Конспект интегрированного занятия по образовательной области "Музыка" "Здоровым быть - здорово жить!" (для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по музыке по теме

Трищенко Елена Анатольевна

     Конспект интегрированного занятия составлен на основе современных образовательных ТЕХНОЛОГИЙ (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ; технология СОТРУДНИЧЕСТВА; ИГРОВАЯ; ТРИЗ), с элементами фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx23.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель.     Укреплять здоровье детей на основе современных педагогических технологий в процессе реализации образовательной области «Музыка».

Педагогические технологии.    

  • Здоровьесберегающие (физкультурно - оздоровительная; обеспечение социально – психологического благополучия; образовательная; обучение здоровому образу жизни);
  • личностно – ориентированная (технология сотрудничества);
  • игровая;
  • «ТРИЗ».

Задачи.    

  • Обогащать знания детей о культуре и быте русского народа, об особенностях русского национального характера (чувство юмора, умение веселиться, трудолюбие).
  • Закреплять и расширять знания детей о здоровье; укреплять здоровье на основе произведений русского народного творчества.
  • Развивать творческое воображение у детей (совместно сочинять сказку и название сказки; придумывать танцевальные движения; изображать животных через пантомиму).
  • Закреплять и развивать музыкальные способности в пении, в движении, в музицировании (выразительно петь, плясать, в соответствии с характером музыки; закреплять навык инсценирования песни; пение а капелла; творчество в игре на музыкальных инструментах).
  • Развивать речь и расширять словарь детей.
  • Формировать навык работать в сотрудничестве, приходить к единому мнению в выборе персонажей сказки, игры.
  • Воспитывать патриотические чувства, позитивное отношение, гордость к своим предкам, к своим истокам.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал и оборудование.     Дерево, домик (бутафория); два детских рисунка, в виде необычных листьев; пять детских работ с изображением персонажей русской народной сказки «Колобок», занимающихся спортом.

Предварительная работа.     Музыкальный руководитель разучивает с детьми:  русские народные песни (проводит работу над инсценированием);  танец, музыкально – ритмические  упражнения; упражнения на развитии речи и дыхания.

      Воспитатель проводит беседу с детьми  на тему «В здоровом теле – здоровый дух»; «Если хочешь быть здоров – занимайся!..; «Родная матушка – земля помнит своих героев»; «Сказки стародавние, русские, славные».  

     Родители разучивают пословицы с детьми; контролируют детей в выполнении рисунка (персонажа) по сказке "Колобок".

     Перед проведением зал оформляется в народном стиле. Слева от центра стоит домик, перед ним дерево.

                                                                         Ход занятия 

     В записи звучит музыка (по выбору музыкального руководителя), в зал друг за другом вбегают дети. Выполняют бег «змейкой», распределяются свободно по залу, кружатся и выстраиваются в шеренгу.

М.р.                        Мы с улыбкой на лице Вас – гостей встречаем!

                                Здравия, здоровья от души желаем!

      Исполняется валеологическая песенка – распевка (по приему «Эхо»). Мелодия свободная.

М.р. (поет)            Здравствуйте, гости! (Дети повторяют). Здравствуйте, гости! И т.д.

                                                    Вместе улыбнемся! (…)

                                  Укреплять здоровье, (…)

                                  Мы сейчас возьмемся! (…)

                                  Разотрем ладошки, (…)

                                  Вместе посильнее! (…)

                                  А теперь похлопаем,(…)

                                  Смелее, смелее! (…)

(Говорком).                             Уши тоже мы потрем,

                                  И здоровье сбережем!

                                  Улыбнемся снова,

                                  Будем все…

Дети.                                          Здоровы!

М.р.     Ребята, что значит быть здоровым? (Ответы детей). Правильно, быть бодрым, крепким, веселым… Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу… (дети: здоровья!). Мы желаем здоровья, здравия! Это слово пришло к нам из старины глубокой, из давних времен наших предков. Вот кто был здоров и весел, плясал, играл, знал много песен!..

     Почему наши предки имели отличное здоровье? (Ответы детей). Потому что они много работали, дышали чистым воздухом, питались полезными продуктами, пили чистую воду… Вот и появлялись на земле русской свои Герои. Это…

Дети.  Богатыри! (Вспоминают и называют богатырей: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец).

М.р.     А как мы о них узнали? (Из фильмов, мультфильмов, книг, сказок…). Почему некоторые песни, хороводы, пляски, сказки называются народными? (Ответы детей). Вслушайтесь в слово сказка, сказ, рассказ… Бабушки рассказывали сказки своим внукам. Внуки вырастали и рассказывали своим детям, внукам… Так и становились и сказки, и песни, и пляски… народными.

     Сегодня я предлагаю вместе сочинить свою сказку о здоровье. Как обычно начинаются сказки? (В некотором царстве… Жили-были). Так и начнем.

     …В некотором царстве, в некотором государстве жил да был народ честной… Еще какой? (Озорной, веселый, смешной, талантливый и т.д.). Пошел он как-то  по просторам земли – матушки весной любоваться, с друзьями повстречаться, с песнями да плясками русскими, с гостинцами вкусными…

      Проводится музыкально – ритмическая разминка. (Дети выстраиваются друг за другом. М.р. напоминает, какая должна быть осанка, руки на поясе, пальцы вместе, голова прямая. «Герои сказки» начинают движения точно после вступления )

М.р.                             По тропинке мы шагаем, ноги бодро поднимаем!

(Дети идут  бодрым шагом друг за другом, оттягивая носки ног. Руки держат на поясе).                        

                                    Вдруг тропинка прохудилась, словно в нитку превратилась.

(Выполняют ходьбу на носочках).

                                    Осторожно все ступаем, что же дальше - мы не знаем!

(Дети идут, поднимая прямые ноги вперед, оттягивая носки ног).

                                    Тут  мы кочки увидали и по кочкам поскакали!

(Выполняют поскоки).

                                     Вновь тропинка, мы шагаем, ноги бодро поднимаем!

(Дети вновь идут бодрым шагом, руки на поясе. С окончанием музыки останавливаются).

                                     Вдруг тропинка заплелась, словно нитка завилась.

     Проводится речевая игра «Клубок". Ребята идут дробным шагом и, как бы, «закручивают спираль», четко декламируя хором:

                                     Вдруг тропинка завилась, потихоньку заплелась.

                                     Раз, виток и два, виток… Не тропинка, а клубок!

М.р.                             Здесь тупик, скорей назад! Выйти каждый будет рад!

(Дети «распутывают клубок»).

Дети.                           Наш клубочек покатился и в тропинку превратился.

                                     Раз, два, три, четыре,  пять… тропка длинная опять!

(Упражнение повторяется,  если есть в этом необходимость).

М.р.                             Всем, внимание! Привал! Каждый, думаю, устал! (Дети садятся).

                                     Сказка, сказка – прибаутка, рассказать ее не шутка!

                                     И задумался народ, так… чему теперь черед? (Думают вместе, как продолжить сказку. М.р. направляет детей. Дети видят дерево).

                                     Каждый правильно сидит (напоминает, как правильно сидеть),

                                     Видит – дерево стоит!.. А дерево какое – то необычное, сказочное,

                                     Листья, посмотрите, странные и загадочные…

                                     В руки просится листочек, ну, иди ко мне, дружочек!

(М.р. смотрит на листочек с обеих сторон).

                                     Здесь невиданное что – то!.. Чья – то детская работа.

(Ребенок, который рисовал, узнает  свою работу).

М.р.     Как  называется этот рисунок? (Хозяин отвечает: «Тридцать три Егорки!»)

Это наше любимое упражнение! Выполним его!

     Дети выполняют упражнение на развитие дыхания «Тридцать три Егорки».

М.р. напоминает, что речь детей должна быть четкой, внятной, выразительной. Стараться, как можно дольше не дышать, назвать, как можно больше Егорок.

     М.р. обращает внимание на этот же рисунок, на котором еще нарисованы цветы.

М.р.     Посмотрите, какие удивительные цветы!.. Ощутим их аромат!

      Проводится упражнение, направленное на достижение дыхательной релаксации «Цветок». (Дети медленно, глубоко вдыхают, как бы, аромат цветка, расслабляя гладкую мускулатуру бронхов).

     М.р. срывает второй необычный листочек.

М.р.                            А этот листочек ждет исполнения,

                                    Нужно закончить стихотворение.

(Читает).                  Наш русский народ!.. Он и пляшет, и поет!

                                    Песни бодрые, живые, шуточные и ...(плясовые).

                                    Мы весенним ясным днем обязательно споем!

(За чудо - деревом стоит нарядный дом).

                                    Перед домом ворота!.. Ну, идите же сюда!

                                    Как у наших у ворот, каждый пляшет и поет!

     Дети инсценируют русскую народную песню"Как у наших у ворот", обр. В.Агафонникова. ( Проводится работа над выразительным исполнением песни).

М.р.     Молодцы, ребятушки! Удаль свою показали, весело пели, да плясами!

...Сказка продолжается, сказка сочиняется... (М.р. наталкивает детей на мысль, что нужно продолжение сказки связать с домиком).

      Тут задумался народ, кто же в домике живет? (Стучит. Никакого ответа).  Попробую войти, ведь известно с давних пор, что двери в старину не закрывали. Дружили люди, не тужили, друг другу доверяли.

     (М.р. входит в дом, выходит с детским рисунками, на которых изображены персонажи русской народной сказки "Колобок".)

М.р.     В доме пусто, одиноко... Все же, есть у меня что - то. (Показывает рисунки. Но дети не видят, кто там изображен. Просит выйти пятерых детей, самостоятельно разобрать рисунки и решить, кто будет изображать того или иного персонажа, используя пантомиму).

     Проводится игра "Узнай героя"по подобию игры "Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем!".

     После того, как дети угадали персонажа, М.р. показывает рисунок и дополняет:

М.р.                   Заяц наш в футбол играет. Спорт - здоровье укрепляет!

                                                       *       *      *

                           Серый, злой, голодный волк в баскетболе знает толк!

                                                       *       *      *

                            А медведь наш косолапый укрепляет гирей лапу.

                                                       *       *      *

                            И лисичку не унять, любит прыгать и скакать!

                                                       *       *      *

                            Оббежал наш колобок в сказке тысячи дорог!

      Дети называют сказку.   

     Кто же в домике живет?.. Кто-то к нам сюда идет! (В зал входит инструктор по физической культуре, в костюме доброго молодца).

Ивашка.            А живу в том доме я, здравствуйте, мои друзья!

                            Я - Ивашка, красная рубашка!

                            Парень я веселый, крепкий и здоровый!

                            В нашей кузнице тружусь, ну и дома не ленюсь.

                            Каждый день стараюсь - спортом занимаюсь!

                            Кто желает убедиться, здесь прошу расположиться! (Дети располагаются свободно по залу).

Баба Яга (за дверью). Без меня не начинайте! Осерчаю, так и знайте!  

(Звучит музыка по выбору, в зал "влетает" Баба Яга).

Баба Яга.          Тпру-у-у! (Останавливается).

Ивашка.            Баба Яга, и ты здесь?

Баба Яга.          Здесь, соколик, здесь, родной, (осматривает его со всех сторон)     

                            Правда, крепкий и прямой.

                            Да и детки молодцы, как солены огурцы!

М.р.                    Бабушка Яга, не обзывайся! Зачем пожаловала?

Баба Яга.          Так устала быть горбатой, я хочу быть, как ребята:

                            Стройной, бодрой и прямой... Как же стать - то мне такой?

(Причитывает, спрашивает у детей. Дети отвечают, что нужно делать зарядку, меньше летать в ступе, на метле, заниматься спортом... М.р. дополняет: необходимо пересмотреть продукты питания и образ жизни, а самое главное - не унывать, не лениться, а трудиться над собой. Баба Яга согласна). 

     Ивашка - красная рубашка проводит с детьми и Бабой Ягой лечебную зарядку.

(Дети выполняют упражнения "Заяц", "Волк", "Медведь", "Лиса", "Колобок".   

Баба Яга.           Посмотрите, горб пропал! Мой счастливый час настал!

                             Не мешало б, нарядиться в красну девицу - девицу!

 Ивашка.            Вы забыли? Я - кузнец, разудалый молодец!

                             Мы во кузницу пойдем, вместе сарафан сошьем!

М.р.     Мы с ребятами разучиваем русскую народную песню "Во кузнице". Только сегодня мы будем петь ее а капелла. Что это значит? (Ответы детей). Правильно - это пение без музыкального сопровождения. Я буду петь первую строчку каждого запева, а вы все остальное. Постараемся петь  широко, передать всю силу, мощь русских кузнецов. А третью и четвертую строчки запева – легко, приплясывая.

     Исполняется русская народная песня "Во кузнице", обр. В.Агафонникова.

Появляется Баба Яга в нарядном сарафане.

М.р.          Бабушка Яга, ты у нас просто красавица! Спасибо тебе, Ивашка, за помощь. Снами пойдешь, или работы много?

 Ивашка.            Делу - время, потехе - час! Остаюсь, но буду помнить вас!

  М.р          Вот такая у нас сказка получается... А что это Баба Яга из стороны в сторону качается? Так красивой женщине ходить не годиться, надо бы тебе у ребят поучиться.

     Исполняется русский танец «Тверская кадриль» (Музыкальный руководитель/ 2009.- №3)

     Баба Яга красивой походкой перед всеми прохаживается, подняв высоко голову.

М.р.     Ну вот, уважаемая, это совсем другое дело! Будь всегда красива и здорова!

Послушай пословицы и поговорки о здоровье.

     Дети проговаривают пословицы и поговорки о Здоровье

                       1-й.     Береги платье снову, а здоровье смолоду.

                       2-й.     Здоровье – всему голова, всего дороже!

                       3-й.     Здоровому – все здорово!

                       4-й.     Здоровье – дороже золота! 

                       5-й.     Здоровье – дороже денег!

                       6-й.     Здоровью – цены нет!

Баба Яга.           Все, ребятки, так и быть, хочу я измениться!

                            Мой девиз: «Здоровой быть, со всеми помириться!»

     Баба Яга благодарить детей – друзей, прощается и исчезает.

М.р.     Мы прошли дорог не мало, их уже не сосчитать!..

             Напоследок не мешало б в русскую игру сыграть! (Предлагает собраться,. посовещаться и выбрать игру)

     Проводится русская народная игра (по желанию детей).

М.р.     Вот такая сказка у нас сегодня получилась. Понравилась ли тебе сказка о здоровье (…), называет имя ребенка. Что тебе больше всего понравилось, запомнилось? (Ответ ребенка). А тебе (…). И т.д. Наша сказка была посвящена здоровью. Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей). Здоровье необходимо для человека. Его надо укреплять. Как мы укрепляем свое здоровье на музыкальном занятии? (Выполняем музыкально – ритмические движения, следим за осанкой, играем, танцуем, выполняем фонопедические упражнения, упражнения на развитие дыхания, речи и др.). Музыка благотворно влияет на весь организм в целом.

     Ребята, осталось назвать нашу сказку. Она должна иметь свое название, как и любая другая. (Дети высказывают свое мнение). 

     А я бы назвала нашу сказку «Здоровым быть – здорово жить»!

                             

                              Я желаю всем ЗДОРОВЬЯ! Улыбаться, не тужить!

                              Потому что, всем известно…

                              «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ – ЗДОРОВО ЖИТЬ!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с природой в детском саду для детей старшего дошкольного возраста, тема "Морской конек"

Познакомить детей с морским коньком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).Расширить знания детей о Красной книге.Воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и  культуры общения, а также формированию навыков позитивного речевого общения....

Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)

Программное содержание:Образовательные  задачиПродолжать учить детей  согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.Продол...

Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста....

«В здоровом теле - здоровый дух!» ( сценарий квеста для детей старшего дошкольного возраста)

Методическая разработка Квеста для сдетей старшего дошкольного возраста...