Обучение грамоте «Поможем жителям планеты Грамотейка»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Пенькова Елена Владимировна

Задачи:

образовательныепродолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;

развивающиезакреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и  составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

воспитательныесоздать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание  и умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

«Поможем жителям планеты Грамотейка»

Задачи:

образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;

развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и  составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание  и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; фонограмма старта космической ракеты; карточки со слогами;  учебник «Азбука»; цветные фишки для звукового анализа слова.  

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Эмоциональная настройка.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д:  – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

III. Беседа о времени года.

В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель.

  1. Постановка учебной задачи.

В: – Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?

Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.

В: –  Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. 1 слайд Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. 2 слайд. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …

Д (хором): – Ракета. 2 слайд

В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

  1. Артикуляционная гимнастика 3 слайд 

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

VI. Игра «Образуй прилагательные от существительных»

В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

В: – Молодцы. 4 слайд За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. 5 слайд (Звук запуска ракеты)

VII. Деление слов на слоги.

В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове.

Д: –Кот, слон, кит, волк, тигр, еж. Эти слова состоят из одного слога

    Д: –Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза.  Эти слова   состоят из двух слогов.

Д: – Курица, колобок, корова, лошадка . Эти слова состоят из трёх слогов.

Один из детей выполняет задание у доски 

В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду

6 слайд (З).

В: –  А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

     Знают взрослые и дети,

    Что не солнце ночью светит.

    Круглолица и бледна,

   Среди звёзд всегда одна.

     Д (хором): – луна.7 слайд

VII. Звуковой анализ слов.  Один ребенок выполняет задание у доски

В: –Давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова луна)

В: – Сколько слогов в слове луна?

Д: – В слове луна два слога лу – на.

В: – На какой слог падает ударение?

Д: – Ударение падает на второй слог.

В: – Дайте характеристику звуку [ л ].

Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый.

В: – Охарактеризуйте звук [ у ].

Д: – Звук [ у ] гласный, безударный.

В: – Дайте характеристику звуку [ н ].

Д: – Звук [ н ] согласный, твёрдый.

В: – Дайте характеристику звуку [ а ].

Д: – Звук [ а ] гласный, ударный.  

В: – Благополучно выполнили задание, получили третью звезду (Б) 8 слайд  и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

VIII. Физкультминутка. 9 слайд

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками) 

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля –  (наклоны вперёд)

Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны) 

В: – На нашем пути следующее испытание. 10 слайд

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Д (хором): – Комета.

IX. Составление схем предложений. 

В: – На хвосте кометы разместились слова, В этих  словах, вы должны поймать звук (з) . Телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочет, астроном, космонавт ( если в слове есть звук з дети хлопают руками)

В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). 11 слайд

А на нашем пути следующее испытание.

Игра «Составь предложение и схему» 12 слайд

      Цель: упражнение детей в согласовании слов в предложении

- летит космос в ракета (ракета летит в космос)

-планета самая большая наша (наша планета самая большая)

В: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Д: –  Звёзды.

В:- Какой первый звук в слове – звезды? (З) Расскажите про этот звук, какой он.

Игра «Назови пару» (в кругу с мячом)

Воспитатель называет твердый согласный звук, тот ребенок, которому он бросит мяч, должен назвать мягкий согласный – пару заданному звуку. Затем воспитатель называет мягкий согласный, ребенок должен назвать твердый согласный звук.

В: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А). 14 слайд

В: – Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, 15 слайд выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.

Д: –  АЗБУКА.

В: –  Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Д (хором):  – Из полёта возвратились

 И на Землю приземлились.

XII. Подведение итогов.

В: – Вот мы и вернулись домой.  Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

В: – На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.

Д: – До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области "Коммуникация" (обучение грамоте) "Поможем Регеко"

в данном занятии прослеживается интеграция образовательных областей Познание(Формирование целостной картины мира, ориентировка в пространстве)+Коммуникация(речь, обучение грамоте)+Здоровье...

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамотейка»

Цель занятия - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Грамотейка»

Закрепить навык различения гласных и согласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте "Поможем жителям Пиши - Читай".

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте "Поможем жителям Пиши - Читай"....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ в подготовительной группе Тема: «Поможем жителям планеты АБВГДейка»

Итоговое занятие по развитию речи с использованием ИКТ. В ходе занятия педагог совершенствует умения детей в деление слов на слоги, вставлять пропущенные буквы в словах, называть слова противопол...

Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»

   Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики       ...