Конспект образовательной деятельности. Тема "Растения сада. Звукобуква И",
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Киселёва Элла Анатольевна

Конспект образовательной деятельности по формированию навыка анализа и синтеза у старших дошкольников на этапе обучения чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности

по формированию звукового анализа и синтеза  на этапе обучения детей чтению.

Подготовил учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14

Киселева Э.А.

                 Тема: «Растения сада. Звукобуква И».

Цели:

-развитие артикуляционного аппарата с целью выработки четкого координированного движений и переключаемости с одного движения на другое;

-развитие ощущений от органов артикуляции;

-развитие  умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

- развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;

               -знакомство со звуками: У, А, И .

                -расширение и уточнения словаря по теме: «Растения сада»

 

Подготовка:

         -посетить фруктовый магазин.

-провести «Вкусное занятие» по разносенсорной апробации фруктов и ягод с присвоением детям звания «Фруктовый дегустатор».

 

 Оорудование:

-Звуковые человечки А.У.И (для фронтальной и индивидуальной работы)

-Ручки, мел; Индивидуальные тетради в клетку.

-макет звука И.

-большая бумажная гусеница (из зелёной бумаги вырезать 10 кругов, часть которых загнуть и наклеить друг на друга; сделать глазки, ротик, рожки; в начале и в конце гусеницы прикрепить подвесные верёвочки для её перемещения).

-сок в пузырьке с дозатором капель.

   -аппликативные фигурки дерева, куста, ягодного кустика без ягод, яблока, малины, клубники. Разместить их на шторе окна, драпировке стены или магнитной доске. К дереву прикрепить малину, к кусту – клубнику, к ягодному кустику – яблоко.

-две верёвки; корзинка; небольшой ящик; картинки разнообразных ягод и фруктов, положенных между первым и вторым кружком гусеницы.

-печатный образец буквы И, положенный между вторым и третьим кружочком гусеницы.

-четыре сюжетные картинки, связанные со сбором фруктов, например: яблоня с яблоками, человек снимает яблоки, люди складывают яблоки в ящики, ящики грузят в машину. Расположить их в ряд на полу, оформить игру «Стрелки» (меловые или бумажные стрелки расположены между 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4 картинками, огибая их то снизу, то сверху).

-натуральные продукты (лимон, апельсиновый сок, клубничное варенье, крыжовенный джем, смородиновый напиток, джем «Ассорти»), заранее сложенные в сумку, сетку, полиэтиленовый пакет, мешок (содержимое не должно быть видно).

Ход занятия:

На ковре в центре группы

Педагог. У меня для вас есть подарок. Догадайтесь, откуда он? Подошла я к яблоне и попросила у неё…

Дети. Яблочко.

Педагог. Склонилась я перед грушевым деревом и попросила…

Дети. Грушу.

Педагог. У вишнёвого куста взяла…

Дети. Вишню.

Педагог. У смородиновой ветки…

Дети. Смородину.

Педагог. Перемешала всё это, сок отжала, над огнём подержала, слова добрые вымолвила – и получила волшебные капли. Так откуда же этот подарок?..

Дети. Из сада.

Педагог. Теперь можно прочитать, что на нём написано. Это лилипутские капли. Что с нами произойдёт, если мы их отведаем?..

Дети. Станем маленькими.

Педагог. А для чего нам это нужно? Сейчас сами всё узнаете. Садитесь в кружок поближе друг к другу, закрывайте глаза, открывайте рты, глотайте капли. Покачайтесь из стороны в сторону на ковре и почувствуйте, как вы уменьшаетесь.

Когда дети открывают глаза, перед ними лежит огромная гусеница. Объяснить, что они сами уменьшились и теперь смогут всюду пролезть и увидеть то, что обыкновенным людям не заметить.

Педагог. Гусеничка готова ползти с вами в сад. Но вот беда: она потеряла первый звук своего имени. От него осталась только концовочка  -нка. Давайте отыщем недостающий звук среди девочек-гласных. Мы с ним ещё не знакомы.

Возле доски  

Дети находят новый звук среди звуковых человечков А.И.У.

Педагог. Это самый весёлый приветливый звук в стране Говорунии. Звуковая девочка всё время улыбается. Улыбнитесь как она, и спойте песенку её имени: «ИИИИ».

Помогите мне заполнить анкету звука [и]. Как и сестрички А,У, звук по имени И живёт в семье гласных – поёт длинную песенку, для которой нет преград. Её отец Голос работает в полную силу – голосит-гласит. Поэтому на шапочке звуковой девочки [и] два колокольчика. Характер у неё ни твёрдый, ни мягкий, а гармоничный – напевный. Её костюмчик раскрашен в красный цвет любви и согласия.

   Теперь вы можете сказать, как зовут гусеничку. Для этого подставьте звук [и] перед концовочкой –нка. Её имя Инка.  (Одновременно «проговаривает» на левую ладошку частичку  -нка и выставляет ладошку вперёд, а правой рукой приставляет к ней звуковую девочку И. Это наглядная опора для словообразования имени Инка).

  От радости Инка тоненьким голоском звонко, отрывисто рассмеялась: «И-и-и». А у вас получится такой задорный смешок?

Дети подражают.

Затем детям предлагается поползти вместе с гусеничкой в сад (к аппликативным картинкам-перепутаницам).

 

Возле аппликативной модели сада

Педагог. Хотела Инка яблочками полакомиться, но заметила что-то неладное. А вы? Кто сможет навести в саду порядок?

Дети устраняют деформацию.

Молодцы, за это Инка дарит вам садовый урожай.

Дети получают картинки фруктов и ягод, спрятанные между кружочками гусеницы. Перед ними ставят корзинку и ящик с верёвками.

Надо разложить ягоды в корзинку, фрукты – в ящик. Чтобы случайно не перепутать что-либо, вы будете, говорить, что куда кладёте.

Дети выполняют.

Теперь приготовьте свои пальчики. Сожмите сначала правый кулачок и посчитайте ягодный урожай. Для этого разгибайте пальчики по одному и называйте ягоды: смородина – раз, вишня – два… Затем сожмите левый кулачок и точно также посчитайте фруктовый урожай.

Дети выполняют.

А почему мы называем собранные ягоды и фрукты урожаем? Как появилось это слово? Ягоды и фрукты уродились и получился урожай.

Весь этот урожай девочки-гласные должны доставить до своего дома. Взялись они за верёвку ягодной корзины, тянут - потянут да песенку поют. Какую? Помогите им. (кладёт звуковых человечков в порядке ИУА).

Дети пропевают эти звуки.

Тоже самое делаем с фруктовым ящиком, поменяв порядок гласных на АИУ.

Дети берутся за верёвку и , напевая песню гласных, меняющих своё взаиморасположение, дотягивают до учебных столов сначала корзинку, затем ящик.

За столами

Педагог. Пока мы везли ягоды и фрукты, пошёл дождик. Где же он? Давайте его нарисуем.

Дети рисуют в тетрадях сначала длинный косой дождик (в две клетки высотой), затем короткий (в одну клетку высотой).  

Так и вымокнуть недолго. Надо где-то спрятаться. Быть может, нас пустит в свою квартирку звук [и]? Гусеничка Инка и тут нам поможет. Её имя начинается со звука [и], поэтому она букву И всегда носит с собой. (Вынимает из-за кружочков гусеницы образец печатной буквы И; показывает детям указочкой, как её писать, и одновременно проговаривает Запоминалку).

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула –

К левой ножке пристегнула.

Дети «воздушными» ручками (щепоть пальцев, собранных, как при письме) обводят в воздухе образец буквы и повторяют Запоминалочку. После этого буква обводится по тетрадному образцу, прописывается по точечному контуру, по точкам-опорам и самостоятельно.

Педагог. У Инки к вам большая просьба. Ей очень понравились песенки звуков, с которыми вы изображали ягодный и фруктовый урожай, но она забыла их. Давайте запишем их в ваших тетрадках ей на память. Положите перед собой маленьких звуковых человечков сначала в порядке песенок для ягод (ИУА) и запишите их, затем – в порядке песенок для фруктов (АИУ) и тоже запишите.

Дети печатают звукобуквенные рядки с шёпотным проговариванием, молча сверяют их с именами звуковых человечков (согласование графического образа с образами внутренней речи) и читают написанное (вынос звукобуквенного образа во внешнюю речь).

Теперь можно идти в гости к звуку [и]. Он решил не просто указать вам путь к его дому, а предлагает поиграть с ним в игру «Стрелки».

 

Дети идут по стрелкам, которые приводят их к четырём картинкам.

На полу  

Педагог. Звук [и] не только самый весёлый, но ещё и очень дружелюбный. Он всегда что-нибудь соединяет, например, несколько дел садовода.

Звуковой человечек И вместе с буквой И кладётся по порядку между смежными картинками (1 и 2, 2 и 3, 3 и 4) и помогает детям составить предложения с союзом И.

Садовод увидел спелые яблоки и стал их снимать с яблони. Садовод собрал яблоки и уложил их в ящики. На каждой «стоянке» звука [и] получается новое предложение с однородными членами. Затем стрелки возвращают детей к столам.

За столами

Педагог. Ой, ребята! Что же это мы с вами с пустыми руками в гости собрались? Надо взять с собой любимые фрукты и ягоды звука [и]. А любит он те из них, в названии которых слышится. Выберите картинки со звуком [и] в их названии (лИмон, апельсИн, слИвы, клубнИку, вИшню, смородИну, крыжовнИк), положите их между кружочками гусеницы и в путь.

Дети «ползут» вслед за гусеницей, которая продвигается к стульчикам. Рядом с ними лежат сумка, пакет, мешок и сетка с продуктами.

На стульчиках

Педагог. А вот и жильё звука [и]. Но разве оно похоже на его квартирку-букву? Давайте построим её из этих стульев.

Дети вместе с педагогом расставляют стульчики в форме буквы И, смотрят со стороны, правильно ли сделана сделана квартирка, и заходят в неё (садятся на стульчики).

В гостях обычно пьют чай. Но у нас к чаю одни картинки. Придётся снова прибегнуть к помощи волшебных капель. Для этого нужно сложить часть наших гостинцев – картинок в сумку, пакет, мешок и сетку. Чтобы запомнить, что где лежит, смотрите, что я делаю: картинку лимона кладут в сетку и т.д.  

Теперь загадаем желание, что из чего будем делать. Из лимона (Показывает на сетку с картинкой лимона) мы сделаем лимонный чай, из апельсина – апельсиновый сок, из клубники – клубничное варенье, из крыжовника – крыжовенный джем, из смородины – смородиновый напиток. А из всего вместе? Я назову это слово шёпотом, а вы повторите его громко – ассорти.

   Закройте глаза, я накапаю вам в рот волшебные капли,  и вы снова станете обычными детьми. Зато с картинками происходит волшебное превращение. (Вынимает из сумок и мешков настоящие фрукты или изделия из них, картинки остаются на дне).

Вспоминайте, что куда мы положили и говорите, что откуда я буду вынимать. Из сетки я вынимаю что?

Дети. Лимон.

Педагог. Из сумки я вынимаю…

Дети. Клубничное варенье и смородиновый напиток.

Педагог. Из пакета я вынимаю…

Дети. Крыжовенный джем.

Педагог. Из мешка я вынимаю…

Дети. Ассорти.

Педагог кладёт сладости на стол и обращает внимание детей на лежащую в стороне гусеничку Инку.

Педагог. Мы с вами будем пить чай с вареньем, джемом, лимоном. А чем же угостить Инку? Ведь она бумажная и только испачкается от наших продуктов. Как быть? Давайте наклеим для неё из цветной бумаги много разных фруктов и разместим эти аппликкации между её кружочками. Тогда Инка превратиться в хранительницу наших изделий и будет довольна тем, что и вам пользу принесла, и бумажных фруктов отведала. А ещё она сможет послужить подставкой для выставки ваших аппликаций. Вы не просто покажете мамам и папам свои работы, но и расскажете о путешествии, которое совершили вместе с этой гусеничкой.

(переносит гусеницу на стол и раскладывает между её кружочков бумажные салфетки).

 А пока я поставлю её на стол и превращу в салфетницу. О чём вам напоминают салфетки, разложенные между Инкиных кружочков?

             (предложения детей)

Прежде чем сесть за стол, нужно вымыть руки, ведь мы превращались в насекомых и ползали по нашему саду.

    Дети моют руки и возвращаются к столу.

Теперь можно пить чай в гостях у звука [и].

Во время чаепития педагог обговаривает бытовые действия и вкусовые качества даров сада:

  • закрепляет образование относительных прилагательных («Я хочу попробовать клубничное варенье, оно сделано из клубники»);
  • активизирует качественные прилагательные (лимон кислый, клубника сладкая и вкусная) и образует их сравнительную степень (лимон кислее крыжовника и сливы, клубника слаще крыжовника и вишни).  

Дополнительные задания

  1. провести домашний фруктовый праздник. Научиться украшать фруктами и ягодами пироги и торты в виде букв И по окружности.
  2. Сделать аппликации фруктов для выставки гусенички Инки. Вместо номера каждому изделию присвоить буквенный шифр (ИА, ИУ, УИ, АИ, АИУ, АУИ,…УИАИ…). Читать.
  3. Организовать игру «Лепим ягоды из пластилина и слов». Обговаривать образ изделия, оживляя пластилиновые формы с помощью образного слова.
  4. Обратить внимание детей на то, что определённые качества фруктов можно отыскать в характере людей и даже отразить их на своём лице: кислый, как лимон; сочный, как апельсин; сладкая, словно клубничка, румяный, как яблочко; с червоточинкой, гнилой, совсем зелёный. Учить их сравнивать, находя в себе особенности мира растений – «Кому из фруктов я сегодня родня?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности учителя - логопеда с воспитателем в средней группе детского сада «День рождения бегемотика Бони»

Обогащение сюжетно-ролевой игры «ЧАЕПИТИЕ» в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней  группе....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Во саду ли в огороде» для детей второй младшей группы.

Непосредственно - образовательная деятельность во второй младшей группе, с использованием технологии Л.М. Шипициной "Азбука общения"....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебная бумага»

Тема: «Волшебная  бумага»Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.Задачи:Образов...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебница Вода»

Тема: «Волшебница Вода»Цели: 1. Уточнить знания детей о воде, о её свойствах (форма, цвет, растворитель, запах, отражатель, текучесть и т.д), признаках и разных состояниях.Задачи:Образовательные: Дать...

Конспект образовательной деятельности по аппликации из пуговиц на тему: «Расцвела в саду сирень» (нетрадиционные техники аппликации в детском саду)

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.Задачи:Воспитательные:Формировать потребность в...