ДЖОЛТ. Музыкально-дидактическая игра как метод обучения.
учебно-методическое пособие по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Еременко Ольга Александровна

Уважаемые коллеги, все мы время от времени проходим обучение на различных курсах повышения квалификации педагогической деятельности. Это помогает нам, педагогам, специалистам, воспитателям, повышать уровень своего профессионализма, делиться опытом с коллегами. Позволяет узнавать и грамотно внедрять в работу новые стандарты государственного образования, делать свою работу более грамотной, интересной, разнообразной. Эффективно организованные и правильно спланированные курсы повышения квалификации, на мой взгляд, также помогают избегать и первых "звоночков" профессионального выгорания, дают прилив свежих сил и помогают в реализации новых творческих идей.

Во время прохождения последних таких курсов для музыкальных руководителей, много говорилось об эффективности использования в профессиональной деятельности различных методов музыкального образования, отвечающих современному стандарту образования. Любой педагог, специалист со стажем подтвердит, что владение различными методами, их своевременное и грамотное использование в различных видах музыкальной деятельности с детьми, значительно улучшает восприятие дошкольников. Что позволяет педагогу достичь проектируемого результата в занятии, то есть реализовать его содержание, организовать деятельность педагога и детей и так далее. 

Классификация методов музыкального образования выделяет две основные группы:

1. По источнику передачи и получения знаний:
- наглядные
- словесные
- практические
2. По характеру познавательной деятельности:
- объяснительно - иллюстративные
- репродуктивные
- игровые

Многие из этих методов, как, например, рассказ, беседа, метод забегания вперед и возвращения к пройденному материалу (Д.Б.Кабалевский), мы прекрасно знаем и часто используем.

 Есть более современные методы, которыми мы только начинаем овладевать, но кто-то уже успешно использует, например, метод моделирования элементов музыкального языка (Т. Э. Тютюнникова и др.), метод пластического интонирования (Т. Е. Вендрова). 

Хочу представить вам современный художественно - практический игровой метод, который получил название ДЖОЛТ (от английского «jolt - удар, толчок»), с которым я познакомилась на курсах. Он связан с двигательными реакциями и активными действиями ребёнка в процессе его общения с музыкой. По своей сути это музыкально – дидактическая ирга. Применение такой дидактической игры действительно дает «толчок» к запоминанию, систематизации полученных навыков и знаний.

 Составление ДЖОЛТов оказалось очень занимательным и веселым процессом, который захватил всю нашу группу. Вы и сами, посмотрев примерные варианты, сможете составить свои ДЖОЛТы на различные виды деятельности. Такие игры сделают ваши занятия более интересными и привлекательными.

С помощью данного метода можно добиться решения многих задач: формирование устойчивого интереса дошкольников к музыкальной и творческой деятельности; активизация музыкального восприятия, памяти, внимания и мышления; развитие любознательности и активной жизненной позиции; создание творческой непринужденной обстановки и так далее.

 В основе метода лежит ряд заданий, которые сочетают в себе различные виды деятельности. Ниже в презентации предлагаю вашему вниманию три ДЖОЛТа на тему "Музыкальные инструменты":

 

1 слайд:

Веселый оркестр (ДЖОЛТ)

(подготовительная группа)

Музыкальный руководитель дает детям задание, четко проговаривая его, дождавшись, когда дети выполнят, переходит к другому:

1.     мысленно перечисли струнные инструменты, хлопни в ладоши и покажи игру на дудочке

2.     мысленно найди ударные инструменты, топни правой ногой и покажи игру на балалайке

3.     мысленно найди клавишные инструменты, хлопни по коленкам левой рукой и покажи игру на барабане

4.     мысленно найди духовые инструменты, правой рукой покажи «О,кей!» и хлопни в ладоши, левой рукой покажи «О,кей!» и покажи игру на скрипке.

5.     Пожми соседу руку! Вы молодцы!

 

2 слайд:

Игра «Джолт»: «Веселый оркестр»

(старшая группа)

Музыкальный руководитель дает детям задание, четко проговаривая его, дождавшись, когда дети выполнят, переходит к другому:

1.     Ребята, мысленно назовите музыкальные инструменты и топните правой ногой.

2.     Назовите про себя струнные муз инструменты и соедините большие и указательные пальчики на левой и правой руках.

3.     Назовите про себя ударные инструменты и постучите пальчиком по ладошке.

4.     Назовите про себя духовой инструмент и подуйте.

5.     А теперь выберите тот инструмент, который вам нравится больше всего и,  на счет «три» громко изобрази его движением и голосом. Вот какой у нас замечательный получился оркестр!

Аплодисменты!!!

 

3 слайд:

Джолт «Выбери инструмент!»

(старшая группа)

Музыкальный руководитель дает детям задание, четко проговаривая его, дождавшись, когда дети выполнят, переходит к другому:

1.Выберите инструменты, в форме круга и обнимите соседа

2.Выберите инструменты, в форме  треугольника и покажите руками крышу домика

3.Выберите инструмент, похожий на чупа-чупс и погладьте себя по животику

4.Выберите самый большой инструмент и надуйте щёки

5.Выберите самый маленький  инструмент и обнимите себя руками и скажите «пи-пи-пи!»

6.Выберите инструмент, который вам нравится, и покажите, как вы играете на нем

7.А теперь вспомните и назовите инструмент соседа.

Молодцы!!!

Коллеги, спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx667.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 слайд

Слайд 2

2 слайд

Слайд 3

3 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ДОУ

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоце...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Доклад «Интерактивная игра - как метод обучения в работе педагога-психолога»

Практически каждый педагог образовательного учреждения использует на своих занятиях интерактивные технологии. Не исключением являются и педагоги-психологи. Несмотря на то, что интерактивность понимает...

Игра как метод обучения детей младшего школьного возраста

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направле...

Консультация "Игра - ведущий метод обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах"

В консультации раскрыта сущность игры в рамках обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах....

Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника»

Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника»...

КАКОВА РОЛЬ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ? КАКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЯЕТ ИГРОСИСТЕМА? КАКИМ КРИТЕРИЯМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ИГРЫ КАК МЕТОД. ОБУЧЕНИЕ?

Одним из средств воспитания и обучения современных дошкольников являются различные виды игровых технологий. Основными задачами подавляющего большинства, как игр, так и специально применяемых игровых т...