Статья: "Опыт работы по подготовке руки к письму". Автор: Лейченок О.Н.
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Лейченок Ольга Николаевна

 В статье "Опыт работы по подготовке руки к письму" рассказывается  о методах и приёмах, способствующих развитию тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ruki_k_pismu.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Опыт работы по подготовке руки к письму».

Автор статьи: Лейченок О.Н. воспитатель.

Одна из главных трудностей, с которой втречается ребёнок в школе - это овладение письмом. Многие дети не умеют вовремя остановиться, когда пишут букву или слово; не справляются с правильным написанием элементов букв. Поэтому, одной из важных задач, стоящих перед воспитателем является подготовка руки к письму.

 В условиях детского сада решению этой задачи способствует совместная деятельность по рисованию, лепке, аппликации. Эти занятия развивают мелкую мускулатуру пальцев, благодаря чему рука ребёнка становится более гибкой и послушной. Дети овладевают навыками и умениями работы с карандашом, кистью, ножницами, стекой; развивают содружественные движения обеих рук; руки и глаза.

 Прежде, чем дать в руки карандаш или кисточку, мы предлагаем рисовать пальчиками, Это укрепляет мышцы пальцев и активирует чувствительность кожи.

 Развитию тактильной и кинестетической чувсвительности пальцев и кистей рук способствует рисование пальцами по крупе (песку). Сначала дети рисуют, что хотят; потом предлагаем им нарисовать простые линии, дождик, солнышко и т.д.. Рисование по крупе остаётся одним из любимых занятий и детей старшего возраста, они создают сюжетные картинки, сменяющие друг друга. Для рисования по крупе (манная) в группе сделан специальный ящик ( ящик от комода, глубиной 15 см., обклеен самоклейкой; на дне стекло, под ним есть место для вставки листа бумаги, поэтому меняя цвет бумаги, можно изменять цвет фона рисунка).

 Развитию мелкой моторики способствует и "сухой бассейн", глубокая коробка, наполненная горохом (можно использовать гречневую крупу, рис, фасоль, чечевицу). Детям нравится искать в бассейне мелкие игрушки, грецкие орехи, массажные шарики; пересыпать горох из одной ёмкости в другую.

 Декортивное рисование способствует развитию графо-моторных навыков. Дети прорисовывают очень мелкие элементы росписи: точки, завитки, волнистые и прямые линии и т.п., а ритмичность в расположении элементов узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся " держать" линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овалы, завитки, волнистые линии).

 Для овладения письмом дети должны хорошо ориентироваться на листе, знать где "верх" и "низ", "середина", "левая и правая сторона".

 Сначала учим ориентироваться на листе без графических навыков. Этому способствуют задания по типу известной игры "Муха". На листе в клетку (начиная с 4, потом 9, 16 и т.д.) "муха" перемещается. Дети должны проследить, куда прилетит "муха", если она переместится, например, на 2 клетки вверх, 1 вправо, 1 вниз.

 Огромное количество вариантов этой игры. Действующими объектами могут быть различные предметы, игрушки. Символы предметов в клетках можно заменить буквами, цифрами.

 "Муха" может перелетать по чистому тетрадному листу из нижнего правого угла в верхний левый, в середину листа и т.д.

  Учим ориентироваться на листе в крупную клеточк, используя графические навыки. Двигаясь по сторонам клеточки, дети учатся проводить ровно прямые линии и закрепляют умение ориентироваться на листе. Учим соединять точки по стрелочкам в заданном направлении. Пишем графические диктанты: от простых узоров переходим к изображениям предметов.

  Следующий этап – учим рисовать параллельные линии (ровные линии на одинаковом расстоянии друг от друга). Для этой цели используем штриховку по методу Е.Потаповой.

 Для достижения наилучших результатов используем для штриховки специальные карточки. На них с помощью песка и клея момент нанесены различные варианты штриховок. Дети сначала проводят пальцем по карточке, обновляя свои тактильные ощущения, и после этого выполняют штриховку предметов по заданному образцу.

 У каждого ребёнка свой альбом, в котором он с помощью линеек и трафаретов создаёт изображения предметов. Каждую неделю изображение меняется, оно соответствует лексической теме недели. Изображения делают маленькими, чтобы штрих был не очень длинный. При штриховке соблюдаем правила:

 - Вертикальные и косые линии пишем только сверху вниз, а горизонтальные - только слева направо.

 Позже в качестве штриха используем волнистые, зигзаобразные линии.

 В предметы круглой и овальной формы вписываем спирали ("раскручиваем от центра к краю круга, "закручиваем" от края к центру).

 Рисуем "волны" и "дорожки ; ребёнок при этом учится плавно передвигать руку по всей длине строки; начинаем с пунктирных линий, а потом сплошные.

 В тетрадях учим вписывать в клетку овалы, круги, наклонные палочки.

 Пишем печатные буквы, указывая точки начала движения руки и направление.

 Дети, успешно освоившие все этапы работы, легче справятся с написанием письменных букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму

При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Кружковая работа в ДОУ как условие подготовки руки к письму

Школа предъявляет высокие требования к детям, в том числе и к навыкам письма. Кружковая работа является вариативной формой взаимодействия с  детьми в старшей и подготовительной группах, кот...

Традиционные методы работы по подготовки руки к письму.

Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не з...

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Василенко Оксана МуратовнаДля того чтобы устранить речевые нарушения детей и сформировать мелкую моторику у дошкольников, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, г...

Последовательность работы по подготовки руки к письму у детей с нарушением речи

Последовательность работы по подготовки руки к письму у детей с нарушением речи...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...