Технология О.П. Радынова
учебно-методическое пособие по музыке на тему

shemchuklv

Технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_radynova.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад компенсирующего вида № 63 «Росток»

«Музыкальные шедевры» Автор О.П.Радынова

Технология   развития творческого   слышания   музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Цель: Формирование основ музыкальной культуры   детей дошкольного возраста

Задачи:

  • Накапливать опыт восприятия произведений   мировой  музыкальной  культуры  разных  эпох  и  стилей, а  также  расширять  знания  детей   о народной  музыке
  • Вызывать  проявления  эмоциональной  отзывчивости,  развивать  музыкальные  способности,  мышление  (осознание  эмоционального  содержания  музыки, музыкальной  формы, жанра)
  • Воспитывать  эстетические  чувства, тезаурус (сокровищницу  впечатлений)
  • Побуждать выражать свои музыкальные  впечатления  в  исполнительской,  творческой  деятельности (в  образном  слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти  задачи  едины  для  всех   возрастных  групп

Методическое  обоснование

Технология   О.П.Радыновой    построена  на  основе концепции, обосновывающей  важность  накопления  уже  в  раннем  возрасте   музыкально – интонационного  опыта  восприятия  высокого  искусства  в  разных  видах   музыкальной  деятельности, подобно  овладению  ребёнком  речи.  Ориентация  дошкольника  на  ценности  музыкальной  культуры как  части  общей  духовной  культуры  имеет  важное   значение  не  только  для  музыкального, но  и  общего  развития  ребёнка, нравственно-  эстетического  становления  личности.  Автором  впервые  создана  научно  обоснованная   и  методически  выстроенная  система   формирования  основ    музыкальной  культуры  детей   дошкольного  возраста,  включающая  принципы, содержание,  методы  и формы  работы, учитывающая    индивидуальные  и психофизиологические   особенности  детей  и   в  интеграции  со  всеми  образовательными  областями  в  детском  саду.

Основная  цель  программы -   развитие   творческого  слышания  музыки  детьми,  которое  предполагает  побуждение  детей   к  проявлениям  различных  форм  творческой  активности -  музыкальной, музыкально – двигательной, художественной.

Ведущий  вид деятельности   в  программе -  музыкальное  восприятие,  объединяющее  исполнительство, творчество, музыкально - образовательную  деятельность  на  едином  репертуаре (с  привлечением   дополнительного  репертуара  по  пению).

Задачи  программы, а  также  более конкретные  задачи, сформулированные  по  каждой  теме,  едины  для  всех  возрастных  групп:

  • Расширять  знания  о  музыке
  • Вызывать  и  поддерживать  интерес  к  музыке
  • Развивать  музыкально – эстетические  потребности, признание  ценности  музыки, начало  вкуса, представления  о  красоте
  • Побуждать  к оценке  музыки (эмоциональной  и словесной), оценочное  отношение

Возможности  детей  в  осуществлении  этих  задач  в  разном  возрасте  различны.

Автор  основывается  на  концепции, то  формирование  музыкальной  культуры  детей  обеспечивается  отбором  произведений  музыкальной  классики  и  народной  музыки, являющихся  для  них  «эталоном  красоты», пересмотром  технологии   изучения  репертуара  по  разработанным принципам:  

  • тематическому
  • концентрическому (цикличности)
  • контрастного  сопоставления  произведений
  • синкретизма
  • адаптивности

Принципы    построения   программы

Основной  принцип  -  тематический  ( шесть  тем  на  1-2  месяца  изучения  и  их  повторение  каждый  год  на  новом  материале). Этот  принцип  помогает   систематизировать  полученные  знания, поддерживают  интерес  к  музыке.

Первая  тема «Настроения, чувства  в  музыке»  выражает  определённое  эмоциональное  содержание.

Вторая  тема «Песня, танец, марш», основополагающая  по  программе  для  общеобразовательных  школ Д.Б.Кабалевского.

Третья  тема «Музыка  рассказывает  о  животных  и птицах»  даёт  представление  об  изобразительности  музыки, средствах  музыкальной  выразительности.

Четвёртая  тема «Природа  и музыка»   включает  в  себя  произведения, в  которых  выражены   настроения, созвучные той  или  иной  картине  природы, времени  года, дня.

Пятая  тема «Сказка  в музыке» представляет  пьесы  классической  музыки  со  сказочным  содержанием, которые  дети  инсценируют, передавая  характер  персонажей  в  танцевальных, образных  движениях, рисунках.

Шестая  тема  «Музыкальные  инструменты  и  игрушки»  знакомит  с  произведениями,   имитирующими  звучание  музыкальных  инструментов, а  также  музыкальными  народными  инструментами  и  инструментами  симфонического оркестра.

Принцип  концентрический   или   принцип   цикличности (повторяемость тем) -  позволяет  легко  вернуться  в  следующем году  к  первой  теме.  Дети  применяют  усвоенное  и  познают  новое  на  следующем  этапе  музыкального  и общего  развития.

Принцип  -  контрастное  сопоставление  репертуара (пьесы  с одинаковыми или  близкими  названиями). Такие  сопоставления  рождают  проблемную  познавательно – оценочную  ситуацию, заинтересовывают  детей, позволяют  лучше  осознать  услышанное.

Принцип  адаптивности    предполагает  гибкое  применение   содержания  и методов  музыкального  развития  детей  в зависимости  от  индивидуальных  и психофизиологических   особенностей  каждого  ребёнка. Допускает вариативное  применение  репертуара  внутри  каждой  темы.

Принцип  синкретизма  программы  предполагает  взаимосвязь  разных  видов музыкальной  и художественно – эстетической  деятельности в  непосредственной  образовательной  деятельности   при  объединяющей  роли  восприятия, «творческого  слышания»  музыки, побуждает  к  творческой  активности   в  следующих  формах:  музыкально – ритмические  движения, ритмопластика,  подпевание,   дирижирование,  пение, певческие  импровизации; оркестровка, игра  на  детских  музыкальных  инструментах;  рисование, восприятие  произведений  изобразительного  искусства, чтение  стихотворений, сочинение  сказок, игр – драматизаций, постановка  музыкальных  сказок  на  сюжеты  литературных  произведений (c  ведущей  ролью  музыки), кукольного  музыкального  театра  и др. видов  детской  деятельности.

Методы  и приёмы  музыкального   воспитания:

Наглядный,  словесный,  практический -   традиционные    методы  носят  развивающий  характер, побуждают  детей  к  проявлениям  различных  форм  двигательной, речевой, эстетической  активности.  Каждый  из  этих  трёх  методов  применяется  с нарастанием   проблемности:  от  прямого  воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация)  через  закрепление  упражнения (воспроизводящие  и творческие), создание  поисковых  ситуаций (показ   вариантов выполнения  задания)  к  самостоятельному  поиску  детьми  способов  деятельности.

Созданию  проблемных  ситуаций  способствуют  приёмы, побуждающие  к  поиску  аналогий, обобщению.  Они   формируют  музыкальное  мышление  детей,  способность  к  элементарным  суждениям, оценкам, развивают  творческое  воображение, интерес  к  музыке.

Особые  методы,  разработанные   О.П.Радыновой:

 Метод  контрастных    сопоставлений   произведений  позволяет  заинтересовать  детей, активизирует  проявление  эмоциональной  отзывчивости, художественно-образного  мышления, воображения. Этот  метод  применяется  с  учётом  возрастных особенностей.

В  младшем  возрасте контрастные  сопоставления  наиболее отчётливы, в  более старшем  возрасте  сопоставление  произведений   применяется  с  постепенным  уменьшением  контрастности  образов.

Метод  уподобления  характеру  звучания   музыки  предполагает  активизацию  разнообразных  творческих  действий, направленных на  осознание  музыкального  образа.

Моторно-двигательное   уподобление     эмоционально – образному  содержанию  музыки   (мелкая  моторика  рук, дирижёрский  жест, ритмопластика, образные  и  танцевальные  движения) побуждают  детей  к  «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков).  Различение  выразительных  интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых  особенностей является  наиболее  универсальным  средством  развития  эмоциональной  отзывчивости, музыкального  мышления, творческого  воображения.

Тактильное  уподобление  характеру  звучания  музыки   -  прикосновение  руки  педагога  к  руке  ребёнка  с  одновременным  пояснением настроения  музыки (используется  в  младшем  возрасте).

Словесное  уподобление характеру  звучания  музыки   -  эмоционально – выразительные  пояснения  характера  музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие  смену  настроений, поэзия, сказочная  сюжетная  форма  занятий. Применяется  в каждой  возрастной  группе  по -  разному.

Вокальное  уподобление   характеру  звучания  музыки   в  виде  тихого  выразительного  напевания  педагогом  мелодии  во  время  звучания  произведения  и подпевания  отдельных  интонаций  детьми  применяется  в  младшем  возрасте (И.В.Груздова). Этот  метод  способствует  различению  на  слух  конкретной  мелодии, выделению  в ней  наиболее  ярких  средств.  В средней  и  старшей  группе  дети  уже  сами  напевают  полюбившиеся   мелодии, что  свидетельствует  о  проявлении  интереса  к музыке, накопления  опыта  её  восприятия.

Мимическое  уподобление    характеру  звучания  музыки – сосредоточенное  внимание  взрослого  во  время  звучания  произведения, выражение  глаз, улыбка  или  серьёзность   крайне  важно  для  ребёнка  и  служит  своеобразным  ориентиром  в  процессе  восприятия  музыки.

Темброво-инструментальное    уподобление  характеру  звучания  музыки  применяется  в  виде  оркестровки, выбора  выразительного  тембра  инструмента, соответствующего  эмоциональному содержанию  музыкального  образа. В  младшей  группе  выполняются  простейшие  действия  с музыкальными  инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет  могут  применять   звуковысотные   инструменты.

Интонационное  уподобление  характеру  звучания  музыки    крайне  важно  в деятельности  с  детьми  младшего  возраста. Дети 1-ой младшей  группы  не  понимают    значение слов,   ориентируются  на  интонационную  выразительность  речи  педагога, несущую  определённый  смысл.

Цветовое     уподобление  характеру  звучания  музыки    применяется  для  закрепления  представлений о  характере  музыки, выявление  реакций  на  изменение  настроений.

Полихудожественное   уподобление  характеру  звучания  музыки    - выразительная  роль  средств    языка  разных  искусств:  живописи, художественного  слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение  музыкального  произведения  с картиной  в  плане  общности  или  различия  выраженных  в них  настроений, музыкального  произведения  со  стихотворениями  по  эмоциональным  признакам, использование  инсценировок, театрализованных   игр, сопровождающихся  классической  музыкой, ритмопластические  импровизации  формируют  у детей  представления  о  выразительных  возможностях  искусств.

Непосредственная  образовательная  деятельность (НОД) -  основная  форма   организации  детской  деятельности, где  решаются  задачи   формирования  основ  музыкальной  культуры. Все   виды   деятельности  (индивидуальные,  по  подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные  и  их  разновидности)  применяются  и  варьируются  в  зависимости  от  возраста  и  уровня  музыкального  развития  ребёнка.

  Автор  считает  важным то, чтобы  музыка  звучала   в повседневной  жизни  детского сада  в  самых  разнообразных  ситуациях:

  • слушание знакомых  музыкальных  произведений
  • музыкальные  игры – путешествия в  прошлое  и настоящее
  • игры – сказки
  • звучание  музыки  как  фон во время  тихих  игр, рисования
  • тематические  музыкальные вечера
  • беседы – концерты
  • театральные  постановки
  • праздничные  утренники

Праздничные  даты  могут  отмечаться по – разному (тематические  или  комплексные  занятия,  развлечения), а  не  только  в  форме  утренника.

Объём  внимания  ребёнка  невелик, поэтому  для  слушания  надо  давать    небольшие  произведения  или     яркие  фрагменты. Необходимо, чтобы  классическая музыка  звучала  и в  семье.

Методическое  сопровождение  технологии:

  • Методические  рекомендации
  • Методические  пособия  из  5  книг («Настроения и чувства  в  музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка  о  животных  и птицах», «Природа  и музыка», «Сказка  в  музыке», «Музыкальные инструменты  и  игрушки»)
  • Аудиозаписи  (диски СД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых методик и технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор О.П.Радынова "Музыкальные шедевры"

"Музыкальные  шедевры" Автор О.П.РадыноваТехнология  развития  творческого  слушания  музыки, формирование  основ  музыкальной  культуры  у  детей ...

«Зимняя тема в классических музыкальных произведениях с использованием технологии О.П. Радыновой»

Консультация для педагогов  тема: «Зимняя тема в классических музыкальных произведениях  с использованием технологии О.П. Радыновой»Подготовила:музыкальный руководител...

Педагогическая технология обогащения представлений об эмоциях и чувствах у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки "Музыкальные шедевры" (О.П. Радынова)

Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили цел...

Технология развития творческого слушания музыки по авторской программе "Музыкальные шедевры" Радыновой О.П.

Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили цел...

Конспект музыкального занятия с использованием технологии развития творческого воображения О.П.Радыновой для детей старшего дошкольного возраста."Зимние превращения у Новогодней елки"

Типовое музыкальное занятие, с использованием технологии  развития творческого воображения О.П.Родыновой для детей старшего дошкольного возраста.Цель - создание условий для развития творческого в...

Технология развития творческого слушания музыки по авторской программе «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой

описание технологиии по слушанию музыки на основе авторской программы Радыновой "Музыкальные шедевры". с примерным планированием использования материала...