ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"
методическая разработка по музыке (старшая,подготовительная группа) по теме

Сафонова Татьяна Юрьевна

 

Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности,  создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc141.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДСКВ № 30

Г. ЕЙСКА

Опыт работы

ТЕМА: РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ

ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

(Для детей от 4 до 7 лет)

Автор опыта:

Сафонова Татьяна Юрьевна,

музыкальный руководитель

МДОУ ДСКВ № 30

Г. ЕЙСК

2010 год

         

Содержание

Информационная карта передового педагогического опыта……………………………….. 3

Целостное описание опыта…………………………………………………………..................6

Цель педагогического опыта………………………………………………………………….. 6

Задачи по реализации цели………………………………….………………………………… 6

Актуальность опыта……………………………………………………………………….. … 6

Средства обучения………………………………………………………………………….. …6

Ведущая педагогическая идея…………………………………………………………………..7

Технология опыта………………………………………………………………………………………….7

Роль ритма в системах музыкального воспитания……………………………………………......7

Методы и приёмы для развития чувства ритма в дошкольном учреждении………………..8

Становление чувства ритма…………………………………………………………………………..10

Роль кружка "Весёлый оркестр" в развитии опыта…………………………………………. 11

Результативность опыта……………………………………………………………………….13

Библиографический список…………………………………………………………………. .16

Информационная карта передового педагогического опыта

Ф.И.О. автора  - Сафонова Татьяна Юрьевна

Город (район) – г. Ейск

Образовательное учреждение  -  Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида № 30 г. Ейска.

Занимаемая должность – музыкальный руководитель

Педагогический стаж и квалификационная категория – 25 лет, I

квалификационная категория.

Тема педагогического опыта:

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста на основе

элементарного музицирования»

Уровень опыта по степени новизны: Усовершенствование и комбинирование отечественных традиций обучения музыке.  Использование эффективных новых методов и приёмов, развивающих программ с целью повышения уровня творческого, эстетического  и интеллектуального развития детей, их личностной самооценки.

Цель педагогического опыта:

  • Изучение проблемы развития музыкально–ритмических способностей дошкольников;
  • создание условий, благоприятных для развития музыкально-ритмических   способностей детей;
  • определение  основных  направлений  и  педагогических  задач по эстетическому  развитию, эмоциональному благополучию и творческому самовыражению детей дошкольного возраста для практического  использования воспитателями,  музыкальными руководителями и родителями.

Краткое описание опыта:

Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических  движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство  развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Теоретическое обоснование опыта:

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является  развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. На мой взгляд, необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, используя на занятиях все виды детской музыкальной деятельности.

За основу своего опыта я взяла «Элементарное музицирование», так как это уникальная возможность:

  • развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;
  • воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
  • проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;
  • воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
  • тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

Дети,  являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.

Методы, используемые в работе:

  • метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;
  • метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.

( См. Приложение № 5)

Формы учебных занятий:

  • разные виды музыкальных занятий;
  • занятия кружка «Весёлый оркестр»;
  • музыкально-дидактические игры;
  • индивидуальная  и самостоятельная музыкально-эстетическая деятельность;
  • музыкальные досуги

Приёмы, используемые в работе:

  • побуждения,
  • предложения,
  • совместного поиска,
  • наблюдения,
  • помощи.

Последовательность обучения:

  • звуковые жесты (хлопки, движения под музыку, притопы, шлепки…);
  • ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;

творческое исследование тембро - динамических возможностей орфовских и

  • самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога

(«дирижер»);

  • импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности  («Как еще можно поиграть на инструменте?»);
  • свободный обмен инструментами по  желанию детей;
  • разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые

представления дошкольников о средствах выразительности (создана система  упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка);

  • формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных

возможностях.

Педагогические условия, необходимые для успешного развития музыкально – ритмического творчества детей на музыкальных занятиях и занятиях кружка «Весёлый оркестр»

  • развитие интереса к игре на музыкальных инструментах;
  • воспитание у детей  веры в свои силы, в свои творческие способности;
  • последовательное усложнение музыкально-ритмической  деятельности обеспечение   перспектив развития творчества учащихся;
  • целенаправленное, систематизированное использование рассказов или бесед о музыке, музыкантах и музыкальных инструментах, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
  • отбор музыкальных произведений для изучения;
  • введение в занятия творческих, импровизационных и проблемных задач;
  • смена видов музыкальной деятельности в течении года;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • введение в структуру занятия игровых элементов, дидактических игр.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

Доступность учебного материала, основанного на широком привлечении жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности,  работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, служит источником развития музыкально – эстетического воспитания детей.

Эффективность опыта подтверждается итоговой аттестацией детей, их выступлением на   различных внутрисадовских и муниципальных мероприятиях.

Полученный в опыте результат:

Диагностика по критериям О. П. Радыновой показывает, что музицирование развивает музыкальные способности детей, а именно разные виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового, динамического.

У дошкольников активизируется музыкальная память и творческое воображение, формируется эмоциональный отклик на классическую музыку, развиваются  импровизационные навыки.

Музицирование также способствует формированию волевых качеств, собранности, сосредоточенности, упорству в достижении цели.

Методическая разработанность опыта (приложения):

  • «Советы по изготовлению и рекомендации по применению самодельных

инструментов»

  • Фотоматериалы с комментариями «Музыкальные инструменты Карла Орфа»
  • План работы кружка «Весёлый оркестр»
  • Конспекты музыкальных занятий по принципам К. Орфа
  • Консультация для родителей «О музыкальном воспитании в семье»

Советы пользователям: для успешной реализации опыта необходимо:

  • Учебно-методическое обеспечение: методическая литература (указана в

библиографии), компакт-диски с музыкой  и методикой, музыкальный материал

(русский потешный, игровой, календарный, сказочный фольклор, классическая

и современная музыка)

  • Наличие различных групп музыкальных инструментов: ударных мелодических      (барабаны, бубны, коробочки, буковые палочки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки), ударных мелодических с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, рояли), духовых однозвуковых (дудки, свистульки, трубы), духовых многозвуковых (блок-флейты), наборов народных инструментов (трещотки, бубенцы, колотушки,  и т.п.)
  • Нестандартные самодельные инструменты. (Приложение №11)

Целостное описание опыта

Научно-методической основой моего опыта является технология «Элементарное

музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа.

Работа над темой опыта проведена на базе МДОУ ДСКВ №30 города Ейска. Коллектив воспитанников – дети в возрасте от 4 до 7 лет, проживающих в городе Ейске.

Объектом исследования данной работы является процесс развития музыкально – ритмических способностей в дошкольном возрасте.

Цель педагогического опыта:

  • изучение проблемы развития музыкально–ритмических способностей дошкольников;
  • создание условий, благоприятных для развития музыкально-ритмических   способностей детей;
  • определение  основных  направлений  и  педагогических  задач по эстетическому  развитию, эмоциональному благополучию и творческому самовыражению детей дошкольного возраста для практического  использования воспитателями,  музыкальными руководителями и родителями.

Задачи по реализации цели:

  • обучение дошкольников простейшим элементам музыкального языка и умению применять его на практике;
  • развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему;
  • формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе.

Актуальность опыта:

Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков,  но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки,  динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.

Речь идёт о новых, скажем точнее, новейших тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих  говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Средства обучения:

  • движения под музыку (хлопки, притопы, шлепки);
  • ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;
  • творческое исследование тембро - динамических возможностей орфовских и

самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»);

импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности

(«Как еще можно поиграть на инструменте?»);

  • свободный обмен инструментами по  желанию детей;
  • разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые

представления дошкольников о средствах выразительности (создана система

упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств

музыкального языка);

  • формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных

возможностях;

  • элементарное знакомство с нотами.

Для человека важным фактором является время. И чем старше ты становишься, тем

более ощутимо его движение.

Ведущая педагогическая идея:

Современные дети, безусловно, отличаются от детей, с которыми я начинала работать. Информационное пространство, в котором они находятся, значительно расширяет их кругозор, развивает познавательный интерес, но, зачастую, не может в полном объеме удовлетворить  духовные потребности и раскрыть индивидуальность ребенка.

Чтобы взаимодействовать с современными детьми, педагогу самому необходимо быть современным. Не отрицая традиционные приемы и методы, все же находить новые способы сотрудничества.

Как помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике?

Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.

Такой «педагогикой» и стало для меня «элементарное музицирование» -  система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом.

Технология опыта:

Дети  являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они – внутри музыки, а не снаружи ее.

Грамотное построение музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении способствует оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Роль ритма в системах музыкального воспитания:

Кто занимался изучением данного вопроса?

Проблемой развития чувства ритма занимались такие педагоги, как Карл Орф, Эмиль Жак-Далькроз, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина.

Известно, что в основе системы Э. Жак-Далькроза понятие ритма положено как универсальное начало.

Кратко рассмотрим некоторые системы музыкального воспитания, выделив роль ритма.

Система музыкального воспитания, созданная немецким композитором Карлом Орфом построена на элементарном музицировании, где ведущую роль занимает ритм и музыкально-ритмическое воспитание. Упражнения основаны на метрической структуре слова, речи, мелодико-интонационном произнесении, характере звучания.  Во главе воздействия на ребёнка в этой системе находится музыкально-театрализованная игра, в которой гармонично объединены пение, речь, жест, танец игра на музыкальных инструментах.  Речевые упражнения, мелодекламация, различные творческие задания способствуют как развитию чувства ритма, так и творческому началу в деятельности детей.

Т.Э. Тютюнникова создала программу "Элементарное музицирование с дошкольниками",  которая успешно прошла апробацию во многих садах и учебно-воспитательных комплексах г. Москвы.  В основу программы положены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа, сочетающиеся с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики.

Основными видами деятельности на занятиях элементарным музицированием являются активные формы: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движение ("пластический жест"). Программа органично вписывается в раздел по музыкальному воспитанию в детском саду,  который предполагает обучение игре на музыкальных инструментах. Занятия по данной программе развивают чувство ритма, прививают навык ансамблевого музицирования,  способствуют развитию любви и интереса к музицированию, создают предпосылки к формированию творческого мышления детей.

"Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной.  В основу программы вошли идеи швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жака Далькроза и его последователей. Данная программа "…является музыкально - ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом" (А.И. Буренина).

"Этот удивительный ритм" И. Каплунова, И. Новоскольцева.  Данное пособие очень доступно и постепенно вводит детей в метроритм,  стимулирует детский интерес и желание заниматься, развивает чувство ритма, основано на игровых заданиях.  В основе  разработок - идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.

Методы и приёмы для развития чувства ритма в дошкольном учреждении

Развивая чувство ритма у детей, я большое внимание уделяю речевым упражнениям.  Детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки, считалки неотделимы от игр детей и массовых танцев.

Считаю,  что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух - это одна из основ музыкального слуха.  Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм,  регистр,  тембр, звуковысотный рисунок, фактура, фразировка, форма. Все эти выразительные средства нами изучаются как в речи,  так и в музыке,  в речевых упражнениях, они доступны детям уже в младшем возрасте.

Речевое упражнение - это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста.  (Приложение №1)  Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха или же специально подобранный в зависимости от педагогических целей.

В первом варианте упражнения -  это пальчиковая гимнастика (Приложение № 2), где с детьми осваиваю равномерную пульсацию опосредованно, в данном случае очень важна подача взрослым - вначале музыкальным руководителем, затем воспитателем - ритмической основы текста. Педагогом – музыкантом Т.Ковалевской была издана замечательная книга «Музыкальные пальчиковые игры».  В ней всё очень доступно и просто. Дано название игры, иллюстрация - картинка, иллюстрация – схематическое изображение рук и пальцев, а так же мелодия игры, записанная нотами. Это очень редкое издание, поэтому некоторые пальчиковые игры, которые я часто использую в работе, даны в приложении и переработаны мной.

Во втором варианте (в старшей и подготовительной группах), даю ритмический аккомпанемент или речевые дорожки, которые "читаем" с детьми в графическом изложении.  То есть - при разнообразном ритмическом рисунке осваиваем чередование

2-х видов длительностей - четвертей и восьмушек (как усложнение - трёх, добавляю половинную ноту).

Речевое  упражнение является темброво-звуковой и ритмической тренировкой.  Дети легко осваивают ритм слов, речи, стихов, который далее переносим в хлопки, на ударные инструменты, он становится основой ритмического и мелодического аккомпанемента (остинато).

Уверена, что большое разнообразие  ритма стихов, речи помогает развивать полифонический слух ребёнка.  В работе использую наложение простых ритмов друг на друга, что способствует развитию внимания детей, умению слышать одновременно несколько ритмических уровней.

В речевых упражнениях стараюсь использовать все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса (крик, шёпот), плавную и отрывистую речь, разный темп, так как это развивает интонационный слух ребёнка, способность слышать выразительность речи.

Многолетние  наблюдения показали мне, что детям нравится игра голосом и фонемами - звуковыми элементами речи.  Уверена, что такие фонопедические упражнения помогают подготовить детей к пению.  Ритмически  организованные слоги, фонемы я использую как остинатное  сопровождение к стишкам, как фон для речевых упражнений.

Практика  показывает, что фонемы, дополненные движением, или "пластическим жестом" (по Т.Э. Тютюнниковой) легко перекладываются детьми на воображаемые музыкальные инструменты.

На занятиях часто применяю "звучащие жесты", так как это привлекает внимание детей и делает задание интереснее.

Следует рассказать о звучащих жестах. "Звучащие жесты" - термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. Звучащие  жесты я использую,  как сопровождение в речевых упражнениях, в пении, в музицировании на детских музыкальных инструментах.

Звучащие жесты доступны всем, на занятиях видно, что они доставляют радость детям, В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса.  Кроме того, считаю, что использование на занятиях звучащих жестов, способствую развитию внимания и координации у детей, что помогает в дальнейшем при обучении игре на музыкальных инструментах и танцах.  В упражнениях я использую обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы.

Упражнения с ритмическими карточками (Приложение №3)  позволяют мне сделать работу по развитию чувства ритма эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущению единого темпа.

На занятиях я использую игры "Музыкальный квадрат" и "Дирижёр", основанные на многократном воспроизведении такта (4/4). Они тоже помогают детям  выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимулируют детское внимание.  Первоначально  дети воспроизводят предложенный мною "квадрат" - 4 различных движения в спокойном темпе (главное на данном этапе - правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая общего движения), затем детям предлагаю придумать свой "квадрат", остальные должны постараться запомнить и повторить; возможно музыкальное сопровождение (любая русская народная мелодия, размер 4/4).

Задания постепенно усложняю от занятия к занятию, так как ввожу понятие "пауза" - молчание в музыке.  В дальнейшем перехожу к игре "дирижёр" -  когда предлагаю ребёнку самому выбрать задание для группы.  При работе над развитием чувства ритма я придерживаюсь последовательности, которая проверена и многократно подтверждена на практике и научно обоснована педагогами (например, К. Орфом).

Развитию чувству ритма я уделяю внимание с самого начала вхождения в мир музыки. Первоначально это задания на ощущение и воспроизведение метра в звучащих жестах (хлопках, притопах, шлепках)  и с использованием элементарных шумовых и ударных инструментов при пении, в ритмических  упражнениях, под звучание ритмичной музыки.  Такие задания выполняю с  детьми в течение года ("Хлопаем в такт", "Шагаем под музыку"). Также предлагаю услышать и передать в хлопках "как бьется сердце музыки" - метрическую пульсацию.  С детскими музыкальными инструментами даю такие задания, как  "Украсим музыку для собачки, мышки, кошечки и т.д.", где нужно уловить и воспроизвести метрический пульс на ударных инструментах. Для  восприятия  метра речи я подбираю такие стишки,  потешки, где чётко прослушивается метрический пульс. При воспроизведении  метрического пульса  шагами, первоначально использую ходьбу на месте, детям также предлагаю разделиться на 2 группы: одна группа исполняет метрическую пульсацию шагами, другая группа - чёткой речью или игрой на инструментах.  С второго-третьего   занятия  ввожу длительности - четверти и восьмые. С детьми учимся воспроизводить ритм "шага" и "бега" в таких упражнениях и играх, как "Люди шагают и бегают", "Большие и маленькие капельки"   Первоначально чередование ритма "шага" и "бега" осваиваем в хлопках, затем на музыкальных инструментах, и только после этого - в движении.

Чередование ритма "шага" и "бега" по фразам  и предложениям требует от детей большего внимания и некоторых навыков воспроизведения метра.  Это - следующий этап в работе над развитием чувства ритма. Здесь считаю важным, чтобы ребёнок услышал внутреннее ритмическое движение.  Далее даю выделение сильной доли (акцент) и тактирование размера (отмечание сильных и слабых долей), знак повторения позволяет мне давать детям установку на любое количество повторений (два, четыре и т.д.)

Следующий этап в работе - освоение ритмических рисунков различной степени сложности. До освоения детьми ритмических рисунков я учу детей подбирать и прохлопывать слова, состоящие из двух и трёх слогов.
Таким  образом  прорабатываются модели сначала в двухдольном, а затем и в трёхдольном размере.

После усвоения на слух и воспроизведения в хлопках ритмических моделей, знакомлю детей с графическим изображением ритмических блоков. На первоначальном этапе знакомства с записью использую кружки разной величины: большие - четверти, маленькие - восьмые (даю понятие того, что так обозначаются долгие и короткие звуки).

Для обозначения длительностей ввожу ритмослоги.
четверти - та-та,
восьмые - ти-ти,
половинная - та-а

Постепенно освоенные таким образом ритмические фигуры позволяют нам перенести их на ударные инструменты, сопроводить свою речь, пение или движение. Сопровождение может   соответствовать  ритму речи или пению (то есть дублировать ритмический рисунок стиха или песни) или содержать в себе остинатный  ритм (постоянное повторение ритмической фигуры).

Все полученные знания отрабатываю с детьми в специальных упражнениях, а приобретённые навыки закрепляю в ритмических играх и упражнениях  (Приложение №4) не только в рамках музыкальных занятий, но и в группе в совместной и самостоятельной деятельности.

Занимаясь с детьми, применяю такой приём, как моделирование элементов музыкального языка (Приложение №5) , потому что моделирование в различных способах позволяет показать ребёнку и почувствовать в доступной для него форме  особенности выразительных средств музыкального языка и их взаимосвязь, помогает ему воспринять закономерности строения музыкальной речи.  Мы вместе моделируем ритмические и звуковысотные  отношения, темп, динамику, фактуру, форму. Используем при этом следующие виды моделирования: речевое (различные возможности голоса), графическое (опора на зрительное восприятие), пространственное (рисование руками в воздухе), двигательное (в движении на месте и по залу).

Развивая у детей чувство ритма, я большое внимание уделяю музыкальному движению.   По тому, как ребёнок  двигается, импровизирует под музыку, передавая определённый образ, насколько выразительны его движения, определяю степень развития чувства ритма. Музыкальное  движение я рассматриваю как средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти. Считаю,  что для ребёнка необходимо музыкальное движение, так как оно развивает и укрепляет весь детский организм - укрепляет мышцы, улучшает кровообращение, дыхательные процессы, развивает мускулатуру.  Вижу, что сам процесс движения под музыку приносит детям радость, положительно сказывается на психическом здоровье детей, помогает раскрепоститься, обрести уверенность в себе.

Становление чувства ритма.

В становлении чувства ритма в дошкольном возрасте мне очень помогает наглядный материал. (Приложение №6) Также считаю, что процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных игр и забав, но важна дифференциация в соответствии с возрастными особенностями детей, у которых постепенно усложняется восприятие организованных во временные ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помощью движения.  Упражнения и игры по развитию чувства ритма обязательно включаю в каждое музыкальное занятие как неотъемлемую часть. Для лучшего усвоения  каждую предлагаемую игру неоднократно повторяю и варьирую в течение всего учебного года. Два занятия (одно в полугодие) полностью посвящаю развитию чувства ритма. Считаю особенно важным, чтобы занятия по развитию чувства ритма проходили в непринужденном игровом характере, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценки.

На начало 2008-2009 учебного года мною было отмечено слабое развитие чувство ритма как у младших, так и у старших дошкольников. При игре на музыкальных  инструментах  дети не умели их подбирать так, чтобы они соответствовали  характеру музыкального  произведения и импровизировать на них, движения под музыку были не ритмичными, были слабо развиты музыкальная память и творческое воображение. Являясь инициатором создания и руководителем кружка «Веселый оркестр»,  при игре на музыкальных инструментах  я обращала внимание на  их тембр и сравнивала  звучание.  На каждом музыкальном занятии, утреннике и развлечении дети демонстрировали своё мастерство игры в оркестре. (Приложение № 7) Так на утреннике, посвящённом Дню  Победы воспитанники старшей группы исполнили ритмический аккомпанемент к  произведению «Смуглянка». На выпускном празднике дети подготовительной группы исполнили подвижный номер «Маленькие дирижёры», на Новогоднем утреннике дети группы «Аленький цветочек» с блеском исполнили «Оркестровую фантазию», а дети группы «Почемучки» сыграли волшебную музыку на треугольниках, арфе и колокольчиках.  Одним из номеров «Масленицы» была игра  старшей группы на деревянных ложках. Постоянное использование на занятиях музыкальных инструментов развило у детей интерес к этому виду  деятельности. Дошкольники владеют приемами игры , исполняют импровизации «Слово на ладошках», «Чепуха», выполняют ритмический аккомпанемент к песням. Лучше всего дети научились подбирать инструменты для   озвучивания  стихотворных  текстов («В лесу», «Весна», «Ручейки»,«Наступила осень», «Маленькие колокольчики».

Изучение методической литературы, ознакомление с современными разработками педагогов-новаторов убедило, что наиболее приемлемым для решения педагогической проблемы может стать «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э.Тютюнниковой,  как адаптированной технологии по системе К. Орфа. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальными инструментами при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.  меня она привлекла еще и тем, что на занятиях элементарным музицированием в комплексе решаются проблемы систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. Деятельность педагога строится в соответствие с принципом «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка» и созвучна одной из идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать (Песталоцци).

Роль кружка «Весёлый оркестр» в развитии моего опыта:

Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хотя бы раз дал в руки детям незатейливые инструменты. «А мы будем сегодня играть в оркестре?» Устоять перед натиском детей просто невозможно. Так было со мной в самом начале педагогической работы. Дети на занятиях очень любили играть в шумовом оркестре, и я им часто оставляла  такую «конфетку» на десерт.  Желание детей играть на инструментах и моё желание их хорошо и правильно учить – соединились вместе. Так появился  кружок «Весёлый оркестр».

Придя работать в детский сад, я подумала: «Как должна быть организована работа по обучению игре в шумовом оркестре, чтобы она соответствовала четырём важным для меня условиям:

  • Быть лёгкой для детей и педагога;
  • Быть интересной для них;
  • Быть систематической формой обучения;
  • Быть групповой формой обучения.                                                                                              Эти  четыре  пункта за время работы превратились в методику.                                           Учение для дошкольников должно быть не только лёгким и приятным времяпровождением, но и интересным. Когда-то я думала, что само применение детских шумовых инструментов на занятиях достаточно. Но, оказалось, что дети с огромным удовольствием посещают мой кружок «Весёлого оркестра». Главное слушать своё собственное сердце, помогающее  правильно понимать детей. Оно заставляет отбросить любые  догмы, когда скука поселяется в глазах ребёнка. Этот  метод «сердечной диагностики»  и есть самая точная методика и лучшая технология.

У всех ребят, записавшихся в кружок, уже имелись первоначальные навыки и умения игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях я начинаю уже в группах раннего возраста.  Тем не менее, чтобы выявить способности детей,  в начале учебного года я провела индивидуальную диагностику, по результатам которой можно было судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми. На  основании диагностических исследований я составила перспективный план работы на 2 года и соответственно ему разработала календарное планирование занятий, на основе программы Т.Э, Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками». (Приложение №1)

На занятиях кружка ребята закрепляли навыки игры на. инструментах, не имеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы,  муз. треугольник, ложки. Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших песенок, попевок. Ребята сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка и лишь затем воспроизводят его на музыкальных инструментах.

Для осознания соотношений длительности звуков мелодии применяла моделирование их с помощью широких и узких полосок, которые дети выкладывают на фланелеграфе. С этой же целью использовала дидактические игры (Приложение №9) на определение длительности звуков. Чтобы закрепить появляющееся у детей чувство ритма,  музыкальные инструменты использовались в повседневной жизни д/сада. В каждой группе  имеется музыкальный уголок с необходимым набором детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек.  Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех своих товарищей, требовалась не одна репетиция.

Венцом наших занятий  стали выступления оркестра на утренниках и развлечениях, которого всегда ждали с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях ребята учились быть ответственными, дисциплинированными,  внимательными.  А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалась вдвойне. На занятиях кружка  ребята учатся не только играть на инструментах, но и знакомятся с великими композиторами-классиками, слушают музыку, изучают  различные музыкальные термины и понятия, овладевают элементарной нотной грамотой в игровой и доступной форме.

В конце учебного года я провела итоговую диагностику,  результаты которой позволили отследить результативность выполнения годовых задач, выявить проблемы, пути и способы их решения, обозначить  перспективы работы кружка на следующий учебный год. Считаю, что за  первый год обучения в кружке ребята добились неплохих результатов.   На занятиях был  создан благоприятный эмоциональный климат, что позволило обеспечить довольно высокий уровень продуктивности в усвоении знаний и приобретении навыков и умений в игре на детских музыкальных инструментах. Ребята успешно выступали на таких праздниках, как  «Осеннее развлечение», «День матери»,  «Новый год»,  «Масленица»  Приглашали на свои выступления детей из младших групп.   Некоторые ребята вполне серьёзно интересовались,  где в нашем городе можно научиться играть на музыкальных инструментах. Исходя из этого, на следующий год планирую  организовать посещение городской школы Искусств, а также приглашать ребят  музыкального отделения с выступлениями в наш детский сад. Конечно,  нельзя однозначно сказать, что всё запланированное удалось. Конечно же,  были определённые трудности и проблемы, часть из которых я старалась решать в течение года и которые ещё предстоит решить в дальнейшем.  Тем не менее,  считаю, что кружок в детском саду – важное и очень полезное дело.

Результативность опыта

Недостаточное  внимательное  отношение  взрослых  к  развитию  творческих  способностей  дошкольников  влечёт  за  собой  потерю  интереса  к  использованию  музыкального  творчества  в  различных  видах  деятельности.  Это  является  значительной  сложностью,  которая  возникла  в  процессе  работы  по  данной  теме.

За последние годы,  используя  в  своей  работе  новые  методики,  инновационные  технологии,  я  достигла  хороших  результатов.  В  этом  мне  очень  помог  предыдущий  опыт  работы  по  теме  «Искусство слышать».  Эти  знания  дали  мне  возможность  лучше  понять и направить  детей,  учить  их слушать и  активно  мыслить,  изобретать,  в  разумных  пределах  фантазировать.  Работу  по  развитию  музыкально – ритмических способностей  считаю  успешной,  потому  что  дети  на  занятиях  получали  ощущение  радости  и  с  нетерпением  ждали  новых  встреч.  Главный  критерий  в  оценке  результатов  творческих  опытов  детей  для  меня – это  не  только  правильность  выполненных  заданий,  а  возник  ли  у  них  интерес  к  этому  занятию,  стремится  ли  каждый  к  самостоятельной  деятельности,  к совершенствованию  своих  поисков.    Лучшая  награда  за  мою  работу – сияющие  глаза  детей,  всегда  ожидающие  чуда,  их  быстрый  изобретательный  ум,  раскрепощённость,  неиссякаемый  интерес  к  музыке,  умение  включаться  спонтанно  в  любое  музицирование.

Пришлось   много  работать,  чтобы  добиться  положительных  результатов.  И  лишь  к  концу  учебного  года  я  получила  желаемый  результат.    Для  улучшения  показателей  музыкального - ритмического  развития  проводила  индивидуальную  работу  с этими  детьми,  в  результате  которой  дети  стали  проявлять  интерес  к  музицированию.

При внедрении авторской технологии в практику работы необходимо было определить, происходит ли положительная динамика в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников, насколько успешно реализуется идея природной музыкальности и создание предпосылок к формированию творческого музыкального мышления детей.

Для этого были выбраны следующие показатели:

Воспроизведение ритма музыки в «звучащих жестах» и игре на музыкальных   инструментах

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки

Соответствие ритма движений ритму музыки

Творческие  проявления в движениях под музыку.

В  ходе  проведённой  диагностики  за  последний  год,  выявлены  следующие  знания  и  умения  по  развитию  музыкально – ритмических  способностей дошкольников подготовительных групп:

Музыкально-ритмическая деятельность в стихотворно - песенных импровизациях.

На начало года:

Выполняют самостоятельно: 42% детей

Справляются с помощью взрослого:42% детей

Не справляются 16% детей

На конец года:

Выполняют самостоятельно: 62% детей

Справляются с помощью взрослого:28% детей

Не справляются 12% детей

Музыкально - ритмическая  деятельность в двигательных и танцевальных импровизациях.

На начало года:

Выполняют самостоятельно: 50% детей

Справляются с помощью взрослого:42% детей

Не справляются 8% детей

На конец года:

Выполняют самостоятельно: 58% детей

Справляются с помощью взрослого:33% детей

Не справляются 8% детей

Музыкально - ритмическая  деятельность в инструментальных импровизациях.

На начало года:

Выполняют самостоятельно: 46% детей

Справляются с помощью взрослого:42% детей

Не справляются 12% детей

На конец года:

Выполняют самостоятельно: 66% детей

Справляются с помощью взрослого:29% детей

Не справляются 5% детей

Музыкально - ритмическая деятельность в синтетических интегрированных   импровизациях.

На начало года:

Выполняют самостоятельно: 42% детей

Справляются с помощью взрослого:46% детей

Не справляются 12% детей

На конец года:

Выполняют самостоятельно: 71% детей

Справляются с помощью взрослого:25% детей

Не справляются : 4% детей

(Приложение №10).

Проблема  развития музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности,  создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973
  2. Барсова И. Книга об оркестре.- М.: Музыка, 1969
  3. Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985
  4. Васильев Ю, Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.- М.:

            Советский композитор, 1976

  1. Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968
  5. Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в

      детском саду.- М., 1983

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–

      Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Левой-правой! Марши в детском саду.

      Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений»

      Композитор – Санкт-Петербург, 2002, серия «Ладушки»

  1. Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании

            дошкольников.- М., 1986

  1. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

      инструментах.- М., 1990

  1. Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах.- М.: Советский

      композитор, 1973

  1. Певная И. Играй, наш оркестр.- М.: Музыка, 1983
  2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997
  3. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание

      дошкольников.- М., 1994

  1. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968
  2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947
  3. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961
  4. Трубникова М. Учим детей играть по слуху Дошкольное воспитание. - 1993.- №  9
  5. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год
  6. Тютюнникова Т.Э. Доноткино Квадратный апельсин Педагогическое общество

      России, 2005 год.

  1. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.
  2. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

Опыт работы на тему "Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста"

Детское исполнительство, практически осуществляется в пении, ритмике, игре на инструментах. Основное его качество – выразительность, т.е. способность непосредственно и искренне передать настроен...

Опыт работы по теме: "Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Опыт моей работы по теме: Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста....

Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....

Опыт работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Опыт работы на тему«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности».

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности»....