КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звук и буква [с]».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

КОНСПЕКТ

УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

 

Тема: «Звук и буква [с]».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nehrbyf_gramota.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Тема: «Звук и буква [с]».

I. Тема: «Звук и буква [с]».

II. Цель: обучение чтению и письму слогов, слов и предложений с буквой [с].

III. Задачи.

1. Познакомить с печатным и письменным вариантами буквы [с] и закрепить образ буквы.

2. Развивать умения производить полный фонемный и фонем-но-буквенный анализ слов типа «косы» с использованием схем и кассы букв.

3. Учить читать слоги, слова и предложения с буквой [с].

4. Учить писать строчную букву [с], слова и предложения с этой буквой.

IV. Оборудование: букварь, прописи, кассы букв и слогов, предметные картинки, наборное полотно с буквами, сигнальные карточки, схемы фонемного анализа слов, подручный материал для конструирования буквы (веревочки, цепочки, картон, полоски цветной бумаги и др.), карточки с речевым материалом для чтения.

V. Речевой материал:

1) буквы:

-- пройденные: А, У, М, X, О, Л ,И, П, К, В, Т, Н; - новая: С;

2) слоги для чтения:, СА, СО, СУ,ЫС ,УС, АС, ОС

3) слова для фонемно - буквенного анализа: САНИ, ОСА, СОК;

4) слова для чтения: сом - сомы,  салют - салюты, сад-сады, сапог-сапоги, сон-сны;

    5) предложения для чтения: Соня у сосны. Сосна высокая. У сосны упал сук. У дома сад. В саду беседка

6) слоги для записи: cа, cо, cу;

7) слова для записи: сок, сом,сад;

8) предложения для записи: Соня у сосны. Сосна высокая. У сосны упал сук.

VI. План-конспект урока (сдвоенный урок — 2 часа)

  1. Орг.момент: учитель предлагает детям назвать картинки

(сом, сок, сосна, салют, сани) и выделить первый звук в словах. Школьники выделяют звук «C» и на этой основе формулируют тему урока.

- Назовите картинки. Какой первый звук в этих словах? Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуком [c].

2. Повторение пройденного: а) учитель просит назвать пройденные буквы, выставленные на доске; дети называют (см. «Речевой материал»). Далее в соответствии с заданием называются отдельно гласные и согласные буквы; б) Чтение страниц букваря (материал с пройденными ранее буквами).

3. Актуализация нового звука «C»: выделение учениками звука «c» из ряда других

- Ребята, сейчас я буду называть звуки, когда услышите звук «C»-хлопните в ладоши. (примерный ряд звуков: П, М, Б, C,О, В, Б, С,Т, И, Б),

-а сейчас я буду называть слова-хлопните в ладоши, когда услышите звук «с» в слове(примерный ряд слов: насос, морковь, сад, лак, сад, лиса); характеристика изучаемого звука.

4. Фонемный анализ слов (САНИ, ОСА, СОК) с использованием схемы и фишек.

5. Знакомство с печатным вариантом буквы «С»

 а) -Давайте рассмотрим внимательно букву «С», на что она похожа?

Буква С сладка уж очень,

Всех боится, нету сил,

У нее и так кусочек

Кто-то сбоку откусил

б) выявление элементов буквы «С», ее конструирование буквы из подручных материалов;

-Из каких элементов состоит эта буква?(одна длинная палочка, одна короткая и полукруг. Давайте нарисуем на столе букву «С» ленточкой.

в) сопоставление «С» с ранее изученными буквами, нахождение сходства и различия.

6. Работа с разрезной азбукой на основе фонемно-буквенного анализа и синтеза:

а) составление слогов-слияний и чтение их (СА, СО, СУ,ЫС ,УС, АС, ОС);

б) составление слов из букв разрезной азбуки (замена буквами фишек в ранее проанализированных словах);

в) упражнения на трансформацию (замена буквы «Т» на букву «С» в слове «коты», последующее чтение вновь полученного слова и др.)

7. Чтение:

а) слогов с буквой «С» (на карточках);

8. Чтение предложений по цепочке:

-Сейчас мы с вами почитаем по очереди предложения.

а) Соня у сосны. Сосна высокая. У сосны упал сук. У дома сад. В саду беседка

б) чтение предложений по результатам их анализа (нахождение по заданию учителя и чтение предложений, в которых три слова, четыре слова);

-Прочитай предложение, в котором три слова. Прочитай предложение, в котором два слова. И т. д.

в) задания на усвоение элементов орфографии (заглавная буква в начале предложения, в именах и кличках, точка в конце предложения).

в) –Ребята, как начинается предложение? (с заглавной буквы).

- А как найти конец предложения? (в конце ставится точка).

9. Физкультурная минутка. 

Зайка серенький сидит                                              Зайке холодно стоять,

И ушами шевелит.                                                     Надо зайке поскакать,

Зайке холодно сидеть,                                               Скок – скок – скок – скок.

Надо лапочки погреть,                                               Кто – то зайку испугал -

Раз – два, раз – два – надо лапочки погреть.            Зайка прыг и убежал.

10. Знакомство с письменной буквой «С». Учитель объясняет, что слов, начинающихся с буквы «С» много, поэтому мы знакомимся с маленькой буквой и заглавной: а) показ образца рукописной буквы, сравнение ее с печатной; б) изображение буквы «С» в воздухе, на плоскости парты; в) конструирование письменного варианта буквы из подручного материала (пластилин, проволока, нитки, цепочки и т.д.).

11. Письме буквы С:

а) копирование, тактированное письмо — под счет, письмо в «Прописях»;

б) письмо слогов (cа, cо, cу);

в) письмо слов (сок, сом,сад);

г) письмо предложений: Соня у сосны. Сосна высокая. У сосны упал сук.

12. Подведение итогов

- Ребята, с какой новой буквой и звуком мы сегодня познакомились?

- Какие слова мы писали с этой буквой?

- Молодцы, вы все сегодня очень старались и были внимательны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по обучению грамоте "Звук и буква ы"

Конспект открытого занятия в соответствии с ФГОС по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...

Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ё"

Конспект для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте "Звук и буква Ё"...

Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"

Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"...

Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ч"

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы....

Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Р"

Задачи:Коррекционно-обучающие: знакомить с буквой «Р»; закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях; учить составлять слова по первому звуку в слове; о...