СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ОПРЯТНОСТИ И АККУРАТНОСТИ
консультация (подготовительная группа) на тему

Абызгареева Филхания Мурзакалимовна

Все необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх. Важно, чтобы эти игры были интересными, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Так с малышами. А как со старшими дошкольниками? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opryatnost_i_akkuratnost.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ   РОДИТЕЛЯМ   ПО  ВОСПИТАНИЮ  ОПРЯТНОСТИ    И  АККУРАТНОСТИ

  Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

С четырех лет дети в детском саду дежурят по столовой, а дома могут помогать сервировать стол. Им нужно не только уметь правильно накрыть стол и поставить посуду, но и твердо знать,  усвоить,  что перед тем, как приступить к выполнению своих обязанностей,  необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

С раннего возраста надо приучать ребенка снимать верхнюю одежду в прихожей. Для этого надо повесить отдельную вешалку на небольшой высоте, соответствующей росту, чтобы он был в состоянии самостоятельно повесить пальто, или куртку на вешалку и снять с нее.   Обувь тоже должна ставиться в определенное место.

Детям дошкольного возраста необходимо прививать, кроме того, элементарные знания из области общественной гигиены,  которые неразрывно связаны с личной гигиеной.   И вы, товарищи родители, наши помощники в решении такой сложной задачи, как научить ребенка понимать, что нельзя сорить не только в квартире,  группе,  но и на улице,  в скверах,  парках,  во дворах,  в транспорте.

Как видим,  воспитание культурно – гигиенических навыков включает в себя широкий круг задач и для их успешного решения  мы с вами   используем такие приемы,  как прямое обучение,  показ,  упражнения с выполнением  действий в процессе дидактических игр,  а со старшими дошкольниками преобладают   систематическое напоминание о необходимости соблюдать правила гигиены  и  постоянное повышение требований к ним. От   6-7 летних детей  нам с вами  нужно добиваться точного и четкого выполнения действий,  их правильной  последовательности.

Все необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх.  Важно, чтобы эти игры были интересными, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Так с малышами.  А как со старшими дошкольниками?

В   старших   группах  большое значение приобретают учебные мотивы. Оптимально сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду,  а в семье разнообразные сюжетные картины и символы.  Совместно детский сад и семья сообщают детям   разнообразные сведения:  о значении гигиенических навыков для здоровья,   о последовательности гигиенических процедур в режиме дня,  формируют у детей представления о пользе физкультурных упражнений.

 Все навыки по гигиене,  аккуратности  ,   опрятности  прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха.

 

Для   эффективного  гигиенического  воспитания  дошкольников  большое  значение имеет внешний вид окружающих  их людей,  взрослых.  Мы с вами, уважаемые родители, постоянно должны помнить о том,   что дети в этом возрасте очень наблюдательны  и склонны к подражанию, поэтому мы должны быть образцом для них.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям поручения. Например,  назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния одежды,   содержания личных вещей в шкафу,  чистоты  рук .  Такими контролерами дети могут быть и дома, в семье.

 Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются  постоянно в различных ситуациях.  Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий  (кто-то ест значительно опрятнее и т. д.)

НО! Воспитание  опрятности  и  гигиены   будет успешным лишь при единстве требований со стороны взрослых.   Ребенок приобретает  гигиенические навыки в общении с воспитателем,  сотрудниками детского сада,  и ,  конечно, в семье.  Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

 Есть   немало примеров культурно гигиенических навыков,   воспитываемых и в детском саду, и в семье. Они – начало аккуратности. И если они в дальнейшем будут укрепляться, - аккуратность станет чертой характера вашего ребенка.

 Умения и навыки при систематических грамотных воздействиях взрослого со временем перерастают в привычки,  из которых по крупицам складываются черты характера, личность каждого ребенка.

 Со вкусом подобранное полотенце, что висит на специальном крючке в виде цветочка, яркая по расцветке расческа,  расписной стаканчик для полоскания рта – все это вызывает положительный эмоциональный отклик в  душе вашего ребенка.  Он проникается теплым чувством к своим личным вещам,  аккуратно обращается с ними.  А вы культивируете эти чувства,  подчеркивая необычность каждой вещи,  напоминаете ему места их хранения, правила пользования.

ЗЕРКАЛО  -    ПОМОЩНИК  В  ВОСПИТАНИИ   ОПРЯТНОСТИ.

 В воспитании опрятности и аккуратности вашим помощником может служить и зеркало.   Подведите ребенка к нему, покажите и расскажите, как опрятно выглядит он,  когда волосы причесаны, нос в порядке,  рубашка чистая и туфельки повернулись носиками друг к другу,  радуются.  У зеркала можно показать, как печально выглядит замаранное платье,  как некрасиво,  если на колготках появилась вдруг дырка.

  Аккуратным и опрятным ребенок должен быть и на улице. Обратите внимание, как гуляют на улице дети. Не только им, но и взрослым по душе зимние забавы, но ведь ребенок еще не понимает, что если после прогулки посмотреть на себя в зеркало, а увидеть там снежную бабу – это уже плохо.   Нужно рассказывать, что плохо, если он не обходит лужи,  лезет в грязь,  хлопает лопаткой по воде,  обрызгивая себя и других.  Плохо и ему самому,  и окружающим.

 

 А часто ли мы, взрослые, контролируем ребенка, когда он собирается на улице выбросить ненужную бумажку, палку? Приучаем ли мы его пользоваться в таких случаях урной? Обратите внимание, сколько всяких призывов выставлено на улице:

«Не сорить»,  «Не курить»,  «По газонам не ходить»  и т.д.  Вдумайтесь, что за социальный симптом обнаруживается в этом? Чьи это просчеты в воспитании аккуратности,  а вместе с тем и в этике поведения в общественных местах взывают ко всем нам?

ПРАВИЛЬНО   ПОДОБРАННАЯ   ОДЕЖДА  ДЕТЕЙ  -  ПУТЬ   К   АККУРАТНОСТИ.

 Покупая одежду и обувь детям по росту, мы тем самым уже прививаем им навык опрятности.  Ребенок еще не понимает,  в чем дело,  но по виду его вы можете заключить, как он себя неуютно чувствует в кругу весело скачущих сверстников, если на ногах его сандалии на два номера больше стопы. А  сползающие колготки с ног,  купленные не по росту… Да и мало ли какие наши взрослые огрехи вынужден терпеть он!  

 Но самая большая беда в том, что ребенок привыкает к этому и со временем начинает считать такое положение вещей вполне нормальным, до поры не замечая иронических взглядов окружающих.  И в этом повинны взрослые, воспитывающие у  него неопрятность.

 И еще один момент следует отметить в связи с одеждой детей. Одевая ребят, нужно обращать внимание на цветовую гамму вещей.  Красивой одежды для наших детей на прилавках магазинов все больше и больше,  а вот со вкусом одетые дети встречаются по-прежнему редко.  Нельзя оправдывать  необдуманные действия взрослых обыденностью повседневной одежды, оставляя за собою право любоваться со вкусом одетым  ребенком в праздничные дни.   Чувству прекрасного нужно приучать ребят с ранних лет, не делая из этого фетиша.   Ведь малыши – это в скором будущем юноши и девушки, и чувство прекрасного не должно быть им чуждо и в мелочах.  Этому следует приучать с самого раннего возраста.

  Мы все время спешим, нам постоянно некогда.  А  ребенок медленно одевается, разглаживает каждую складочку одежды, не  обращая внимания  на  поторапливания мамы.   Терпение мамы иссякает, и, махнув рукой на все педагогические предостережения, она   быстро и ловко одевает его.

 Вот другой пример.  Мама в восторге чмокает мальчика, который по одному ее слову лихо натянул на себя всю одежду.   Не беда, что пуговицы передергивают полы   кофты,  а  колготки  вывернуты наизнанку – под курткой не видно.   Зато   сын  оделся сам, оделся быстро, не задержал маму.

 И в том, и в другом случае мамы потеряли много.   В первом случае, поняв, что мама все делает быстрее и лучше,   ребенок    вообще  откажется от самостоятельных действий,  чем доставит много огорчений не только взрослым, но и себе.  Ведь когда-то все-таки придется начинать все делать самому,   и не так просто начинать с нуля в старшем возрасте,  когда небрежно надетая кофточка становится предметом насмешек сверстников. Во втором случае обоих партнеров также не минует   разочарование,   когда неопрятность уже не скрыть под курткой,  когда она   начинает проявляться и в других действиях .

          Дети испытывают постоянный дефицит в общении с близкими взрослыми. И это нельзя не учитывать.

УПРАЖНЕНИЯ  В  АККУРАТНОСТИ     ПРОВОДЯТ     ПАПЫ.

Папа решил сам заняться воспитанием сына.  Довольно находиться под опекой женщин.  У мальчика должен быть мужской характер.  Пора ему понять: сам разбросал игрушки – сам и убери,   придав своей комнате опрятный вид.  Сын солидарен с ним   и , полный рвения , бросается  выполнять требуемое.  Но игрушек много,  и так хочется побыстрее их рассовать куда-нибудь, лишь бы не валялись по полу. А папа раздражается, что игрушки ставятся не на места, сидит и покрикивает.  Сын начинает хныкать.  Папа разочарован.

 Что произошло? Произошло то,   что папа переоценил силы и возможности сына, отмахнулся от предостережений,  диктуемых особенностями возраста, которые заключаются в следующем: убрать большое количество он просто не в состоянии, так как однообразие действий быстро утомляет его.

 Самое главное для ребенка – общение с любимым взрослым,  совместные с ним действия, которые оказывают на поведение ребенка большее воздействие,  чем командный тон, приказы.  Нужно было папе просто вовремя прийти сыну на помощь,  он бы это с благодарностью принял и правильно понял.

          Для закрепления навыков опрятности и аккуратности детям необходимы постоянные упражнения в этом, иначе навыки могут исчезнуть. Следует использовать любые ситуации, создавать необходимые для этого условия. Действия, направленные на самообслуживание,  ребенок выполняет,  подражая взрослому, учась у него. В самостоятельной  игре он закрепляет полученные знания.

           Сколько полезных советов можно ненавязчиво дать ребенку в процессе игровой деятельности. Увидев, что ребенок собирается кормить куклу, можно спросить: «А вы не забыли помыть руки? Где ваше полотенце?» Нужно вовремя  подсказать, похвалить, предложить. Следите, чтобы ваш ребенок не видел неряшливо разбросанных вещей.

Включаясь в совместные со взрослым действия,   ребенок получает удовольствие,  слыша похвальные отзывы о собственных действиях, старается повторить эти действия,  чтобы еще раз увидеть радостные лица любимых людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников

Почему  необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что  такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...

Советы родителям:«Будь внимателен!” Советы пешеходам

Уважаемые родители! Наши рекомендации помогут вам уберечь детей от опасностей на дороге....

Советы родителям от педагога-психолога Советы родителям дошкольников:

как надо вести себя с маленьким лгунишкой● Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.● Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.● Если преднамеренно, то почему? В чем вино...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Полезные советы родителям "Несколько полезных советов родителям, чьи дети впервые пришли в детский сад"

Несколько полезных советов родителям, чьи дети впервые пришли в детский сад...