Главные вкладки

    Консультация по теме:
    Консультация для родителей "Ребенок и сказка"

    Иванова Татьяна Ивановна

    В 21 веке, как и несколько веков назад, из сказок дети черпают много познаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rebenok_i_skazka.docx16.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    РЕБЕНОК И СКАЗКА.

    Консультация для родителей.

    "Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит"(А. де Сент- Экзюпери).

    "Все мы родом из детства",- эти слова принадлежат знаменитому французскому летчику, писателю, философу Антуану де Сент- Экзюпери. В них заключается глубокая правда, ведь все, что мы берем с собой во взрослую жизнь, было обретено нами в детские годы.

     Детство- самый  уютный уголок души, где живут самые светлые воспоминания, но это еще и прочный фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь и судьба человека.

    Детство каждого человека ассоциируется со сказками .Первое литературное произведение в жизни человека -сказка. Не все помнят, какие сказки читали вам в самом раннем детстве, но ,наверняка, помнят ту сказку ,которую прочитали впервые самостоятельно, какая сказка была наиболее любимой, которую хотелось бесконечно слушать, читать,  смотреть, проживать вместе с любимыми героями.

    В каждом доме есть любимая книга со сказками. В 21 веке, как и несколько  веков назад, из сказок  дети черпают много познаний .

     Детям дошкольного возраста нравятся сказки, они занимают большое место в их жизни. Дошкольный возраст- возраст сказок. В это время ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному. Язык сказок  прост и поэтому доступен. Сюжет прост, но загадочен- развивает воображение. В сказке нет прямых наставлений. Она только намекает, как надо поступить, а как нельзя. В сюжете негативные и положительные герои попадают в одну жизненную ситуацию, вместе принимают участие в определенных событиях.  Злые персонажи всячески препятствуют добрым, создавая разные преграды. Но в конечном итоге, добро всегда побеждает зло и иногда склоняет его на свою сторону. Ребенок с еще несформировавшейся психикой  на примере главных героев начинает понимать: что хорошо, что плохо, как надо относиться к людям, а как нельзя. Что представляют собой настоящие жизненные ценности , что -ложные. Сказка  показывает, что лучше быть хорошим, чем плохим.  

    Нравственные понятия, представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими  людьми, становясь нравственными  эталонами.

    В каждой сказке есть своя мораль, которая освещает какую-то новую ситуацию, с которой придется столкнуться в реальной  жизни.

    Художественное восприятие- активный процесс для дошкольников, который побуждает их нравственные качества. Восприятие искусства связано с переживанием. Дети могут вживаться в образы героев с помощью воображения (Чтобы делал я в этой ситуации?). Благополучный  конец воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении трудностей.

    Сказки обостряют восприимчивость к природе. Ведь многие действия сказок проходят на фоне природы. Дети видят- чистое поле, травушку- муравушку, березку, яблоньку с наливными яблочками. ..Сказки рисуют разные картины природы- летний сад, зимний вечер, события на реке, в лесу и т. д. Картины природы воспринимаются эмоционально, дети учатся видеть красоту окружающего мира.

    Дети любят волшебные и сказки  и сказки о животных. Образы животных перешли из жизни в сказки. Все фантастическое связано с реальной действительностью. Об образе жизни животных дети узнают из сказок. Результаты исследования детей дошкольного возраста показывают, что первичное представление о животных , особенностях их поведения формируются под влиянием сказок.

    Сказки- это и первые маленькие безопасные уроки жизни("Колобок", "Волк и семеро козлят", "Гуси- лебеди","Три поросенка", "Кошкин дом", "Сказка о глупом мышонке" С. Маршака  и т.д.).

    При выборе сказки  надо обращать внимание и на моральную сторону- чтобы не было насилия, жестокости. Но в то же время нельзя отказываться от печальных  сказок для  детей, считая, что они инсценируют страхи , но это  бессознательный, а значит,  хороший способ для малыша  осознавать и преодолевать их. Такие сказки позволяют смириться с несовершенством реального мира( а сказки с "легким" сюжетом могут научить детей прятать свои тревожные чувства).

    В.А. Сухомлинский писал : " Нельзя уводить ребенка от мрачных сторон жизни, пусть малыш видит в жизни не только доброе и хорошее, но также плохое и грустное. Очень часто бывает так, что когда ребенок живет только в атмосфере радости и благополучия, он вырастает, к сожалению , эгоистом. В таком случае ребенок не будет знать, что в жизни, кроме этих чувств, также есть  и горе, он не будет ценить то, что ему дается, свои радости и старания родителей, которые те прилагают для того, чтобы их ребенок был счастлив."

    Во все времена сказка способствовала развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, нравственных качеств личности ребенка,  которые определяют его внутренний мир. При этом, сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители.

    Обсуждение сказок после прочтения, просмотра может стать основой модели доверительных отношений, откровенных разговоров между родителями и ребенком, при этом говорить больше должен ребенок. Не стоит слишком по-взрослому раскрывать символы, заложенные в сказках, лучше останавливаться на идеях и смыслах сказки о дружбе, взаимопомощи, добре.

    Сказки помогают постепенно ребенку разделить внутренний, субъективный мир и реальный, объективный.

    Ученые доказали, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.

    Недаром дети любят сказку.

    Ведь сказка тем и хороша,

    Что в ней счастливую развязку

    Уже предчувствует душа.

    И на любые испытания

    Согласны храбрые сердца

    В  нетерпеливом  ожидании

    Благополучного конца.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей " Модель сказки - опора для пересказа и основа для сочинения новых сказок

    Формирование связной монологической речи у дошкольников. Способы облегчающие процесс становления связной речи и их применение: схемы - картинки, схемы- рисунки, сказки-помощники....

    Консультация для воспитателей " Модель сказки - опора для пересказа и основа для сочинения новых сказок

    Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Способы, облегчающие процесс становления связной речи и их применение: схемы-картинки, схемы-рисунки, сказки помощн...

    Консультация для педагогов и родителей "Читайте детям сказки"

    Сказки - первые произведения с которыми знакомятся дети. Они вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Учат доброму отношени...

    Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка".

    Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенкаДети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природ...

    Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

    Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.Сказка для ребен...

    Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"

    Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"...

    Консультация для воспитателей и родителей «Сказкотерапия: значение сказки и психическое здоровье ребёнка».

    Консультация для воспитателей и родителей «Сказкотерапия: значение сказки и психическое здоровье ребёнка»...