Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях.
статья на тему

Ойношева Аня Ивановна

Данная статья написана для учителей, воспитателей, студентов и педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_horoshaya.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях.

Автор Ойношева А.И, воспитатель

Аннотация. Статья посвящена вопросам нравственного развития дошкольников в семье. Автор рассматривает воспитание детей как процесс творческий и процесс двуединый, где происходит не только формирование личности воспитанника, но и личности воспитателя (родителей).
Ключевые слова: нравственная культуранравственное воспитание, народные традиции, взаимосвязь семьи и ДОУ, развитие личности. 

Сегодня перед человечеством встала проблема нравственного оздоровления общества. Огромная сложность решения этой проблемы поставила перед дошкольными образовательными учреждениями  задачу более активного использования всех средств, форм и методов нравственного воспитания, особенно народной педагогики, поиска нового типа взаимосвязи с семьей.

Основной базой нравственного развития дошкольников является семья, где у ребенка формируется социально-ценностная способность к сопереживанию и сочувствию. Эффективность нравственного воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей.

Работа по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на лучших алтайских  народных традициях мы построили по принципу взаимопроникновения двух социальных институтов - семья и ДОУ, при этом выделили две формы их взаимодействия: коллективную и индивидуальную. Одним из важнейших условий эффективности использования алтайских народных традиций в нравственном воспитании дошкольников являются педагогическое просвещение родителей и реализация программы совместной воспитательной деятельности семья и ДОУ.

Какие требования предъявляет алтайская народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером?

Прежде всего – создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей.

С целью педагогического просвещения родителей, мы использовали следующие формы работы: семинары по ознакомлению с алтайскими народными традициями, обычаями, праздниками; общие и групповые родительские собрания, где изучается передовой опыт воспитания детей в семье; совместная кружковая работа с родителями по изучению народных ремесел; участие родителей и родственников детей в организации и проведении детских праздников с привлечением элементов алтайских народных традиций.

Использование таких форм работы с родителями дает возможность расширять их знания в области нравственного воспитания детей в семье и развивать их педагогические умения: правильно организовать быт и жизнедеятельность детей в семье; общаться с ними, учитывая возрастные и индивидуальные особенности; успешно использовать методы семейного воспитания в различных ситуациях.

Воспитание детей – процесс творческий и процесс двуединый: в нем происходит не только формирование личности воспитанника, но и личности воспитателя (родителей)

Взаимодействие семьи и ДОУ должно строиться на следующих основных принципах:

- единство в работе семьи и ДОУ по нравственному воспитанию детей на прогрессивных народных традициях;

- взаимодоверие в отношениях между педагогами и родителями, укрепление авторитета родителей, педагога в семье, родителей в ДОУ;

- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников;

- изучение лучшего опыта и традиций воспитания детей в семье, его пропаганда среди широкого круга родителей, использование в работе ДОУ прогрессивных методов семейного воспитания;

- использование разнообразных форм работы семьи и ДОУ в их взаимосвязи;

- планомерное осуществление связи семьи и ДОУ в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.

Предполагаемый результат работы :

- разработка методических рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с национальной культурой

- разработка методических рекомендаций для родителей по национальному воспитанию дошкольников средствами народной педагогики

-подбор и система тестирования психолого-педагогического и иллюстративного материала по теме. Разработка конспектов, занятий, досугов, праздников.

Использование народных традиций в семейном воспитании способствует семейная подготовка родителей и детей к народным старинным праздникам, таких как в алтайском народе: « Чага байрам», « Эл-ойын», « Дылгайак», « Кумужек», « Кок бору»  и др.

Таким образом, приобщая детей к истокам народной культуры в семье, в ДОУ, поддерживая их интерес, мы развиваем личность ребенка, воспитываем патриотические чувства к своей многонациональной Родине. Эти чувства воспитываются постепенно, но остаются с ребенком на всю жизнь. 

Ссылки на источники

  1. Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года:Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов /Под.ред. Т.И.Оверчук,М.,2004.С.13-22.
  2. Е.Н.Тобоева , О.Ф.Шадрина «Реализация этнокультурной составляющей образования в дошкольных образовательных учреждениях», Горно-Алтайск,2012 г
  3. Т.Ф. Бабынина, И.З. Хабибуллина, Н.И. Харисова.   Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно- исторического опыта. − Казань, 2010.
  4. Островская Л.Ф. Поведение – результат воспитания /Дошкольное воспитание.-№5-1997.-С.23-25.

Список литературы

1. Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года:Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов /Под.ред. Т.И.Оверчук,М.,2004.С.13-22.
2.Педагогический  вестник Республики Алтай № 14, 2009г, «Воспитание дошкольников на народных традициях»
3. Т.Ф. Бабынина, И.З. Хабибуллина, Н.И. Харисова. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно- исторического опыта. − Казань, 2010.
4. Островская Л.Ф. Поведение – результат воспитания /Дошкольное воспитание.-№5-1997.-С.23-25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры"

Консультация о формировании духовно-нравственных чувств у детей  старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры....

Мультимедийная презентация по духовно нравственному воспитанию дошкольников. "Народные традиции. Пасха."

Приближается самый светлый праздник Пасха. Дети очень любят его, но, возможно не до конца понимают. Как рассказать детям о Пасхе? Познакомьте малыша с историей возникновения п...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...

Конспект НОД по духовно нравственному воспитанию "Русские обычаи, традиции и народное творчество".

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо духовно нравственному  воспитанию с детьми        второй младшей группы    «Русские...

Взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры.

В статье описывается просветительская  работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры. Проблема духовно-нравственного воспитания детей актуа...

Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения, оно многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение ...