Главные вкладки

    Методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме:
    В музыканта превращусь, если с ритмом подружусь. Музыкальное занятие на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

    Ласицкая Евгения Владимировна

    Развитие чувства ритма - одна из важных задач работы музыкального руководителя. Данная непосредственно-образовательная деятельность показывает,что чувство ритма можно развивать во время приветствия, пения, танцев, пальчиковых и подвижных музыкальных игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_chuvstva_ritma_v_starshey_gruppe.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    «В музыканта превращусь, если с ритмом подружусь»

    Развитие чувства ритма у детей старшей группы  «Подарки осени из сундучка»

    Цель занятия:  Закрепить представление о ритме у детей старшего возраста.

    Программное содержание:

    1) развитие чувства ритма, формирование способности воспроизводить музыкальный ритм непринужденно и эмоционально посредством чтения ритмосхем, выполнения логоритмических упражнений, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах;

     2)  обогащение музыкального опыта детей;

     3)  активизация эмоциональных реакций детей на музыку;

     4)  развитие звуко-высотного слуха, координации между слухом и голосом;

     5)  развитие слухового восприятия,

     6) развитие тембрового слуха, слухового внимания, умения исполнять элементарные партии для детских музыкальных инструментах;

    Материалы к занятию:

    • фланелеграф, листья: большие и маленькие для фланелеграфа;
    • карточки с ритмическим рисунком песни «Урожай собирай»
    • сундучок для подарков от Осени;
    • аудиозаписи музыкальных пьес;
    • музыкальные инструменты: колокольчики, металлофон, бубен, бубенцы, ложки, барабан;
    • плоскостной большой дом Осени;

    Предварительная работа:

    Задания воспитателям по работе с детьми в группах:

    1. чтение и обсуждение детской литературы на тему «Осень»
    2. в проговаривание чистоговорок, повторение логоритмической гимнастики, разученных на занятии;

    Работа с родителями: 

    1) консультация «Чувство музыкального ритма, как средство музыкальной выразительности», «Влияние чувства ритма на формирование речи детей».

    2) Размещение в уголке для родителей информации о песенках - ритмах, пособиях и заданиях,      рекомендуемых для совместной деятельности с детьми.

    Индивидуальная работа с детьми:

    1. экспериментирование со звуками: разные методы звукоизвлечения ударных инструментов,;
    2. музыкально-дидактические игры: «Узнай песню по ритму», «Хлопки» авт. М. Ю. Картушина ;
    3. слушание музыки: «Марш»
    4. музыкальные упражнения, попевки и распевки: «Кролик» муз. Красева, «Снегири» муз. Е. Тилчеевой, сл.А. Долиова; «Как под горкой» р. н. п. ; «Чики-чики, чикалочки» р.н.приб.; «Цыплята» р.н.потешка;

     « В музыканта превращусь, если с ритмом подружусь»

    «Подарки Осени из сундучка»

    Ход занятия:

    Дети под ритмическую музыку  «Марш»   заходят в зал и останавливаются в полукруг у заранее разложеных ритмических палочек.

    Приветствие. «Здравствуйте!» (Коммуникативная игра "Здравствуйте" слова и музыка М. Картушиной.

     Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.

     Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.

     Здравствуйте, ножки! - Пружинка.

     Топ-топ-топ! - Топают ногами.

     Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.

     Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

     Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.

     Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

     Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.

     Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.

     Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.

     Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.

     Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.

     Бип-бип-бип!  - Нажимают на нос указательным пальцем.

     Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

     Здрав-ствуй-те всем!» - Машут поднятой вверх рукой

    Муз.рук. Ребята, какими бывают звуки? (играю в высоком регистре) высокие и  (играю в низком регистре) низкие, (играю ярко) громкие и (играю тихо)тихие,(играю продолжительный аккорд)долгие и  (играю коротко)короткие. Долгие и короткие звуки могут идти в различном порядке. Что тогда получается?   (Дети –«ритм»)

    «Ритма важное значенье» (Движение – авторская разработка)

     Ритма важное значенье   - шагаем, руки на поясе

     Знать должны без исключенья.

    И ребенок и большой. – хлопки поочередно по коленям

     Будь то птица, зверь лесной.

     Ритм повсюду растворен. – руками выбрасывать пальчиками вперед сверху-вниз.

     В пенье птиц, в капели он.  – маленькие крылья налево-направо

     Ты, дружок, его послушай.  – руки «полочкой-указкой»

     Он для жизни очень нужен.

    Если прислушаться, то ритм присутствует во всем. В каплях дождя, в поступи осени. Хотите,   в гости к осени мы сейчас пойдем? А чтобы было слышно, что мы идем, возьмем ритмические палочки. 

    (Дети берут ритмические палочки, кот. заранее разложены на ковре)

    Упражнение  с Ритмическими палочками. (муз.И. Штраус, движение-авторская разработка)

    1. Дети бегут на носочках по кругу.
    2. Останавливаются и четвертными ударяют несколько тактов палочкой о палочку перед собой.
    3. Идут (с притопом)  в середину круга и отходят назад.
    4. Так же останавливаются и ударяют палочками над головой.
    5. Скачут на подскоках врассыпную по залу.
    6. Останавливаются, присаживаются на корточки и палочками стучат по полу.
    7. Поднимаются «растут» и палочки на акценте поднимают вверх.

    Муз.рук.: Вот  мы с вами и подошли к домику, где живет Осень. Как же нам с вами ее позвать? Посмотрите, записка лежит. В ней что-то написано (читаю):

    «Последние дела мне нужно завершить, чтобы на следующий год мне к вам вновь спешить.

    Вам сундучок волшебный оставляю, а чтоб открыть его – загадку загадаю».

    Муз. рук. Посмотрите,  и правда,  сундучок стоит. Давайте возьмем его с собой и попробуем открыть.

    (дети садятся на стульчики)

    Какой красивый сундучок Осень нам оставила. А открыть никак не получается.

    (Муз. рук. рассматривает сундучок)

    Посмотрите, как много на сундучке ключиков. Наверно,  здесь зашифрован ритмический код.  Прохлопаем ритмический рисунок все   вместе и, возможно, сундучок откроется.

    (Дети прохлопывают ритмический рисунок и муз. рук. открывает сундучок)

    Ребята, мы правильно все сделали и сундучок открылся.

    Сундучок мы открываем, что же там лежит – узнаем.

    (Муз. Рук включает музыку ветра)

    Муз. Рук. Ой, из сундучка вылетел ветер и принес осенние листья

     

    (Достаем  заранее  приготовленные на фланелеграфе осенние листья: большие и маленькие, которые выложены в  определенном ритме).

     

    Давайте и мы превратимся в ветерки. Как листья шелестят, когда на них дует Ветер? И мы подуем на звук «Ш» на листья. Молодцы, а теперь на звук «Ф».

    Налетел ветерок и все листочки поменял.

    (переворачиваю фланелеграф другой стороной, а там листья, выложенные в другом ритмическом рисунке)

    Теперь подуем на звук «Ш» на эти листочки. А теперь на звук «Ф».

    Молодцы.

    «Упражнение на звуковедение»

     Ветер вверх полетел, свою песню запел. И мы с ним» («У-У-У») : «Ветер вниз полетел, свою песню запел. И мы с ним»

    Молодцы.

    Муз. рук: Посмотрим, что еще лежит в сундучке?

    Для умных ребяток осень приготовила  еще одну загадку.

     

    (достаем из сундучка карточку, на которой - ритмический рисунок из  овощей) 

    Маленькая часть какой  осенней песни про овощи спряталась в ритме, которую осень выложила для нас? Давайте прохлопаем вместе: ти-ти-ТА, ти-ти-ТА,ти-ти-ти-ти-ти-ти-ТА.

    ТА-ТА-ти-ти-ТА,ти-ти-ти-ти-ти-ти-ТА.

    (Отгадывают)

    Молодцы, справились с таким трудным заданием! Предлагаю эту песню спеть.

    Песня « Урожай собирай» муз. Филиппенко, сл. Волгиной

    Муз.рук,   Сундучок мы открываем, что же в нем лежит – узнаем

     (вынимаю тучку с дождиком)

    Ой, это же дождик! (прикрепляю дождик к фланелеграфу).

    Поиграем  в игру «Музыкальный квадрат» (автор А. Козлов)

    Капля – раз! Капля – два!

    Капли медленно сперва.

    Стали капли ударять,

    Капля каплю догонять.

    А потом, потом, потом

    Все бегом, бегом, бегом.

    Музыкальные инструменты  заждались нас. 

    Мы сейчас сыграем музыку дождя.

    Под дождем печалиться нам совсем нельзя.

    (в-ль раздает муз. инструменты)

    Игра на музыкальных инструментах (музыка-Р. Н. М.)

    (1 часть.  

    1 - дети с бубнами ударяют четвертными.

     2 - дети с бубнами, бубенцами ударяют восьмушками.

    3 - дети с колокольчики звенят в колокольчики.

    4  –ребенок играет «тремоло» на металлофоне.

    2 часть.

    Играют все одновременно.

    3часть.

    Весь оркестр-«тутти».

    (воспитатель собирает  в корзинку музыкальные инструменты)

    Муз. Рук.  А  теперь, детвора, поиграть хотите? (Дети - «да»)

    Игра на развитие чувства ритма «Таня во кругу стоит» (разработка движений-авторская)

    (Дети идут по кругу, а в цетре стоит Таня с бубном)

    Таня во кругу стоит,

    Круг на Таню весь глядит.

    Ну-ка,Таня, покажи

    Что нам делать-раз, два, три.

    (Таня стучит в бубен -дети повторяют. Звучит проигрыш, Таня бежит по кругу и с окончанием музыки передает бубен тому, у кого остановилась. Игра возобновляется с новым именем).

    Муз. рук: А в волшебном сундучке Осени подарки еще не закончились!

    (достаю 2 хохломские  ложки)

    Предлагаю на танец встать, в ложки дружно заиграть.

    Танец с ложками. (музыка Бекман)

    Муз рук:  Ребята, заглянем в сундучок еще?

    Больше ничего не осталось!

    Как вы думаете, помогли  подарки Осени понять, что ритм есть во всем? Олег, как ты думаешь, если бы все песни были без ритмического рисунка, их интересно было бы петь?

    А что на нашем занятии вам запомнилось больше всего?

    Наше занятие подошло к концу. Давайте скажем друг другу до-сви-данья!

    Дети под музыку «Марш» выходят из зала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (презентация)

    Изучить современное состояние проблемы развития чувства времени у детей в практике дошкольного образования.Уточнить понятие «чувство времени», его компоненты и уровни.Разработать  педагогич...

    РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через зад...

    Музыкальное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"В гостях у гномов"

    Музыкальное доминантное занятие по  развитию певческих навыков у детей старшего дошколного возраста...

    РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Зачем  развивать чувство времени у детей?:пространственно-временная ориентировка является важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления  в процессе обучения в школе (де...

    Рисование пейзажа как развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста

    Рисование пейзажа как развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста ...

    Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

    Чувство времени - умение определять и чувствовать определение отрезка времени....