Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников
учебно-методический материал по музыке на тему

Мальцева Светлана Владимировна

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

 http://yadi.sk/d/GvprUKnMEFmd3

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

Слайд № 1

От состояния детей во многом зависит благополучие общества.

Особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей. Основополагающей целью применения здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования дошкольников является организация единой оздоровительной работы ДОУ, направленной на целостное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие личности ребёнка. Поэтому педагогам  ДОУ, в том числе и муз.руководителям, необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального развития детей, активно внедрять в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьясбережения.

Слайд № 2

Развивать творческие способности  и музыкальность детей можно с пользой для здоровья.  В процессе музыкальной деятельности  детей я  использую  следующие здоровьесберегающие технологии:

  • вокалотерапия
  • дыханиетерапия
  • музыкотерапия
  • танцетерапия
  • улыбкотерапия
  • игротерапия
  • фольклоротерапия
  • сказкотерапия
  • праздникотерапия

В основу технологий входят здоровьесберегающие игры и упражнения. Проведение таких игр и упражнений занимает совсем немного времени, но приносит детям огромное удовольствие, а самое главное- пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.

Слайд № 3

Волшебный мир музыки окружает нас всюду, и целительная роль пения стала признанным фактом. Пение - идеальный способ лечения для детей с нарушением речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в лёгких возникает вибрация, в свою очередь, влияющая на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.

Слайд № 4 

 Голос - это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное в  музыкальной деятельности  это бережное отношение к голосу ребёнка. Чтобы укрепить хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению, я использую различные песенки-распевки. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимает настроение детей, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат в организованной деятельности, подготавливают голосовой аппарат к пению. Обязательное  использование песенок – приветствий, помогают мне создать психологический комфорт, вызвать чувство радости у детей.

Слайд № 5

От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. Работая с детьми, я стараюсь научить  их правильно дышать, следить за осанкой. Для дыхательных упражнений я использую воображаемые предметы  ( понюхать цветок, надуть воздушный шарик,  поиграть на гармошке, изобразить как дует ветер, дышит собачка, едет машина и т.д.) и раздаточный материал ( снежинки, листочки, бабочки, пёрышки)  Дыхательную гимнастику я провожу в игровой форме, применяя в качестве 1-2 минут  перед пением или после двигательных упражнений. Благодаря выполнению дыхательной гимнастики у детей происходит положительный настрой, снимается напряжение. По моим рекомендациям дыхательные упражнения воспитатели включают в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, а также используют на других занятиях и на прогулке  в летний период. Систематическое использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый  результат в понижении заболеваний детей.

Слайд № 6 

В лечебных целях музыку применяют с давних времён.  Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.  В музыкальной деятельности детей  я  использую  классическую музыку в целях музыкальной терапии . Для того чтобы музыка подействовала на детей наилучшим образом, их необходимо настроить. Поэтому я предлагаю детям сесть в удобной позе и сосредоточиться на звуках музыки. Для релаксации, которую  включаю в  процессе работы  с детьми  после активных игр или подвижных танцев, необходимо  лечь и расслабиться. Активные формы слушания музыки с просмотром репродукций и стихотворной формы положительно влияют на психоэмоциональное состояние детей:      

  • Музыка оказывает сильное воздействие на гиперактивных детей.
  • Замкнутые, скованные дети становятся более раскрепощёнными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими детьми.
  • Улучшается сенсомоторная и речевая функция.

Слайд № 7

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль.  В каждой группе у нас  есть  магнитофон, аудиокассеты и диски со специально подобранной  музыкой. Её воспитатели используют в  течение всего дня-встречают детей, укладывают их спать, используют музыку в качестве фона для занятий  и свободной деятельности. Под воздействием  такой  музыки у детей  нормализуется давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление.

Слайд № 8 

Танец, мимика и жест, как и музыка, являютсяодним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление.

Они формируют у детей  красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает напряжение, улучшает тем самым речь ребёнка. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно-психическое напряжение, помогает детям быстро установить дружеские связи друг с другом, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

Слайд № 9

Занимаясь с детьми, я не редко использую логоритмические упражнения. Они являются одной из форм активного отдыха,наиболее благоприятной для снятия напряжения у детей.

Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.  Логоритмические упражнения   я провожу во время выполнения музыкально-ритмических движений и  игр драматизаций, а в дальнейшем использую их  на праздниках и развлечениях.

Слайд № 10

Здоровье детей станет крепче и от улыбки педагога, потому что

в улыбающемся  человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. Очень важна  в музыкальной деятельности улыбка самого ребёнка. Так как в улыбающемся лице ребёнка, улыбка внешняя вскоре станет улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней будет смотреть  на мир и на людей.

Слайд № 11

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность,  необходимая для детей.  В процессе музыкальной деятельности детей я использую  как можно больше игр, которые способствуют формированию здорового образа жизни. В  игре процесс воспитания осуществляется через яркий весёлый образ, а это очень нравится детям, легко ими усваивается. Игры вовлекают детей во взаимодействие и создают комфортный, доброжелательный фон. Например, в работу с детьми я очень часто включаю речевые игры. Они позволяют детям  укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми  выразительными средствами музыки. Играя в них, ребёнок самовыражается, у него появляется желание придумывать и фантазировать.

Слайд № 12

Кроме речевых игр, в качестве физкультминуток во время слушания или пения, я  использую  пальчиковые игры. Это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Они благоприятно воздействуют на все внутренние органы, способствуют развитию  речи ребёнка, двигательных качеств, повышают координационные способности, способствуют развитию творческой деятельности. Речевые и пальчиковые игры воспитатели постоянно используют не только в организованной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, в организации режимных моментов, а дети, в свою очередь, в свободной  самостоятельной деятельности.

Слайд №13

Русский фольклор - это целая система интегрированной терапии, включающая в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Фольклор имеет врачующее начало. Традиционные фольклорные  детские песни, которые я использую в работе с детьми, развивают  не только музыкальный слух и память, но и лёгкие, дыхание, голосовой аппарат, а разнообразие народных игр, танцев и хороводов доставляет детям поистине колоссальное удовольствие.

Детский фольклор помогает  детям расти здоровыми, весёлыми. Это достигается через использование различных прибауток, потешек, закличек. Фольклор  учит детей добру, красоте, народной мудрости, формирует у детей любовь к природе, к семье, родному краю, к  Родине.

Слайд № 15

Сказка - любимый жанр детей. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты.

Слайд № 16

Я стараюсь как можно чаще включать сказки в содержание праздников и развлечений, использую их и в непосредственно образовательной деятельности. Это может быть  кукольная  постановка, где сказку показывают взрослые, либо инсценирование сказки, где участвуют сами дети.

Слайд № 17 

На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. Праздник - это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развивать ум ребёнка,  обучить его и сохранить детство. Максимально допустимая  нагрузка, проветривание, освещение, удобная обувь, смена деятельности - всё это укрепляет здоровье детей.

Слайд № 18  .

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей  помогает более эффективно развивать музыкальные способности детей, сохранять и укреплять их здоровье. Поэтому их необходимо использовать с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

Демонстрация на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

             Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополу...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья участников образовательного проц...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников"

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников"...

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Казалось бы, зачем музыкальному руководите...

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. В музыкальной деятельности возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии....