Методика создания мини-музея в условиях ДОУ
методическая разработка по музыке на тему

Белова Людмила Михайловна

ГЛАВА I. Методика организации мини-музея музыкальных инструментов в условиях ДОУ.

1.1.         Фонд музея.

Давно известно: именно эстетическое воспитание позволяет решать главную задачу развития ребенка – формирование его эмоциональной сферы, которая является ведущей сферой психического развития дошкольников.

Педагоги эстетических дисциплин призваны воспитывать эмоциональную отзывчивость (способность понимать язык интонаций – как речевых, природных, так и искусственных – музыкальных) и эмоциональную выразительность.

Нет ни одного современного музыкально-методического пособия, в котором бы не отмечалось значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка, его культуры чувств. Сегодня это провозглашается важнейшей задачей личностно-ориентированного эстетического воспитания.

В нашем детском саду особое внимание уделяется музыкальному воспитанию дошкольников. Одной из интересных форм работы в этом направлении является создание в ДОУ мини-музея музыкальных инструментов и  музыкальных игрушек.

Цели мини-музея:

1.     Познакомить дошкольников с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками в мини-музее;

2.     Создать условия для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от инструментального музицирования и потребности в нем.

 

Задачи:

ü Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, речь и воображение дошкольников посредством ознакомления с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками (их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения);

ü Воспитывать любовь и интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам;

ü Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников через посещение со взрослыми мини-музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.

Небольшое помещение для мини-музея было выделено рядом с музыкальным залом.

Фонд мини-музея можно представить таким образом:

1.     Основной фонд составляют подлинные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки;

2.     Вспомогательный фонд:

v Модели музыкальных инструментов (домбры, балалайки, гармошки);

v «Паспорта музыкальных инструментов»;

v «Музыкальная азбука» (загадки про музыкальные инструменты);

v Подборка песен про музыкальные инструменты;

v Подборка пальчиковых игр типа «Дудочка», «Пианино» и др.;

v «Музыкальная библиотека»;

v Иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных инструментов;

v Раскраски с изображением музыкальных инструментов;

v Поделки («Русские музыканты», «Играй гармонь») и рисунки детей.

 

1.2.        Формы работы.

Занятия в мини-музее в основном проводим в форме экскурсий. Чаще всего в роли экскурсовод выступает взрослый, но иногда эту роль могут взять на себя дети подготовительной к школе группы.

При знакомстве с инструментом обращаем внимание на его форму, из какого материала сделан, на что похож, рассказываем историю возникновения. Используем тактильные ощущения, рассматриваем иллюстрации с изображением музыкального инструмента, показываем способы звукоизвлечения и предлагаем самим извлечь звук, а таже очинить сказку об этом экспонате, о том, как он попал в наш музей,  и уим детей правильному бережному хранению инструментов, чтобы сохранить их внешний вид и звучание как можно дольше. Объясняем, что музыкальны инструменты не любят, когда с ними грубо обращаются, и отвечают на сильный удар резким, пронзительно-громким звуком.

После каждой экскурсии у детей есть возможность задать свои вопросы педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты.

Занятия, проводимые в мини-музее, могут быть также интегрированными и комплексными, и тогда на основе синтеза искусств дошкольники в разнообразных видах деятельности получают и закрепляют знания о музыкальных инструментах.

Развлечения проводятся различной содержательной направленности:

- познавательно-тематические вечера (викторины, беседы);

- концерты;

- театрализованные представления;

- музыкальная мастерская;

Дошкольники всегда с интересом ждут новых встреч с музыкальными инструментами в мини-музее. Этот интерес неиссякаем!

 

ГЛАВА II. Обобщение опыта.

Воспитательно-образовательные задачи нашего ДОУ:

1.     Оздоровление детей как форма развития, расширения их психо-физиологических возможностей.

2.     Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций, жизнерадостности, бодрости, веры в свои возможности и силы, уважения к людям, полноты жизни и увлекательной деятельности детей.

3.     Диагностика и развитие школьно-значимых психофизиологических функций дошкольников.

4.      Развитие системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства в ДОУ, стимулирующего профессиональное саморазвития педагогов.

Влияние работы мини-музея на эмоциональную сферу дошкольников:

а) обеспечиваются условия позитивного психо-эмоционального развития детей посредством накопления  у дошкольников опыта эмоциональной отзывчивости на действия с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками;

б)  развлечения в форме познавательно-тематических вечеров, викторин и концертов пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус, а также в интересной  и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор.

И занятия, и развлечения проводятся в мини-музее один раз в квартал с детьми средней и старшей – подготовительной к школе групп по подгруппам (7-10 человек). Для этого разработаны темы и конспекты занятий и праздников. Назовем их.

 

ФОНОТЕКА:

- аудиоэнциклопедии: «Народные интрументы» и «Симфонический оркетр» (издательство «Весть – ТДА»);

- аудиокассеты «Беседы о музыкальных инструментах» О.П. Радыновой («Деревянные и медные духовые инструменты», «Ударные и клавишные инструменты», «Струнные смычковые и Щипковые инструменты. Ансамбль. Оркестр»);

- диск «Лучшие произведения для органа»;

- симфонические сказки для детей на дисках («Петя и волк» С. Прокофьева; «Айболит и его друзья» - музыка И. Морозова, текст Н.Сац, по мотивам сказки К.Чуковского);

- диски с р.н.мелодиями, адаптированными для детей, в исполнении р.н.инструментов («Светит месяц», «Гусельки», «Калинка-млинка», «Хоровод»;

- диск Вячеслава Цветкова «Лесной оркестр» (Сказка. Знакомство с музыкальными инструментами)

- диск Екатерины и Сергея Железновых «Наш оркестр»(веселые пенки для музицирования)

         - аудиокассета «Петя и мышь» Сергея и Веры Железновых (Музыкальная сказка. Знакомство с музыкальными инструментами)

         - диск «Музыка, театр, дети, толпа, шаги» (звуки колокола, настройки оркестра);

        - диск «Театральные шумы» (колокольные перезвоны);

        - диск Т.Тютюнниковой «Из чего родилась музыка?»

        - диск «Русские народные музыкальные инструменты» (серия «Русский фольклор», издательство «Весть-ТДА»;

       - аудиокассета «Танцевальные ритмы народов мира: от кадрили до кантри» (в исполнении, например, трио гитаристов, фольклорного ансамбля и др.);

       - аудиокассета «Во поле берёза стояла» из серии «Музыкальное воспитание детей. Слушаем музыку» издательства. «Весть-ТДА»; (р.н. баяна, духовых инструментов, баяна, духовных инструментов, баяна и балалайки);

       - аудиокассета «Русская тройка» (р.н. музыкальные инструменты).

 

ВИДЕОТЕКА:

 - видеозаписи фрагментов телепередачи «Утренняя звезда» с выступлениями детей, играющих на музыкальных инструментах;

- видеокассета с мультфильмом «Фантазия» Уолта Диснея (для занятий на тему «Оркестр и диржер»);

- видеомультфильм  «Бременские музыканты»;

- детская энциклопедия Кирилла и Мефодия – приложение «Оркестр» (DVD).

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

1.     Книги фабричного производства («Кто на чем играет?», «Бринь-бринь-бринь!», В. Одоевский «Городок в табакерке», «Бременские музыканты», «Идем на концерт», «Кот-музыкант») и книги-самоделки в виде музыкальных иструментов;

2.     Плакат «музыкальные инструменты. Оркестр»;

3.     Звуковой плакат «Веселый оркестр»;

4.     Пазлы «Три поросенка» (с музыкальными инструментами);

5.     Музыкально-дидактические игры («Музыкальное лото», «Собери картинку», «Что сначала, что потом», «Веселый поезд» и др.)

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мини-музея в детском саду

в данной статье я делюсь опытом создания мини-музея в детском саду....

«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)

Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...

Из опыта работы детского сада по созданию мини - музея

В данной работе представлен опыт детского сада по созданию в стенах учреждения своего собственного мини - музея, включающего в себя 2 раздела - народного быта и  боевой славы. Надеемся, что ...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания л...

Проект «Создание мини – музея о городе Новосибирске в условиях группы детского сада для детей с нарушением зрения»

Целью данного проекта является создание модели взаимодействия детей, педагогов и родителей в рамках создания мини-музея о родном городе.В группе мы создадим мини-музей. Он будет пополняться различными...

Проектная работа. «Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста, в условиях дополнительного образования»

Паспорт проектной работыАвтор проекта: Долгова Елена Владимировна;Возраст детей, на которых рассчитан проект: 5-7 лет;Направленность развития детей: художественная;Участники проекта: дети старшего дош...