Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Сухова Ольга Юрьевна

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_meropriyatiya_po_obucheniyu_gramote.odt307.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого мероприятия по речевому развитию и обучению грамоте

в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Цель: Закрепить полученные знания детей старшей группы в образовательной области «Речевое развитие».

Задачи:

Образовательные:

  • Проверить и закрепить ранее усвоенные детьми знания, сформированные в образовательной деятельности  по речевому развитию и обучению грамоте;
  • Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов
  • Различать гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки

Развивающие:

  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие логического мышления, внимания

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к языку
  • Воспитывать умение слушать и не перебивать друг друга.

Материал:

Демонстрационный: доска, указка, картины – схемы, предметные картинки: жук, рак, шар, рыба, слон, утка, луна; красные, синие  фишки.

Раздаточный: картинки-схемы, красные, синие  фишки, конверт с буквами, карточки с буквами по 2 на каждого ребёнка.

Словарная работа: активизация слов с гласным звуком, с твёрдым, мягким согласным звуком.

Ход мероприятия:

  1.  Воспитатель: Мы с вами заканчиваем  занятия по грамоте. И чтобы было

понято, чему вы научились нужно вспомнить и рассказать все, что вы знаете о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях. Готовы?

Кто мне расскажет, что такое звуки?  Какие они бывают? Гласные (А,О,У,И и  согласные: твердые и мягкие).

Какие звуки можно петь: гласные или согласные? (гласные). Почему? (Воздух выходит свободно, не встречая  препятствий во рту).

Скажите, какие бывают препятствия? (Губы, зубы, язык)

А какие звуки мы произносим, встречая препятствия? (Согласные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным), а согласные? (синим и зелёным), потому, что согласные бывают твёрдые и мягкие.

  Что такое буквы? Чем буквы отличаются от звуков? (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим). Из чего состоят слова? (из звуков). А можно ли слово поделить? Такие звуковые части слова называются (слогами).

2. Воспитатель: На доске картинки (дом, дым, луна, слон, аист, утка).  Ребята, что  изображено на картинках? Давайте разберём каждую картинку и составим схемы слов. Один ребёнок вызывается к доске, остальные дети работают с картинками за партами самостоятельно. Воспитатель помогает тем детям, которым требуется помощь - проговаривая  - Какой первый звук в слове...? Какой он гласный или согласный? Почему?  - Какой второй звук в слове? Какой он гласный или согласный? Почему?

          - Какой третий звук?

           - Какой четвёртый?  И так с каждой картинкой.

3. Воспитатель: Молодцы дети, вы все справились с заданием. А сейчас давайте выложим слово «Аист и Луна» из букв.  Работа с разрезной азбукой. Посмотрите внимательно и скажите, сколько букв в этих словах? (ответы детей)

Физкультминутка.

(Встали около столов).

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

4. Воспитатель: Сейчас мы с вами дети поиграем в интересную игру, а называется она « Лишняя буква».

Каждому ребёнку предлагается по две карточки с буквами. Его задача — найти и зачеркнуть лишнюю букву, а затем объяснить свой выбор. (Я зачеркнул букву П, потому, что она согласная, а остальные гласные).

5. Воспитатель: А у меня для вас есть ещё одна интересная игра « Найди звук».

Дети хлопают в ладоши, если среди перечисленных звуков слышат звук «Л» ( Т П Р Л К В Щ А Ы Л М Ц У З)

Дети хлопают в ладоши, если среди перечисленных слогах слышат звук «Л» ( АК АМ  ИР  УЛ  ИД  АВ  ЕЛ  НА  ТЫ  ВЫ  ЛИ)

Дети хлопают в ладоши, если среди перечисленных словах слышат звук «Л»  (САМОЛЁТ, ЛОДКА, КОЗА, КОЛОДЕЦ, РОЗА, ЗАМОК, МАЧТА, КОЛОКОЛ).

6. Игра «Доскажи словечко»

 Воспитатель: Дети у меня в тетрадке со стихами случилось неприятность и мне нужна ваша помощь, помогите правильно прочитать стихи, а случилось вот, что - а

Неизвестно, что случилось, только буква - озорница,

Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.

И вот что из этого получилось.

А вы подумайте, все ли правильно.

1) На прогулку мы пойти хотели
           Тапочки на головы надели.

2) Десять долгих дней подряд
            Айболит
лепил ребят.

3) Тачки по небу плывут, 
           Люди зонтики берут.

4) Чтоб добежать до сада,
             Надуть сапожки надо.

5) Тихо сумерки ложились
           
Кошки в воздухе кружились...

Воспитатель: Вот видите, что получается, если в слове перепутать буквы.  Но вы большие молодцы, все справились с заданием и помогли мне прочитать стихи правильно! На этой очень хорошей ноте наше мероприятие заканчивается, вам понравились задания, которые мы с вами выполняли? Всем большое спасибо за вашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по развитию речи Зимние забавы во второй младшей группе

Цель: Систематизировать знание детей о зимних развлечениях. Задачи: Учить детей различать и называть качества предмета, закреплять знания цветов. Развивать общую моторику, координацию движ...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе «Стрекоза и муравей»

Цель: формирование способности к речевому творчеству у детей через игровую деятельность. Задачи: привлекать детей к активному участию в играх-инсценировках;развивать диалогическую и монологическу...

Конспект открытого занятия по развитию речи с применением ИКТ в старшей группе

Развитие речи детей через закрепление знаний о природе, животных, здоровье человека. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Развитие грамматического строя речи, связной речи –диалогич...

Конспект открытого занятия по развитию речи через пальчиковые игры в старшей группе «Прогулка в зоопарк»

Тема «Прогулка в зоопарк»Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные зоопарка». Закрепить приемы аппликации в технике торцеван...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси – лебеди»

Цель: Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности.Задачи:Обучающие: Учить использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.Способствовать форми...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию и формирование способн...