнообразнее, более того, тип поведения ребёнка может меняться. Дома – Буратино, а в саду – Золушка … Дети очень чувствительны к отношению к ним взрослых и сверстников, и, поскольку отношения могут быть разными, меняется и тип поведения. Самое страшное – навешивать ярлыки и тем самым, как бы подталкивать детей к определённому типу поведения.

Каким дети видят воспитателя.

Знаете ли вы, какими дети видят вас? Все ли вы осознаёте своё влияние и последствия этого влияния на детей?

Возможно дети видят вас доброй и ласковой, всегда спешащей на помощь в трудную для них минуту. Это выражается в их высказываниях, оценках, суждениях о вас, в их поведении по отношению к вам. Для каждого вы – кумир, друг. Только переступив порог детского сада, ребёнок спешит к вам, улыбается. Его улыбка, обращённая к вам – лучшее объяснение малыша в любви к вам, уважении, признании вашего авторитета.

К сожалению, часто воспитатель даже не успевает подумать о любви детей, ему нет дела до чувств, которые переживает ребёнок.

Предлагаю вам провести такой эксперимент. Вас неожиданно вызывают из комнаты, и вы предлагаете кому-то из детей остаться за себя. Теперь вы можете увидеть, как поведёт себя ребёнок, который стал на это время вами.

Обратите внимание, каким тоном ребёнок делает замечания, как держится, что говорит, вы узнаете о себе много интересного.

Давайте подумаем, какие средства и методы мы используем при разрешении детских конфликтов или когда ребёнок нарушает общепринятые нормы поведения. Какова их эффективность?

- сделаю замечание

- потребую что-то сделать

- прочитать нотацию

- наказать (посадить, лишить игрушек)

- пожаловаться родителям

Что ещё можно сделать?

- выяснить мотив поступка

- убедить ребёнка, разъяснить его неправоту

- использовать средства искусства, юмор, шутку

- аппелировать к положительному примеру других детей и взрослых.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка.

Её основные черты:

  • обеспечить ребёнку чувства психологической защищённости, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье)
  • формировать начала личности
  • развивать индивидуальность
  • создать благоприятные условия для развития способностей ребёнка

Способы общения: понимание, признание и приятие личности ребёнка (учитывать точку зрения ребёнка, не игнорировать его чувства и эмоции)

Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуации, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, многообразие стиля общения.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребёнка как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества.

Позиция общения: «психологическая скульптура (рисунки, руки, погладить по голове).

Какая позиция преобладает в ваших отношениях с детьми (на равных, сверху).

Не рядом, не над, а вместе.

Что значит быть вместе?

Дистанция общения: необходимо определить дистанцию общения с группой и с каждым их детей в отдельности. Чувствовать свободу и в то же время находиться в контакте со всеми.

Пространство общения: смотреть на мир глазами ребёнка, заинтересовать его, увлечь.

Стиль общения.

РОДИТЕЛЬ – ДИТЯ

РОДИТЕЛЬ – ВЗРОСЛЫЙ

ДИТЯ – РОДИТЕЛЬ

РОДИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ

ДИТЯ – ВЗРОСЛЫЙ

ВЗРОСЛЫЙ – РОДИТЕЛЬ

ВЗРОСЛЫЙ – ВЗРОСЛЫЙ

  1. Родитель – дитя

Наиболее распространённый стиль общения, обладает мощным внушающим воздействием (ребёнок программируется родителями, идёт установка на удачу – неудачу).

Очень опасно оценивать личность ребёнка в целом (ты тупой, ты трус, ты чудесный и т.д.), лучше сказать: ты струсил, плохо поступил, хвалить за конкретный поступок.

В дошкольном возрасте должно быть больше положительных оценок, очень полезна для развития ребёнка предвосхищающая оценка.

Запреты – слишком сложная проблема для ребёнка, полезно замещающее действие, альтернатива (не думай о белой обезьяне, думай о жёлтом слоне).

  1. Родитель – взрослый

Этот стиль общения требует наибольшего педагогического мастерства, идёт обращение к разумному началу ребёнка, но сохраняется небольшая «пристройка сверху» (убери комнату, сейчас же бери веник, сложи игрушки – или следи за порядком постоянно, вырабатывай чувство ответственности за порученное дело).

  1. Дитя – родитель

Часто используется в группах психологической реабилитации, игровые ситуации, когда взрослый берёт на себя роль ребёнка, маленького котёнка, дрессируемого животного т.д. или что-то выполняет с завязанными глазами, а дети инструктирует, помогают.

  1. Родитель - родитель

Рома разбросал игрушки в своём уголке и забыл убрать на место. Воспитатель обыгрывает ситуацию: У тебя, Рома, был такой порядок, а дети поиграли и всё разбросали, ты посмотри, что они натворили и все ушли, а нам с тобой придётся опять всё за ними убирать! И так каждый раз, никак мы не приучим их к порядку!

  1. Дитя – взрослый

Бывают ситуации, когда ребёнок в чём-то компетентнее взрослого (правила игры, компьютер, работа с приборами и т.д.). Взрослый обращается за помощью и обучается какой-то игре, работе.

  1. Взрослый – родитель

Воспитатель обращается за помощью к ребёнку. Я всегда забываю следить за часами, пожалуйста, напомни мне, когда будет 11 часов, время идти на прогулку.

  1. Взрослый - дитя

Понимание, приятие, признание взрослым ребёнка, безусловная любовь, закрепление позиции «ты хороший, мир хороший».

Упражнение на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

  1. Тренируем эмоции
  2. Глаза в глаза

Как работать с родителями?

  1. информативный характер
  2. развивающий

Остановимся на втором.

Доверительный деловой контакт. Как его наладить.

1 этап – трансляция родителям положительного образа ребёнка. Тогда между вами складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

Часто в повседневном общении родители упускают из виду положительные черты личности ребёнка, сосредоточившись на негативных проявлениях. Это может усиливаться «тревожными ожиданиями» при поступлении ребёнка в детский сад. Покажите родителям свою любовь по отношению к его ребёнку.

2 этап – трансляция родителям тех знаний, которые могли быть получены ими в семье (общение со сверстниками, учёба …).

Тест «подарок» - выбор лидера.

Недисциплинированные дети ведут себя гораздо активнее, инициативнее, самостоятельнее других ребят, они склонны к лидерству.

3 этап – ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребёнка. Позиция воспитателя не судейская, а партнёрская, общение на равных. Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Можно одному из родителей провести самому родительское собрание, рассказать о своих проблемах и о том, как он пытается их решить, поделиться личным опытом воспитания сына или дочери.

4 этап – совместное исследование и формирование личности ребёнка. Давайте узнавать вместе!

АНКЕТА

Для выявления симптомов пограничных нервно-психических расстройств у детей …

Психологический анализ анамнестических данных.

Ребенок рожден в браке или вне брака, был ли он желанным (для матери, для отца, отношение к рождению ребёнка других родственников, наличие в семье других детей, материальные условия в семье, отношения родственников в семье, частота и глубина конфликтов, типичные способы их разрешения, наличие образцов альтруистического (эгоистического) поведения в семье, формы проведения досуга. Образовательный и профессиональный статус родителей. Интерпретация матерью проблем ребёнка, наличие интереса родителей к успехам ребёнка, характер их контактов с педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Личностно-ориентированная модель педагогического процесса и взаимодействия взрослого и ребенка в детском саду".

В современных условиях создания гуманистической образовательно-воспитательной среды актуальнейшей из проблем становится проблема практической организации личностно - ориентированного взаимодейств...

Самообразование на тему: "Личностно-ориентированная модель воспитания современных детей в соответствии с ФГОС ДО"

Изучение особенностей личностно-ориентированной модели воспитания современных детей в соответствии с ФГОС ДО...

Доклад тема: « Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности»

Рассмотрим личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и младшего дошкольника в процессе игровой деятельности с таких позиций:- позиция общения- дистанция общения- пространство общения- э...

Отчет по самообразованию на тему: " Личностно-ориентированная модель воспитания современных детей в соответствии с ФГОС ДО "

Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере – ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте. (А. Шопенгауэр)Узловым пунктом совре...

Районный семинар по теме: «Личностно-ориентированный подход в деятельности ДОУ»

laquo;Личностно-ориентированный подход в деятельности ДОУ»...

Консультация для воспитателей на тему: «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников» Белова Ж.Э

Содержание консультации: Личностно-ориентированный подход в системе дошкольного образования.Стили общения, используемые в личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми.Принцип...


 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

полезно и оч актуально спасибо