Главные вкладки

    Методическая разработка по музыке (младшая группа) по теме:
    Инновационная методика музыкального развития по программе Железновых для детей с ослабленным зрением.

    Сафонова Татьяна Юрьевна

    Музыкальное развитие детей, как и развитие речи слабовидящего ребёнка, немыслимо без активного участия родителей.

    На сегодняшний день известны десятки эффективных систем раннего  развития.

    Характерной особенностью методики «Музыка с мамой», является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия музыкой с малышами  в весёлую обучающую игру.

    Основные задачи музыкального воспитания слабовидящих детей те же, что и задачи воспитания нормально видящих. Детей готовят к восприятию музыкальных произведений, учат их понимать и исполнять детские песенки, двигаться под музыку. У дошкольников вызывают интерес и любовь к музыке и пению, развивают их музыкальные способности – слух, чувство ритма, музыкальную память. Однако есть и специальные задачи музыкального воспитания слабо видящих детей: развитие координации движений и ориентирование в пространстве, выработка правильной осанки, устранение навязчивых движений, обучение мимике, жестам. Всё это тесно перекликается с методикой Железновых.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Инновационная методика музыкального развития по программе Железновых для детей с ослабленным зрением.

    Музыкальное развитие детей, как и развитие речи слабовидящего ребёнка, немыслимо без активного участия родителей.

    На сегодняшний день известны десятки эффективных систем раннего  развития.

    Характерной особенностью методики «Музыка с мамой», является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия музыкой с малышами  в весёлую обучающую игру.

    Основные задачи музыкального воспитания слабовидящих детей те же, что и задачи воспитания нормально видящих. Детей готовят к восприятию музыкальных произведений, учат их понимать и исполнять детские песенки, двигаться под музыку. У дошкольников вызывают интерес и любовь к музыке и пению, развивают их музыкальные способности – слух, чувство ритма, музыкальную память. Однако есть и специальные задачи музыкального воспитания слабо видящих детей: развитие координации движений и ориентирование в пространстве, выработка правильной осанки, устранение навязчивых движений, обучение мимике, жестам. Всё это тесно перекликается с методикой Железновых.

    Сергей и Екатерина Железновы – одни из немногих, чьи программы и методические разработки  стали популярны далеко  за пределами России. Диски Железновых пользуются успехом во многих странах мира, помогая развивать музыкальные способности, абсолютный слух. Раннее развитие у детей – это залог их успешного будущего, лёгкой адаптации в любом коллективе и наконец, счастливой жизни. Не стоит отказывать им в таком удовольствии.

    Принципиальные решения:

    1. Родительское участие во время занятия признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.
    2. Малышам трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности для малышей, должно быть движение.
    3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах., активно помогая детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях,   но и дома.

    Теоретическое обоснование детских занятий «Музыка с мамой»

    Подвижные пальчиковые и ролевые игры, звукоподражание и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение – необходимый вид деятельности для слабовидящих малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми на занятиях ребёнок использует и развивает многие свои способности:

    • Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка
    • Развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память
    • Формируются навыки вербального и невербального общения
    • Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания,  идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него  формируется  готовность и умение действовать в коллективе
    • Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а так же слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию

    Музыкально – ритмическая деятельность на занятиях Железновых, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность, благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух  полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

    Левое полушарие: речь, распознавание букв и слов, элементов целого, осознаваемые движения, комбинации движений, запоминание слов и фраз, логическое мышление.

    Правое полушарие: Музыка, ритм, шумы, ритм речи, зрительное восприятие предмета в целом, автоматизированные движения, запоминание музыки, картин, запахов, интуиция.

    В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети,  занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Исследователями отмечено заметное влияние музыкально – ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

    Занятия «Музыка с мамой»

    Детские занятия по системе Железновых – это одна из моих инновационных методик для детей с ослабленным зрением. Они являются прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения. На таких занятиях мы знакомимся со окружающими звуками, с чувствами и эмоциями людей.  Мы используем три типа музыкально – ритмических игр. Это подражательные или жестовые  игры, игра на шумовых инструментах и пальчиковые игры. Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать  любая мамочка или бабушка, без специальной педагогической и музыкальной подготовки. Занятия, которые проходят в виде развлечения, напоминают мастер- класс и дают основы для дальнейшего самостоятельного обучения детей дома.  Я напоминаю о том, что необходимо учитывать основные особенности детского возраста с нарушением зрения: нужна чёткая смена видов игр, надо идти часто на встречу желаниям ребёнка, часто обновлять игровой репертуар и менять игровые задания.

    Увлекательной формой детских занятий и музыкально – ритмических игр, является звукоподражание и элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах. Дети с огромным удовольствием играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам, импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют шумами подходящие стихи. Слабо видящие дети подражают пению и воспроизводят движения, плохо видя перед собой показывающего. Не умея контролировать движения своего лица, такие дети плохо владеют мимикой. У многих из них не правильная артикуляция при пении, поза, движение и т.д. Это затрудняет овладение новыми видами деятельности. Трудности эти преодолеваются в индивидуальной работе с детьми.

    Для слабовидящих малышей Железновы предлагают использовать более простой  вариант для музицирования – сказочки – шумелки.  В та ой сказке текст составляется так, что после одной, двух фраз ребёнку есть возможность что-либо изобразить шумом. Дело это и весёлое и очень полезное.

    • Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и весьма эмоциональное
    • Совместная игра малыша со взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и развивает чувтва коллективизма
    • Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память
    • Различие громких и тихих звуков, развивает слух ребёнка, а копирование шумов, способствует развитию мелкой моторики
    • Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается умение сосредоточенно слушать, хорошие реакция и память
    • Музыкальное занятие в целом творческое и малыши с удовольствием придумывают новые сказки.

    Пример занятия в первой младшей группе.

    Раздел

    Название игры

    1

    Приветствие

    Все на ножки

    2

    Разминка 1

    Ну-ка, повторяйте!

    3

    Разминка 2

    Вот все ребята...

    4

    Жестовая игра

    Дом и (или) Утром

    5

    Игра-массаж

    Мы пилим

    6

    Ритмика

    - ходьба в ритме с остановками (в конце музыкальных фраз)
    - бег со сменой направления
    - игра с платочком (определяем конец музыкальных фраз)
    - зайчики и медвежата (определяем смену контрастных разделов музыки в движении)

    7

    Нотная грамота и слух, синтезаторы

    Работа с карточками, игрушками, синтезаторами с наклейками*

    8

    Распевание, пение

    1.дыхательные упражнения
    2.распевание
    3.попевки: Дождик, два кота

    9

    Слушание, Танец

    С кубиками, мешочками или бубнами (по выбору)

    10

    Прощание

    Мы урок позанимались

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

    Материал содержит особенности развития детей с амблиопией и козоглазием на музыкальных занятиях. Перечисленны задачи решаемые на музыкальных занятиях, связанные со зрительной спецификой....

    Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

    Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

    Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

    Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

    «Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения»

    Особенности детей с нарушением зрения. Цель: активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие спо...

    Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «По лесным тропинкам…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

    В конспекте автор использует современные образовательные технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники....

    Адаптивная образовательная программа по физической культуре для детей с нарушением зрения

    Адаптивная образовательная программа по физической культуре  для детей с нарушением зрения...