Музыкально- дидактические игры Старший возраст
учебно-методический материал (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) на тему

Саломатина Ольга Владимировна

Музыкально- дидактические игры

Старший возраст 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-_didakticheskie_igry_starshiy_vozrast.doc108 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально- дидактические игры

Старший возраст 


Игра 1. Музыкальные вагончики. 
Цель: познакомить в игре детей с высокими и низкими звуками, с понятием "музыкальный ключ". Дать представление о соответствии скрипичного ключа и высоких звуков, басового ключа и низких звуков через образы и ассоциации. Знакомить детей с железной дорогой. 
Оборудование: фланелеграф, два паровозика с вагончиками. Один паровозик - это скрипичный ключик, другой - басовый. Из вагонов выглядывают соответственно - птички, котята, мышки, комарики (скрипичный ключ), медведь, волк, тигр (басовый ключ). 
Ход игры: 
Музыкальный руководитель: 
-Однажды мне приснился сон: Прихожу я на станцию, а там стоят два необычных поезда. Всем похожи, только на паровозиках разные знаки нарисованы. На одном - высокий, будто он в небо тянется - называется этот знак "скрипичный ключ". А на другом - знак, который согнулся как крючок и вниз смотрит. Этот знак называется "басовый ключ". 
-Кто же ездит в этих поездах? - подумала я. Вдруг стали открываться окошки в вагончиках со "Скрипичным ключом". Из одного окошка выглядывал маленький желтый цыпленок. Он пропищал тоненьким высоким голосом: "Пи-пи-пи". Из других окошек этого поезда выглядывали другие пассажиры, у которых тоже были тоненькие голоса. 
-Ребята, а как вы думаете, кто еще едет в поезде со скрипичным ключом? (воробей, соловей, котята, мышка, комарик). Давайте покажем, как эти звери пищат тоненькими голосами и как они могут двигаться (дети пищат и изображают поочередно воробья, котенка, комара, мышку). 
-Потом из другого вагона с басовым ключом выглянул из окошка медведь. Он заревел низким басовым голосом. Вслед за ним выглянули другие пассажиры, у которых тоже были низкие, грубые голоса. 
А как вы думаете, кто еще едет в поезде с басовым ключом? (волк, тигр, лев, большая собака). Покажите, как они ревут низким голосом и как они могут передвигаться. 
Вот какой волшебный сон мне приснился. 
А теперь я сыграю музыкальные пьесы, а вы должны угадать, кого изображает музыка и какие у зверей голоса (высокие или низкие), показать, как эти животные могут двигаться. 
Если вы увидите, что звери в поезде со скрипичным ключом, гудите высоким голосом, а если ключ будет басовый, то низким. 
Исполняются пьесы "Птичка" Е.Тиличеевой; "Соловей" В.Иванникова; "Дроздок" И.Метловой; "Зайчик" А.Сергеева; "Медведь", "Медведь и зайцы" В.Ребиковой. 

Игра 2.Веселый поезд. 
Цель: закреплять умение различать изменение темпа музыки. Знакомить детей с железной дорогой. 
Оборудование: небольшая игрушка - паровоз с вагончиками. 
Ход игры: 
Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передан образ движущегося поезда: сначала он движется медленно, затем все быстрее и быстрее, а к концу пьесы движение поезда постепенно замедляется, и он останавливается. 
При повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям передвигать игрушечный поезд, внимательно слушая музыку, чтобы точно передать изменения темпа. 
Музыкальный репертуар: "Колеса паровоза" Е.Тиличеевой. 

Игра 3 "Паровозик заводной". 
Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку изобразительного характера. Знакомить детей с железной дорогой. 
Оборудование: красивая коробочка в виде сундучка, заводной паровозик. 
Ход игры: 
Музыкальный руководитель показывает детям коробочку в виде волшебного сундучка, где спрятан заводной паровозик и говорит загадочным голосом: 
-Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие, а поможет в этом нам в этом предмет, который спрятан в сундучке. Но открыть волшебный сундучок вы сможете, если только отгадаете загадки. У этих загадок разгадка одна. 
Бежит конь вороной, 
Много тащит за собой. 
*** 
Спозаранку за окошком 
Стук, и звон, и кутерьма. 
По прямым, стальным дорожкам 
Ходят синие дома. 
*** 
Железные избушки 
Прицеплены друг к дружке. 
Одна из них с трубой 
Везет всех за собой. 
*** 
В поле лестница лежит, 
Дом по лестнице бежит. 
Друг за другом уцепились, 
И помчались в путь далек, 
Лишь оставили дымок. 
Дети отвечают. Ответы могут быть верные и неверные. 
М.р.: 
-Подсказкой к отгадкам будет музыка. Исполняется пьеса Е.Попляковой "Паровозик заводной". 
На что похоже это равномерное движение? 
Если дети затруднятся ответить на вопрос, используется звуковая имитация стука колес, звуки "чух-чух". 
Загадки разгаданы. Муз. руководитель торжественно достает из сундучка паровозик: 
-Это паровозик заводной. К концу игры я вам его заведу и покажу, как он весело бежит: 
А какой паровозик рисует музыка - настоящий, большой или сказочный, игрушечный? Все время ли музыка изображает стук колес или она рассказывает еще о чем-то? А теперь покажем, как бегает паровозик - встаньте друг за другом и - поехали. 
Исполняется пьеса целиком. Заводится паровозик. Муз. руководитель предлагает детям, пока бежит паровозик, придумать, какие приключения его еще могут ожидать. 
Затем все дети рисуют свои сказочные паровозики. 

Игра 4." "Паровозик" (круговая ритмическая игра). 
Цель: развивать внимание детей, способность работать в общем ритме. Знакомить детей с железной дорогой. 
Оборудование: стулья, вагончики или их замена в виде каштанов, шишек, мячиков, орехов. 
Ход игры: 
Дети сидят плотным кругом на стульях, левая рука - это станция, "приложим" ее к левой коленке, она не должны двигаться. Правая рука - это машинист, передвигающий вагончики. Потихоньку начинаем говорить хором "тук-тук", постукивая правой рукой по левой руке: машинист на своей станции. На слог "На!" передвигаем вагончик на станцию соседа справа - кладем свою правую руку на "соседнюю станцию". 
Когда все включатся в общий ритм, можно "запускать "паровоз". Сначала это делает педагог, а потом сами дети. 
Каждый раз на слог "на" педагог кладет на "станцию" справа игрушечный вагончик, доставая его из корзинки. Так вагончик отправляется в путь по всем станциям. 
В качестве вагончиков можно использовать каштаны, орехи, шишки или мячики. 

Игра 5. Сколько паровозиков гудит? 
Цель: Развивать у детей умение слышать и различать количество звучащих звуков (один, два или три). Знакомить детей с железной дорогой. 
Оборудование: фланелеграф, три паровозика. 
Ход игры: 
Поиграть детям на фортепьяно по одному звуку по очереди - паровозики гудят по одному. Два звука - паровозики гудят по два, три звука - три паровозика. Попросить отгадать детей, сколько прозвучало паровозиков - один, два или три.

Ушастики 

Игра возле елочки 
На мотив "В траве сидел кузнечик". 

Девчонки и мальчишки, 
Где ушки у зайчишки? 
Девчонки и мальчишки, 
Где ушки у зайчишки? 
Представьте себе, представьте себе, 
Вот ушки у зайчишки. 

На проигрыш идут по кругу, руками изображая уши указанных зверей. 

Все это вам не ерунда — 
Большие уши у слона. 
Все это вам не ерунда — 
Большие уши у слона. 
Представьте себе... 

Подняли вверх ладошки — 
Получим ушки кошки. 

Хорошие детишки, 
Покажем ушки мартышки. 

Кузнечик бойко скачет, 
На ножках ушки прячет. 

Автор: Евстигнеева М.В.

Любит Снегурочка 

Игра-кричалка 

Если правду я скажу, вы в ладоши хлопайте. 
Ну а если ошибусь — ножками потопайте! 
Любит Снегурочка на санках кататься?.. 
Любит Снегурочка в бане купаться?.. 
Любит Снегурочка холод и лед?.. 
Любит Снегурочка жаркий костер?.. 
Любит Снегурочка сладкий пломбир?.. 
Любит Снегурочка кислый кефир?.. 
Любит Снегурочка плакать, рыдать?.. 
Любит Снегурочка петь, танцевать?.. 
Любит Снегурочка кофе горячий?.. 
Любит Снегурочка мороз настоящий?.. 
Любит Снегурочка тех, кто дерется?.. 
Любит Снегурочка тех, кто смеется?.. 
Любит Снегурочка зверюшек лесных?.. 
Любит Снегурочка охотников злых?.. 
Любит Снегурочка горячую кашу?.. 
Любит Снегурочка елочку нашу?.. 
Автор: Филин Д.

Кто под елочкой живет 

Игра-кричалка 
Ведущий читает текст, делая паузу после вопроса, дети хором отвечают «Да» или «Нет». 
Елочка у нас стоит, 
Огнями яркими горит. 
Сверкают серебром иголки. 
Скажите, кто живет под елкой? 
Зверей вам буду называть, 
А вы мне дружно отвечать. 
Под елкой крокодил живет?.. 
Или, может быть, енот?.. 
Живет под елочкой медведь?.. 
А может мышка там сидеть?.. 
А волк под елкою живет?.. 
Возможно, это бегемот?.. 
Сидит там рыжая лиса?.. 
Под елочкой живет коза?.. 
А слон под елочкой живет?.. 
Орешки белка там грызет?.. 
Лев под елочкой сидит?.. 
Может, там змея лежит?.. 
Зайка прыгает под елкой?.. 
Там, под елкой, ходят волки?.. 
Автор: Филин Д.

Идут часы 

Игра по показу 

Ведущий произносит текст и показывает движения, дети повторяют их. 
Идут часы — тик-так, тик-так, 
Стрелки движутся вот так… (Скрещенными перед собой руками изображают стрелки.) 
Дверцы открываются, 
Кукушка появляется. (Руки как дверцы раскрывают в стороны.) 
Ку-ку, ку-ку, а вот и я! 
Привет вам, милые друзья! (Руками, как крыльями, хлопают по бокам.) 
Я укажу, который час, 
Сколько времени сейчас. (Кланяются, руки разводят в стороны, как крылья.) 
А потом в часах опять 
Буду целый час я спать. (Руки-«дверцы» закрывают.) 
Маятник качается, 
А игра кончается. (Сцепленные руки качают, как маятник.) 
Автор: Ананьина О.М.

Паровозик с подарками 

Игра-импровизация 

Ведущий произносит текст, дети выполняют движения. 
К нам приехал паровоз. 
Что с собою он привез? 
Он устал, он глух и нем. 
Он привез вагончик с чем? 
С топотушками… (Дети топают.) 
С хлопушками… (Дети хлопают в ладоши.) 
С мигалками… (Дети подмигивают.) 
С кричалками… (Дети кричат.) 
С обнималками… (Дети обнимаются.) 
Автор: Мартынова А.А.

Колотушка 
Игра-соревнование 

Команды выстраиваются в линию на расстоянии вытянутых рук. Справа и слева располагают бубны. По сигналу участники эстафеты передают друг другу колотушку, которой крайний игрок ударяет в бубен (см. рис.). Затем колотушка передается в другую сторону и снова следует удар. Та команда, которая за отведенное время смогла произвести больше звуковых сигналов, побеждает. 

Игра по показу с пением к 8 марта 

"Уборка" - фонограмма с прописанным голосом 

игра повторяетcя несколько раз, каждый раз в более быстром темпе. 
Описание движений: 

моем окна - выпрямленными ладошками "протираем" стекло 
белим потолки - поднять руки вверх, плавные движения кистями рук влево-вправо 
стирка - трем кулачок о кулачок 
натираем полы - твистовое движение на месте 
мелем кофе - по выпрямленной ладошке одной руки делаем круговые движения кулачком другой руки 
лепим пироги - соединяем скругленные ладошки 
выбиваем ковры - образное движение 
классные ребята - показать большой палец руки 

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С МУЗЫКОЙ 
Игра «Почта» – на определение жанра. Ведущая распевает слова под звуки колокольчика: 
Динь, динъ, динь! 
Кто там? 
Почта! 
Откуда? 
Из города. 
А что в городе делают? Дети слушают музыку и угадывают (в городе танцуют, поют, маршируют и т. д.). 
Игра «Кто едет в поезде?». 
У каждого ребенка плоскостное изображение паровозика с прорезями в окошках. Сзади в кармашке фигурки животных (для мл. гр.), танцующие дети, солдаты (для ст. гр.) 
Дети слушают музыку, вставляют в окошко подходящую фигурку. 
Игры «Покой-радость-покой». 
«Радость-печаль-радость» Дети слушают музыкальное произведение со сменой настроения, передающие эти настроения, находят соответствующую схему: 

Музыкальная игра "Мы идём" 
Пошли!!! 
Мы идём, мы идём, никогда не устаём! 
Все преграды на пути можем запросто пройти! Яма! Все перепрыгнули, никто не попал? 
Пошли дальше! и т.д. (лужа, деревья, море....) 

Игра-танец с ускорением "Опаньки!" 
По кругу мы ходили, притопывая ножкой, 
В кружочек мы сходились 
И хлопали в ладошки. 
Из круга расходились 
И скозали "Опаньки!", 
На месте покружились- 
Этот танец лёгонький!!!! И т.д. с ускорением 

Музыкальная игра для малышей "КАПЕЛЬКИ". 
Капельки 
(музыкальная игра) 
(музыка и слова А. Яранова) 
ясли 
1. С неба капельки летели, (дети бегают) 
В ручейки попасть хотели, 
И захватывая дух, 
Капельки упали - бух! (присели) 
Припев: 
Капельки - прыг-прыг, (прыгают) 
Капельки - хлоп-хлоп, (хлопают) 
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ. (маршируют) 
(2 раза) 
2. С неба капельки упали, (бегут) 
Ручейками побежали. 
Побежали ручейки 
И прозрачны, и легки. 
Припев: 
Капельки - прыг-прыг, (прыгают) 
Капельки - хлоп-хлоп, (хлопают) 
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ. (маршируют) 
(2 раза) 

игру "Волшебный зонтик". На эту музыку я придумала интересную композицию. Детям очень нравится. 
1часть: несколько мальчиков стоят у центральной стены и играют на треугольниках, а девочки стоят в кругу (у каждой девочки за кругом лежит раскрытый зонтик), под игру мальчиков девочки выполняют пружинку и обегают свой зонтик. На слова песни выбегает ребенок "дождик", бежит внутри круга и, как бы "брызгает" на них, а дети прыгают и одновременно хлопают в ладоши над головой. 
2часть:По окончании 1-ого куплета "дождик" убегает к мальчикам, встает с ними и играет на металлофоне, а мальчики на треугольниках. Девочки спрятались за зонтики, сидят в кругу 
На куплет девочки берут зонтики и бегут по кругу, затем в круг, из круга, можно покрутить зонтиком, если это подготовительная группа. 
3часть: Опять музыканты играют, а девочки сидят под зонтиками "спрятались".Выбегают перестраиваются в 3 колонки. На слова 3-его куплета выставляют правую, левую ногу, кружатся, пружинка вправо, влево, кружатся, на повторение опять выставляют ножку пр. лев., кружатся и на слова "господа, купите зонтик" бегут тремя колонками вперед на гостей, как бы предлагая им зонтики, и приближаясь друг к другу присаживаются в 2 рядочка на одно колено. Извиняюсь, если что-то непонятно. Но компановка интересная можете импровизировать.

Детям очень нравится речевая игра-имитация 

"ЧТО У КОГО ВНУТРИ?" 
У одуванчиков белых - взлеталка. (Легко дуть на ладонь) 
У мотоцикла - рычалка. (Трр-тр...) 
У часиков - спешилка. (Тик-так,тик-так...) 
У девчонок - смешинка. (Ха-ха-ха...) 
У мышки - пищалка. (Пи-пи-пи...) 
У лошадки - ржалка. (И-го-го...) 
У ветра - задувалка. (Долгий выдох) 
У каблучков - стучалка. (Цокать язычком) 
У носика - сопелка. (Тихонько шмыгать носом) 
У ежика - пыхтелка. (Пых-пых-пых...) 
У телефона - звонилка. (Дили-дили-дили...) 
А у солнышка - светилка. (Каждый ребенок свободно поет один звук) 

Сделала вот такую "коробочку" со звуками, дети с удовольствием импровизируют с коробочкой. 
К тому же можно моделировать голосом высоту некоторых звуков (положение картинки может быть выше, ниже). Хорошо для занятий в группе, для самостоятельной деятельности..... 
 

А эта игра развивает чувство ритма у детей 
«Весёлые матрёшки» 

Игровой материал: большая матрёшка и 
маленькие по числу играющих. 

Ход игры. 
Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У музыкального руководителя большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких» – говорит музыкальный руководитель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками. 
При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание. 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по теме "музыкально-дидактические игры" старшая группа

Цель:Развивать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме Задачи;Учить и формировать у детей чувство ритма и гармонического слуха...

Музыкально-дидактические игры (Старший дошкольный возраст)

Музыкально-дидактические игры(Старший дошкольный возраст) Игры для развития чувства ритма Прогулка Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки...

Музыкально-дидактические игры по возрастам

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, различие тембровой окраски, на различие динамики, развитие звуковысотного слуха по всем возрастам...

Музыкально-дидактические игры, младший возраст.

Музыкально-дидактические игры, младший возраст....

Музыкально-дидактические игры, старший возраст.

Музыкально-дидактические игры, старший возраст....

Музыкальные дидактические игры. Старший дошкольный возраст.

Музыкальные дидактические игры. Старший дошкольный возраст....

Музыкально-дидактические игры старший возраст

Музыкально-дидактические игры старший возраст...