ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация на тему

Лысенко Татьяна Алексеевна

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_dlya_detey_s_ovz.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Звездочка» г.Зернограда

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила: воспитатель

Лысенко Т.А.

2016 год

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г  № 1598 (утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г  № 1599 утвержден Федеральный государственный стандарт  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

План действий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден Минобрнауки  России 11.02.2015г № ДЛ-5/07

Включает ожидаемые результаты на  уровнях: 

-федеральный;

 -региональный;

-уровень учредителя образовательной организации;

-уровень образовательной организации.

Направления: 

 -нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС;

 -организационное обеспечение реализации ФГОС ОВЗ;

 -кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ;

 -финансово-экономическое обеспечение ФГОС ОВЗ;

 -информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ.

Проекты примерных АООП в редакции от 19 декабря 2015 года :

fgos-ovz.herzen.spb.ru

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

  • Представляет требования к общему образованию разных групп детей с ОВЗ;
  • Регулирует отношения в сфере образования обучающихся с ОВЗ при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).

http://fgos-ovz.herzen.spb.ru

Группы обучающихся:

  • Глухие;
  • Слабослышащие;
  • Позднооглохшие;
  • Слепые;
  • Слабовидящие;
  • С тяжелыми нарушениями речи;
  • С нарушениями опорнодвигательного аппарата;
  • С задержкой психического развития;
  • Со сложными дефектами.

Стандарт включает требования к:

  • Структуре и объему АООП НОО
  • Условиям реализации АООП НОО (кадровые, финансовые, материально-технические и др.)
  • Результатам освоения АООП НОО

Стандарт учитывает :

  • Возрастные;
  • Типологические;
  • Индивидуальные особенности ;
  • Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Стандарт обеспечивает:

  • Равные возможности получения качественного образования вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
  • Максимальное расширение доступа к общему образованию, которое соответствует их возможностям и особым образовательным потребностям;
  • Обеспечивает преемственность основных образовательных программ общего образования;
  • Обеспечивает вариативность содержания АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся с ОВЗ.

В основу стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы.

Стандарт является основой для:

  • Разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ:

- глухих, слабослышащих, позднооглохщих;

- слепых, слабовидящих;

- с тяжелыми нарушениями речи;

 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- с задержкой психического развития;

- с расстройствами аутистического спектра.

  • Разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
  • Определения требований к условиям реализации и к результатам освоения АООП НОО (в т.ч. на основе индивидуального учебного плана);
  • Разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
  • Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям стандарта;
  • Лицензирования ОД, государственной аккредитации ОД и государственного контроля в сфере образования;
  • Проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
  • Осуществления внутреннего мониторинга качества образования;
  • Основой для профподготовки и переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников ОО.

Задачи образования обучающихся с ОВЗ:

  • Формирование общей культуры и разностороннее развитие личности:

- нравственно-эстетическое;

- социально-личностное;

 - интеллектуальное;

 - физическое.

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья, социального и эмоционального благополучия;
  • Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии и принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • Формирование основ учебной деятельности;
  • Создание специальных условий для получения образования в соответствии с особыми образовательными потребностями;
  • Развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм;
  • Формирование социокультурной и образовательной среды.

Срок освоения АООП НОО от 4 до 6 лет с учетом их особых образовательных потребностей.

http://fgosreestr.ru

Стандарт предусматривает возможность:

  • Гибкой смены образовательного маршрута;
  • Смены программ и условий получения образования на основе:

 - комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АОПП НОО;

- заключения ПМПК;

- мнения родителей, законных представителей.

Требования к Структуре АООП НОО:

1. Определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО;

2. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, АООП НОО дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ:

- Самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной  Организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО;

- Реализуется с учетом образовательных потребностей  обучающихся с ОВЗ. Специально разрабатываются учебные планы (индивидуальные).

Сетевая форма освоения АООП НОО:

Использование ресурсов нескольких организаций

Структура АООП НОО

 Выделяют обязательную часть АООП НОО и формируемую участниками образовательных отношений в зависимости от варианта АООП НОО и их соотношение составляет: 80% и 20%, 70% и 30%,  60% и 40%

АООП НОО реализуется через урочную  и внеурочную деятельность 3 раздела: - Целевой - Содержательный - Организационный

Содержательный раздел включает программы на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов.

В зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение :  личностных, предметных результатов.

В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования УУД заменяется программой базовых учебных действий.

Программа коррекционной работы

 Выявление ООП обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками физического и психического развития;

Психолого-медико-педагогическая помощь (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Программа коррекционной работы должна содержать:

  • Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение ООП обучающихся;
  • Систему комплексного ПМП сопровождения (ПМП обследование, мониторинг динамики развития обучающихся).

Система условий реализации должна содержать

  • Кадровые;
  • Финансовые;
  • Материально-технические (учебнометодическое, информационное обеспечение);
  •  Контроль за состоянием системы условий.

Определение варианта АООП НОО – на основе рекомендаций ПМПК По результатам комплексного психолого-медикопедагогического обследования (при инвалидности – с учетом ИПР) и мнения родителей

Требования к условиям реализации АООП НОО:

  • Создание комфортной коррекционноразвивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей;
  • Обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность;
  • Гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья.

Требования к кадровым условиям:

Квалификация педагогических и учебновспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Профессиональный стандарт.

Требования к результатам освоения  АООП НОО

В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам

Личностные результаты:

Овладение компетенциями для решения практико- ориентированных задач, обеспечивающих становление социальных отношений в различных средах; сформированность мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Освоенные универсальные учебные действия.

Познавательные;

Регулятивные;

Коммуникативные.

Предметные результаты:

Овладение содержанием каждой предметной и коррекционноразвивающей области характеризуют достижения в усвоении знаний, умений, возможность их применения в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...

«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Роль руководителя в организации взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО

Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено п...

Авторский проект Создание и совершенствование, развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&hell...