Осень бывает разная
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Гайламазова Александра Гургеновна

Доминантное занятие по слушанию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_byvaet_raznaya_-_zanyatie.doc71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое  занятие в старшей группе

на  тему:        «Осень  бывает  разная».

Разработала и провела музыкальный руководитель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  Центра развития ребенка детского сада №2 «Солнышко»

                                        Гайламазова Шохагат Гургеновна.

                                с. Чалтырь

Мясниковского района.

Ростовской области.

                       

                     

                    Реализуемые  образовательные  области по ФГОС.

                                               Программное содержание:

  1. Формировать эстетическое отношение к  окружающему миру посредством восприятия красоты осенней природы (звук, цвет, запах).
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку яркую, высокохудожественную, разную  по настроению. Формировать запас музыкальных впечатлений.
  3. Работать над формированием  элементарных артикуляционных навыков: активностью артикуляционного аппарата четким произношением согласных и гласных звуков (на звукоподрожаниях).
  4. Узнать песню по мелодии учить петь свободно льющимся звуком правильно интонируя мелодию.
  5. Продолжать развивать чувство ритма и умение выкладывать его с помощью наглядного материала и игре на металлофоне.
  6. Побуждать детей выразительно передавать в мимике и движениях игровые эмоции, используя ранее полученный опыт по драматизации и поощрять творческую активность.
  7. Развивать творческое проявление в имитационных движениях в соответствии с характером музыки  продолжать развивать ориентировку в пространстве.

Методическое обеспечение:

  1. П.И.Чайковский «Осенняя песнь».
  2. А. Вивальди «Осень».
  3. Упражнение «Ветер» муз. и сл.М.Ю. Картушиной сб. «Вокально-хоровая работа в детском саду».
  4. М.Ю. Картушина. Москва. Издательство-«Скрипторий 2003».
  5. «Дождик» Р.Н.П. обработка Ю. Слонова сб. «Музыка в детском саду ст. гр. Издательство «Музыка» 1980г.
  6. Песня «Осень в гости просим» сл. и муз. М. Еремеевой. Журнал «Музыкальный руководитель» №5. 2005 год.
  7. Песня «На мосточке» сл. Г.Бойко М. Ивенсен муз. А. Филиппенко.
  8. Игра  «Дети и волк» сл. и муз. М. Картушиной сб.  «Праздники в детском саду». М.Ю. Картушиной.

                 Предварительная  работа:

  1. Беседа с детьми о времени года  «Осень» ее особенностях и        изменчивости.
  2. Экскурсия в парк с целью наблюдения изменений в природе.
  3. Рисование с детьми рисунков на тему: «Осень бывает разная».
  4. Разучивание с детьми музыкально-игрового и песенного репертуара.
  5. Изготовление и приобретение атрибутов для инсценирования песни.                                                                                                                                                                                                                                

Ход занятия:

Дети приходят в музыкальный зал на выставку детских рисунков. Рассматривают рисунки резюме- осень бывает разная: яркая – серая, радостная - печальная. Посмотрев на эти рисунки что вы можете сказать об осени. (ответы детей).

Муз. рук-ль:  - Ребята, я  хочу вам напомнить замечательную музыку композитора П.И.Чайковского, в которой он рассказывает об осени (слушанье пьесы «Осенняя песнь» П.И.Чайковского).

- Как называется эта пьеса.

- Какое настроение было у вас, когда вы слушали эту музыку.

Педагог выделяет плачущие, стонущие интонации, которыми композитор выражает печаль, грусть, прощание с теплом, светом. Говорит ребятам о том, что, передавая определенное эмоциональное состояние, композитор, как и художник, выбирает соответствующие музыкальные краски; яркие, светлые или более приглушенные, неярки, темные.

Педагог предлагает найти такое же настроение на репродукциях (при рассматривании обращает внимание на цвет - важное средство в передаче настроения).

Муз. рук-ль:  - Ребята, как вы думаете. А бывает веселая, радостная осень.((ответы детей). – Когда люди собирают урожай, они радуются.

- Хотите познакомиться с радостной музыкой посвященной осени.

- Такую музыку написал другой композитор – Антонио Вивальди и называется она «Осень».(слушанье).

- Ребята. А вы можете показать настроение этой музыки личиками, мимикой.

- Вы улыбаетесь, это значит, что музыка, какая? (ответы детей).

- А теперь посмотрите на картины художников изображающих осень, выберите пожалуйста, те которые, в большей степени соответствуют музыке написанной А. Вивальди.(ответы детей).

Послушайте ребята сказку:  Жила-была Осень, и было у нее три дочери: Ранняя осень, Золотая  осень и Поздняя осень. Ранняя и Золотая были радостные, веселые, нарядные. Именно про эту осень и написал композитор А.Вивальди. Ранняя и Золотая осен        ь всегда посмеивались  над своей младшей сестрой, поздней осенью,  говорили какая  она некрасивая, мрачная, серая.

Но Поздняя осень была горделивая и ничего им не отвечала. А было у нее два сына – ветер и дождь. Скажу вам по секрету, оба были большими озорниками. Очень любили танцевать и петь песенки.

-Давайте споем песенку ветра (дети поют упражнение  «Ветер»)

-Дождик  тоже любил петь свою песенку. Давайте споем ее (дети поют распевку «Дождик»).

-А  скажите на каком музыкальном инструменте лучше всего мы можем сыграть песенку дождя.(ответы).

Дети пробуют играть песенку дождя на металлофоне простейший ритмический рисунок, импровизация.

-Дождик очень любил свою песенку, но он был маленький и не умел записывать нотами мелодию и забывал свою песенку. Давайте поможет ему, запишем песенку и подарим ему.(дети выкладывают ритмический рисунок на магнитной доске).

- Молодцы ребята, дождик очень обрадуется, когда увидит эту песенку.

- Ну, а сейчас давайте мы тоже вспомним нашу любимую песенку про осень.

( Муз. рук-ль исполняет мелодию песни, дети вспоминают  название  «Осень в гости просим»).

- Правильно ребята, давайте споем эту песню дружно и весело; будем петь куплет протяжно, льющимся звуком, а припев легко и без напряжения.

-  Молодцы, сразу видно, что вы дружные ребята, поете сплоченно,  все вместе.

- Осень дарит нам не только  урожай овощей и фруктов, но и много-много грибов. А давайте вместе с вами отправимся в лес за грибами.

 (Инсценирование песни «По грибы»).

- Как прекрасно закончилась эта история с грибами, хорошо, что козлик оказался поблизости, давайте пригласим его в группу и угостим овощами.

   Все взрослые и дети  идут в группу на занятие по ИЗО,  на котором  проводится занятие на тему: «Дары  Осени».

Музыкально - познавательное занятие

 на тему: «Капустные посиделки».

Разработала и провела музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детского сада №2 «Солнышко»

Гайламазова Шохагат Гургеновна.

с.Чалтырь

Мясниковского  района

Ростовской   области.

                Реализуемые  образовательные  области

«Музыка»,  «Познание»,  «Коммуникация»,  «Социализация»,  «Труд»

Программное содержание:

Цель: Знакомить детей с православными русскими праздниками, пропагандировать русскую народную культуру, быт, приобщать дошкольников к ее истокам, традициям, обычаям.

 Задачи:

  1. Познакомить детей с православным праздником Воздвиженье, его значением в жизни человека и поддержании у детей интереса к познанию жизни предков.
  2. Дать воспитанникам возможность проявить музыкальные способности и творческую индивидуальность.
  3. Учить детей выразительному исполнению русских народных танцев, игр, хороводов.
  4. Воспитывать отзывчивость и уважение к культуре и традициям другого народа.

Методическое обеспечение:

  1. Песня «К нам гости пришли» сл. М. Ивенсен муз. А. Александрова, журнал «Музыкальный руководитель» №4 2011 год.
  2. Песня «Грустный дождик» муз. и сл.Л.Куклиной, журнал «Музыкальный руководитель» №5 2008год.
  3. Р.Н.П. «На горе-то калина» обр. Чичкова сб. «Музыка в детском саду» подгот. группа. Москва «Музыка» 1985год.
  4. «Частушки»  Р.Н.М.
  5. Р.Н.М. «Сударушка».( аудиозапись).
  6. Р.Н.П. «Во поле береза стояла».
  7. Аудиозапись Р.Н.М.

Предварительная работа:

  1. Беседы с детьми о праздниках и обычаях русского и армянского народов, об их особенностях культуры и быта, о значении овощей в нашей жизни.
  2. Повторение с детьми пословиц, поговорок, загадок об осени, труде  и овощах.
  3. Разучивание с детьми музыкально-игрового, танцевального и художественного материала.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия, дети заходят в зал и становятся

полукругом, в центре девочка с караваем читает стих:

                         В знак признанья и отличия

                        Нам приятно в этот час

                        По старинному обычаю

                        Хлебом-солью встретить Вас!

                        Каравай мы вам подносим поклонясь,

                        хлеб-соль отведать просим!

После угощения  дети поют песню  «К нам гости пришли»,  после чего садятся на лавки.

Муз. рук-ль: - Много лет назад после долгих скитаний наши предки  армяне обосновались на Донской земле , на земле русских и казаков. Столько же лет армяне и русские  живут, трудятся, радуются бок о бок друг с другом. Но у каждого народа есть свои традиции, песни, игры. Сегодня ребята мы собрались для того, чтобы  узнать, а может что-то вспомнить, как в старину русский народ собирался на посиделки в русских избах после трудового дня и сбора урожая.

- В избе-то у нас тепло, а вот на улице сыро, ветрено и студёно.

 Ребенок читает стих:

                                Дует ветер,

                                        Льется дождь

                                        Холодно на улице

                                        А  в избе у нас тепло

                                        Печка  топится.

Дети исполняют песню «Грустный дождик».

Муз.рук-ль: - Расскажу - ка я вам ребята как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так  в праздник «Воздвиженья»  первая барыня – капуста. На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить ее на долгую зиму, потом печь пироги, варить вкусные щи.

- Давайте вместе порубим капустку ( проводится логоритмическая разминка «Капуста»:  

Мы капусту рубим                                     Поочередные взмахи выпрямленными

Бим-бим-бим                                               кистями рук  вверх – вниз.

Мы капусту трем                                      Трут кулачки рук друг о друга

Трем-трем-трем    

Мы капусту  солим                                     Потирают  пальцами друг о друга

Лим-лим-лим                                                                                                  

Мы капусту жмем                                         Энергично сжимают и    

Жмем-жмем-жмем                                       разжимают пальцы.

- Вот мы с вами и посолили капустку, в таком случае в народе говорят:

«Сделал дело – гуляй смело», а какие еще пословицы и поговорки вы знаете, давайте вспомним:

  • Лето – припасиха, а зима – прибериха.
  • Не красна изба углами, а  красна пирогами.
  • Смотри, поспешишь – людей насмешишь.
  • Красному гостю, красное место.
  • Для чего огород городить, коли капусту не садить.
  • Дом вести – не головой трясти, все надо припасти.
  • Делу время – потехе час.

- Молодцы ребята, вот  и мы собрались, чтоб попеть, шутки и прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться, поэтому капустные вечеринки без песен, плясок не обходятся:

- Если есть в лесу цветы

  Будет и поляночка

  Если есть в избе девчата

  Будет и гуляночка.

( Проводится хоровод «На горе-то калина» Р.Н.П.)

- Вижу я, что вы ребята, мастера петь, да хороводы водить.

  А загадки отгадывать умеете?

  Вот послушайте:

  1. Растет она на грядке

Одета в шумные шелка

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли пол мешка.              (капуста).

  1. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь, очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.             (морковь).

  1. Я румяную матрешку

От подруг не оторву

Подожду, пока матрешка

Упадет сама в траву                         (яблоко)

  1. Я красна, я кисла

На болоте я росла

Созревала под снежком

Ну-ка кто со мной знаком?                       (клюква).

- Правильно ребята, а вы знаете, что именно морковь, яблоки и клюкву добавляли  в капусту, чтобы она  стала не только вкусной, но и красивой.

А наши посиделки продолжаются, красно девицы любили петь веселые частушки и позабавить всех гостей.

( девочки поют частушки):

  • Капуста моя

Все четыре кочана

Никогда я не плясала

Только нынче начала, ух!

  • Не хотела я плясать

Стояла и стеснялась

Балалайка заиграла

Я не удержалась, ух!

  • Если б не было воды

Не было б и кружки

Если б не было девчат

Кто бы пел частушки? ух!

  • Мы  пропели вам частушки

Вы скажите от души

«Хороши частушки ваши

  И вы тоже хороши», ух!

- Спасибо вам красавицы. Расскажу я вам еще об одной потехе. На Руси добры молодцы очень любили силой мериться. Садились парни на лавку напротив друг друга, ногами упирались друг в друга, руками держали палку и каждый ее тянул на себя. Кто перетянет палку на свою сторону, тот и сильнее. Давайте и мы померимся силой.

(Проводится игра « Перетягивание палки»).

- Обойди хоть всю планету –

  Лучше русской пляски нету.

  А теперь пора сплясать

  Нашу пляску показать!

( Танец «Сударушка»).

Воспит-ль:  - Посмотрите, какой чудесный сундучок стоит в горнице, чтобы узнать, что в нем нужно отгадать загадку:

    Всех кормлю с охотою

    А сама безротая

   Сначала накормлю

   Потом развеселю!       (ложки деревянные).

От зари и до зари

Веселятся ложкари

Будем весело играть

Звонко ложками стучать!

( Играет ансамбль деревянных инструментов песню «Во поле береза стояла»).

Вот так ребята русский народ устраивал капустные посиделки весело и задорно!

А  сейчас давайте пройдем в группу и на самом деле приготовим салат из капусты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в детском саду. - ручной и художественный труд Тема: «Осень бывает разная: золотая, желтая, красная».

Проектная по  ручной  и художественному труду на  тему: «Осень бывает разная: золотая, желтая, красная»....

Сценарий осеннего праздника для воспитанников реабилитационного центра "Аленький цветочек" и подготовительных групп сада №10 "Лучик" "Осень бывает разная"

Сценарий осеннего праздника для воспитанников реабилитационного центра "Аленький цветочек" и подготовительных групп сада №10 "Лучик""Осень бывает разная"...

Проект "Осень бывает разная, золотая, желтая, красная"

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменений в природе....

Осень бывает разная: золотая, желтая, красная

Проект по художественному-эстетическому развитию...

проект "Осень бывает разная: золота, желтая красная"

Осень - одно из красивейших времён года. Его воспевают в своём творчестве и поэты, и композиторы, и художники. В тоже время осень - переменчивая пора. Она дарит нам много  красок. Поэтому, каждый...

проект "Осень бывает разная: золота, желтая красная"

Осень - одно из красивейших времён года. Его воспевают в своём творчестве и поэты, и композиторы, и художники. В тоже время осень - переменчивая пора. Она дарит нам много  красок. Поэтому, каждый...

Сценарий осеннего праздника "Осень бывает разная"

Сценарий осеннего празника для подготовительной группы детского сада. Сценарий скомпилирован на основе нескольких сценариев....