Конспект занятия "Пословицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Степанова Дарья Николаевна

Занятие проводится с целью дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; тренировать умение воспринимать идею, образное содержание пословиц, совершенствовать навыки составления коротких рассказов и интеллектуальной карты по пословицам; формировать выразительность, интонационную точность речи; развивать творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_zanyatie_poslovitsy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Народный фольклор»

Название: «Пословицы»

Цель:

Задачи:

  • дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц, их отличии от произведений других малых фольклорных форм;
  • тренировать умение воспринимать идею, образное содержание пословиц, совершенствовать навыки составления по ним коротких рассказов и составлению по ним интеллектуальной - карты;
  •  формировать выразительность, интонационную точность речи;
  • развивать творческое воображение.

Предварительная работа: За несколько дней до занятия воспитатель активно использует в своей речи как можно больше общеизвестных афористических выражений.

Материалы :

  • Шкатулка
  • Карта
  • Квадраты : «?», «яблоко», «пазлы»
  • Осенние листья
  • Яблоня
  • Кукла мальчика
  • Три конверта с пазлами к пословицам
  • Конверт с лист А3 и вырезки для составления интерактивной карты, фломастеры, клей

Ход занятия:

Вос: Ребята мы продолжаем знакомиться с народным фольклором, его малыми формами. Готовясь к нашему занятию, я  случайно нашла эту старинную шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней.

(В шкатулки книга с пословицами, маршрутная карта)

Вос: Ребята как вы думаете, что это

Дети: Это карта куда нам надо идти.

Вос: Давайте будем разбираться. Вот стрелочка с цифрой 1?

Дети: Квадрат, в котором нарисован знак «?»

Отправляемся в путь!

Вос: Как много осенних листьев! Давайте их соберём!

Ой, здесь на листиках написаны пословицы, но не законченные.

Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.

Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы.

Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Вот послушайте русские пословицы.

  • Упреки и намеки - (семейные пороки).
  • Что на уме - (то и на языке).
  • Хорошо в гостях,- (а дома лучше).
  • Старый друг - (лучше новых двух).
  • Без труда не - (вынешь рыбку из пруда).
  • Любишь кататься - (люби и саночки возить).
  • В хорошей семье -  (хорошие дети растут).
  • Дети не в тягость – (а в радость).

Вос: Хорошая получилась игра. А еще какие пословицы и поговорки вы знаете? Ребята, а кто пословицы придумывает?

Дети: Народ

Вос: Правильно народ. Пословицы знакомы каждому из нас. Мы очень часто, особенно взрослые, в разговоре употребляем пословицы. В жизни на каждый случай есть меткое слово. Например, о людях, которые всегда торопятся и дела делают некачественно – народ сложил такую пословицу «Поспешишь – людей насмешишь»

- А есть люди очень медлительные, нерасторопные, они всегда отстают от других, про них говорят так: «Семеро одного не ждут».

- И вот людям ленивым, не очень умным от пословиц не укрыться. Но пословицы не только подмечают недостатки, но ещё учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию.  А нам пора продолжать путь? Куда смотрит вторая стрелочка?

Дети: На квадратик с яблоками.

Вос:  Давайте искать квадрат с яблоками (находим картинка под яблоней лежит мальчик)

-А вам хочется яблок? (ответ)

- Кто же там лежит под яблоней? (овет)

- Ребята, посмотрите на него, что можно сказать про этого мальчика? (ответ)

- Как вы догадались, что он ленив? (ответ)

- Как вы думаете, ему хочется яблоко съесть? (ответ)

- Наверно очень хочется. Посмотрите, как он смотрит на них, даже слюнки текут. (ответ)

- А вот про таких ребят, народ придумал такую пословицу: «Хочется яблочко съесть, да не хочется на дерево лезть».

- Вот скажите, придумав такую пословицу, народ высмеивает или хвалит таких людей? (ответ)

- Пусть этот лентяй лежит под деревом и ждёт, когда яблоко само ему в рот упадёт, а мы вернёмся к нашей карте. Что  там у нас дальше?

Дети: Квадрат мальчик, который спортом занимается.

Вос: Наверное и нам пришло время поразмяться.

Игра: «Маланья»

У Маланьи и старушки

Вос: Ну что размялись немножко пора и в путь отправляться. Куда нам дальше ребята?

Дети: Квадратик с пазлами.

Воспитатель: «Сложите картинки, и вы узнаете, что за пословица спрятана в ней.

- Ребята, конверта всего три и на всех не хватит, поэтому я предлагаю разделиться на три команды. (Дети работают за столиками).

· «Любишь кататься люби и саночки возить»

· «Без труда не вытащить рыбку из пруда»

· «Умей работать, умей веселиться»

Вос: Молодцы все испытания прошли. Ребята а здесь еще какой то конверт с  рассказом, фломастеры и большой лист. Интересно зачем нам это?

(ответ детей)

 Правильно давайте попробуем составить  интеллектуальную – карту к этому рассказу.

Прочтение рассказа

В скверике присела на скамейку отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке лежали их игрушки: потрёпанный, без колёс и стёкол автобус, одноухий заяц без хвоста, чистенькая ярко-зелёная машина.

Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца – вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины – мальчик в опрятном синем свитерке. «Эх, ‒ вздохнула старушка, ‒ какие сами – такие и сани!

(Рисуем интеллектуальную - карту)

Рефлексия

Ребята вам понравилось путешествие? Что было самое сложное? Что самое простое?

- Молодцы! Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу. А теперь к нашей ситуации подходит пословица.

 «Сделал дело – гуляй смело».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....