"Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы реализации"
статья по теме

Людмила Абросимова

Развитие музыкальных творческих способностей воспитанников  посредствами музыки

 

Искусством музыки божественно и обладает сильным воздействием.

Сие есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки. Она чудесным образом трогает сердца детей и воздействует на них, ибо сердца их чисты и мелодии захватывают их. Через музыку раскрываются скрытые таланты, которыми наделены дети. Потому вам следует приложить все силы, чтобы развить их дар и научить их петь правильно и с чувством. Каждый ребенок должен немного разбираться в музыке, ибо без знания этого искусства нельзя истинно наслаждаться звучанием инструментов и голоса. Необходимо и в школах преподавать музыку, дабы пробуждать и оживлять души и сердца детей и наполнить их жизнь чувством радости.

Из писаний религии  Бахай

      Жизнь во всех своих проявлениях так интересна, ярка и разнообразна. Но мы, чаще всего не замечая этого, торопимся, спешим. За новыми технологиями, за модернизацией. Спешим увидеть новое, до конца не изучивши то, что имеем. Чем больше оснащения вокруг нас, тем меньше ярких живых впечатлений. Давайте остановимся на миг. Вспомните, когда вы сидели на скамейке в осеннем парке, наблюдая за опадающими листьями деревьев. Или на рассвете слушали щебетание птиц и просыпающих от сна насекомых. Может быть тихим летним вечером сидели у костра, наслаждаясь треском сухих веток. Мало, кто может похвастаться этим простым человеческим счастьем, умением слышать и видеть окружающий мир.  В современном мире так мало места осталось для духовного, душевного и созидательного. И если мы сами не успеваем насладиться жизнью, то детям своим даём ещё меньше.   Внутренний мир ребенка с каждым годом всё скуднее. Гонка за всеобщей компьютеризацией лишает детей возможности получить живые яркие впечатления от увиденного и услышанного. Задача всех педагогов в современном обществе сделать жизнь ребёнка ярче, красочнее, насыщеннее эмоциями и впечатлениями.

       Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.  С младенчества дети, слыша  голос  матери, радуются, улыбаются, узнают его из десятка других. И любой скрипучий, неприятный звук вызывает у них тревогу и пугает. В человеке заложено природой умение различать  окраску звука. Нам остаётся только немного развить эти навыки. Для того чтобы мир вокруг нас стал ярче и насыщеннее. Сколько себя помню, я росла в мире музыки. Концерты – семейные, домашние, школьные, драматические кружки, музыкальная школа были всегда! В моей семье нет, и не было профессиональных музыкантов. Но мечта папы играть на  баяне, переросла в желание научить своих детей музыке.  Но наряду с музыкой меня всегда интересовало актёрское мастерство. Играть роли, перевоплощаться, работать с публикой – это то, что мне нравится. Этому я стараюсь научить своих воспитанников.

       С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя  любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом  для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Пусть многие из моих воспитанников не станут актёрами, певцами и музыкантами. Но я приложу все усилия, чтобы они видели, слышали и ценили всё- то прекрасное, что есть вокруг нас.

            Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом  восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные,  развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …».Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.  «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления»- Радынова О.П..

           Как я уже писала, что развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства  человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Теплов Б.М. в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии». Способности зависят от  врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не  в том дело – пишет ученый – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии.

       Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

v  Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

v  Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

v  Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

v  Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладо высотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

v  Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

v  Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

         В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических  движениях  и  игре на  детских музыкальных инструментах. Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так  важно использовать все виды музыкальной деятельности.

   Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена  О.П.Радыновой  на основе схемы Н.А.Ветлугиной.

 

Виды музыкальной деятельности

Восприятие

Исполнительство

Творчество

Музыкально-образовательная деятельность

Восприятие музыки  специально созданной для слушания

Пение

Песенное творчество

Знание общего характера

Восприятие музыки в связи с ее  исполнением

Музыкально-ритмические  движения

Музыкально игровое и танцевальное творчество

Социальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности

Музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей

Игры на детских музыкальных инструментах

Импровизация на детских музыкальных инструментах

 

 

Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны  и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития  музыкальным творческим  способностям  воспитанников. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности. В то же время в развитии музыкальных  творческих способностей различные виды деятельности могут взаимо заменять  друг друга.

     Главная задача – это стараться организовать работу так, чтобы дети могли максимально реализовать свои творческие способности, могли найти способ активного самовыражения. Ведь очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание воспитанников  быть непохожими на других, разбудить их фантазию. Ребенок должен знать и понимать, что музыка – чудесный источник положительных эмоций, который есть в нем самом. Поэтому нужно помочь  каждому ребенку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкально – творческого развития и самосовершенствования. Нужно вернуть детям право быть музыкантами и творить музыку сообразно собственным интересам и возможностям.

Конечно все это -  эмоциональная и образовательная нагрузка, отнимает много сил как душевных, так и физических. Но это, поверьте, того стоит! Необыкновенно приятно видеть в своих воспитанниках частичку своей души.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalnyh_tvorcheskih_sposobnostey.docx21.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных творческих способностей

воспитанников  посредствами музыки

Искусством музыки божественно и обладает сильным воздействием.

Сие есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки. Она чудесным образом трогает сердца детей и воздействует на них, ибо сердца их чисты и мелодии захватывают их. Через музыку раскрываются скрытые таланты, которыми наделены дети. Потому вам следует приложить все силы, чтобы развить их дар и научить их петь правильно и с чувством. Каждый ребенок должен немного разбираться в музыке, ибо без знания этого искусства нельзя истинно наслаждаться звучанием инструментов и голоса. Необходимо и в школах преподавать музыку, дабы пробуждать и оживлять души и сердца детей и наполнить их жизнь чувством радости.

Из писаний религии  Бахай

      Жизнь во всех своих проявлениях так интересна, ярка и разнообразна. Но мы, чаще всего не замечая этого, торопимся, спешим. За новыми технологиями, за модернизацией. Спешим увидеть новое, до конца не изучивши то, что имеем. Чем больше оснащения вокруг нас, тем меньше ярких живых впечатлений. Давайте остановимся на миг. Вспомните, когда вы сидели на скамейке в осеннем парке, наблюдая за опадающими листьями деревьев. Или на рассвете слушали щебетание птиц и просыпающих от сна насекомых. Может быть тихим летним вечером сидели у костра, наслаждаясь треском сухих веток. Мало, кто может похвастаться этим простым человеческим счастьем, умением слышать и видеть окружающий мир.  В современном мире так мало места осталось для духовного, душевного и созидательного. И если мы сами не успеваем насладиться жизнью, то детям своим даём ещё меньше.   Внутренний мир ребенка с каждым годом всё скуднее. Гонка за всеобщей компьютеризацией лишает детей возможности получить живые яркие впечатления от увиденного и услышанного. Задача всех педагогов в современном обществе сделать жизнь ребёнка ярче, красочнее, насыщеннее эмоциями и впечатлениями.

       Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.  С младенчества дети, слыша  голос  матери, радуются, улыбаются, узнают его из десятка других. И любой скрипучий, неприятный звук вызывает у них тревогу и пугает. В человеке заложено природой умение различать  окраску звука. Нам остаётся только немного развить эти навыки. Для того чтобы мир вокруг нас стал ярче и насыщеннее. Сколько себя помню, я росла в мире музыки. Концерты – семейные, домашние, школьные, драматические кружки, музыкальная школа были всегда! В моей семье нет, и не было профессиональных музыкантов. Но мечта папы играть на  баяне, переросла в желание научить своих детей музыке.  Но наряду с музыкой меня всегда интересовало актёрское мастерство. Играть роли, перевоплощаться, работать с публикой – это то, что мне нравится. Этому я стараюсь научить своих воспитанников.

       С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя  любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом  для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Пусть многие из моих воспитанников не станут актёрами, певцами и музыкантами. Но я приложу все усилия, чтобы они видели, слышали и ценили всё- то прекрасное, что есть вокруг нас. 

            Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом  восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные,  развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …».Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.  «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления»- Радынова О.П..

           Как я уже писала, что развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства  человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Теплов Б.М. в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии». Способности зависят от  врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не  в том дело – пишет ученый – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии.

       Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  • Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладо высотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  • Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

         В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических  движениях  и  игре на  детских музыкальных инструментах. Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так  важно использовать все виды музыкальной деятельности.

   Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена  О.П.Радыновой  на основе схемы Н.А.Ветлугиной.

 

Виды музыкальной деятельности

Восприятие

Исполнительство

Творчество

Музыкально-образовательная деятельность

Восприятие музыки  специально созданной для слушания

Пение

Песенное творчество

Знание общего характера

Восприятие музыки в связи с ее  исполнением

Музыкально-ритмические  движения

Музыкально игровое и танцевальное творчество

Социальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности

Музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей

Игры на детских музыкальных инструментах

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны  и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития  музыкальным творческим  способностям  воспитанников. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности. В то же время в развитии музыкальных  творческих способностей различные виды деятельности могут взаимо заменять  друг друга.

     Главная задача – это стараться организовать работу так, чтобы дети могли максимально реализовать свои творческие способности, могли найти способ активного самовыражения. Ведь очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание воспитанников  быть непохожими на других, разбудить их фантазию. Ребенок должен знать и понимать, что музыка – чудесный источник положительных эмоций, который есть в нем самом. Поэтому нужно помочь  каждому ребенку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкально – творческого развития и самосовершенствования. Нужно вернуть детям право быть музыкантами и творить музыку сообразно собственным интересам и возможностям.

Конечно все это -  эмоциональная и образовательная нагрузка, отнимает много сил как душевных, так и физических. Но это, поверьте, того стоит! Необыкновенно приятно видеть в своих воспитанниках частичку своей души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольное образование:проблемы и перспективы развития

В настоящее время проблема дошкольного образования стоит очень остро и этому вопросу всё больше уделяют внимания!...

Педагогический совет «Введение ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы».

Изучение и обсуждение Приказа №1155 от 17.10.2013г «Федеральный государственный образовательный стандарт».  (презентация  ФГОС).2.Изучение и обсуждение Закона Республики Бурятия  «Об об...

"Проблемы и перспективы реализации ФГОС ДОО Белгородской области".

Введение ФГОС ДОО предполагает взаимодействие всех уровней и структур системы образования, которые должны обеспечить необходимые условия: нормативные, правовые, кадровые, научно-методические, материал...

Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы V Международной научно-практической конференции.

Статья "Формирование положительных взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета"...

Швецова А.Д., Пак Сун Хи Кинетическая сказка в коррекционной работе с детской тревожностью //Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции

Стаья посвящена описанию одного из возможных вариантов коррекционной работы со старшими дошкольниками с повышенной тревожностью посредством сказкотерапии, построенной в системе занятий на основе приме...

Внедрение инновационных технологий педагогической деятельности воспитателя в современное дошкольное образование: проблемы и перспективы

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами....