Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Шалько Анастасия Евгеньевна

Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №16

г. Батайск

Опыт работы музыкального руководителя Шалько А.Е.

Тема: «Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника».

Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас взрослых, что это действительно событие в детской жизни».

                   Действительно, праздник – одно из самых ярких событий в жизни любого человека и общества в целом. Смысл его – в совместном проживании яркого события, связанного с чем-то важным, тем, что объединяет людей, наполняет их жизнь ценностными смыслами. Поэтому педагогический потенциал праздника трудно переоценить.

           Почему проблема воспитательного пространства праздника и использования его для развития музыкальной культуры дошкольника является актуальной на сегодняшний день? Это связано с целым рядом факторов.

            Во-первых, те процессы глобализации, которые происходят сегодня в мире и в стране, привели к своеобразию современного календаря праздников. Так, наряду с «советскими», отмечаются праздники религиозные, народные, языческие и даже заимствованные –  как День святого Валентина. Но фактически многие из них лишены личностных смыслов и люди искренне не понимают, для чего нужен тот или иной праздник и как себя вести в этот день.

           Во-вторых, национальная доктрина образования приоритетным направлением обозначает сохранение, развитие и распространение национальной культуры. Эти идеи развиваются в нормативных документах. В частности, в Федеральных государственных образовательных стандартах говорится о приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства как основополагающем принципе дошкольного образования.

            В-третьих, в дошкольном детстве праздник предоставляет ребенку возможность творческой самореализации, самовыражения, одобрения и признательности окружающих. Наше учреждение более 20 лет работает в русле культуросообразной педагогической концепции. Поэтому так важно наполнить музыкальную  деятельность культуросообразным содержанием.

            И конечно же, музыка является неотъемлемой частью праздника. Она позволяет непосредственно воздействовать на эстетическую сферу личности, вызывать чувство единения, обмениваться переживаниями, создавать общие смыслы.

Таким образом, раскрытие воспитательного потенциала праздника – это значительный ресурс для решения задач музыкального развития дошкольников.

          Целью работы по данной теме является разработка методического сопровождения, обеспечивающего развитие музыкальной культуры ребенка старшего дошкольного возраста в воспитательном пространстве праздника.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Освоить алгоритм развития музыкальной культуры старшего дошкольника в воспитательном пространстве праздника.
  2. Отобрать содержание музыкального образования, представленное культуросообразными знаниями о празднике.
  3. Внедрить культуросообразные педагогические технологии развития музыкальной культуры ребенка в воспитательном пространстве праздника.
  4. Создать пространственно-предметную среду, способствующую развитию музыкальной культуры.

         В педагогической науке сложился пространственный подход к организации воспитания и развития личности, который отражен в исследованиях Евгении Васильевны Бондаревской, Раисы Михайловны Чумичевой, Ирины Эдуардовны Куликовской, Ирины Юрьевны Исаевой. Воспитательное пространство возникает благодаря со-бытийности, выражающей стремление взрослых быть посредниками между ребенком и миром культуры, а также желание детей осваивать и реализовывать культуру. В этом пространстве и осуществляется индивидуально-личностное и социо-культурное развитие ребенка-дошкольника. Этот подход нашел отражение в программах, реализуемых нашим образовательным учреждением.

                Безусловно, в воспитательном пространстве праздника создаются условия для развития музыкальной культуры дошкольника. Музыкальная культура как часть общей культуры личности определяется как интегрированное качество, отражающее степень освоения музыкальной культуры общества во всем ее разнообразии.

Для достижения целей нашей работы за основу мы взяли модель воспитательного пространства праздника, разработанную Ириной Николаевной Буториной, и адаптировали ее для целей развития музыкальной культуры, а с 2012 года начали ее внедрение в педагогический процесс.

                Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно.

                На первом этапе «Праздник в жизни», имеющем цель развитие познавательной активности ребенка, мы знакомим детей с праздником как моделью жизненного события, его историей, знаками, символами, атрибутами, песнями и танцами. Ведущими технологиями на данном этапе являются учебно-игровые и знаково-симовлические. В результате реализации данного этапа дошкольники научились находить общие и отличительные черты праздников, у детей сформировались такие компоненты музыкальной культуры как интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству, музыкальное мышление, основы музыкального вкуса.

              На втором этапе «Жизнь в празднике» ставится цель развития ценностного отношения ребенка к себе, другим людям, явлениям культуры на основе полученных знаний. Дети совместно с педагогом создают знаково-символический сценарий праздника, в котором представляется последовательность взаимосвязанных эпизодов. Для каждого эпизода определяются необходимые праздничные атрибуты, дети включаются в художественно-творческую деятельность по их изготовлению. На этом этапе происходит погружение ребенка в подготовку и проведение праздника. Организация жизни ребенка в празднике строится на интеграции различных педагогических технологий, таких как коммуникативно-диалоговая, художественно-творческая, ценностно-развивающая, технология моделирования в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

                    Деятельность музыкального руководителя заключается в развитии музыкальной культуры дошкольников через систему педагогических технологий (и мне хотелось бы остановиться на них более подробно). Коммуникативно-диалоговые технологии ориентированы на усвоение ребенком культурных способов договора в процессе создания знаково-символического сценария праздника. Данные технологии позволяют педагогически сопровождать драматизацию, предполагающую принятие ребенком образа персонажа праздника и осуществление диалога (речевого, двигательного, певческого мимического и т.п.) с другими образами и с миром. Художественно-творческие технологии предполагают интеграцию различных видов праздничной деятельности: музыкальной (разучивание новых песен, танцевальных движений), художественной (разучивание стихотворений, поговорок, закличек), театрализованной (принятие актерской роли, овладение азами ее исполнения), изобразительной (подготовка костюмов и атрибутов). Ценностно-развивающие технологии направлены на определение ребенком ценностей: познания, переживания,   преобразования мира и себя в нем (игры-имитации, выстраивание диалогов на основе правил речевого этикета и т.д.). Технология моделирования праздника позволяет обозначить последовательность действий с помощью знаков и символов, зрительно проследить за ходом праздника.

                   В результате реализации данного этапа происходит собственно «рождение» праздника, развитие таких компонентов музыкальной культуры как эмоциональная отзывчивость, музыкально-ритмическое чувство, мелодический слух, эстетические переживания, репродуктивное и продуктивное музыкальное мышление.

                  Третий этап «Жизнь есть праздник». Он позволяет обогащать опыт творческой деятельности ребенка и ориентирован на установление схожести ценностей, смыслов жизни и праздника: и то и другое наполнено событиями, диалогами, встречами, созидательными делами. Основными технологиями на этом этапе являются рефлексивные, ориентированные на создание условий для осознания ребенком изменения собственного опыта жизнедеятельности в сформированной культуросообразной предметно-пространственной среде.

                  В построении среды участвуют взрослые и дети: они вместе создают мини-среды, меняющиеся в соответствии с содержанием праздников. Для задач развития музыкальной культуры в пространстве праздника среда обогащается картотекой знаков и символов, репродукциями картин и иллюстраций, музейными экспозициями, в творческой мастерской создаются мобильные мини-среды для моделирования праздников.

                   Развитие музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника осуществляется в содержательном сотрудничестве с педагогами и родителями и реализуется  в преемственности целевых ориентиров культуросообразной концепции, программ и педагогических технологий. Например, воспитатель в ходе диалогов с детьми, знакомит их с историей того или иного праздника, его героями; учитель-логопед разучивает с детьми произведения фольклора, авторские литературные произведения; руководитель по изобразительной деятельности знакомит детей с картинами и репродукциями, иллюстрирующими различные праздники, создает условия для самостоятельного художественного творчества.

                Родители принимают активное участие в организации пространства праздника: обогащают знания детей о традициях празднования в своей семье, участвуют в изготовлении атрибутов, закрепляют музыкальный материал в домашних условиях.

                На протяжение всех этапов работы я осуществляла мониторинг уровня развития музыкальной культуры ребенка. Моей задачей являлось выявление качественных новообразований в развитии компонентов музыкальной культуры.

                Выявив положительную динамику процесса,  я решила продолжить развитие музыкальной культуры ребенка старшего дошкольного возраста в воспитательном пространстве праздника. В связи с этим я наметила перспективные линии работы, ключевым из которых является интеграция культурно-музыкальной среды в единое информационно-образовательное игровое пространство учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме :"Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника"

Интеллектуальная игра – одно из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, они позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным...

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

Опыт работы на тему: "Освоение окружающей действительности посредством развития зрительного восприятия старших дошкольников"

Муниципальное образовательное учреждение Детский сад Центр развития ребенка № 93 г. Челябинска Осолодкова Ольга Яковлевна ОПЫТ РАБОТЫ По теме: «Освоение окружающей действительности посредством развити...