Знакомство со звуком Ж
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Андрианова Елена Александровна

Фронтальное занятие по звукопроизношению. Цель занятия-закрепить навык четкого произношения звука Ж.Развивать фонематический слух, развивать целенаправленную воздушную струю, закреплять звуко-слоговой анализ слова, учить согласованию количественных числительных с существительными, образованию уменьшительно-ласкательных существительных. Упражнять в преобразовании слов. Работать над предложением. Упражнять в пересказе текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знакомство со звуком Ж.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство со звуком [Ж]

фронтальное занятие по звукопроизношению.

Задачи: Уточнить произношение звука Ж, закрепить навык четкого произношения звука Ж изолированно, в слогах, словах и фразах. Развивать фонематический слух, развитие целенаправленной воздушной струи, закреплять звуко-слоговой анализ слова, учить согласованию количественных числительных с существительными, образованию уменьшительно-ласкательных существительных. Упражнять в преобразовании слов. Работать над предложением. Упражнять в пересказе текста.

Оборудование: картинки, в названии которых есть звук Ж, Жук, Женя, Жар-Птица, ромашка, жучки.

Ход  занятия.

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!        

-Послушайте загадку: Жу-жу-жу, жу-жу-жу

                                       Я на ветке сижу, все жужжу и жужжу.

-Кто это?(Жук)

2.Произношение изолированного звука

-С каким звуком дружит жук? (Ж)

-Давайте с вами пожужжим с жуком. Жук жужжит тихо, громко, протяжно, отрывисто.

-очень хорошо. Вместе с нашим жуком мы отправимся в удивительный и волшебный мир звука Ж.

3.Уточнение артикуляции, характеристика звука

-А теперь возьмите зеркала. Давайте еще раз произнесем звук Ж. Что делают губки?(губки вытягиваются вперед). А язычок где у нас(наверху, образует чашечку). Воздушная струйка какая?(теплая), а горлышко работает?(Да).

-Звук Ж значит какой? Он согласный или гласный? Есть преграда, мы можем его пропеть? Он согласный. Горлышко работает, значит, он какой?- Звонкий. Звук Ж всегда твердый.

Давайте теперь все объединим, какой звук Ж? (согласный, звонкий, твердый)

4.Развитие фонематического слуха

-а теперь давайте встанем. Будем изображать с вами жучков. «Жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет» (присели, изображая жучка)

Если вы услышите звук Ж, встаньте и похлопайте крылышками как жуки, вот так.

(Л, Ш, Ж, С, Ж, М, Жа, Со, Жо, Ка, Жу, Жук, Сало, Сук, Жара, кошка, ежик, прыжок, жираф, миска, ножницы.)

-Молодцы, возвращаемся теперь на место.

5.Автоматизация звука в слогах. Игра  «Песенки жука»

-Жук прилетел на поляну, здесь растет много цветов, а наш жук выбрал самый большой и красивый цветок. А лепестках написаны песенки..Давайте споем эти песенки вместе с жуком.(ромашка)(жа-жа-жа, жо-жо-жо, жи-жи-жи, жа-жо-жу, жа-жа-жо-жо, жо-жу-жо-жу…)

- А теперь жук хочет с вами поиграть. Слушайте и повторяйте за ним.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа жили-были два ежа; жу-жу-жу,жу-жу-жу я на двух ежей гляжу; жи-жи-жи,жи-жи-жи убежади прочь ежи; жу-жу-жу, жу-жу-жу я жилет вяжу; жа-жа-жа, жа-жа-жа мы видели ужа; жо-жо-жо, жо-жо-жо нарисуй большой кружок;жу-жу-жу, жу-жу-жу там жужжит огромный жук; же-же-же, же-же-же вижу желудь на еже; жа-жа-жа испугали мы ежа.

6.Автоматизация звука в словах

-А пока мы играли, к нам в гости пришел Женя. Здесь много вещей. А Женя говорит, что не знает какие его вещи. Давайте поможем ему, найдем вещи, в названии которых есть звук Ж.(выбрать картинки со звуком Ж: пальто, мешок, совок, галстук, жакет, пижама, журнал, бумажник, лыжи, пиджак, ножницы. Все картинки выставляются на доску.)

Загадки

-А теперь Женя хочет загадать нам загадки:

Под сугробом он растет снеговую воду пьет(подснежник)

Он высокий и пятнистый с длинной-длинной шеей, и питается он листьями, листьями деревьев.(жираф)

Ползун ползет иголки везет(ежик)

В золотой клубочек спрятался дубочек(желудь)

Звуковой анализ слова

-Давайте теперь возьмем звуковички и выложим : Жа, жи, ужи, жук, Жаба, ножи, этажи, лужок.

-Молодцы. отложим звуковички на край стола.

Согласование количественных числительных с существительными

 -А сейчас мы будем считать. 1,2,5.еж, жаба, баклажан, журавль, жеребенок, медвежонок, жук, журнал, жираф. (в лесу живет..(еж), к нам прилетел..(журавль), Жора жарил..(баклажан), На болоте живет..(жаба)…)

Преобразование слов

-А на поляне мы встретили Жар-Птицу. Она очень любит превращать одни слова в другие. Давайте поиграем вместе с ней. Она нам предлагает в словах 1 звук заменить на звук Ж.Слушайте внимательно: лук, сало, лучок, мир, баба, билет, бетон.

-Понравилось..?

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

-А еще волшебство звука Ж состоит в том, что он из большого предмета может сделать маленький.(флаг, снег, друг, сапог, пирог, утюг, круг, творог)

7.Автоматизация звука в предложениях

-А теперь жук полетел дальше и встретил по дороге медвежонка. Он перепутал все слова в предложении. Поможем ему навести порядок.

У,еж,ежата;жаба,болото,в,жить;жеребенок,лужайка,по,бежать;Женя,покупать,одежда;жук,жужжать,жасмин,около;пожарные,пожар,тушить;жираф,африка,в,жить;сережа,увидеть,дорожка,на,уж; женя,ежонок,бежать,за.

8.Автоматизация в тексте. Составление пересказа.

-хорошо мы справились с заданием. Жук предлагает нам послушать рассказ. А потом вы перескажете его и придумаете название рассказу.

(«Женя хочет стать художником. Он любит рисовать. Однажды он устроил выставку рисунков. Вот бежит по дорожке ежик. А тут играет медвежонок. Много жуков кружится над кустом ежевики. А вот здесь ужи с желтыми пятнами лежат на камне. Жениным друзьям очень нравятся его рисунки.»По ходу рассказа выставляются картинки.)

9.Развитие целенаправленной воздушной струи

-Хорошо. А сейчас я вам подарю по маленькому жучку. Возьмите его за веревочку и давайте подуем на него, чтобы он улетел.

10.Итог занятия

-Молодцы. Какой мы звук изучали? Какой он. Какие слова вы запомнили со звуком Ж?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)

Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)

Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...

Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»

Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»

Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...

Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"

Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ  с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...