Картотека музыкально-дидактических игр
учебно-методический материал по музыке (младшая группа) по теме

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО

Игра для развития звуко-высотного слуха

 детей 5-7 лет

Ход игры:

Ребёнок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой линейки, или на одной линейке. Игра проводится в свободное от занятий время.

Игровой материал:

Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки - ноты, детские музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон, гусли).

ТРИ ЦВЕТКА

Игра на определение характера музыки

детьми 4-6  лет

Ход игры:

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Дети выбирают цветок, соответствующий характеру музыки :

  • Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
  • Грустная, жалобная
  • Весёлая, радостная, плясовая, задорная

Если произведение известно детям, то они называют его и имя композитора.

Игровой материал:

        Цветы с различной серединкой, изображающей эмоции

Человека (грусть, радость, спокойствие).

ТРИ МЕДВЕДЯ

Дидактическая игра для развития чувства ритма

у детей 4-5 лет

Ход игры:

Вы знаете, ребята, сказку «Три медведя»?

В последней комнате Машенька легла на минутку в кроватку и уснула. В это время медведи вернулись домой.  Вы помните, как их звали? (ответы детей)

Послушайте, кто первый зашёл в избушку?

(педагог исполняет ритмический рисунок на музыкальном инструменте на одном или на двух звуках. Дети называют имя мишки, который «пришёл»)

(Педагог «выводит» фигуру).  Как мишка идёт? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм  ладошками, как он идёт? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение медведя)

Игровой материал:

Фигурки медведей, фишки, карточки для детей, музыкальный инструмент.

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

Дидактическая игра на закрепление знаний

детей 6-7 лет о длительности звуков

Ход игры:

Медвежонку в магазине много шариков купили –

Разноцветных, разных, ярких.

Был он очень рад подарку,

Всё на шарики смотрел

Даже песенку запел…

Педагог исполняет попевку, дети повторяют, отхлопывают ритм, определяют количество долгих и коротких звуков, выкладывают шариками ритмический рисунок.

Игровой материал:

Ритмические модели в виде шариков различной величины, обозначающей долгие и короткие звуки.

НАШИ ПЕСНИ

Игра для закрепления пройденного репертуара и развитие музыкальной  памяти, слухового внимания

  у детей 4-7 лет  

Ход игры:

Детям раздают по 2-3 карточки и фишки. Воспитатель исполняет мелодию на металлофоне (фортепиано) или ставит аудиозапись знакомой детям песни. Дети узнают и  и закрывают фишкой нужную карточку.

Игровой материал:

Карточки, фишки, музыкальный инструмент.

ИГРА «ПОВТОРИ ЗВУК»

Игра для развития звуко-высотного слуха

 детей 5-7 лет

Ход игры:

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный звучит высоко, мы назовём его «динь» , он звучит так (поёт «соль» 1-ой октавы): динь-динь. Зелёный бубенчик звенит немного ниже, мы назовём его «дан». Он звучит так (поёт «ми» 1-ой октавы) дан-дан. Оранжевый бубенчик звучит самым низким звук, мы назовём его «дон», он звучит так (поёт «до» 1-ой октавы): дон-дон.  Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: высокий, средний, низкий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке. Ведущий (педагог) показывает маленькую карточку, например, с оранжевым бубенчиком. Тот, кто узнал. Как звучит этот бубенчик, поёт «дон-дон» («до» 1-ой октавы), Педагог даёт карточку, и ребёнок закрывает ею оранжевый бубенчик на большой карточке. Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае. Если ребёнок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне). Каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споёт соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

Игровой материал:

Карточки (по числу играющих) с изображением трёх бубенчиков; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.



Предварительный просмотр:

СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

тема: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА»

План беседы:

1. Значение музыки для всестороннего развития ребенка.

2. Формы музыкального воспитания в детском саду:

        а) музыкальные занятия;

        б) работа воспитателя.

3. Советы родителям:

        а) как поддержать интерес ребенка к музыкальной деятельности, проводимой

             в детском саду;

        б) охрана детского голоса, развитие голосового аппарата;

        в) охрана слуха;

        г) фонотека.

4. Индивидуальные консультации.

Уважаемые родители!

        Сегодня мы с вами поговорим о музыкальном воспитании детей, о работе, проводимой в детском саду и о том, чем вы можете помочь своим детям.

        Музыка влияет на всестороннее развитие ребенка. Слушание музыки расширяет кругозор детей, обогащает чувства ребенка, помогает развивать внимание, фантазию.

        Большое влияние музыка оказывает на физическое развитие, она способствует воспитанию здорового, жизнерадостного ребенка. Выполняя упражнения на зарядке, на физкультурном занятии, дети заметно подтягиваются. Услышав первый аккорд марша, сразу же сосредотачивают свое внимание, выпрямляются и идут в ритме марша. Движения становятся более координированными, правильными, точными.

У детей вырабатывается правильная осанка.

        Музыка помогает и умственному развитию детей. Тесная связь музыки с тем, что окружает нас, заставляет ребенка сравнивать, вспоминать прошлые впечатления. Видя на улице птиц, зверей на картинках, дети вспоминают знакомые песни: «Петушок», «Зима прошла», «Заинька» и др.

        Пение знакомых песен помогает развивать детский голос, укрепить его и исправить недостатки речи.

        Музыка способствует сплочению детского коллектива, воспитывает у детей общие интересы. Она так же способствует формированию личности каждого ребенка.

        В детском саду проводятся музыкальные занятия (2 раза в неделю).

 Занятия проводит музыкальный руководитель со специальным образованием. На занятиях дети учатся петь, обучаются движениям под музыку, танцую, играют в музыкальные игры, учатся играть на шумовых музыкальных инструментах, учатся слушать и понимать музыку. Все свои навыки дети показывают на различных праздниках и развлечениях, проводимых в детском саду в течение всего учебного года. Вы также можете проявить себя на этих праздниках, показав свои вокальные, танцевальные умения или даже можете показать свое владение музыкальным инструментом. Это будет очень интересно не только вашему ребенку , но и его друзьям в группе.

        В повседневной жизни музыкальное воспитание осуществляет воспитатель.

В группах оборудованы музыкальные уголки. Там находятся музыкально-дидактические игры, шумовые инструменты, фонотека музыкальных записей для прослушивания детьми вне занятий ,в свободной игровой деятельности, а так же на занятиях по рисованию, по развитию речи и др.

        Чтобы поддерживать интерес детей к музыкальным занятиям ,воспитатель в группе повторяет с детьми знакомые песни, водят хороводы, проводятся музыкальные игры, выученные на музыкальных занятиях.

        Чем же вы, дорогие родители, можете помочь нам? Когда ребенок приходит из детского сада, вы можете спросить его, чем он занимался в детском саду, что делал на музыкальном занятии, какие новые песни он выучил. Попросите, что бы ребенок спел вам одну, две знакомые ему песни.

        Когда дети приходят в гости друг к другу, поощряйте исполнение ими стихов, песен, плясок

        Хочется так же дать ряд советов  по бережному отношению к детскому голосу:

        1) Не разрешайте детям петь на улице в сырую и холодную погоду.

        2) В детском саду мы учим детей говорить спокойным тоном, без крика – это             важно для предохранения их голосовых связок от перенапряжения. Кроме             того, это требование культурного поведения.

        3) Не следует поощрять пение детьми взрослых песен, особенно эстрадных,                       т.к. они не подходят для детского голоса и обычно не могут быть правильно             поняты детьми.

        Многие дети поют мелодии недостаточно чисто, иногда «гудят» на одном звуке. Это не всегда зависит от  недостаточно развитого музыкального слуха. Иногда это является следствием недостаточно развитого голосового аппарата.

        Для развития слуха и голоса ребенка ему полезно больше рассказывать стихи вслух, при этом стараться говорить звонко, ясным высоким голосом, а не низким, глухим. Хорошо, если дома ребенок поет попевки, потешки, народные мелодии, очень простые, состоящие из 2-3 звуков.

        Так же необходима охрана детского слуха. Просим вас следить, что бы в жизни детей было достаточно тишины. Не следует включать радио надолго или слишком громко – это отрицательно влияет на нервную систему ребенка, притупляет слух. Использовать радио и телевидение нужно очень разумно, не перегружая ребенка. Пусть лучше ребенок послушает и посмотрит меньше передач, но зато поймет и запомнит их. Передачи  и музыка должны быть доступны ребенку по содержанию.

        У каждого в семье наверно имеется книжная библиотека для ребенка. Это очень хорошо. И было бы неплохо, если бы вы создали небольшую фонотеку записей доступных детям произведений, детских песен. Дети могут слушать не только песни их мультфильмов, но так же  произведения классических  композиторов, как Римский – Корсаков : «Пляски и песни птиц» из оперы «Снегурочка», где можно услышать щебетание птиц, кукование кукушки; Чайковского: «Песня жаворонка», «Болезнь куклы»; Глинки: «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»; Лядова «Музыкальная табакерка»; некоторые пьесы Грига, Шумана, Кабалевского, Прокофьева, Шостаковича.  Очень хорошо иметь дома такие сборники музыки  как « Музыка о природе», «Музыкальные картинки», «Развивающая музыка для малышей» из серии «Классическая музыка для малышей» Так же записи народных песен и музыки, доступных для понимания детей. Этот репертуар и будет основой формирования хорошего музыкального вкуса. Эстрадные песни можно включать лишь после строгого и вдумчивого отбора, так как многие эстрадные записи звучат слишком громко, возбужденно и не всегда отвечают строгим требованиям  для прослушивания детьми.

        Дмитрий Борисович Кабалевский, замечательный композитор и музыкальный воспитатель детей и юношества, много раз в своих выступлениях подчеркивал необходимость «приобщать детей к серьезной, классической музыке. Не может быть развитого человека, который любил бы только «легкую» литературу – фельетоны, басни, повести. К большим, серьезным мыслям и чувствам приобщают нас Чехов, Толстой, Горький. То же мы скажем и о произведениях Глинки, Чайковского, Бетховена, Грига, всех выдающихся музыкантов прошлого и современности»

        Может быть в свое время не всем из вас удалось приобщиться к музыкальному искусству. Хорошо, если бы вы сейчас не упустили эту возможность, слушая вместе с детьми наиболее легкие для восприятия произведения классической музыки, восполнить свои знания, умножить свои впечатления от музыки. К тому же новое время принесло и новые произведения, в том числе произведения для детей.

        Хочется подчеркнуть, что совместное слушание музыки способствует сближению детей и родителей, появлению общих интересов. А у детей потребность такого досуга, способствующего их духовному развитию, надо всячески поощрять. Хорошо послушать музыку также тогда, когда в вашем дому собираются друзья вашего ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1. Фотографии с музыкальных занятий, праздников и развлечений

2. Музыкально-дидактические игры, шумовые инструменты.

3. Список произведений для детской фонотеки.

4. Литература по теме «Эстетическое воспитание в семье».



Предварительный просмотр:

Отчет музыкального руководителя МАДОУ ЦРР – детский сад №9 «Улыбка» Лугововой Н.С.

 по теме: «Интеграция художественной литературы в музыкальную деятельность детей дошкольного возраста».

Специфика каждого вида искусства заключена в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

    Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. Эстетическое богатство действительности столь велико и многообразно, что его нельзя охватить и полностью передать с помощью одного вида искусства. Только совокупность видов искусств может обеспечить нормальное художественно-эстетическое развитие ребенка.        

Любой человек может понимать все виды искусства.
Способности человека неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть понятны и доступны ему, но затем они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни.
  Главное условие художественно-эстетического образования дошкольников: опора на возрастные и психические особенности, учет потребностей и интересов ребенка.
В формировании художественно-творческих способностей дошкольников важную роль играет процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей.

Интегрировать – значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части.

Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).

    Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса: конкретного занятия, деятельности, исходя из задач и возможностей детей.

Интегрированные занятия в музыкальной деятельности детей помогают детям более глубоко усвоить материал, проявить творческую инициативу, обогатить словарный запас и повысить общий интеллектуальный уровень. Они несут большую познавательную нагрузку, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, погружают их в мир музыки, делая ее понятной путем литературного слова, а литературу обогащают новыми красками. Переключение внимания приводит к лучшему запоминанию изучаемого материала, развивает у ребят интерес, творческие способности и творческую самостоятельность.

В разных видах искусств есть «родственные» средства выразительности:     интонация, ритм, образ, настроение, контраст, симметрия, оттенки. Интонация – своеобразный код, в котором зашифровано всё многообразие любого вида искусства, будь то музыка, литература, поэзия, хореография, театр, изобразительное искусство. Жанр, стиль, форма, средства выразительности – всё это многообразие сводится к определению «интонация». На взаимопроникновение средств художественной выразительности указывает использование терминов: мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, пейзажность в музыке, гармоническая окраска, музыкальная картина, симфоническая картина, изобразительность стиха и т.д.

Детская художественная литература, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать музыкальную деятельность дошкольников как наиболее интересный творческий процесс.
    Взаимодействие ребенка с миром звуков, литературных произведений  по программе «Детство», элементами устного народного творчества, отражение впечатлений от этого взаимодействия в сценках на утренниках, вечерах-развлечений («Девочка чумазая», «Кошкин дом», «Заюшкина избушка» «Федорино горе», «Яблонька» и др.), в играх с пением («Теремок», «Колобок», «Васька-Кот»), в песнях на стихи детских поэтов (С. Маршака, А. Барто и др.) - это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой.
      Интеграция происходит и в процессе слушания детьми музыки. Например, образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень»). В литературе — через художественные средства выразительности в произведениях А. С. Пушкина «Осень», А. Толстого «Осень» и др.    

Практическая значимость интегрированной системы обучения состоит в том, что достигается целостное художественное творческое развитие дошкольников на основе закономерного внедрения интегрированного подхода к искусству в условиях развивающей среды детского сада, социума и семьи.
Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке дошкольников к процессу восприятия, понимания информации, формирование у дошкольников понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом.

Основной формой организации процесса интеграции предметов в детском саду является не интегрированное занятие, а интегрированный процесс в повседневной деятельности детей.

В процессе интегрированного обучения ребенок учится:
- рассматривать явления с разных точек зрения;
- применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;
- выражать себя в каком-либо творчестве.

Интегрированный подход особенно актуален при ознакомлении с предметами изобразительного искусства, когда они представлены не в подлиннике. Мы не видим той яркости красок, четкости штриха, которые придают целостность работы мастера. Музыка, поэзия «оживляют», дополняют «недоувиденное».
Сами собой «звучат» стихи М.Ю. Лермонтова при восприятии картины И.И. Шишкина «На Севере диком …» или «Белая береза под моим окном…» С. Есенина - картины «Февральская лазурь» И. Э. Грабаря. Выбор ассоциативных произведений - прерогатива педагога, который должен учитывать возрастные возможности детей. Наиболее гармонично сочетаются с русской пейзажной живописью поэтические произведения Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других поэтов 19 века.

От живого созерцания произведения изобразительного искусства, то есть от ощущений и восприятия, мы идем к практической деятельности детей. Важно учить детей «графической речи», т. е. умению рассказывать и передавать впечатления о произведении не только словами, но и с помощью изображения (создание собственной работы, глядя на произведение или по памяти).
Для закрепления знаний детей о произведении изобразительного искусства, используется творческая деятельность дошкольников по мотивам рассмотренной картины. После ознакомления с картиной Микеланджело да Караваджо «Корзина с фруктами» можно предложить ребенку нарисовать или слепить свой натюрморт. После общения с картинами И.К. Айвазовского, которые передают разные состояния моря в различное время суток, дети могут нарисовать (красками, пастелью, пластилином и пр.) такое море, какое больше понравилось. В процессе такой работы и изобразительная деятельность детей становится оригинальной.

Интегративные компоненты способны погрузить ребенка в тему занятия. Литература возбуждает воображение, стихи, проза, сказки наполнены яркими образами, побуждающими к творчеству.
Использование в работе произведений изобразительного искусства содействует развитию умений детей композиционно строить свой рисунок. На занятии можно использовать зрительный ряд репродукций или слайды с сопутствующей информацией (восемь - десять минут), что несет в себе необходимую информацию, способную заинтересовать ребенка, побудить его к творчеству. Следующий шаг – тематическое рисование или импровизация (тему для работы дети выбирают самостоятельно). Красивые изображения не оставляют детей равнодушными, свои впечатления от увиденного они отображают в своем рисунке. Например, при рисовании портрета мамы ребенок сначала рассматривает репродукции женских портретов, выполненных разными художниками (Дюрером, К. Петровом-Водкиным, В. Серовом и др.), а затем создает свой близкий сердцу женский образ.
К тому же задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисовании объяснения по картине, показа в рисунке, как расположение отдаленных и близлежащих предметов показано размером, цветом, прорисовкой.

Положительное воздействие на ребенка оказывает рисование под музыку.
Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга. Педагогу должен аккуратно относиться к выбору музыкального произведения, не навязывать громкие тембры звучания для того, чтобы не увести ребенка от создаваемых образов.

Для формирования целостных художественно-творческих способностей продуктивна интеграция разных видов изобразительной деятельности. Вариативно лепку и аппликацию можно вводить как дополнение к рисованию (создание коллажей). На листе бумаги можно расположить нарисованные изображения и аппликативные из кусочков ткани, картона, природных материалов, налепы из глины.

Часто ребенок-дошкольник в своих работах тяготеет к статическому изображению людей, животных. Организация на занятии игры-пантомимы будет стимулировать детей изображать животных, человека в движении и детская работа станет динамичной.

Перед чтением лирических стихотворений, описаний природы, важно создать соответствующую эмоциональную обстановку. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, целесообразно обеспечить взаимодействие зрительного и слухового восприятия, т.е., рассматривать картинный ряд, в котором выделяются основные моменты текста.
Дети слушают описание природы и отмечают, как это описание отражено в картинах художников (картинный ряд репродукций). Рассматривая иллюстрации, репродукции картин с изображением времен года, дети выделяют основные цвета, при помощи которых художники создавали пейзажи.

Дети рисуют пейзаж, время года. Динамичные образы природы изображать легче, если подобраны произведения, в которых природа показана в действии, в развитии. Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Например, в стихотворении А. Толстого "Осень” описываются листья "пожелтелые”, кисти рябин "ярко-красные”. То есть, непосредственно диктуется, какие краски нужно использовать при работе. Педагог должен помочь овладеть способами изображения описанных в стихотворении картин природы. Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Помогают добиться понимания того, что "темный лес” нужно изображать насыщенной краской, а "прозрачные леса” требуют использования более светлых тонов.
Передать колорит пейзажа помогают художественные средства – красочные эпитеты, глаголы, прилагательные: «пришла”, "рассыпалась” и т.д. При чтении стихов о зиме (С.Есенин "Поет зима, аукает…”, И.Бунин "Метель”) предлагаются репродукции зимних пейзажей (И.Грабарь "Февральская лазурь”, И. Шишкин "Сосна”). После обмена впечатлениями дети-«художники» имеют возможность создания своего образа не только в воображении.
Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала – эффективные методы развития художественных и литературно-творческих способностей.

Театр - смешанный или пространственно-временной вид искусства, то есть этот вид искусства сам по себе является интегрированным. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.
Поэтому и театрально-игровая деятельность в дошкольном учреждении интегративна. Восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.

      По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические в зависимости от использования различных видов музыкальных и художественной деятельности, наличия темы.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности. В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия - выстраивание его содержание для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. Используется этот вид занятии на занятиях фронтальных, индивидуальных, по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития. Мы следим за проявлениями  каждого ребенка, стремимся вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточении его на ее звучании, желании подпевать, двигаться.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: «как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в нашем детском саду стали интегрированные занятия.

Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему: «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых мною интегрированных занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, я ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства [12, 20].

Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. В начале моего творческого поиска занятия носили сезонный характер: «Весенняя капель», «Где гуляет зима», «Вьюжная сказка» и др. К музыкальным произведениям из «Типовой программы» сама подбирала поэтические строки, наиболее доступные детям: «Под голубыми небесами... » А.Пушкина или «Заколдован невидимкой» С.Есенина и др.

10. Знакомство дошкольников с призведениями народной музыки и песенного фольклора:организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т.п.



Предварительный просмотр:

ЦИКЛОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ.

Месяц

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная

группа

Сентябрь

Кукольный театр

«Кот Барсик и пес Мурзик идут в школу»


Праздник, посвященный Дню Знаний «С Новым учебным Годом!»

Октябрь

Вечер развлечений

«В гостях у бабушки Маруси»

Музыкальная сказка

 «Как зайцы дом строили»

Вечер развлечений

 «Что у Осени в корзинке?»

Осенний утренник

«Царевна – Лягушка»

Ноябрь

Комплексное занятие «Волшебные дорожки»

Тематическое занятие

 «О чем рассказывает музыка?»

Интегрированное занятие «Прогулка в лес»

Тематическое занятие

«Сказка в музыке»

Декабрь


Новогодние утренники

Январь

Музыкальная гостиная

«Кто поет сказки?»

Доминантное занятие «Чудеса под Новый Год»

Музыкальная гостиная

«Беседы у рояля»

Музыкальная гостиная

«Зимняя дорога»

Февраль

Тематическое занятие «Колыбельная и плясовая для куклы»

Музыкальная гостиная

«Зимняя карусель»

Музыкально-спортивный праздник «Русские богатыри»

Фольклорный праздник «Масленица»

Март

Утренники, посвященные Дню 8 Марта.

Апрель

Доминантное занятие

«Звуки весны»

Комплексное занятие «Жил-был Кукольник»

Тематическое занятие

«Юмор и шутка в музыке»

Интегрированное занятие «Весенний лес»

Май

Вечер развлечений

«Магазин музыкальных игрушек»

Вечер развлечений «Солнышко на дворе»

Концерт для ветеранов «День Победы»

Вечер развлечений «Весной»


Утренник «Выпуск в школу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр...

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...