Развитие музыкальных способностей детей посредством музыкально-ритмических движений.
статья по музыке (младшая группа) по теме

Уткина Людмила Петровна

Развитие музыкальных способностей детей посредством музыкально-ритмических движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_lyudmily_petrovny.docx30.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                ГБДОУ №7 Московского района

Развитие музыкальных способностей детей посредством музыкально-ритмических движений.

Подготовила:                 Уткина Людмила Петровна.

педагог высшей квалификационной категории.

г. Санкт-Петербург

Прочитав много литературы по музыкальному воспитанию детей и из собственного опыта, я поняла, что одним из эффективных приемов развития музыкальных способностей детей является передача характера музыки в движении. Дети, слушая музыку, имеют возможность передавать ее особенности в движениях (темп, динамику, ритмический рисунок, акцент, звуковысотность, фразу).

«Бесконечно богатая информация, заключенная в музыке, считывается не рассудком, а динамическим состоянием тела» - писал профессор В.В. Медушевский.

        Поэтому развитие музыкальных способностей посредством музыкально-ритмических движений я считаю одной из главных задач в моей работе.

Швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз особенно подчеркивал значение музыкально-ритмических движений для детей, так как движения являются биологической потребностью их организма. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления – вот основной девиз, который я ставлю перед разучиванием музыкально-ритмических движений.

        Движение под музыку – значительно более доступный и ранний вид музыкальной деятельности, так как дети уже в раннем возрасте слушание музыки, подпевание совершенно непосредственно сопровождают теми или другими двигательными реакциями. Через музыкально-ритмические движения все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично.

        Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности. Но основными носителями смысла в музыке Теплов называет звуковысотные и ритмические движения, так как высота и длительность – основные компоненты мелодии. А так как любая мелодия складывается из музыкальных звуков, то и свойства звуков составляют основу развития музыкальных способностей.

        Начала работу я с того, что перспективно спланировала работу с детьми так, чтобы музыкальный материал был равномерно распределен в течение учебного года. Поэтому, когда я начала заниматься этой темой, то подобрала картотеку игр, развивающих музыкальные способности детей. В этой картотеке я использовала музыкальный материал из 31 сборника и эту картотеку постоянно пополняю.

        В начале года я обязательно планирую беседу с детьми о свойствах музыкального звука. Перед тем, как говорить о свойствах музыкального звука, мы с детьми определяем, что все окружающие нас звуки можно разделить на 2 основные группы: звуки шумовые и звуки музыкальные. Подчеркиваю, что только музыкальный звук обладает высотой, и именно высота звука отличает шумовой звук от музыкального. Проводя эти беседы, я использую пособия: «Музыка» - Тютюнниковой Т.Э, «Забавное сольфеджио» Абеляна, аудиокассеты с записью шумовых звуков. Знакомы детей с разными группами музыкальных инструментов, мы определяем, что музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. Но есть такие ударные инструменты, из которых извлекаются шумовые звуки: это барабан, бубен, треугольник, то есть на них нельзя сыграть мелодию. Прослушивая в аудиозаписи музыкальные произведения в исполнении различных инструментов, мы говорим о том, что помимо того, что каждый инструмент имеет свою окраску (тембр), он также имеет свою высоту звучания (так, например, если сравнивать звучание скрипки, виолончели, контрабаса).

        Развитию звуковысотного слуха способствует зрительная и слуховая наблюдательность во взаимосвязи со словом. Поэтому настольной книгой в моей работе я считаю « Музыкальный букварь» под редакцией Ветлугиной, где каждая попевка является примером связи зрительного, двигательного, слухового восприятия музыки. Развитие звуковысотного слуха требует постоянной работы с детьми, поэтому, используя игровые формы, наглядность: музыкальные лесенки, фланелеграф, на котором выкладываются кружочки по направлению мелодии, бубенчики, пособия из «Музыкального букваря» - «птенчики», «качели» и т.д. – поддерживаю интерес у детей. Только игровая форма занятий, занимательность помогает без особых затруднений усвоить многие, достаточно сложные музыкальные понятия, представления (высота, длительность звуков).

        Знакомя детей с высотой звука, я обязательно даю им понятие «регистр». Когда дети подходят к фортепиано, я им показываю три регистра, которые располагаются на клавиатуре фортепиано. Дети с легкостью определяют по звукам, какие «звери» могли бы жить в каждом регистре и правильно называют эти регистры: низкий, средний, высокий.

Музыкально-ритмическая деятельность условно делится на две группы действий: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении, поэтому я начинаю работу с прослушивания музыки. Слушая такие музыкальные произведения, как: « Как у наших, у ворот», «Ах, ты береза» - дети младшей и средней групп без затруднения могут определить, где пляшут мишки, где птички, где ребятишки. Если детям одеть маски или дать им в руки игрушки, то они выполняют движения, соответствующие своему регистру. Используя на слушании музыкально-дидактические игры: «Чей это марш?» Левкодимова, «Три марша» Кабалевского – дети, используя карточки, определяют высокий, средний и нижний регистр, то есть у них развивается звуко-высотный слух. Затем я провожу эти же игры в форме подвижных, где есть элемент соревнования. Дети строятся в три колонки:

1 колонка – дети                 2 колонка – солдаты

3 колонка – игрушечные солдатики

        Каждая группа детей марширует на свой регистр. С окончанием музыки дети останавливаются там, где закончилась музыка. После определенного сигнала дети строятся на своих местах. Элемент соревнования придает интерес игре, дети с легкостью усваивают понятия «регистр» и «звуковысотность».

        Еще в 360 г. Церковный деятель, философ Василий Великий писал: «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих». Это особенно относится к детям, так как для них игра – основной вид деятельности.  Планируя игры из картотеки, я использую их как на занятиях, так и на вечерах развлечений.

        Так в младшей и средней группах использую такие игры, как: «Пьеса» Ребикова (сборник «Воспитание музыкальных навыков в игре» авт. Измайлова), «Веселые зверята», «Три медведя», «Медведь, заяц и лиса» (сборник «Большой хоровод» автор Зимина. В старшей и подготовительной группах использую такие игры, как: «Игра на определение регистров», «Отрывок из Оксфордской симфонии» Гайдна (сб. «Воспитание музыкальных навыков в игре»), «Зайцы и лисицы», «Веселые матрешки», «Козлята и волк», «Грибы», «Верные друзья» (сборник «Большой хоровод»).

        С большим удовольствием дети мл.-ср. групп играют в такие музыкально-дидактические игры, как «Птица и птенчики», «Ну-ка, угадай-ка», так как здесь есть элемент «догонялок», а это одна из любимых игр детей.

        В старшей и подготовительной группах, развивая звуковысотный слух, я использую игру на музыкальных инструментах. Так, например:

                треугольники играют в высоком регистре

                бубны – в среднем регистре

                ложки – в низком регистре.

        Я использую такие музыкальные произведения, как «Менуэт» Шуберта, танец из балета «Спящая красрвица», «Полонез» Баха (сборник «Первые шаги в музыке» авт. Андреев, Коноров).

        Систематически работая над развитием у детей звуковысотного слуха, я поняла, что они легко усваивают тот материал, который я им предлагала на занятиях:

                «Певучая пляска» - русс. нар. мелодия

                «Игра в прятки» - русс. нар. мелодия

                «Игра с колокольчиков» Ломовой

                танец «Гуляем и пляшем» Раухвергера

                игра «Птицы и машины» Ломовой

                танец «Хлоп-хлоп» эстонская нар. мелодия

                упражнение «Шагают девочки и мальчики» Золотарева

                игра «Летчики следите за погодой» Раухвергера.

        Во всех этих произведениях ярко выражена смена регистров. Дети, имея опыт по восприятию музыки, ее регистровых изменений, без особых усилий справляются с поставленными задачами.

        Чувство ритма – третья музыкальная способность, формируется, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям « как бы пропустить музыку через себя». Известный психолог Теплов отмечает: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой более прямой и целесообразный путь развития музыкально ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая, как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях».

        

Швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз перед ритмикой, прежде всего, ставил развитие музыкальных способностей. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его нужно выявить и развить. Поэтому начинаю я работу по развитие ритмического слуха уже с самыми маленькими детьми – 1,5 – 2года. В этом возрасте все виды деятельности сопровождаются двигательными реакциями. Так, подпевая песню «Да-да-да» Тиличеевой, слушая песню «Ладушки – ладошки» Иорданского – дети сопровождают их ритмическими действиями. Игра – основной вид деятельности детей, поэтому игровые приемы стали основными в моей работе. Наиболее благоприятной почвой для развития ритмического чувства оказались игры с музыкальными игрушками – такие как: «Бубен», Фрида, «Бубен» Красева, «Треугольник» Шутенко. Большой интерес у детей к этим инструментам рождает у них желание действовать с ними, т.е. звенеть, ударять по ним. Музыка организует эти действия, способствует передаче определенного ритмического рисунка. Для совершенствования чувства ритма использую народные мелодии, которые дети сопровождают игрой на ложках («Стукалка», укр. н.м.,   «Сапожки», «Ах, вы сени», «Пойду ль я…», «Ах, ты береза», «Как у наших у ворот» - рус. нар. мелодии).  Дети слышат разный ритмический рисунок и ударами ложек отображают четверти и восьмые в музыке. Очень люблю давать детям музыкально-дидактические игры: «Кукла шагает и бегает», «Что делает мишка?» - где дети различают ритмический рисунок марша и бега.

        Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими. Я рассказываю детям, что любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки будут одинаковы по длительности (привожу примеры). Длительность – одна из важных особенностей звука. Детям показываю ритмически рисунки попевок из «Музыкального букваря» и рассказываю, что чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок. Дети пропевают по «нитке» длинные и короткие звуки, прохлопывают свои имена, ритмически карточки, используя при этом звучащие жесты: короткие звуки – хлопки в ладоши,     длинные звуки – хлопки по коленям.

        Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок, использую принятые обозначения:

О – длинные звуки,                 о – короткие звуки.

        Дети выкладывают ритмические рисунки попевок из «Музыкального букваря»:

«Я иду с цветами», « Небо синее», « Смелый пилот» и т.д.

        По графическому изображению дети узнают знакомые попевки. Эти приемы в усвоении ритмического рисунка улучшают ритмический слух детей, и когда я занимаюсь с детьми музыкально-ритмическими движениями, я замечаю, что дети выполняют задания без особых усилий.

        В моей картотеке игр есть разделы: «ритм», «фраза», «сильная доля». Из множества игр я выбираю те, которые могут заинтересовать детей своей игровой ситуацией. Включаю их на музыкальные занятия и вечера развлечения. Часто провожу вечера развлечений доминантного характера, где объединяю игры одной сюжетной линией. Очень нравятся детям такие игры, как:

  1. «Лягушки» - музыка Чайковского – на развитие чувства музыкальной фразы
  2. «Игра в зеваки» - «Экосез» Шуберта – на развитие ритмического чувства (дети передают ритмический рисунок по кругу).

  В младшей и средней группах очень полезны такие игры – упражнения, как:

  1. «Зайцы» Тиличеевой – дети различают длинные и короткие звуки, изображая «зайчиков».
  2. «Пассакалия! Генделя – дети на розный ритмический рисунок изображают взрослых пешеходов, детей, машин. Элемент соревнования придает этой игре большой интерес со стороны детей.
  3. «Баю-бай» Красева – дети по фразам передают куколку, укладывая ее спать.

На музыкальных занятиях я обязательно использую такие методы, как: прохлопывание ритмического рисунка, прошу отметить хлопком начало и конец музыкальной фразы, сильной доли. Использую прием «Эхо» - «Упражнение с кубиками» Соснина, игру «Бери флажок» - венг. нар. мелодия.

Очень помогают в развитии ритмического слуха оркестровки, которые я выполняю сама. Так, на осеннем празднике дети играли на музыкальных инструментах «Немецкую польку» Штрауса, где они должны были слушать не только регистровые изменения в музыке, но и исполнять ритмический рисунок музыкального произведения. Дети очень любят этот вид деятельности, поэтому стараюсь регулярно давать оркестровки, выбирая произведения из классической и народной музыки. Это все развивает слуховую сосредоточенность детей, их звуковысотный и ритмический слух. Я также оркеструю произведения, используемые в упражнениях, где ритмический рисунок повторяется, причем закрепляю инструменты за различными длительностями, так например:

        короткие звуки – бубны

        длинные звуки – ложки

        очень длинные звуки – треугольник.

Использовала я такие произведения, как «В классическом роде» Васильева, «Подарок маме» Филлипенко. Поскольку основная цель применения музыкально-ритмических движений в работе с детьми – развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта детей с помощью народной, а также высоко художественных произведений классической музыки.

Большую помощь в моей работе оказало то, что я очень много лет посещала кружок по движению Федоровой Г.П. В своей работе использую материал Федоровой Г.П., так как он интересен, доступен детям, а самое главное, в ее материале центром всего является музыка, а не движения, как сами по себе. Главная цель ее музыкального материала – идти от музыки к движению, а это, я считаю, главное и в моей работе.

Воспитатели и родители также оказывают мне посильную помощь в моей работе. Они изготовили самодельные ударные инструменты (погремушки, маракасы). Эти инструменты находятся в музыкальных уголках на группах. Воспитатели сделали музыкально-дидактические игры: «Ритмическое лото»,  «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Узнай музыкальный инструмент».

Хочется сказать и о трудностях в работе. Самая главная трудность – не всегда успеваешь сделать то, что запланировала, так как подготовка к праздникам требует особых усилий, а так хочется просто заниматься с детьми нашим прямым делом – развивать музыкальные способности детей. Хотя с другой стороны, когда видишь, как дети музыкально выполняют движения на праздниках, становится радостно от мысли, что не напрасно занимаюсь развитием музыкальных способностей детей.

Музыкально-ритмические  движения – это синтетический вид деятельности, они развивают музыкальный слух, двигательные способности и т.п., то есть являются очень важным и необходимым видом деятельности в детском саду.

Библиография

  1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.            –М., 1994
  2. Алиев Л.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. –Воронеж, 1998
  3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. –М., 2000
  4. Алексеева Л.Н, Игровое сольфеджио для малышей. –М., 1998
  5. Лифиц И.В. Ритмика. –М., 1999
  6. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. –М., 1999
  7. Кладницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнений и танцы для детей. –М., 2000
  8. Комиссаров Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. –М., 1986
  9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей.              –Ярославль, 1997
  10. Мадорский Л.Р. Музыка начинается в семье. –М., 1982
  11. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. –М., 1999
  12. Федорова Г.П. Поиграем-потанцуем. –СПб., 1997
  13. Артоболевская И.А. Первые встречи с искусством. –М., 1995
  14. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников.            –М., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей посредством музыкально- ритмических и танцевальных движений"

В разработке описывается об опыте работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических и танцевальных движений....

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие музыкальных способностей детей посредством использования технологий здоровьесбережения"

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие музыкальных способностей детей посредством использования технологий здоровьесбережения"...

Опыт работы" "Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений"

Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений....

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанным на движениях под музыку, развивающим музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, ...

Развитие музыкальных способностей детей посредством нетрадиционных музыкальных инструментов

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.     Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атр...

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность"

В методической разработке рассматриваются основные элементы развития музыкальных способностей на занятиях в детском саду по средствам музыкально- ритмической деятельности...