Как научить ребёнка читать?
консультация (старшая группа) на тему

Сухова Ольга Юрьевна

Консультация для родителей детей 5 - 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx411.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Как научить ребенка читать?»

Это для нас, взрослых, читать просто. Для ребенка это трудная мыслительная задача. Помните – мы учимся читать! Ребенок осваивает новый процесс и темп, с которым это будет происходить, абсолютно индивидуален. А еще от того, насколько мы будем терпеливы, зависит дальнейшее отношение ребенка к процессу чтения и важно, чтобы оно было позитивным.

Если вы хотите научить своего ребёнка читать до его поступления в школу, в возрасте 5 лет пора начинать подготовку к этому.

Для начала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Главное – делать это, играя.

Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.

Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет.

Вот самые простые игры со звуками.

Игра «Назови первый звук в слове»  или «Придумай слово»  Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-арбуз?» Слегка потяните первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «Есть ли звук а в словах: «аист», «жук», «лук»? В каких словах есть звук «а»? Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает фант.

Игра посложнее: игра «Цепочка слов». Вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же  звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант. Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начиная с последующего звука предыдущего слова. Например, «мяч» – «чемодан» - «нос»- «санки» - «игла» и т.д.

Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий  спрашивает: «У кого есть слово, начинающиеся на звук п?» Руку поднимает те, у кого есть на карточках изображения предметов,  названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображение. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке.
Прежде всего, нужно научить малыша выделять из звучащего слова гласные звуки, устанавливать место этих звуков (начало, середина, конец слова), соотносить их с буквами. Поиграйте в игру "Слушай внимательно" : предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав звук (М) - п, м, т, к, а, ам, ат, ак, та, ка, ма, мак, мама, папа, там, так, Тома, Катя и т.д. Предложите отгадать, на какой звук начинаются слова: мама, мостик, мука, мышка, мох. На какой звук заканчиваются слова: дом, сом, ком, паром.

                                                                             Игра «Дом звуков».https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_570a3eca0470d/konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-kak-nauchit-riebienka-chitat_1.png

Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давайте уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?» Дайте ребенку синюю фишку (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к»,- и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй звук т, удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думал, что здесь живет ко-о-от».

Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.

С чего необходимо начинать обучение чтению.

1.Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением (желательно у логопеда).

2.Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!

3.Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: сэ, или рэ, или эр и т. п. В чем опасность? Почти всегда такое название буквы приводит к нарушениям звукового анализа на письме. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки (а на письме – буквы). Например, он будет читать вместо «МАМА» — «МЭАМЭА», вместо «ВОЛК» будет писать «ВЭОЛК» и т.п. Ведь для него буква М обозначает два звука [М] [Э], буква Л – это для него [Л] [Э], ведь он привык называть эту букву [ЛЭ]! И исправлять такие ошибки у читающих дошкольников и школьников гораздо сложнее, чем предотвратить в процессе обучения чтению и сразу правильно учить ребенка читать.

4. Нельзя учить детей побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! - и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ММММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

5. Имейте дома набор магнитных букв или разрезную азбуку.

6. Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном чтении отдельных слогов и слов, другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

Формируйте в ребенке ощущение, что читать – это хорошо, хвалите его за успехи. Пусть папа, придя домой с работы, найдет несколько минут и послушает, как сын или дочка читают. Похвастайтесь его успехами бабушкам и дедушкам, пусть при случае тоже послушают, как ребенок умеет соединять буквы в слова, и обязательно порадуются за внука. Можно вручать ребенку грамоту, которая гласит, что теперь он умеет читать. Это отлично мотивирует.

Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это не значит, что он может читать. Ему  предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным.

 Игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать  из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протяните полоску с гласными. Помогайте читать слоги: ла, лу, ло, лы.

Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составьте предложение с данным словом.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_570a3eca0470d/konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-kak-nauchit-riebienka-chitat_2.pngВ заключение, скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал, веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей. У них всегда много припасено много историй, сказок про звуки. Вместе со Звукознайками пусть прилетают Звукарики, которые каждое занятие для детей превратят в сказку, откроют для них разнообразный мир слов, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.

И напоследок несколько правил для успешного обучения чтению. 

1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.

2. Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.

3. Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому после занятий обязательно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку разрядку после занятий.

4. Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не поспевают за требованиями взрослого. Подумайте, что сделано не так, и вернитесь на предыдущий этап. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребенка плохое настроение.

5. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Темпы обучения у всех свои и возможно таланты вашего ребенка лежат в другой области.

6. Да, и если ребенок научился читать сам, это не избавляет родителей от обязанности читать ему вслух. Психологи рекомендуют родителям читать детям книжки вслух до 14 лет для полноценного эмоционального развития ребенка. 

Картинки по запросу консультация для родителей как научить ребенка читать