«Музыкально-дидактические игры — средство развития музыкальных способностей детей»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Болдырева Ольга Фёдоровна

Игры способствуют не только развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, но и воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих способностей помогают готовится к школе. Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь к применению полученных знаний в жизненной практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc970 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Оборудование: - Демонстрационный материал - цветные ладошки, на каждого ребенка для игры «Веселые ладошки»;

- Картинки с изображением настроения для музыкально- дидактической игры «Какое, настроение у Ветрушки? »;

- Шляпа для танцевальной импровизации «Контрасты»;

- Накидка с цветными кармашками;

- Музыкальный центр;

Музыкальный материал: - «Здравствуйте» датская народная мелодия;

-«3 подружки» Д. Б. Кабалевский;

-«По малину в сад пойдем» русская народная песня;

- «Осень золотая» муз. и сл. Л. Старченко;

- музыка к танцевальной композиции;

-Попевка «До свидания».

Цель: Использование игрового метода для комплексного развития музыкальных и творческих способностей детей, введение ребенка в мир искусства через фантазийно- игровые впечатления.

Задачи: - Развивать чувство ритма, используя «звучащие жесты»; звуковысотный, тембровый слух; навыки игры в ансамбле;

- Способствовать развитию танцевального творчества: побуждать детей

самостоятельно придумывать движения для персонажей и выразительно их

передавать.

- Закреплять умение детей передвигаться в пространстве в различных

направлениях, умение выполнять движения в соответствии с формой

музыкального произведения, сменой настроения музыки.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Дети входят в зал, встают в круг.

Воспитатель: Дети, да что это с нашей Ольгой Фёдоровной?

Музыкальный руководитель: А я сегодня - Игруля Веселиновна! У меня сегодня хорошее, осеннее настроение, и я решила нарядиться.

Рассмотрите мой наряд…

Это вовсе не халат!

Разноцветные кармашки,

Как весёлые ромашки.

По накидке разбежались

На замки позакрывались.

В каждом домике-кармашке

Музыкальная игра!

Поиграем, детвора?

Я так рада, что вы ко мне пришли, давайте теперь поздороваемся по музыкальному.

«Приветствие»

Дети говорят «Здравствуйте», используя звуковую интонацию змеи, кошки, собаки, медведя.

Ребята, а вы знаете, что здороваться – это еще и очень весёлая и интересная игра.

Коммуникативная игра "Здравствуйте"

1.По дорожке мы шагаем

И друзей своих встречаем.

Здравствуй солнце, здравствуй речка!

Здравствуй белая овечка.

Здравствуй козлик, здравствуй кот!

Тот, что моет лапкой рот.

2.По дорожке мы шагаем

И друзей своих встречаем.

Здравствуй белка, здравствуй стриж!

Здравствуй заинька-малыш!

Здравствуйте, мои друзья

Очень рад всех видеть я!

А еще одна игра спряталась в кармашке, а в каком именно, я не знаю. … А вы поможете мне её найти? Дети находят кармашек с нарисованными ладошкам (Раздает цветные ладошки)

Ладошки цветные я детям раздам,

Ладошки помогут здороваться нам.

Игра «Весёлые ладошки».

Музыкальное сопровождение. Первая часть музыки- дети врассыпную ходят по залу, вторая часть - находят себе пару по цвету ладошки, здороваются. При повторе меняются ладошками. (Садятся на стульчики)

Приглушённо звучит музыка.

Слышите, кто-то поёт песенку? Кажется, я знаю, кто это. … Это моя подруга Ветрушка. Только я не расслышала, какая у неё песенка. Может быть, вы услышите. Сейчас мы поиграем с вами в музыкальную игру «Какое настроение у Ветрушки», а поможет нам в этом пьеса Д. Б. Кабалевского «3 подружки».

Музыкально-дидактическая игра «Узнай настроение»

(Дети слушают музыку Д. Кабалевский «Резвушка», «Злюка», «Плакса», определяют характер, показывают картинку с соответствующим изображением настроений.) Какие молодцы. Хорошо справились с заданием.

Подружка моя в кармашке сидит,

Нужно волшебный замочек открыть!

Дружно прохлопаем сказочный ритм!

И нашу Ветрушу освободим!

Мы с вами сейчас прохлопаем ритмические цепочки.

Игра «Ритмические цепочки» Т. А. Боровик

Игра с палочками «НОЖКИ»

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол

Ножки, ножки, вы плясали?

Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга

Ножки, ножки, отдыхали?

Отдыхали, отдыхал! - поглаживание руками лежащих палочек

И опять всё начинали?

Начинали, начинали! - ритмичные удары по полу

Не открывается замок! Волшебный ритм тут не помог.

Оркестр веселый, зазвучи!

Открыть замочек помоги!

Как вам узнать - на чем играть?

Подсказку нужно отыскать.

Под стульчик быстро загляните

И в руки карточки возьмите!

(Дети находят карточки с изображением музыкальных инструментов, голосом и движениями изобразить нарисованные инструменты.)

Игровое упражнение «Оркестр»

Начало всех куплетов:

Мы славные артисты: на всем играть умеем,

У нас есть кларнетисты, а также и флейтисты.

ПРИПЕВЫ:

1. Вот , например, вот вам скрипка,

Пи-пи-пи, вот, вот, вот, вот как мы играем.

2. Вот , например, вот вам флейта,

Тю- лю- лю, вот, вот, вот, вот как мы играем.

3. Вот, например, вот вам медная труба

Тра-та-та, вот, вот, вот, вот как мы играем.

4. Вот, например, вот вам бубны,

Дзин-дзин, бум-бум, вот, вот, вот, вот как мы играем.

5. Вот, например, вот турецкий барабан,

Шлем, бом-бом, вот, вот, вот, вот как мы играем

Отлично исполнили каждый свою партию. Вовремя вступали и были внимательными. Очень весело. Мне понравилось, и я думаю, мы подняли настроение нашим гостям.

Фонопедическое упражнение-игра “Весенние голоса”

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко)

С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка)

До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” - вверх-вниз)

И дальше побежал (булькаем)

Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)

И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух) 

Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)

Вот и пришла весна (каждый изображает свой “весенний звук”- дети выбирают звук сами)

Песня «Солнечный зайчик»

Молодцы ребята. Исполнили эмоционально, дружно, начинали и заканчивали пение вместе.

Продолжаем мы играть и кармашки открывать

Красный, синий, голубой… я могу открыть любой!

Но хочу вас попросить - чуть подумать и решить.

Где замочек открывать? Раз, два, три, четыре, пять…

Что? Решили? (ДА) Открывайте и картинку доставайте!

Шляпа! Классная игра! Превращаться мне пора!

Игра «Шляпа»

(дети  с помощью вокала показывают свою изобретательность, фантазию)

-Пароход давал гудок…….

-В школе зазвенел звонок        

-Кошка хвостиком играла……..

-Мама песню напевала…….

-Мальчик прыгал во дворе…..

-Птичек слышно на заре      

-Волки воют на луну……..

-Щуки плавают по дну…….

Игра «Карнавал цветов»

(Производится выбор по предпочтению цвета газового платочка. Дети импровизируют под музыку после остановки которой из платочков делаются цветы. Дети прячут газовые платки в ладони и медленно раскрывают, выпуская «лепестки» цветка. Дети показывают друг другу свои «цветы», которые распустились у них в руках..)

Цветы дарят всем свою красоту и аромат. Сейчас в наших ладошках тоже распустятся волшебные цветы».

Играть, как известно, всем интересно!

Сегодня никто не успел заскучать!

Что же в кармашках других-неизвестно…

Друзья, вы хотели бы это узнать?

Тогда буду ждать вас! Ещё приходите…

Улыбки и смех вы с собой захватите!

И мы обязательно поиграем.

Другие кармашки пооткрываем!

А теперь пришла пора попрощаться нам друзья!

Попевка «До свиданья! »

Прощаться, как известно,

Не очень интересно.

Но мы кивнём головкой,

Помашем на прощанье

И дружно-дружно всем мы скажем:

– До, свидания!

Музыкальный руководитель: На этом наше занятие «Игры из кармашка закончилось. Спасибо за то, что вы были эмоциональными, задорными и мне было с вами очень интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Опыт работы "Музыкально-дидактические игры- эффективное средство развития музыкальных способностей детей".

Музыкально- дидактическая игра является уникальным материалом для работы, так как в этих играх присутствуют все виды музыкальной деятельности. Поэтому музыкальные способ...

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...