знакомство с музыкальными инструментами "В мире музыки"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Горбова Наталья Михайловна

знакомство детей с некоторыми музыкальными инструментами - вечер развлечений для детей старшего возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Путешествие в страну русских

народных инструментов

Наталья Шикалова,

воспитатель детского сада

№ 39, г. Санкт-Петербург

При подготовке к занятию важна

предварительная работа: знаком-

ство детей с ложками, колоколь-

чиками, бубенчиками, бубном,

трещоткой, свирелью, а также

разучивание песен и музыкаль-

ных номеров с использованием

народных инструментов, отгады-

вание загадок.

Для занятия нужны музыкаль-

ные инструменты, «волшебная»

палочка, аудиозаписи русских

народных песен и наигрышей.

Итак, дети входят в зал и

рассаживаются на стульчиках.

Ведущий. Здравствуйте, ребя-

та. Рассаживайтесь поудобнее.

Сегодня мы с вами совершим

путешествие в волшебную страну

русских народных музыкальных

инструментов.

Звучит плясовая музыка «Смо-

ленский гусачок», появляется

Домовёнок Кузя.

Кузя. Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Домовёнок Кузя. Я

очень люблю ходить в гости и

заводить новых друзей. А ещё я

очень люблю путешествовать.

Давайте все вместе куда-нибудь

отправимся в путешествие!

Ведущий. Мы очень рады,

Кузя, что ты пришёл к нам в

гости, мы с ребятами как раз

собрались совершить путеше-

ствие в волшебную страну и с удо-

вольствием возьмем тебя с собой,

только сначала отгадай нашу

загадку.

Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток,

Кашу, суп или окрошку:

Вы узнали? Это…

Кузя. Так это же ложка! Мы

что сейчас есть будем? Это хоро-

шо, покушать я люблю. Ой! А как

же наше путешествие?

Ведущий. Не волнуйся, Кузя, в

путешествие мы обязательно

отправимся. Но это не просто

ложки, а самый настоящий музы-

кальный инструмент.

Кузя. Какой же это музыкаль-

ный инструмент? И как на них

играть-то, на ложках этих, по

чашкам и кастрюлям что ли?

Ведущий. Нет. Музыкант уда-

ряет ими друг по другу. Вот так.

Кузя. Ну и какое отношение к

нашему путешествию имеют эти

деревянные ложки?

Ведущий. А ты ещё не дога-

дался?

Кузя. Не знаю я.

Ведущий. Ребята, давайте

поможем Кузе. Покажем ему

нашу подсказку.

Дети исполняют музыкаль-

ный номер на ложках «Поехал наш

батюшка на базар».

Кузя. Я догадался! Мы отпра-

вимся в страну русских народных

музыкальных инструментов!

Ведущий. Молодец Кузя! И

вы, ребята, молодцы! Ну что ж,

отправляемся. Где моя волшебная

палочка?

Взмахивает волшебной палоч-

кой. Звучит лиричная русская

народная музыка «Весенняя хоро-

водная».

Дети за Кузей идут по кругу

на другую сторону зала. На сто-

лике разложены разные музыкаль-

ные инструменты.

Ведущий. Вот мы и попали в

волшебную страну, где живут рус-

ские народные музыкальные

инструменты. Только тебе, Кузя,

нужно угадать их названия.

Кузя. Ой-ой-ой! А я совсем с

народными инструментами не

знаком.

Ведущий. А мы тебе поможем.

Правда, ребята? А вот и первая

загадка.

Целый день всё трень да трень

И трещать-то ей не лень.

Ведущий показывает и играет

на трещотке.

Кузя. Ой, что это так трещит?

И как же этот инструмент называ-

ется?

Дети отвечают.

Ведущий. Да, это ударный

инструмент — трещотка.

Кузя. Да разве трещотка удар-

ная? Она же трескучая. Деревян-

ные пластиночки стукаются друг

о друга и трещат.

Ведущий. В ударных инстру-

ментах звук возникает, когда одна

часть инструмента ударяется о

другую или когда по самому

инструменту чем-нибудь бьют.

Кузя. Чем бьют?

Ведущий. Например, рукой.

Вот послушайте новую загадку:

Целый день бом да бом

Раздается громкий звон.

Звучит бубен.

Кузя. Ой, что это, ребята?

Дети отвечают.

Ведущий. Кузя, хочешь попро-

бовать?

Кузя. Да, конечно! (Пробует

играть.)

Ведущий. Молодец, Кузя. У

тебя очень хорошо получается.

Слушайте следующую загадку:

Тили-бом, тили-бом,

Перезвон со всех сторон.

Колокольчики звенят

С бубенцами говорят.

Кузя. Я догадался! Это коло-

кольчики да бубенчики.

Ведущий. Молодец, Кузя,

какой ты догадливый. А ты играть

любишь?

Кузя. Конечно, люблю!

Ведущий. Тогда поиграй с

нашими ребятами.

Кузя. С удовольствием пои-

граю!

Дети играют в игру «Весёлые

инструменты» под музыку «Све-

тит месяц».

Ведущий. Молодцы, хорошо

поиграли. Кузя, наши ребята тоже

умеют загадывать загадки. Вот

послушай. (Один из детей загады-

вает загадку.)

Если хочешь поиграть,

Нужно в руки её взять

И подуть в неё слегка

Будет музыка слышна.

Ведущий. Подумай-ка мину-

точку,

Что же это?

Кузя. Дудочка!

Ведущий. Правильно. Эта

дудочка называется свирель. Вот

послушайте, как она звучит. (Зву-

чит свирель: «Во кузнице».)

Кузя. А свирель тоже ударный

инструмент?

Ведущий. Ребята, как вы

думаете, свирель ударный инстру-

мент?

Дети отвечают.

Нет, это духовой инструмент.

Заставляет звучать свирель поток

воздуха, который я выдуваю. Вот

смотри. (Играет. «Ты дума, моя

дума».)

Кузя. Вот бы мне так научить-

ся. Я тоже хочу играть на свирели.

Дайте мне её!

Ведущий. Нет, Кузенька.

Учиться надо долго. А я предла-

гаю всем нам сейчас превратить-

ся в музыкантов оркестра народ-

ных инструментов. И не обяза-

тельно сразу играть на свирели.

Можно играть и на ударных

инструментах. Правда, ребята?

Давайте мы научим Кузю.

Дети исполняют номер на

музыкальных инструментах «Ах

ты, берёза».

Ведущий. Ну, что, Кузя, тебе

понравилось?

Кузя. Да, очень. Теперь я обя-

зательно научусь на чём-нибудь

играть.

Ведущий. А вам, ребята,

понравилось?

Дети отвечают.

Ну вот наше путешествие в

страну русских народных музы-

кальных инструментов подошло к

концу. Пора прощаться. А ты,

Кузя, приходи к нам почаще, и мы

совершим ещё не одно увлека-

тельное путешествие.

Кузя. Спасибо, обязательно

приду. До свиданья.

Ведущий. Ребята, давайте

проводим Кузю и пожелаем ему

счастливого пути.

(Под музыку «Весенняя хоро-

водная» все уходят.)

На наших занятиях мы знакомим детей с русскими народными

инструментами, воспитываем интерес к их различному

звучанию, объясняем, что такое ударные и духовые

инструменты.

44 Игры



Предварительный просмотр:

  Знакомство с музыкальными инструментами 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ

Музыкальный руководитель (далее М.Р.): В струне, звенящей на просторе, и в дудочке из камыша поёт о счастье и о горе народа светлая душа...

Рука человеческая — сильная и нежная, быстрая и гибкая, умелая и умная. Оживают в её тепле дерево и металл, становится волшебной палочкой тонкая трость смычка, тугая тетива струны вдруг запоёт сказочной птицей...

Дивные творенья рук людских — звонкие трубы, печальные свирели, певучие скрипки — музыкальные инструменты.

В каждом из них —душа мастера, сотворившего это звучащее чудо. Музыкальные инструменты — поющие, звенящие, рокочущие, свистящие, гудящие, жаль, что не говорящие...

Звучит, срываясь в каждом шуме, Таинственный и тихий звук, Лишь чуткому доступный слуху. Так пусть же чутким будет слух!

С незапамятных времён и до сегодняшнего дня человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты: от тетивы лука до скрипки Страдивари, от «музыкальных камней» палеолита до современных синтезаторов.

Если бы инструменты могли говорить, интересно, что бы они нам рассказали? Послушаем... (Звучит музыкальное произведение, исполняемое на арфе.)

(Выходит Арфа.)

М.Р.: Чудесная переливающаяся мелодия зазвучала вдруг в тишине! Какой инструмент может издавать эти божественные звуки? Будьте добры, назовите ваше имя.

Арфа: Меня зовут Арфа.

М.Р.: Сколько вам лет?

Арфа: Я полагаю, 5 или 10, а может и 20 тысяч лет.

М.Р.: Не может быть! В таком почтенном возрасте вы выглядите просто по-королевски: педали сверкают золотом, на самом верху что-то вроде небольшой короны, прозрачная накидка из струн, и вся вы такая резная, изящная, будто крыло золотистой бабочки.

Арфа: Чему же тут удивляться! Ведь я раньше была божественным инструментом, моей игрой наслаждались боги Олимпа. Затем я стала инструментом аристократическим, то есть для богатой знати. Меня украшали золотом, перламутром, мозаикой.

М.Р.: Да и голос у вас просто сказочный, такой нежный, прозрачный, серебристый, он сверкает и переливается, будто струи фонтана.

Арфа: Благодарю вас! Как приятно слушать слова восхищения!

М.Р.: А много ли у вас родственников?

Арфа: О, да! Самый древний мой предок — простой охотничий лук, представьте себе. Очень давно, на заре человечества, охотник, задев тетиву своего лука, удивился, как она долго и мелодично звенит. Ему понравился этот звук, и он натянул рядом ещё несколько жил покороче. Это было гениальное музыкальное открытие — так появились струнные щипковые инструменты. Среди моих родственников — знаменитая Лира, так называли её древние греки, а также Лютня —любимица европейцев 300 лет назад, древнерусские Гусли. Теперь все они на пенсии и живут в музее.

М.Р.: Скажите, а где вас можно встретить?

Арфа: На концертах, конечно — я люблю покрасоваться в симфоническом оркестре, при большом скоплении народа. Иногда выступаю в сольном концерте. Охотно играю в ансамбле, особенно люблю флейту. Работы мне хватает.

М.Р.: Благодарю вас за интереснейший рассказ, вы сообщили нам много интересного.

Арфа: Пожалуйста, мне очень приятно!

(Арфа садится на место, под звучание музыкального

произведения, исполняемого на балалайке,

 выходит Балалайка.)

Балалайка: А между прочим, я тоже ваша родственница, правда, дальняя, да и рода я не знатного, зато народная любимица.

М.Р.: Наслышаны мы о вас, уважаемая Балалайка, знаем, что вы русский инструмент, простым народом созданный.

Балалайка: Хотите, байку расскажу? Жила красна девица Балалайка на виду у честного народа. «Болтунья, пустозвонка», — говорили одни. «Людям от неё радость да потеха», — говорили другие. Давно ли это было, недавно ли, а ещё при царе Петре Великом о ней слух ходил.

Стала Балалайка жить припеваючи да пританцовываючи. Дружбу водила с людьми весёлыми — в хороводах да на гуляньях. И всё бы так и шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская — Гитара Семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью Балалайку. Всё больше по душе им приходилась нежная, задумчивая Гитара. «Эх, жизнь! Совсем как человечья!» — подумала Балалайка, но нашёлся добрый молодец Андреев Василий Васильевич. Полюбил он любовью великою нашу красну девицу Балалаечку. Сделал ей новое нарядное платье, укрепил голос. И стала наша девица на весь мир знаменитой. Звенит голос Балалаечки по белу свету, русскую песню славит.

М.Р.: Замечательный рассказ, уважаемая Балалайка. Вы достойная представительница семьи струнных щипковых инструментов. Где вас можно услышать?

Балалайка: Служба моя главная — в оркестре или в ансамбле русских народных инструментов.

(Ведущая предлагает детям поплясать под русскую

народную мелодию, исполняемую оркестром

балалаечников.)

(Под звуки гитары выходит Гитара.)

Гитара: Что ж вы опять про меня сказки рассказываете, дорогая моя, какая я вам соперница? Я ведь ваша родственница, обе мы из рода Струнных Щипковых инструментов. Очень полюбили меня сначала в Испании и стали считать своим народным инструментом. Испанские кавалеры пели серенады под гитару для своих прекрасных дам. Гитара была почти в каждой испанской семье. Из Испании я переехала в Европу, в Америку, и скоро весь мир узнал и полюбил меня.

Сейчас гитара — один из самых распространённых инструментов. Любой эстрадный ансамбль начинается с меня. Туристы, отправляясь в поход, всегда берут с собой гитару: под неё так приятно поётся вечером у костра! А еще я работаю в оркестре народных инструментов. Очень люблю играть с балалайкой, баяном. А иногда играю в ансамбле с флейтой, скрипкой, альтом. Послушайте, как красиво получается!

(Звучит пьеса Ф. Шуберта «Аве Мария» в исполнении ансамбля.)

М.Р.: И очень мне нравится брат Баяна —Аккордеон. Оба голосистые и так похожи!

(Выходят Баян и Аккордеон.)

Баян: Еще бы, Аккордеон — брат мой кровный. Путают нас, кто не присмотрится. У Аккордеона кнопки только на одном боку, а на другом — клавиши, как у Рояля. А у меня кнопки и справа, и слева.

Я родился в России, в старинном русском городе Туле в начале XX века. Создал меня музыкальных дел мастер Пётр Стерлигов и назвал именем гордым, былинным: Баян. Оттого и силу в себе чувствую богатырскую. Могу играть любую музыку, даже самую сложную. Мы с братом Аккордеоном можем играть не только простыми нотами, а сразу целыми аккордами. Поэтому всем кажется, что звучит оркестр.

М.Р.: Удивительно, а как же вы извлекаете звук?

Баян: Так же, как и люди. Вы дышите легкими, а я дышу мехами — это специальное механическое устройство. Если чуть-чуть воздуха наберу в грудь свою — будет мелодия тихая, задушевная. Ну, а если вдохну от души полной грудью, то могу посостязаться и с Роялем, и со знаменитым моим родственником Органом.

Мы с Аккордеоном гордимся своей родословной. Наша матушка — Гармошка — родилась в начале XIX века в Германии и оттуда быстро распространилась по всему миру. Любят Гармошечку за голос весёлый, звонкий, переливчатый. Не так давно в каждом селе на Руси был свой гармонист — очень уважаемый человек, ни один праздник, ни одно гулянье без него не проходило. А уж если с гармонистом собирались музыканты с бубном и барабаном, так это целый концерт получался с песнями, плясками да частушками. 

( Звучит русская народная плясовая мелодия, исполняемая на баяне, аккордеоне и др. инструментах. Дети пляшут (импровизация).

(Выходит Барабан.)

 Барабан: Вы совершенно правы, уважаемый Баян, я самый древний и самый известный инструмент на земле. Если ударить в Барабан в лесу или в поле, его будет слышно на несколько километров вокруг. Это свойство древние люди использовали для передачи условных сигналов одного племени другому. «Тра-та-та, тра-та-та!—У нас праздник! Приходите в гости!». А иногда: «Тра-та-та! —У нас беда, напал враг — приходите на помощь!»

Под звуки барабана люди плясали и пели, а в бою барабан помогал им сражаться. Разные люди живут на Земле, и у каждого народа свои обычаи, свои музыкальные инструменты. А вот барабаны есть у каждого народа. Все они не похожи друг на друга и называются по-разному, и играют на них и палочками, и колотушками, и ладонями, и палкой.

М.Р.: Удивительный инструмент, мне тоже в детстве очень нравилось барабанить по кастрюлям и сковородкам.

Барабан: Да, дети меня любят очень! Ведь я первый в их жизни музыкальный инструмент, на котором можно начинать играть сразу, без обучения. И всегда будет шумно и весело. Не случайно семью барабанов называют шумовыми ударными инструментами. Это верно, уж что-что, а шум — это наша профессия!

( Детям предлагается прослушать отрывок классической музыки, где звучат барабаны.

Затем М.Р. приглашает детей сыграть пьесу для шумового оркестра.)

Барабан: А у меня есть родственник, который может и шуметь, и звенеть. Да уж очень он худой. Как говорится, кожа да кости.

(Со звоном выбегает Бубен.)

Бубен: Да, я не такой пузатый, как некоторые, но семья Барабанов может мною гордиться. Меня сделали небольшим специально, чтоб было удобно держать меня в руке во время песни или танца. Некоторые злые языки называют меня «обруч с погремушками». Но это не совсем так. С одной стороны на мой обруч натянута кожа. И этим я очень похож на Барабан. А с другой стороны к обручу прикреплены металлические тарелочки или бубенчики, которые позвякивают при встряхивании или ударе рукой. Поэтому я могу зазвенеть веселой прозрачной россыпью, чего другие барабаны сделать не могут и поэтому мне страшно завидуют!

(М.Р. предлагает детям исполнить танец с бубнами (Тарантеллу)

(Выходят Ложки.)

Ложки: Нашёл чем хвастаться! Вот к нам тоже частенько бубенчики привязывают, чтоб веселей было. (Застучали ложки.)

М.Р.: Ложки, а вы как в оркестр попали? Вы же посуда.

Ложки: Мы Ложки не простые, а расписные, мы — древнерусский инструмент. Не было у простого народа денег на дорогой музыкальный инструмент, а Ложки — всегда под рукой. И щи хлебать, и музыку играть. Играем мы всегда вдвоём, а то и втроём, вчетвером, а иные умельцы играют даже сразу десятью ложками! Звук получается звонкий, чёткий. Что хочешь сыграем: и вальс, и полечку. В оркестре народных инструментов нас ценят, уважают, а есть даже целые оркестры ложкарей.

( Звучит пьеса в исполнении ансамбля ложкарей.)

М.Р.: Какая же у вас большая семья ударных инструментов!

Ложки: Огромная семья и очень шумная. Вон наши сестрицы Тарелки зазвенели, болтушки они большие.

(Выходят Тарелки.)

Тарелки: И вовсе мы не болтушки. А вот душа у нас тонкая и звонкая: от любого прикосновения звеним.

М.Р.: Как звать вас, величать, прекрасные сестрицы?

Тарелки: Мы Тарелки из семейства ударных!

М.Р.: Какое странное название для музыкального инструмента...

Тарелки: Нет ничего странного. Вы на форму нашу посмотрите. Когда дома тарелка со стола упадёт — осколки во все стороны, а когда бьют оркестровые тарелки — никаких осколков нет. Это потому, что мы сделаны из прочного металлического сплава. При ударе получается звук сильный, красивый, звенящий, а если по тарелкам постучать палочкой или металлической метелочкой, то звук получается лёгкий, слегка шипящий. Тарелки — один из самых древних инструментов на земле.

М.Р.: А где же вас можно встретить?

Тарелки: Мы трудимся и в народном, и в симфоническом оркестре.

(Звучит пьеса в исполнении симфонического оркестра (фрагмент, где звучат тарелки, литавры).

(Появляются Литавры.)

М.Р.: Что за грохот? Что за шум? Может, стреляют пушки, или землетрясение?

Литавры: Нет, это грохочем мы — Литавры!

М.Р.: Вы что, хотите кого-то напугать?

Литавры: Ну, что вы! Мы просто долго слушали других, а теперь хотим рассказать о себе.

М.Р.: Пожалуйста, мы вас с удовольствием послушаем. Только не могли бы вы играть не так громко?

Литавры: Конечно, извините. Мы можем изображать самые разнообразные звуки: раскат грома, взрыв, шум дождя или сильного ливня, а ещё мы можем изобразить шорох.

М.Р.: Вот это да! Вы очень похожи на Барабаны.

Литавры: Мы их ближайшие родственники, только барабаны всегда играют на одной ноте, а мы можем сыграть целую мелодию. Каждая Литавра настраивается на один определённый звук, и если в оркестре четыре Литавры, то мы можем сыграть мелодию из четырех нот.

М.Р.: Это просто удивительно!

Литавры: В симфоническом оркестре Литавры занимают особое место среди ударных шумовых инструментов.

М.Р.: И это вполне заслуженно!

( Звучит фрагмент произведения, исполняемого симфоническим оркестром, где слышны литавры.)

(Выходят Скрипка и Виолончель.)

М.Р.: Ах, какой ужасный шум подняли эти ударные! Совершенно ничего не слышно! (Обращается к Скрипке и Виолончели.) — Здравствуйте, а кто вы?

Скрипка и Виолончель: Добрый день. Мы Скрипка и Виолончель из рода струнно-смычковых.

М.Р.: Вы очень похожи, милые дамы.

Скрипка: Конечно, ведь мы родные сестры. Только Виолончель — большая, и звук у неё низкий, благородный. А я, Скрипка, —маленькая, и голос у меня тоньше, нежнее, прозрачнее. Да и талия у меня изящней. Недаром Виолончель стоит весь концерт на одной ноге на полу, а меня кладут на плечо и придерживают подбородком. А еще меня по праву зовут королевой оркестра! Я самый виртуозный инструмент в оркестре!

(Звучит соло скрипки.)

Виолончель: Ну и расхвасталась ты, дорогая сестрица! По части виртуозности я тоже большой специалист, — разволновалась Виолончель. — А еще говорят, что мой голос больше других инструментов напоминает человеческий.

(Звучит соло в исполнении виолончели.)

Мне особенно удаются широкие, напевные мелодии. И в моем смычке только натуральный конский волос из конской гривы.

Скрипка: Натуральный конский волос есть в смычке любой скрипки, только у нас он из конского хвоста!

М.Р.: Уважаемые сестры, не ссорьтесь, пожалуйста, расскажите, как вы родились?

Скрипка и Виолончель: Своим появлением на свет мы обязаны какому-то первобытному охотнику-гению. Ему в голову пришла замечательная мысль: потереть два лука тетивою друг об друга, и получился звук, похожий на человеческий голос. С этого времени струнные смычковые инструменты начали свою историю.

Но прошли годы, столетия, и мы изменили свой первобытный облик. Благодаря таким гениальным итальянским скрипичным мастерам, как Амати, Гварнери, Страдивари, мы стали выглядеть по-королевски и приобрели чудесный голос. Но извините, нам пора на репетицию симфонического оркестра. Увидимся на концерте!

( Звучат произведения в исполнении скрипки и виолончели)

(Выходит Труба.)

Труба: Мой голос ничуть не хуже, чем у этих задавак.

М.Р.: Представьтесь, пожалуйста.

Труба: Я — Труба, из семейства медных духовых. И тоже очень древний инструмент. Мои изображения находят при раскопках Древнего Египта, Древней Греции. Труба извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжества, призывала к вниманию. В польском городе Кракове обо мне сложили легенду:

«В древние времена на башне крепостной стены города стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды он увидел приближающихся врагов. Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались вражьи стрелы на башню. Одна из них вонзилась в грудь трубачу. Собрав все силы, он доиграл сигнал тревоги. Только на последнем звуке труба выпала из рук...»

Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни. И сейчас позывные Кракова —древний

боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке.

М.Р.: Какую интересную историю вы рассказали. Да, непростая у вас судьба. А где вас можно услышать?

Труба: Я часто выступаю в оркестре народных инструментов, духовом и симфоническом.

(Звучит музыкальное произведение в исполнении трубы.)

(Появляется Свирель.)

М.Р.: Да, интересную историю рассказала нам Труба, героическую.

Свирель: Удивительно, как один маленький музыкальный инструмент смог спасти целый город! — вступил в разговор худенький деревянный инструмент.

М.Р.: Вы совершенно правы.

Свирель: Разрешите представиться: прабабушка всех духовых инструментов — Свирель (иногда меня называют Дудкой или Дудочкой).

М.Р.: А мы давно знакомы, у меня в детстве была похожая дудочка. Особенно мне нравилось играть на ней трели, поочередно затыкая дырочки. Очень напоминало пение птиц.

Свирель: А вы знаете, что меня изобрели пастухи? Да-да, не удивляйтесь. Давным-давно один пастух срезал камышовую тростинку, а она внутри оказалась пустой. Пастух подул в нее, и получился сипловатый, но довольно громкий звук. Потом пастух вырезал на камышинке дырочки, снова подул, и случилось чудо! Зазвучала музыка! Оказалось, что, закрывая и открывая пальцами дырочки на камышинке, можно сыграть простую мелодию. Эта Свирель помогала пастуху пасти животных. Коровы слышали, где сидит пастух, и далеко не расходились. А если вдруг на стадо нападали волки, то пастух всегда мог подать сигнал тревоги людям, чтобы они пришли на помощь стаду.

Позже Свирели (дудочки) стали делать из дерева, из металла, из пластмассы и называть разными красивыми именами: флейта, кларнет, гобой, саксофон, фагот, труба... Ой, да всех и не упомню. Столько у меня внуков-правнуков. И все очень любят выступать в оркестрах. Без нас в оркестре никак нельзя. А есть оркестры, где выступает только моя семья, и называются они духовые оркестры. По праздникам приходите в парк, наш духовой оркестр там всегда играет.

— Спасибо, приду обязательно!

(Звучат произведения в исполнении оркестра духовых инструментов.)

(Выходят Ксилофон и Металлофон.)

М.Р.: Какой интересный звук! Очень похож на стук палочек или косточек. Такой сухой, щёлкающий, звонкий. А вот другой — лёгкий, звенящий, прозрачный, как будто капельки воды скачут по струнам. Кто издаёт эти звуки? Ах, вот в чем дело! Это опять родственники спорят между собой, доказывая друг другу свою значимость. Деревянный ксилофон и железный металлофон так распалились, что ничего вокруг не замечают.

М.Р.: Успокойтесь, пожалуйста, уважаемые братья ударные.

Ксилофон: Ах, извините, мы с братом спорим, кто из нас важней, — застучал молоточками Ксилофон. — Я считаю, что это — я, потому что появился на свет первым. В древности меня изобрели сначала из сухих бамбуковых стеблей, а потом и из высушенных деревянных дощечек.

Металлофон: То, что ты старше, ещё ничего не значит. У тебя не звук, а стук, а вот мой звук— хрустальный звон, совсем другое дело!

М.Р.: Вы очень похожи друг на друга и оба важны в оркестре.

Ксилофон и Металлофон: Ах, оркестр! Концертное выступление! Простите, мой друг, мы очень торопимся!

М.Р.: Нет, подождите, наши дети тоже умеют играть на ксилофонах и металлофонах. Хотите послушать? (Дети отвечают: «Да!!!»)

(Дети исполняют на металлофонах  музыкальную пьесу.)

(Выходит Рояль.)

М.Р.: Какой красивый музыкальный инструмент! Он больше всех тех инструментов, которые мне сегодня повстречались. Но он почему-то молчит. Может открыть крышку...

Рояль: Что вам угодно?

М.Р.: Извините за беспокойство, мне бы хотелось с вами познакомиться.

Рояль: Имя мое — Рояль, что означает «королевский».

М.Р.: Ваше величество! Разрешите поинтересоваться вашей родословной?

Рояль: Извольте. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов: род струнных, род клавишных и род ударных. Внутри меня удивительный механизм: множество струн разной длины и толщины, по ним стучат деревянные молоточки разного размера, а чтобы молоточки пришли в движение, нужно нажать на клавиши. Вот, посмотрите на них!

M.P.: Ax, какое множество клавиш! Здесь есть и белые, и чёрные...

Рояль: Рояль издаёт огромное количество звуков — от самых низких до самых высоких. Я могу заменить целый оркестр!

М.Р.: Когда же вы родились, Ваше величество?

Рояль: Я появился на свет в начале XVIII века в Италии в музыкальной мастерской Бартоломео Кристофори. Он назвал меня фортепиано, что означает «громко-тихо». И ведь он прав, я действительно могу изобразить тихий вздох, дуновение лёгкого ветерка, птичью трель, а потом зарокотать, как бушующее море, загреметь громогласным голосом. В самом большом концертном зале меня всегда прекрасно видно и слышно. Есть у меня ещё родня — Пианино, что означает что-то вроде «тихони». Он скромный инструмент, домашний, меньше меня по размеру, но играет так же виртуозно, как и я.

Хотите послушать, как звучит фортепиано?

(Дети отвечают.)

(М.Р. исполняет на фортепиано пьесу (по выбору).

Рояль: На этом разрешите откланяться. Сегодня вечером у меня концерт вместе с симфоническим оркестром, я должен подготовиться.

М.Р.: Спасибо, Ваше величество, зато, что уделили нам время!

Наверно, нам тоже стоит подготовиться к концерту: надеть лучший костюм, красивую обувь, сделать прическу, прихватить с собой маленький театральный бинокль и, конечно, не забыть купить букет цветов. Быть может, кто-то скажет: «Вы что, в гости собрались?» Конечно, в гости... к Музыке, в гости к Искусству. А в гостях принято вести себя культурно: отключить на концерте звук своего телефона, говорить шёпотом, чтобы не мешать соседям, а вкусную шоколадку съесть в антракте, то есть в перерыве.

Ну вот и третий звонок... В зрительном зале нет свободного места. На сцену вышли музыканты с инструментами. Почему же они не играют? Кого они ждут? Ну, конечно, они ждут своего Дирижёра! Вы хотите знать, на каком инструменте будет играть Дирижёр? Это удивительно, но в руках у него нет никакого музыкального инструмента, кроме одной маленькой дирижёрской палочки. И эта маленькая волшебница превратит всё множество разнообразных инструментов в один большой дружный оркестр, который будет петь и кричать, смеяться и плакать, хрустально звенеть и громогласно рокотать, во всём подчиняясь рукам Дирижера.

Послушай, как щебечут птицы, Послушай, как поёт волна, Как дождь в окно твое стучится, — Повсюду музыка слышна!

Щебет птиц, плеск волны... эта музыка природы родилась раньше нас с тобой, она родилась на земле прежде человека.

Но пришел человек и сотворил из этих звуков великое чудо! Он дал голос дереву и металлу. И мир зазвучал по-новому. Родилось прекрасное искусство Музыки!

(Выходят учащиеся музыкальной школы и исполняют в оркестре 2-3 музыкальных произведения (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-тематического развлечения для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР. Тема: «В мире музыки»

Музыкально-тематическое развлечение на закрепление знаний музыкальной грамоты. Тема "Мажор - Минор"...

Проект музыкально-театрализованной деятельности «Сказка в мире музыки» в старшем дошкольном возрасте.

Задачи данного проекта:1.научить детей разыгрывать несложные сюжеты к сказкам.2. Развивать интерес к театрально – игровой деятельности через знакомство с театральной азбукой и участие в играх-инсценир...

конспект музыкального занятия "В мире музыки "

Задачи:- продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера; - введение регионального компонента в содержание музыкального з...

Проект музыкально-театрализованной деятельности «Сказка в мире музыки» в подготовительной группе

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетиче...

Музыкальная викторина «В мире музыки»

материал для занятий с детьми подготовительной группы...

«Организация мини-музея «Музыкальный островок» в приобщении детей дошкольного возраста к миру музыки и обучению игре на музыкальных инструментах».

В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной  программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию ос...

Проект музыкально - театрализованной деятельности "Сказка в мире музыки"

Паспорт проектаВид проекта - творческийТип – долгосрочныйУчастники проекта: педагоги, родители, дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель.Сроки реализации: декабрь 2016 &nd...