ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ
учебно-методическое пособие по музыке по теме

Рыжкова Евгения Викторовна

Игры для развития восприятия различного характера музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игры для развития восприятия различного характера музыки

ТРИ  ЦВЕТКА

Игровой материал.

Три цветка из картона (в середине цветка

Нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки:

• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

• грустная, жалобная;

• весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т. д.

2) Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры:

I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.

II вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

ДЕНЬ  РОЖДЕНЬЯ

Игровой материал.

Демонстрационный. Мягкие небольшие игрушки (кукла, петрушка, воробей, гусь, козлик др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки - подарки для Зайчика.

Ход игры.

Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот же кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?

Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка - гость с подарком и дарит его Зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомый детям.

Эту игру можно провести с детьми младшего дошкольного возраста, а также с детьми старшего возраста.

Примерные музыкальные произведения для старшей группы:

1. «Новая кукла» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

2. «Петрушка» муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель.

3. «Андрей – Воробей» рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова.

4. «Гуси» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

5. «Про козлика» мух Г. Струве.

ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ.

Цель. Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, марш, танец

Игровой материал. Заранее заготовить карточки: девочка поющая, шагающий мальчик, пляшущая девочка.

Ход игры. Дети слушают поочередно музыкальные пьески и после прослушивания поднимают определенную карточку, соответствующую музыкальному жанру, применяя термин (танец, песня и марш).

Музыкальный репертуар:

-«Марш» музыка Ломовой, («Марш» музыка Е.Тиличеевой),

-«Дружные пары» музыка Штрауса,

-«В траве сидел кузнечик», «Антошка» музыка В. Шаинского.

УДЕВИТЕЛЬНЫЙ  СВЕТОФОР.

Игровой материал. Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.

Раздаточный: карточки на каждого ребёнка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков - фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.

Ход игры.

Музыкальный руководитель (показывает большой светофор).

Вот горит светофор.

С ним, дружок мой, ты не спорь!

Что покажет он — узнай.

А захочешь выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки.

Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве. Проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальном занятии или в свободное время.

      УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

      Дидактическая игра на усвоение характера музыки

      Игровой материал

      Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.

      Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три

      фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три

      действия: спят, маршируют, пляшут (см. стр. 33-35).

      Ход игры

      Музыкальный руководитель (показывает большой светофор).

      Вот горит светофор.

      С ним, дружок мой, ты не спорь!

      Что покажет он — узнай,

      А захочешь — выполняй!

      Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный

      руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий

      кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение

      на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение,

      определяют характер музыки. Под музыкальные произведения, условно

      относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в

      пространстве, проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить на

      музыкальном занятии или в свободное время.

      ВОТ ТАК, ЗАЙЦЫ!

      Дидактическая игра на усвоение характера музыки

      Игровой материал

      Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную поляну. Деревья стоят

      на поляне на подставочках. Их можно поворачивать другой стороной, где

      изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна — лист ватмана,

      располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой,

      грибами, цветами, ягодами и т.д. Дерево — два контура склеиваются в

      верхней части, внизу расходятся, обеспечивая устойчивость. К одной из

      сторон дерева снизу прикреплено изображение зайца (см. стр. 37).

      Аналогично изготавливается береза и куст (рисунок поляны на стр. 36).

      Ход игры

      Музыкальный руководитель. Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит

      ласковое солнышко, летают бабочки, мотыльки! Прибежали любопытные зайцы и

      по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там

      делают? Сейчас узнаем!

      Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызванный ребенок

      заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее

      характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или

      пляшут.

      Задания можно менять: вызванный ребенок по одному поворачивает деревья и

      кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют,

      правильно ли она подобрана. Педагог может «ошибаться».

      ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

      Дидактическая игра на определение характера музыки

      Игровой материал

      Демонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка,

      лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками,

      чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.

      Ход игры

      Музыкальный руководитель.Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик

      необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по

      хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика

      сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам

      сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?

      Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают свое

      мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

      После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику.

      Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются

      все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей,

      что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые

детям.

      Музыкальные произведения взяты из сборника Т. М. Орловой и С. И. Бекиной

      «Учите детей петь» — М.: Просвещение, 1987. 1.«Тяф-тяф» (муз. В. Герчик,

      ел. Ю. Разумовского). 2. «Что ты хочешь, кошечка» (муз. Г. Зингера, ел. А.

      Шибицкой).

      3. «Мишка» (муз. Т. Бырченко, ел. А. Барто).

      4. «Конь» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой).

      5. «Воробей» (муз. В. Герчик, ел. А. Чельцова).

      6. «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной).

      ТРИ ЦВЕТКА

      Дидактическая игра на определение характера музыки

      Игровой материал

      Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано

      «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера

      музыки:

      • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

      • грустная, жалобная;

      • веселая, радостная, плясовая, задорная.

      Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т.

д.

      Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.

      Ход игры

      I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный

      ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его.

      Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если

      произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и

      имя композитора.

      II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный

      руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют

      характеру музыки, поднимают их.

«Кого встретил колобок?»

      Цель игры: воспринимать и различать пьесу «Кого встретил колобок:» Г.

      Левдокимова. Описание: карточка из картона разделена на две части: слева

      изображён колобок, справа - вверху вырезано окошечко так, чтобы в него

      вставлялась полоска в виде линейки, разделённая на квадратики. В них

      персонажи русской народной сказки «Колобок» (заяц, лиса, волк, медведь).

      Методика применения: педагог исполняет в разной последовательности

      музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит

      в определённом регистре. Дети отгадывают кто изображён в музыке и

      выдвигают в окошечко тот персонаж, которого встретил колобок.

      Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г.Левдокимова.

      «Кто в домике живёт?»

      Цель игры: развитие у детей музыкально-ассоциативного восприятия.

      Описание: сказочный домик из картона с окошечками, карточки с изображением

      различных животных.

      Методика применения: аналогична игре «Кого встретил колобок?»

      Музыкальный репертуар: на усмотрение музыкального руководителя.

      «Пчёлка»

      Цель игры: упражнять детей в различении динамических оттенков: «тихо»,

      «громко».

      Описание: большое зелёное «поле» из картона с наклеенными на него 6

      цветами, бочонок с мёдом, пчёлка на проволочке.

      Методика применения: ребёнок отворачивается, в это время педагог «прячет»

      бочонок за одним из цветков. Ребёнок водит пчёлку от одного цветка к

      другому (пчела «ищет» мёд). В это время звучит музыка: тихо — мёда в этом

      цветке нет, громко - мёд в этом цветке.

      Старший дошкольный возраст «Солнышко и тучка»

      Цель игры: развивать у детей представления о различном характере музыки

      (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

      Описание: карточки из картона трёх видов - на одном изображено сияющее

      солнышко; на другом - солнышко, чуть прикрытое тучкой (спящее); на третьем

      — тучка с дождём.

      Методика применения: детям раздают карточки и предлагают послушать три

      музыкальных произведения. Рисунки условно соответствуют разному характеру

      музыки. Тот ребёнок, карточка которого соответствует данному характеру

      музыки, поднимает её.

      «Музыка – цвет – настроение»

      Цель игры: развивать у детей представление о различном характере музыки.

      Описание: выдвижные карточки различных цветовых оттенков. Светлые тона

      условно соответствуют нежному, мягкому характеру; тёмные, густые -

      мрачному; красный — торжествующему.

      Методика применения: детям раздают карточки и предлагают послушать

      произведения. Дети выдвигают в окошечко квадратик того цвета, который

      условно соответствует данному характеру музыки.

      «Весело - грустно»

      Цель игры: развивать у детей представление о характере музыки (весёлая,

      грустная)

      Описание: два клоуна, вырезанных из картона: весёлый и грустный.

      Методика применения: дети слушают пьесу весёлого или грустного характера и

      с помощью пособия определяют её характер (поднимают картинку с

      соответствующим изображением).

      «Азбука настроений»

      Цель игры: учить детей определять настроение музыкального произведения.

      Учить детей выражать настроение мимикой.

      Описание: карточки с различным выражением оттенков настроения лица клоуна:

      грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе.

      Методика применения: дети слушают произведения различного характера,

      подбирают карточку с соответствующим выражением настроения, с подходящим

      цветом для определения эмоционального состояния.

      Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.

      «Сколько в музыке частей»

      Цель игры: развивать у детей представление о двух-, трёхчастной

      музыкальной форме, форме «рондо» и т.д.

      Описание: различные по цвету геометрические фигурки, вырезанные из

картона.

      Методика применения: дети слушают произведения и ребёнок, выполняющий

      задание, на фланенеграфе выкладывает то количество фигурок, которое

      количеству частей произведения.

      1. «Музыкальный паровоз».

      Задача: Учить определять характер музыки.

      Оборудование: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты.

      Описание: В пособие входит паровоз с вагончиком, изображённый на листе

      картона. На месте окошек в вагоне имеются кармашки, куда вкладываются

      карточки с символами, изображающими характер музыки (например, солнышко –

      весёлая, молния – страшная).

      Методика проведения: Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это

      не обычный, а музыкальный паровоз. В нём «едет» музыка. И в каждом окошке

      своя музыка – весёлая, спокойная, страшная (показывает карточки). После

      этого детям предлагается послушать музыку каждого окошечка и определить её

      характер, вложить соответствующую карточку.

      Дети слушают небольшие пьески или музыкальные фрагменты соответственно

      возрасту.

      2. «Кто вышел погулять?»

      Задача: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в

      соответствии с образом.

      Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой

      «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья

      музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с

      образом (двигательная импровизация).

      После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку

      лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким

      образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке...

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться...

Презентация "Музыкальные дидактические игры на музыкальном занятии"

Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать  к активному восприятию музыки....

Музыкально- дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбирать...

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС...

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Для гармоничного всестороннего развития ребенка с младенчества , большую роль играют музыкальные занятия в ДОУ. Работа назанятиях проводится разносторонняя по всем направлениям музыкальной деятельност...

Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ: наглядные пособия для фланелеграфа

Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ: наглядные пособия для фланелеграфаВо время музыкальных занятий в ДОУ использование фланелеграфа как  стенда для размещения тех или ины...