Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Смолянская Екатерина Николаевна

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки  для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Двуреченский детский сад общеразвивающего вида

 Конспект

 непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте с элементами лепки

в подготовительной к школе группе

Тема "Знакомство со звуком З "

                                                                     Составила воспитатель

Подготовительной к школе группы

Смолянская Екатерина Николаевна

п. Горный, 2013г.

Цель – комплексное развитие познавательно - речевой деятельности с использованием элементов        лепки.

  Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное             творчество».

Задачи: 

  • образовательные          
  1. познакомить с буквой З
  2. развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру речи детей
  3. продолжать учить находить звук  З в начале, середине и конце слова
  4. обогащать активный и пассивный словарь (слова экскурсия, улей, стеклорез,      знания)
  • развивающие
  1. развивать коммуникативные навыки  (умение говорения и слушания)
  2. развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей
  3. совершенствовать звука - буквенный  анализ
  • воспитательные
  1. воспитывать  умение  работать в команде и слушать товарища,
  2. воспитывать умение приходить друг другу на   помощь;
  3. воспитывать активность, самостоятельность детей.

  Материалы:

  • Демонстрационный
  1. игрушки  Лисенок, Мудрая Сова, Ёжик и Пчела Зоя
  2. картинки - иллюстрации на слова со звуком З.
  3. сундук с подарками
  • Раздаточный
  1. набор пластилина
  2. карточка для выкладывания пластилином букв и слов  
  3. лист  белого картона  

    Оборудование:

  1. магнитная доска
  2. набор  круглых магнитов
  3. магнитофон
  4. запись фонограммы «звуки леса»

         Ход занятия.

( Дети сидят за поставленными в шахматном порядке столами).

Воспитатель: Ребята, сегодня вас ожидает загадочный сюрприз.

Дело в том, что к нам в гости снова пришли Мудрая Сова, Лисенок и Ёжик.

Верные друзья помогают  нам учить буквы и звуки.

И сегодня они принесли с собой волшебный сундук. Что там в этом сундуке даже мне неизвестно.

Да и на сундуке висит замок.

А еще на нем ПЯТЬ звезд. Как вы думаете для чего они здесь?

Что мы должны сделать, чтобы открыть сундук?

Дети: Нужно выполнить ПЯТЬ заданий.

Воспитатель: Готовы ли вы выполнить все задания, которые приготовили наши друзья?

Тогда садитесь красиво. Спинка прямая, ножки правильно. Слушайте внимательно.

Раз-раз раз начинаем наш рассказ.

Однажды в ясный летний день волшебные игрушки: Мудрая Сова, Ежик и Лисенок пошли на экскурсию парк. Как вдруг к ним подлетела пчела и стала кружиться вокруг. «Остановитесь!» -  воскликнул Ёжик –  по-моему, эта пчёлка хочет нам что-то сказать. Друзья замерли на месте и стали напряженно вслушиваться в звенящий звук з-з-з-з-з. Через некоторое время они уже понимали, что говорит им пчела.

 А говорила она вот что: «Ззздравствуйте, неззнакомые ззверьки! Меня ззовут  Ззоя. Идите зза мной. Вас угощу полезной сладостью». Игрушкам стало интересно попробовать полезную сладость, и они отправились вслед за пчелой. Все вместе они подошли к большому улью.

Пчёлка Зоя познакомила их со своими сестрами. Их было много. Из своих крошечных ведёрок они стали выливать в большую миску густую тягучую ароматную жидкость.

 Пчёлы угостили сладким лакомством друзей.

А игрушки  вежливо поблагодарили  за столь вкусное угощение свою новую знакомую.

Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, с кем познакомились игрушки во время экскурсии в парк?

 Какой же звук  издают во время полёта пчёлы?

Дети: З-з-з

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о звуке З.

 Давайте, подумаем какой же этот звук и дадим ему характеристику?

Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.

Воспитатель: А сейчас на доске я напишу звук З.

  Кто мне ответит, что я сейчас написала на доске?

Дети: Букву З.

Воспитатель: Скажите, ребята, а разве буква и звук это не одно и то же? Чем же они отличаются?

Дети: Буквы мы пишем, а звуки говорим и слышим.

Воспитатель: Вы очень внимательные ребята.

А кто из вас может четко и быстро повторить скороговорку?

        Скороговорка:

Козу козленок обозлил,

Козе козленок надерзил.

Но ты не злись, коза, не злись!

А ты, козленок, извинись.

Воспитатель: Молодцы. Мы выполнили первое задание и получаем одну звезду.  

Предлагаю снять с сундука вторую звезду и прочитать следующее задание.

 Вспомните подвижную игру, в названии которой есть звук З.

 (Дети предлагают игры и договариваются  о том, в какую из них будут играть)

Физкультминутка: игра «Шел козел  по лесу»

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу,

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

(Дети вместе с водящим выполняют соответствующие движения).

           ( Слова можно пропевать.)

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Вторая звезда заслуженно ваша.

Но мы с вами знаем мудрую пословицу: « делу время - потехе час». И чтобы получить третью звезду мы  должны отгадать загадки, которые приготовил Лисенок.

Я буду загадывать загадки. Вы не просто отгадываете правильно загадку, но и  называете, в какой части слова-отгадки слышится звук З.

Кто первым поднимет руку и скажет в начале слова или в середине, или же в конце слышится звук З, тот и закрепит  картинку с отгадкой  на магнитную доску. Правила игры  всем понятны?

Дети: Да. Понятны.

Воспитатель:  Тогда слушайте загадки.

Загадки 

Что за зверь такой лесной                                    

Встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы,

Уши больше головы?                 (заяц)

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка-

Зеленая спинка                           (кузнечик)

Сам я алый, сахарный,

Кафтан зелёный бархатный          (арбуз)

Как на стёжке, на дорожке

Вижу алые серёжки.

Вот серёжку я нашла.

За одною наклонилась,

А на десять набрела!                     (земляника)

Над цветком порой замрет

Разноцветный самолет.

На былинке посидит,

Вдруг вспорхнет – полетит          (стрекоза)

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой,

Стоит над горой                              (берёза)

С бородой на свет явился

И ни разу не побрился                         (козел)

Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и  сам-рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино                           (телевизор)

На зеркальном на катке,

На единственном коньке

Он проехался разок,

И распался весь каток                          (стеклорез)

       

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое   стеклорез? Слово это загадочное.

 В нём спрятались сразу два слова.  Вы догадались, от каких слов образовано слово «стеклорез»?

Дети: Два слова стекло и резать спрятались в слове «стеклорез».

Воспитатель: Значит стеклорез это инструмент, которым можно разрезать стекло.

Молодцы! Ребята, наши помощники игрушки приготовили  ещё одно задание и, выполнив его, мы получим четвертую звезду.

Сначала скажите мне, пожалуйста, при помощи чего  можно выложить слова?

Дети:  При помощи семян, ниток, шнурков и даже ракушек.

Воспитатель:    Представляете, а можно выкладывать слово пластилином.  Может кто-то из вас уже знает,  как это делается? Хотите научиться?  Для  этого нам понадобится набор пластилина и лист белого картона.   И что ещё нам надо подготовить к работе?

Дети: Руки.                                                                                                                                          

        Пальчиковая гимнастика    «Замок»

На двери висит замок.            ( Соединяем пальцы обеих рук в замок.)

Кто его открыть бы мог?       ( Пальцы сцеплены в замок и тянем руки в разные стороны)

Постучали.                              (Не расцепляя пальцев, стучим ладонями одна о другую)

Покрутили.                              ( Вертим сцепленными руками  от себя  и к себе)

Потянули.                                (Пальцы сцеплены, тянем руки в разные стороны)

И открыли                               (Расцепляем пальцы рук).  

Воспитатель: Сейчас наши руки готовы трудиться.

 Игрушки-зверюшки приготовили  вот такое задание: нам нужно, используя только пластилин, написать слог ЗА. Как мы это сможем сделать?

Дети: Сделать жгутики и из них выложить буквы.

Воспитатель: Давайте вместе попробуем  выполнить это задание.

  Проговорим слог, который нам надо выложить.

Дети:  З А.

Воспитатель: Какой звук мы слышим первым?

Давайте из кусочка пластилина сделаем жгутик и выложим на картон  букву З.

 Молодцы! Какой звук мы слышим вторым? Попробуем выложить и его.

А теперь наступает самое интересное.

Скажем все вместе, хором, со слогом   ЗА вначале слова:

Кружить (закружить), лететь, бежать, болеть, стелить, прыгать, бросать, быть, вести, вернуть, готовить, дать, думать,  жечь, жить, клеить.

А сейчас, наоборот, скажем слово без слога ЗА:  

закопать (копать),  залить, запустить, замёрзнуть, занести, запеть, запить, записать, засыпать, затопить, захлопнуть, заходить.

Воспитатель: Молодцы! Мы выполнили четвертое задание.   Можем снять с сундука еще одну звезду.   А сейчас немножко отдохнём.

( Слышна запись фонограммы «звуки леса», дети выходят на ковер).  

Воспитатель: Представьте, мы оказались на лесной полянке.

Мы с вами  превратились в забавных маленьких зайчиков.

             Физкультминутка  «Зайка»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот  так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть.

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Кто- то зайку напугал.

Зайка «прыг» и ускакал.

Воспитатель: Ребята, Мудрая Сова приготовила последнее  пятое задание.

Но она написала слова на  карточках. Сова так торопилась, что в полёте растеряла все буквы. Сохранилась только одна буква З,  которая зацепилась своими завиточками и осталась на карточке.

На одной карточке она  оказалась ближе к левому краю,  значит, она будет  вначале нового слова.

На другой -  ближе к правому краю, значит надо придумать такое слово, где звук  З будет к конце слова. А если в середине карточки сохранилась буква З, то какое слово мы с вами должны будем придумать?

Дети:  Мы должны придумать такое слово, где звук З был бы в середине.

Воспитатель: Давайте поможем Сове: из пластилина сделаем буквы и выложим  новые слова. Затем вместе проверим,  какие  забавные  слова у нас получились.  Вот эти карточки.     (Дети работают в парах)

Воспитатель: Молодцы! Все постарались.

А сейчас Мудрая Сова  посмотрит, какие же  слова вы придумали

(дети сами дают оценку выполненной работе, при необходимости воспитатель помогает исправить  неточности).

Воспитатель: Какие хорошие дружные ребята в нашем детском саду!

 Как вы сами  считаете, вы справились с заданиями?

 Что нового вы узнали? И это  означает,  что  вы получили  что …?  

Дети: Знания

Воспитатель:  Правильно знания.  Что вам понравилось?

А что показалось трудным? Вы довольны своей работой?

Игрушки-зверюшки  и я тоже вами довольны. Мы все задания выполнили, собрали пять звезд.

Давайте попросим  Ежика, открыть этот волшебный сундук и показать, что же там такое загадочное скрывается.  Для этого дружно, все вместе,  скажем волшебные слова:

    Крибле-крамле тара - рам

    Открывай замочек нам!

Дети: Крибле-крабле тара - рам

          Открывай замочек нам!

Воспитатель:   Какие - то заморские угощения приготовили  нам игрушки. Что же это такое?

Дети: Это зефир.

Воспитатель: Даже в слове ЗЕФИР мы какой звук слышим?

Дети: В слове зефир мы тоже слышим звук з.

Воспитатель:   Молодцы! А теперь угощайтесь на здоровье.

Кушайте, пожалуйста.  

            Список используемой литературы:

  1. Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/Авторы-составители О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. - М.:Вентана-Граф,2008.-228с.
  2. Максаков А.И.  Правильно ли говорит ваш ребенок:  Кн. для воспитателя дет.сада  - 2-е изд., испр.-М.:Просвещение,1988.-159с.: ил.
  3. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4 /  Под научной редакцией   Р.Н.Бунева,  Е.В. Буневой.  Изд.3-е, испр.- М.: Баласс, Издательский Дом РАО,2007.-128с
  4. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду:   Методические рекомендации. -  М.:ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
  5. 500 загадок для детей / Cост. И.А.Мазнин - М.:ТЦ Сфера, 2004.-128с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "БАБОЧКА - КРЫЛАТАЯ РАДУГА" для детей старшего дошкольного возраста.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с разными видами бабочек (капустница, крапивница), их внешним видом, повадками, приспособленностью к среде обитания (маскировкой). Активизировать...

Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного направления по теме: «Осень» для детей старшего дошкольного возраста

Содержание образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС направлено на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития детей.Этим обусловлена цель непосредств...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Морское путешествие» для детей старшего дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9104340","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9104348","at...