Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у дошкольников
статья по музыке (подготовительная группа) по теме

Якименко Галина Михайловна

Уже давно занимаюсь музыкотерапией, аэтот метод даёт положительную динамику в эмоциональной сфере детей. Решила поделиться своими наработками,предлагаю вашему мнению статью.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста»

Музыкального руководителя  МБДОУ  д/с №100   г. Таганрога

                                      Якименко  Г.М.

 

       Среди психологических проблем 21 века особое место заняла  проблема сохранения и восстановления психоэмоциональной сферы детей при живом общении, развитию которого  препятствуют  разнообразные нарушения: в речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессах.

           В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений  психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают  замкнутыми, тревожными, застенчивыми.

       Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

           Сегодня современные ученые  выделяют музыкальные  произведения, которые положительно влияют  на  эмоциональное состояние ребёнка.

Так, например, для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена:  «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»;

а также «Вальсы» И.Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна;  для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л.Бетховена, «Грезы» Р.Шумана, музыку  А.Вивальди и В.А.Моцарта;

для общего успокоения –  «Колыбельные»  И.  Брамса,   «Аве   Мария» Ф.Шуберта;  «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.
Так,  доктор медицинских наук, профессор, практикующий  музыкотерапевт Рушель  Блаво  в  своих  музыкальных  альбомах «Здоровье твоего ребёнка» и «Музыка для детей»  создал лечебную программу:  

  1. колыбельные - для младшего возраста (от 1 до 3 лет)  для развития интеллектуально-познавательных способностей и сенсорных систем;
  2. духовный мир -  для дошкольного возраста ( от 3 до 7 лет) для подготовки к школе, улучшения концентрации внимания, усидчивости и развития адаптационнных способностей к внешним раздражителям.

 Изучение литературы по влиянию музыки на эмоциональные состояния детей и ее качественный анализ, способствовали разработке и реализации проекта: «Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста».

Разработка психолого-педагогического сопровождения для детей с нарушениями психоэмоциональной сферы на основе использования музыкотерапии - составила  цель моей работы.

Исходя из сказанного, выдвигается задача для педагогов:

  1. расширять представления педагогов  о коррекционных  возможностях    метода  музыкотерапии.

По организации работы с детьми ставятся следующие задачи:

  1. сформировать навык невербального, чувственного контакта с окружающими;
  2. способствовать снятию нервно-психического напряжения в музыке в процессе движения и слушания музыки;
  3. развить умение распознавать и выражать различные эмоции в мимике и танце;
  4. научить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями;
  5. прививать навыки расслабления при помощи музыки, способствовать коррекции психоэмоциональной сферы.

 Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальныхзанятиях, но и во всех видах деятельности. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса в детском  саду. Необходимо  использовать не только пассивное слушание музыки, но и музицирование, музыкально-ритмические движения, пение, музыкальные игры  и обязательно элементы театрализации.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

  1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.
  2. Основная часть. Восприятие музыки.
  3. Музыкальная релаксация.

 В связи с тем, что в  дошкольном возрасте эмоции играют важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации музыкальных занятий с детьми является  доброжелательность, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для музыкального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Поэтому,особое внимание на своих занятиях уделяю развитию эмоциональной сферы, развитию выразительности движений, преодолению барьеров общения, созданию возможностей для эмоционального самовыражения. Продолжая работу оздоровительно-профилактической направленности музыкального сопровождения, использую методику музыкально-рефлекторного пробуждения детей после дневного сна. Она индивидуальна, и зависит от типа нервной системы ребёнка. Слушание тихой, нежной, лёгкой музыки, в зависимости от 2 до 8 минут. В таком индивидуальном пробуждении заложен большой коррекционно-профилактический эффект.      

       Для детей дошкольного возраста характерна повышенная  рассеянность, утомляемость, они с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными, и мне как педагогу требуется немало выдумки и фантазии, чтобы вовремя использовать и применить тот или иной наглядный материал, который  бы  увлёк ребёнка. Вот почему в процессе  занятий я стараюсь чередовать музыкальный материал с речевыми, двигательными упражнениями, занимаюсь римтмопластикой,  широко использую погружение детей в игры. На занятиях использую элементы психогимнастики, где дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. Данная технология даёт возможность облегчить детям процесс восприятия музыки, помогает лучше её понять. Поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей,  поощрять желание малыша быть  похожим на других, разбудить его фантазию, попытаться максимально реализовать его способности. Для того чтобы ребёнок проявлял творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями,  ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления.

С помощью игровых технологий развиваются  творческие способности ребенка. Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории или сказки, воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры, фантазировать. Цель таких игр  -  развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать своё поведение в коллективе. Например, социо-игра “Говорящий стул”, где дети, слушая музыкальное произведение, заранее нацелены на составление рассказа о своих впечатлениях, навеянных музыкой, или должны будут ответить на ряд вопросов, присаживаясь на “говорящий стул».  Дети делятся на малые группы для выполнения музыкально-ритмических упражнений, после которых оценивают друг друга и самих себя, честно признаваясь: “У Оли получается красиво, лучше всех, а у меня ещё так не получается”. Далее в том же составе слушают музыкальное произведение, например: “Осень” из цикла “Времена года” А. Вивальди, которое узнают, анализируют в командах, выполняют творческие задания: одни выкладывают узор из осенних листьев, другие выбирают музыкальные инструменты, подходящие к характеру музыки и музицируют, третьи в движении изображают “листопад”. В певческой деятельности дети в малых группах определяют слог, на который будут распеваться, исполняют песни по музыкальным фразам или куплетам, по цепочке, самостоятельно выбирают солистов. В танцевальной – дети делятся на пары по разрезным открыткам, а в музыкальной игре, когда объединяются все вместе, водящего выбирают по считалке. Разработанные мною приемы и варианты деления детей на малые группы позволяют мне рациональным способом организовать познавательную и практическую деятельность детей на музыкальных занятиях. Работа в малых группах направлена на обращенность детей друг к другу, умение общаться и договариваться, на эмоциональный настрой в группе. Дети не замечают, что идёт обучение, так как они перемещаются по всему залу, играют с нотками, игрушками, ленточками, рассматривают картины…. Вся система организации музыкальных занятий воспринимается ими, как естественное продолжение игровой деятельности.

Она может также быть направлена и на развитие внимания. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.  Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

 К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Найди свою

матрешку», «Собери цветок» (дети собирают  определенного цвета). Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру,  на березе появляются листочки клена с плодами яблок), а ребенок должен это  заметить. Или при слушании «Колыбельной музыки»  игрушка, пришедшая на занятие,  начинает весело плясать и маршировать и, наоборот,  во время веселой – спать.

Игровые технологии во многом способствуют развитию мышления ребенка.

Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры: «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку». Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. Например, при музыкальном разборе после прослушивания незнакомого произведения П. И. Чайковского “Вальс снежных хлопьев, на вопрос “К какому жанру относится музыка?”, не стремлюсь немедленно дать детям правильный ответ, а создаю условия для разворачивания их собственных размышлений. “Каков её характер?”, “Что можно делать под эту музыку?”, “А как бы вы двигались под музыку, передавая друг другу снежинку?”. Дети выясняют, что это – танец. На вопрос: “Как называется такой танец?” у детей возникают затруднения, тогда я даю задание: узнать у родителей, у других взрослых, как называется танец, когда танцующие пары кружатся, двигаются плавно и воздушно, то есть знания, дети добывают самостоятельно.

 Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры-  драматизации, музыкальные игры. В условиях музыкальной игры детей можно побуждать к подражанию отдельным интонациям мелодии, простейшим словам, к звукоподражанию, обогащать новыми музыкальными впечатлениями, закреплять уже имеющиеся. Например, после прослушивания пьесы Э. Грига “Утро” провожу социо-игру “Копилка” на развитие словарного запаса детей. Приобретаемый детьми уровень владения музыкально-определительным лексиконом постоянно используется при знакомстве с новыми произведениями, служит базой для навыка давать не одиночные определения, а целые терминологические “цепочки», близких по смыслу слов.  Для занятий музыкотерапией  рекомендую  музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».

   В процессе игры  большую роль играет эмоциональная отзывчивость на музыку. Очень важно, чтобы детские эмоции были направлены на музыку, на ее художественные образы в единстве с игровыми. Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой, которая углубляет эти радостные переживания. Например: слушают музыку, сидя на ковре, врассыпную, при повторном слушании играют в  социо-игру “Передача сигналов”, стоя в кругу (в характере музыки по цепочке дети передают сигналы: касаются друг друга рукой, гладят по спине, делают “реверанс”, поклон головой и др.). А для выяснения, какие инструменты звучали, идут в “музей музыкальных инструментов”, который размещён на стенде в другом углу музыкального зала.

 Беседуя с детьми о темпах музыки, на занятиях использую такой игровой приём, как наматывание на кисть левой руки шнура или ленточки. Для детей становится прочным открытие, что под музыку А. Хачатуряна “Танец с саблями” ленточку нужно наматывать очень быстро, так как музыка звучит в стремительном темпе, а под музыку М. Мусоргского “Слеза”, медленно, так она звучит в медленном темпе, и, наконец, в умеренном темпе ленточка наматывается под “Венгерский танец” И. Брамса.

Исходя из вышесказанного  следует вывод:  при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Занятия с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональные нарушения у дошкольников

На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её...

Музыкотерапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников

Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Существуют определенные противоречия между неразраб...

"Эмоциональные нарушения у дошкольников и их коррекция"

Презентация для педагогов-психологов и воспитателей детских садов...

Деловая игра Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах использования метода сказкотерапии Задачи: 1. Развитие творческих способностей, навыков моделирования. 2. Формирование умения ра...

Роль сказок в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников.

Роль сказок в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников...

Особенности использования музыкотерапии в психокоррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), тревожные расстройства и нарушения настроения занимают место в первой десятке самых значительных эмоциональных проблем у детей. Так же специалист...


 

Комментарии

Тихонова Елена Валентиновна

Прочла Вашу статью, появился вопрос:"Имеете ли Вы медицинскон образование, если используете такую терминологию как: "коррекция психоэмоциональной сферы".И есть ли у Вас результаты исселедования, так как Вы пишете, что давно занимаетесь по этой теме. Рушель Блаво - доктор медицинских наук,а музыкальный руководитель не врач и не психолог. Нам, например, в категорической форме запретили даже упоребление термина "музыкотерапия". С уважением музыкальный руководитель Тихонова Е.В.