Игры на звуковое восприятие.
методическая разработка по музыке (средняя группа) на тему

Бурдейная Наталья Викторовна

подборка игр, которые направлены на развитиеу детей восприятия окружающих звуков, развитие слухового внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_zvuki.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игры на звуковое восприятие.

Игра «Звуки вокруг нас»

Дети встают в круг. «Прислушайтесь, дети, сколько вокруг нас различных звуков. Давайте попробуем их пропеть». Начинает по очереди спрашивать: «Какой звук слышишь ты? Попробуй воспроизвести его голосом». Дети могут называть любые звуки, независимо от того, слышат они их в данный момент или нет.

Например, ребенок говорит, что слышит гул летящего самолета. Педагог дает тонику («до» первой октавы). Ребенок поет на одном звуке: у-у-у-у-у. Руководитель спрашивает, как можно изобразить приближающийся самолет, и предлагает сделать это хором. Дети поют на одном звуке, постепенно усиливая звучание (от пиано к форте). «А теперь давайте покажем, что самолет улетел», - говорит руководитель. Дети поют на одном звуке, постепенно ослабляя звучание (от форте к пиано).

Игра «Выдержи звук»

Музыкальный руководитель дает какой-нибудь один звук. Дети слушают, как он звучит на музыкальном инструменте. Затем педагог просит воспроизвести его голосом и петь на одном звуке, насколько хватит дыхания. Потом руководитель дает другой звук, выше или ниже на определенный интервал. Дети поют все вместе или каждый индивидуально.

Игра «Слушай звуки»

Дети должны создать два образа: «тополя», когда руки поднимаются вверх и «веточки» весело колышутся на ветру, и «плакучей ивы», когда руки-веточки опускаются и грустно склоняется вниз головка детей. Изображать «тополь» и «плакучую иву» следует под музыку. Ребенок должен реагировать на звучание высокого и низкого регистров, тренируя слуховое восприятие. Образ «тополя» воплощается под музыку, более высокозвучащую, образ «плакучей ивы» - музыка более низкого звучания.

Игра «Назови звук»

Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами. В течение 30-40 секунд слушают окружающие звуки. По сигналу руководителя открывают глаза и перечисляют звуки, которые им удалось услышать, вспоминают, в какой очередности они слышали перечисленные звуки.

Игра «Угадай звуки»

Для игры понадобятся детские игрушки, например: трактор, дудочка, телефон, самолет, звери, птицы.

Описание игры.

Дети садятся полукругом на стульчики. Клоун вынимает из коробки или мешочка игрушку и называет ее. Педагог вызывает игроков по очереди. Игрок должен «озвучить» данную игрушку. Если ребенок затрудняется это сделать, воспитатель вызывает следующего по порядку, и так до тех пор, пока не прозвучит правильный звук.

Игрок, который правильно воспроизводит звук, получает игрушку в награду, остальные участники игры должны повторить этот звук. Игра продолжается. 

 

Игра «Слышу шум...»

Побеседовать с детьми о том, что человека в жизни окружает множество шумов. Перечислить те шумы, которые приходилось слышать детям когда-либо, например: шум шагов, воды, ветра, кипящего чайника и т.п. Дальше конкретизировать место или время, например: какие шумы можно услышать в лесу или на улице; утром, днем или ночью и т.п.

Фантазируйте.

Игра «Слушай звуки»

Ребенок должен создать два образа: «тополя», когда руки поднимаются вверх, и «веточки» весело колышутся на ветру, и «плакучей ивы», когда руки-веточки опускаются, и грустно вниз склоняется головка ребенка. Изображать «тополь» и «плакучую иву» следует под музыку. Ребенок должен реагировать на звучание высокого и низкого регистров, тренируя слуховое восприятие.

Образ «тополя» воплощается под музыку более высокого звучания, образ «плакучей ивы» - более низкого звучания.

Игра «Кто я?»

Взрослый или кто-то из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то, например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, цыпленка. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

Игра «Звуки леса»

Прочитать детям стихотворение Ю. Щербакова.

          Тишина лесная -                И кваканием,

Без конца,                Цвеньканием.

Без края...                И кряканием....

Не простая тишина,                Кто в лесу

В тишине слышна весна -           Встречал весну -

С гулким дятла молотком,            Слышал

С кукушкиным хохотком,            Эту

С бульканием                Тишину.

Поговорить с детьми о том, кто живет в лесу и какие звуки там можно услышать. Попробовать имитировать шум леса, голоса птиц, животных. Распределить роли, каждый ребенок должен получить индивидуальное звуковое задание.  

 «Гроза»

Прежде чем разыграть такую музыкальную картинку, нужно предварительно, еще при первом знакомстве с соответствующими инструментами, наводить детей на мысль о возможности использования их для подражания дождю, грому, ветру, молнии. Будем задавать им вопросы: «На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью? А на каком инструменте изобразить капельки дождя?»

Сначала попробуем изобразить дождь, который начинается с резких капель (играть тихо на треугольнике), входит в силу и постепенно прекращается.

Затем находим, как сделать порыв ветра (маракасы, погремушки), молнию (удар металлическими палочками по тарелкам), раскаты грома (барабан) и т.д.

Игра «На воображаемой гармошке»

Педагог. Как играют на гармошке, ты, наверное, много раз видел. Меха инструмента то сдвигаются, то раздвигаются.

Эта игра – одновременно  упражнение.

Используя образ гармошки, давай поучимся петь тихо и громко. Когда руки широко раздвинуты, пой гласную «О» громко, в полный голос. Когда руки сдвигаются, убавляй звучание.

Игра «Автомобили»

Во время прогулки дети наблюдают за движением транспорта, слушают звуки уличного движения.

Описание игры.

Дети на время превращаются в «автомобили». «Автомобили» движутся по комнате в произвольном направлении. Чтобы избежать столкновения, «автомобили» сигналят друг другу звуками: «би-бип» «пап-пап» или «ду-ду» и т.п.

Педагог регулирует движение «автомобилей». Он командует: «Громче звуки!», - и «автомобили» движутся и сигналят громче. Руководитель: «Тише звуки!» - автомобили движутся и сигналят тише.

Игра «Музыкальный ежик»

Педагог. Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабанах?

Послушайте стихотворение:

С барабаном ходит ежик.                        Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!                        Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:                         Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!                        Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...                       И удары раздавались:
Бум-бум-бум!                        Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.                   Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!                        Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.                                Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!                        Бум-бум-бум!

Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Скажи, какие слова все время повторялись в стихах, через строчку? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Читайте вслух стихи, повторяющиеся слова «бум-бум-бум» не произносите, а исполняйте на барабане три удара.

Игра «Кто сказал «мяу»?

Участники стоят в кругу. Водящий стоит в центре круга с завязанными глазами и прислушивается. Игроки по очереди произносят: «Мяу!» Водящий угадывает игрока по голосу и называет его имя.

Игра «Часы с будильником»

Дети осваивают навыки долгого и короткого звучания. Группа делится на две команды. Одна команда - «Часы» - произносит короткие звуки: «Тик - так», а вторая команда - «Будильник» - произносит длинный звук: «Тр-р-р-р!..» или «Дз-з-з-з!..» Руководитель называет команды по очереди, и каждая команда отвечает долгим или коротким звуком. Игра повторяется несколько раз, после чего руководитель заменяет слова жестами. Команды произносят звуки по движению руки руководителя.

Игра «Тик и Так»

Педагог стучит  по  металлофону в  определенном  ритме.  Что напомнили эти звуки? Стук часов, не правда ли? Выучить с детьми приговорку:

Жили-были Тик и Так,        Так они дружили,

Тик-так, тик-так.        Тик-так, тик-так,

Вместе бегали вот так:        Часики ходили -

Тик-так, тик-так.        Тик-так, тик-так.

Произносите приговорку с движением головы или рук. Какой звук выше? А какой ниже?

Игра «Слушаем тишину»

Посадите детей рядом с собой. Постарайтесь сделать так, чтобы им было удобно и ничто не отвлекало от предстоящей игры. Попросите детей закрыть глаза (говорите с ними при этом только едва слышным шепотом, чтобы дети постепенно настраивались на тишину). Задавайте вопросы, на которые ответы даются тоже шепотом.

  • Какие звуки различаете в комнате?
  • Откуда они доносятся?
  • Какие из них более громкие, а какие едва слышны?
  • Какие звуки слышите на улице?
  • Угадайте, кто подал голос?
  • Какие звуки доносятся из соседнего помещения.

-        Какие звуки вам понравились, а какие совсем неприятны?

Примечание. Вопросы можно продолжить. Обратитесь за помощью к собственному воображению. В тот момент, когда у детей закрыты глаза, попробуйте сами произвести некоторые шумы (например, скомкайте лист бумаги, скрипните дверью и т.д.). Попросите детей догадаться, какие звуки они слышали. Такие загадки должны им понравиться. Если вы заметите, что дети начинают уставать, поменяйтесь с ними ролями.

Игра - считалка

Гром гремит,

Молоток стучит,

Гудок гудит,

Дудочка дудит,

А скрипочка?...

А бубен?...

Кто считалку знает,

Тот и отвечает.

«Игра с колокольчиками»

Для проведения игры потребуются наборы колокольчиков для каждого участника.

Каждому участнику игры выдается набор колокольчиков. Водящий за ширмой звонит в колокольчик. Все игроки по очереди отвечают ему соответствующим колокольчиком из своего набора.

Игра «Долго и коротко»

Педагог называет предметы, животных или явления природы, а дети отвечают, долго или коротко они звучат, и в подтверждение имитируют звук.

Например:

Педагог: «Воробей чирикает...»

Дети: «Коротко. Чик-чирик!».

Педагог: «Поезд гудит...»

Дети: «Долго. У-у-у-у!» - и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, развивающие цветовое восприятие

Подборка и описание дидактических игр для дошкольников на развитие цветового восприятия...

«Влияние игры-драматизации на восприятие художественной литературы детьми младшей группы ( из опыта работы).»

Игра–драматизация помогает развитию детского творчества, глубокому погружению в содержание, в образы главных героев сказки;  положительно влияет на результат  обогащения  детей...

Роль дидактической игры в развитии восприятия пространства у дошкольников.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать ка...

Игры на развитие восприятия свойств предметов.

Игры на развитие восприятия: 1. Игра "Угадай и нарисуй" учит рисовать предметы по описанию его отдельных частей;2. Игра "Фрукты и овощи" расширяет представление детей о фруктах, овощах на основе ...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на тактильное восприятие"

Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку....

Игры для развития восприятия у детей 4-5 лет

√ «Волшебный мешочек» Возьмите непрозрачный мешочек. Положите в него 5-6 игрушек, изготовленных из разных материалов. Предложите ребенку опустить руку в мешочек, потрогать предмет и назвать вслух...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...