С песней по жизни!
методическая разработка на тему

Суворова Татьяна Ивановна

Когда ребенок начал петь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_pesney_po_zhizni.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

С песней по жизни.


Вообще, наблюдать за тем, как ребёнок учится петь, - одна из наибольших радостей, которые могут испытать родители. Конечно, этот процесс не является вехой в развитии ребёнка, и никто и никогда не спросит вас строго, когда именно ребёнок первый раз взял правильную ноту. Но где-то между 2 и 3 годами, а иногда и в возрасте около 18 месяцев, ваш ребёнок начнёт экспериментировать с ритмом и нотами, тренируя голос.

Пение помогает выражать чувства, оно также способствует развитию языковых навыков у детей. Мы знаем, что многие двухлетние малыши ещё не могут выражать свои мысли словесно. Новые слова вызывают у них затруднения, и ваше сокровище будет указывать на что-то пальцем, не в состоянии объяснить это словами. Сколько их, этих «специальных» словарей, известных только маме и малышу? Но когда они поют, мы вдруг замечаем, что их произношение становится лучше, чем когда они разговаривают. Частично это происходит из-за того, что музыка меньше сдерживает, чем речь. Она более раскрепощена. Кроме того, музыка больше сглаживает сложные переходы между согласными звуками. «Пение - это игровой, мягкий способ научить малышей новым словам и звукам, а также главная, если не единственная, стратегия логопедов в помощи тем детям, у которых речь замедлена», - считает Кейт Гфеллер, специалист в области патологии речи и аудиологии, а также сотрудник музыкальной школы в Айове. Добавим, что это один из эффективнейших способов лечить заикание. Действительно, если вспомнить знаменитого «Кузнечика», мы заметим, что повторяемый несколько раз припев: «Представьте себе, зелёненький он был...» - помогает малышам овладеть языком. Вы же не будете в повседневной речи повторять: «Представьте себе...» три раза подряд, вас могут превратно понять. А когда ваш ребёнок поёт, он по несколько раз упражняется произносить звуки «Р», «С», «3» и другие.

Детские песни также помогают маленьким музыкантам придавать значение окружающим их явлениям, предметам. « Нет никакого совпадения в том, что так много песен для крох посвящено животным, цветам, формам и числам», - говорит Гфеллер. Песни типа «Тра-та-та, мы везём с собой кота...» (а также целый зоопарк, если помните) позволяет малышам сортировать и классифицировать окружающий мир.

Существует определённая веха в процессе развития ребёнка, когда те звуки, которые он издаёт, становятся всё больше похожи на человеческую речь, эту веху проходят все дети и на ней акцентируют своё внимание специалисты. Первые звуки ребёнка похожи на музыкальные ноты. Когда из колыбели новорождённого раздаётся воркование, незаметно переходящее в мелодичное бульканье, ребёнок использует гласные звуки, присущие человеческой речи. Он также использует те же самые мышцы, которые требуются для поддержания высоких тонов голоса. Позже он будет использовать эти тона для пения, а пока он тренируется.

Всё меняется, когда он начинает лепетать. Согласные звуки «Д», «М», «Б требуют помощи губ и языка, которые, в свою очередь, понижают голос. Между годом и двумя большинство малышей настолько сосредоточены на освоении языковой речи и общения, что они даже не пытаются накладывать слова на музыку. А ведь пение - дело чрезвычайно запутанное. Ребёнок должен приспосабливать свой голос для высоких звуков плюс чётко произносить слова с помощью губ и языка на глубоком длинном выдохе. Если ему удаётся всё описанное выше, то песня или, по крайней мере, её часть прочно закрепится в детской памяти.

Большинство детей не могут справиться с таким сложным процессом целиком, поэтому их первая песня - это одна-две строчки из вожделенного оригинала, где часть стихов комкается или проглатывается вообще. И хотя запоминание слов - дело сложное, это ещё цветочки. Ягодки - это воспроизведение последовательного ряда нот, то, из чего собственно песня и состоит. Послушайте, как ваше двухлетнее сокровище осваивает переход от, низких звуков к высоким в уже упомянутой «Мы едем, едем, едем...» В последней фразе слова «... обезьяну, попугая ...» ему вполне удадутся. Дальше он сделает паузу и, собрав всю энергию воедино перед высокими нотами, грянет: «Вот компания какая!»

Не все могут справиться с таким «крутым поворотом», поэтому дети часто меняют октаву, каждый раз, когда их голосу предстоит высокий подъём. К счастью, большинство детей не замечают, что сфальшивили. Двухлетние «Карузо» достаточно эгоцентричны и уверены, что поют великолепно. «Их счастье заключается в процессе сотворения музыки, а не в том, на что это в результате похоже», - говорит Гфеллер.

Конечно, детей можно обучать с помощью различных игровых методик. «Моя идея заключается в том, чтобы игра шла вне игры», - говорит Фейерабенд Обучение малышей в своём классе он обычно начинает с подражания гудками поездов или противопожарной сирене (высокие тона!) в качестве разминки. Другие учителя считают, что весьма полезны зрительные образы. Они показывают изображения гор и птиц для обучения высоким тонам или картинки с коровами и лугом для запоминания низких.

Даже после того, как малыши обнаружат, что владеют искусством пения, их голосовые возможности остаются ограниченными. Исходя из этого, обращайтесь к достаточно простым мелодиям, состоящим из небольшого набор; нот и музыкальных переходов. Сейчас продается много аудио - кассет и СД с записью детских песен. Выбирая запись для своего ребёнка, последуйте совету: для малышей гораздо лучше слушать и воспроизводить мелодии, где поёт солист в сопровождении гитары или фортепиано. Должен быть минимум «лишних» шумов. Шикарная оркестровка хотя и впечатляет, но только усложнит дело. И не следует насильно приучать малыша любить консерваторию, существует точка зрения, что понимание классической музыки требует от человека, кроме всего прочего, изрядной доли жизненного опыта.

И ещё один важный момент. Пение - величайший путь для укрепления уз между родителями и детьми. Дети также любят слушать, как вы поёте. Многие изрядно выросшие "дяди и тёти" вспоминают свою поющую в детстве маму в течение всей жизни. Этот сюжет используют литераторы и художники. И нашим детям совершенно не важно, что вас в своё время выдворили из хора за то, «что медведь на ухо наступил». «Когда вы поёте вместе, берите высокие ноты так, как вы привыкли, чтобы облегчить задачу вашему ребёнку делать то же самое», - советует Венди Симс, профессор университета Миссури, занимающаяся музыкальным образованием. Дети обожают вопросы в песнях: «Что ты будешь, мо-ло-ко или свою кашу?» или тот приём, когда родители оставляют последнее слово в песне за детьми: «В лесу родилась...кто?» Чем больше поёте вы сами, тем больше песен вы услышите от своих детей. Поощряйте их своим примером, а кроме всего прочего, вы сами будете получать удовольствие.

А напоследок - ещё одна иллюстрация к теме укрепления семейных уз. Когда Одна семья из Ларчмонта отправилась в шестидневное путешествие по дорогам страны, совместное пение помогало ей преодолеть большую протяженность расстояний. Двухлетняя дочь Николь, перепутав слова, вместе со всеми пела про «Американский пирог". «Вместо «это будет день, когда я умру», она настойчиво пела «это будет день, когда я полечу», используя все ресурсы своих легких, - говорит её мать, Карен. - Теперь, когда мы куда-либо едем, мы поём "Американский пирог". Это возвращает нам теплые, счастливые воспоминания». Способность петь дана человеку свыше. С песней можно многое преодолеть, она очищает душу и помогает сохранить внутренний покой. Помните, как пел Утёсов: «Легко на сердце от песни весёлой...», не забывайте об этом уникальном человеческом свойстве. Обычно, наблюдая за родителями, дети рано осознают, что пение имеет уникальную силу настраивать на определённый эмоциональный лад. Когда вы поёте колыбельную, вы естественным образом выплёскиваете громадный поток нахлынувших теплых чувств, и ваш ребёнок читает между строк: «Спи спокойно, дорогой, день закончился, завтра он вернётся опять, я тебя очень люблю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Без песни нет жизни. (Ю.Фучик)

Эта публикация расскажет о силе и воможностях песни и пения....

"Значение колыбельной песни в жизни ребенка"

Многие из нас на протяжении всей жизни помнят песни, которые напевала нам мамочка у колыбели. Создайте «традицию» пения ребенку перед сном, ведь сам процесс пения – это неоценимые мгновения...

С песней по жизни (15.01.2014)

Консультация для родителей...

Семейная гостиная "Колыбельные песни в жизни ребёнка"

Эта статья будет полезна родителям детей первых лет жизни. В ней расказывается онеобходимости петь колыбельные песни....

Консультация для воспитателей: Роль песни в жизни ребёнка.

В консультации педагог расматривает значение и роль песни в жизни ребенка-дошкольника. Приводятся примеры народных песен, характеризуется роль воспитателя на музыкальных занятиях. описывается значимос...

Консультация для воспитателей младших групп "Колыбельные песни в жизни ребёнка"

Колыбельные — целый пласт народного искусства. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного на­значения успокоить и усыпить. Они несут в себе познава­тельную, воспитательную и эстетическую ...

Значение маминой песни в жизни малыша.

Знаете ли вы, что музыкальные предпочтения ребенка закладываются ещё до того, как он появился на свет? Первые звук, который слушает будущий человек – стук маминого сердца, а второй звук – это голоса е...