Модифицированная программа по развитию речи и подготовки обучению грамоте «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Турлевская Оксана Анатольевна

Надеюсь, что данный материал удет полезен педагогам и родителям в подготовке детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №1 «АЛЁНУШКА» Г. АСИНО, ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Модифицированная программа по развитию речи и подготовки обучению грамоте

«Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»

Автор:

 воспитатель первой квалификационной категории

Турлевская О.А.

Асино – 2016г.

Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста» (развитие речи и подготовка обучению грамоте)

Модифицированная дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе  примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Васильевой М.А.,  Комаровой Т.С.,  «Программы обучения и воспитания детей с  фонетико – фонематическим недоразвитием» п/р Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,  «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи » под. ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию связной речи. Для речевого развития старших дошкольников характерно увеличение активного словарного запаса, в том числе и за счёт пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением). Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и правильному звукопроизношению. Занятия строятся в форме речевой игры, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности — творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Актуальность программы:

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.

Основная цель: 

Формирование у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи.

Задачи:

  1. Обучение звукослоговому анализу слов.
  2. Развитие фонематического слуха.

      3.   Развитие  связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

Содержание программы рассчитано на 7 месяцев обучения: 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут,  56 занятий, учитывая возрастные и психологические особенности детей 5,5 — 6,5 лет.

Ожидаемые результаты работы по программе курса:

 В результате освоения данной программы, речь дошкольников станет более

содержательной, связной и выразительной.

Дети смогут:

  • различать звуки и буквы;
  • соединять звуки в слоги;
  • выделять звук в начале слова;
  • узнавать и называть буквы русского алфавита;
  • конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
  • подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

В течение учебного года организуется систематическое изучение уровня развития

ребенка. С этой целью проводится мониторинг по развитию речи.

Уровень развития воспитанников демонстрируется на итоговых занятиях, при проведении

массовых мероприятий. Некоторые занятия проводятся, как своеобразный отчет, итог

выполненной работы, с показом достижения детей за определенный промежуток времени.

Обработанная информация доводится до сведения родителей на индивидуальных консультациях.

Тематический план обучения по курсу «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста» (развитие речи и подготовка обучению грамоте)

Содержание программы курса «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста» (развитие речи и подготовка обучению грамоте)

1. Лексическая и грамматическая работа (8 часов):

- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и

предложений.

2. Развитие связной речи (12 часов):

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный пересказ текста по зрительной опоре;

- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (23 часов):

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным

обозначением;

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и

глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих

согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу (13 часов):

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

Наименование разделов, тем

Количество часов

п/п

Лексическая и грамматическая работа

8

1.

Развитие связной речи

12

2.

Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха

23

3.

Обучение звуко-слоговому анализу

13

Итого: 56

Программно-методическое обеспечение.

1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

3. Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада» В.В. Гербовой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

4. «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе» О.С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ, 2013. (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

5. «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе» О.С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ, 2013. (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

Материально-техническое обеспечение.

1. Интерактивная доска

2. Электронные презентации:

- буквы и звуки

- алфавит

- кто как говорит

3. Электронные физминутки для глаз.

Календарно-тематическое планирование курса

«Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего

дошкольного возраста» (развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Речь

1

2

Речь: говорение

1

3

Речь: слушание

1

4

Речь: чтение

1

5

Речь: письмо

1

6

Звуки

1

7

Звуки речи

1

8

Гласные звуки

1

9

Гласные звуки

1

10

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

1

11

Повторение: звуки речи

1

12

Слоги

1

13

Слоги

1

14

Ударение

1

15

Ударение

1

16

Слова

1

17

Слова. Составление рассказа по картинкам

1

18

Слова: добрые и вежливые. Составление рассказа по картинкам

1

19

Слова. Всему дано название

1

20

Игры со словами

1

21

Звук [ а ] и буква А а.

1

22

Буква Я я.

1

23

Звук [o] и буква О о.

1

24

Буква Е ё.

1

25

Звук [у] и буква У у.

1

26

Буква Ю ю.

1

27

Звук [э] и буква Э э.

1

28

Буква Е е.

1

29

Звук [и] и буква И и.

1

30

Звук [ы] и буква ы.

1

31

Повторение: гласные звуки и буквы гласных. Составление рассказа по

серии картинок «Рыбалка».

1

32

Звуки [м] и [м'], буква М м.

1

33

Звуки [н] и [н'], буква Н н.

1

34

Звуки [р] и [р'], буква Р р.

1

35

Звуки [л] и [л'], буква J1 л.

1

36

Звуки [г] и [г'], буква Г г.

1

37

Звуки [к] и [к'], буква К к.

1

38

Игры со словами. Составление рассказа по серии картинок «Зайка

заболел».

1

39

Звуки [з] и [з'], буква 3 з.

1

40

Звуки [с] и [с'], буква С с.

1

41

Звуки [д] и [д'], буква Д д.

1

41

Звуки [т] и [т'], буква Т т.

1

42

Звуки [т] и [т'], буква Т т.

1

43

Звуки [б] и [б'], буква Б б.

1

44

Звуки [п] и [п'], буква П п.

1

45

Звуки [в]и [в'], буква В в.

1

46

Звуки [ф] и [ф'], буква Ф ф.

1

47

Звук [ж], буква Ж ж

1

48

Звук [ш], буква Ш ш.

1

49

Звук [ц], буква Ц ц.

1

50

Звук [ч'], буква Ч ч.

1

51

Звук [щ'], буква Щ щ.

1

52

Звуки [х] и [х'], буква X х.

1

53

Звук [й'], буква Й й.

1

54

 Буквы ъ и ь.

1

55

«Сделал дело - гуляй смело», ребусы. Составление рассказа по серии

картинок «Дед Мазай и зайцы»

1

56

«Сделал дело - гуляй смело», ребусы. Составление рассказа по серии

картинок «Дед Мазай и зайцы»

1

Список литературы:

  1. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи /Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56с. – Логопедические технологии.
  2. Ерёменко Т. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.).  — СПб.: Реноме, 2013. — С. 128-131.
  3. Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР/ В.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 64с. – (Практическая логопедия).
  4. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352с.
  5. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет): наглядно-методическое пособие / Н.В. Нищева. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 78с.
  6. Новоторцева, Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду : популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с. – («Игра, обучение, развитие, развлечение»).