"На выставке русских народных инструментов" Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Гайнутдинова Фирдаус Рашитовна

Занятие направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к русскому народному фольклору.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ  «Детский сад № 55 комбинированного вида»

Приволжского района города Казани

Конспект интегрированного занятия

в подготовительной к школе группе

«На выставке русских народных инструментов»

Составили

     музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

                                                                                                                    Гайнутдинова Фирдаус Рашитовна,

воспитатель

высшей категории

Закиева

Мария Михайловна

 

2016 год

 

Цель

Развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес к русскому народному фольклору.

Задачи социально-коммуникативной области

- воспитывать коммуникативные качества.

Задачи познавательной области

- расширять кругозор, интерес к культуре русского народа.

Задачи речевой области

 - гусляр, балалаечник, оркестр русских народных инструментов.

 Задачи художественно-эстетической области

- развивать умение различать на слух тембры музыкальных инструментов, отгадывать загадки;

- закреплять умение ритмично играть на музыкальных инструментах оркестром;

- эмоционально исполнять песню, пляски и игры.

 Задачи физической области

- развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику.

Дидактическое обеспечение

Ноутбук, проектор, экран;  фонограммы со звучанием русских народных инструментов и фото (свирель, балалайка, гусли, трещётка,  гармонь);

Детские музыкальные инструменты (бубны, деревянные ложки, бубенцы);

4 маленьких платка, 4 степ - доски; 4 больших платка; костюм самовара.

Музыкальный репертуар

- Русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой.

- «Веснянка» в обработке С. Полонского.

- ИКТ Музыкально-ритмическое упражнение «Матрёшки» (оркестр).

- ТК «Русские сапожки».

- Танец с ложками и платками.

- Музыкальная игра «Самовар».

Ход мероприятия

(Дети под русскую народную музыку входят в зал, встают в полукруг.)

Педагог:   - Встанем рядышком с друг другом.

                  Скажем “Здравствуйте!” друг другу!

                  Если каждый улыбнется –

                  Утро доброе начнется!

                  Здравствуйте, дети! (Дети здороваются.)

 (Воспитатель и дети рассказывают стихотворение и выполняют пальчиковое упражнение.)

“Утро настало”

Утро настало.

Солнышко встало.

- Эй, братец Федя, разбуди соседа!

- Вставай, большак!

- Вставай, указка!

- Вставай, серёдка!

- Вставай, сиротка!

- И крошка Митрошка!

- Привет, ладошка!

Педагог: - Спасибо, вам, за весёлую потешку. А теперь поздороваемся песенкой.

ДЕТИ ПОЮТ: - Доброе утро!

                          Улыбнись скорее.

                          И всем сразу

                          Станет веселее!

Педагог: - Какие вы все весёлые. А теперь я хочу проверить, кто из вас самый внимательный.  Скажите, пожалуйста, под какую музыку вы вошли в зал? (Ответы детей.)

- Совершенно верно, под русскую народную музыку. Как вы думаете, какие музыкальные инструменты подходят для исполнения русской народной музыки? (Ответы детей.)

- Как много музыкальных инструментов вы назвали? Молодцы! Вы хотите услышать и увидеть некоторые из них? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Тогда я предлагаю пофантазировать и представить, что мы попали... Как вы думаете, где мы можем увидеть много русских народных инструментов? (Варианты ответов детей.)

- Предлагаю вам отправиться на выставку народных инструментов. Погода сегодня чудесная! Весна на дворе. (Дети рассказывают закличку.)

- Ау, ау, аукаем. Весну приаукиваем!

Март, март - солнцу рад.

Апрель, апрель – открываем дверь.

Май, май – сколько хошь гуляй!

Ау, ау, аукиваем. Весну приаукиваем!

- Давайте и песню споём!

(Дети встают в круг, исполняют песню и выполняют элементы русского народного танца.)

Веснянка

Воспитатель: -  Вот так весело, с песней и до выставки дошли.

Педагог: - Проходите, дети, присаживайтесь.  (Дети садятся на стулья.) Чтобы узнать какие инструменты находятся на выставке, нужно послушать тембр, голос каждого инструмента и отгадать загадку. Готовы? (Ответы детей.) Сейчас прозвучит первый инструмент.

(Свирель. Фонограмма 1.)

Воспитатель:

- Приложу к губам я трубку – полилась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий, называется... (свирель.)

Педагог: - Свирель – это древний деревянный духовой инструмент. Изготавливали её из берёзы, черёмухи, ясени, клёна.  На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть).

(Балалайка. Фонограмма 2.)

Воспитатель: 

- У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё плясать,

Чтоб печали все ушли,

Чтобы ноги в пляс пошли. (Балалайка.)

Педагог: - Что интересно: балалайки бывают разного размера. Есть такие балалайки, которые при игре даже на пол ставят. Человек, который играет на балалайке – балалаечник. (Дети повторяют.) 

(Гусли. Фонограмма 3.)

Воспитатель:

- Сам Садко на них играл

И душевно напевал,

Даже царь морской Нептун

Не слыхал звончее струн. (Гусли.)

Педагог: - Гусли – это самый старинный русский инструмент. Родился он из натянутой струны лука. Потом струны стали натягивать на деревянную доску. Так и появились гусли. А человек, который играет на них, называется гусляр. Повторите, пожалуйста. (Повторяют.) Гусли и балалайка – это струнные инструменты. Послушайте тембр следующего инструмента.

(Трещётка. Фонограмма 4.)

Воспитатель:

- Деревянние пластинки, как линейки половинки.

Стучат, гремят, плясать велят. (Трещётки.)

Педагог: - Трещётка – это ударный музыкальный инструмент, который заменяет хлопки в ладоши. Он состоит из сухих дощечек, которые нанизаны на верёвочку. Слушайте звучание следующего инструмента.

(Гармонь. Фонограмма 5.)

Воспитатель:

- В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

А веселые старушки

Под неё поют частушки. (Гармонь.)

Педагог: - Гармонь – это клавишно-духовой инструмент, чтобы она заиграла, нужно не только нажать на клавишу-кнопку, но и раздвинуть меха, чтобы внутрь попал воздух. А музыкант, который играет на гармоне, называется гармонист. (Дети повторяют.) 

   - Скажите, пожалуйста, как называется группа музыкантов, которые все вместе играют одну мелодию, но на разных инструментах? (Ответы детей.)

- Ребята, как вы думаете, вы сами можете стать музыкантами и создать свой оркестр? (Ответы детей.)

- Если вы будете музыкантами, которые играют на русских народных инструментах, то как будет называться ваш оркестр? (Ответы детей.)

- Вы хотите поиграть в оркестр народных инструментов? (Ответы детей.) 

- Тогда встаньте, поставьте стулья вдоль стен. Подойтите, пожалуйста, к столам, возьмите любой музыкальный инструмент. Встаньте в два ряда перед экраном. (Берут инструменты, подходят к экрану.)

- Будет звучать русская народная мелодия. Вы должны чётко отбивать ритмический рисунок. А помогут вам красавицы матрёшки, которые будут появлятся на экране.

- Оркест – инструмент живой

Он самый громкий и большой.

Оркестр – музыки ценитель,

Её он главный исполнитель.

ИКТ Ритмическое упражнение “Матрёшки”

(После упражнения дети убирают музыкальные инструменты на столы, садяться на стулья.)

Педагог: - Как дружно сыграли. Один за всех и все за одного.

Воспитатель: - Не знаю как вам, а мне так и хотелось сплясать под эту весёлую мелодию!

Педагог: - Вот и девочки наши тоже я вижу хотят  сплясать. Давайте посмотрим их танец.

ТК “Русские сапожки”

Педагог: - Ох как весело плясали. Спасибо, девочки. (Девочки садятся.)

Воспитатель:

Услыхали ложки песню,

Вытянули ножки.

Так давайте подпевать,

Подпевать да танцевать!

Танец с ложками и платками

Педагог: 

- Ох, и весело плясали!

И немножко все устали!

А самовар-то уж пыхтит –

Всех чаем напоить спешит!

Музыкальная игра “Самовар”

Педагог: - Спасибо, ребята, весело поиграли! Я и вижу и настроение у вас весёлое, я не ошиблась? (Ответы детей.)

- Что вам больше всего запомнилось? Что вы дома расскажете своим родителям, друзьям? (Ответы детей.)

- До новых встреч, дети. (Педагог прощается с детьми песенкой. Под русскую народную музыку дети выходят из зила.)

Использованна литература

  1. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день. Подготовительная группа. – Санкт-Петербург: Композитор, 2012.

  1. Журнал “Музыкальный руководитель” № 3, 2016 г. Статья Чертовой

Е. Б. “На ярмарке русских народных инструментов”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисование на ткани «Красивый платок»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (производство павло-посадских платков). Упражнять в составление узора павло-посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционно...

Конспект проведения русской народной подвижной игры «Горелки» в подготовительной к школе группе

Конспект проведения русской народной подвижной игры «Горелки»   в подготовительной к школе группе...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "В гостях у русской сказки"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "В гостях у русской сказки" с использованием здоровьесберегающих технологий, сказкотерапии...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Русская матрешка ».

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Путешествие по местам народного промысла"

Люди издавна украшали свои жилища разными поделками, предметами сделанными собственными руками. Они создавались не только для красоты, но и для использования в быту. Из природных материалов – де...

Конспект интегрированного занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел» (подготовительная к школе группа)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел»....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое русского народа"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое русского народа"...