Консультация "Игры - экспериментирования а воспитание младшего дошкольника, как субъект здоровьсберегающей деятельности" для воспитателей
материал по теме

Порткина Светлана Александровна

 Консультация "Игры - экспериментирования в воспитаниии младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности" для воспитетелей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry-eksperementirovaniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры – экспериментирования в воспитании

младшего дошкольника как субъекта

здоровьесберегающей деятельности

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, бо гослов, психолог и педагог В. В. Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «...для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой фор муле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства...»

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стрем ление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жиз недеятельности, самостоятельно най ти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направ ленность на результат и положитель ное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти осо бенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъек тов здоровьесберегающей деятельно сти и, поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в до стижении поставленной цели.

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольно го возраста как субъектов здоровьес берегающей деятельности и поведения становятся игры-экспериментирования.

Игры-эксперименты, или игры-экспери ментирования, а также игры-путешествия представляют собой один из видов ди дактической игры.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с пред метом (предметами). Основное дей ствие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.

Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некото рую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает про блемную игровую ситуацию в ходе та кого условного путешествия.

Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на осно ве следующих принципов:

  1. возраста и опыта детей, ведуще го вида деятельности;
  2. доступности содержания игр;
  3. сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
  4. ориентации на обеспечение «куль турной практики» детей в игре;
  5. сохранения положительного эмо ционального настроя детей, активиза ции любознательности;
  6. адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогиче ском процессе;
  7. постепенного усложнения игр;
  8. цикличной организации игр.

Предлагаемые игры для детей млад шего дошкольного возраста объедине ны в три тематических цикла по основа нию содержания воспитания культурно- гигиенических умений и навыков:

  1. цикл — «Водичка, водичка»;
  2. цикл — «Я одеваюсь сам»;
  3. цикл — «Так привыкли мы к по рядку».

Игры I цикла «Водичка, водичка...»

1. Игра-экспериментирование

«Прозрачная вода»

Цели

  1. Познакомиться с водой, ее свой ствами (прозрачная, без запаха, льется).
  2. Сформировать умения и навыки по использованию воды.

Материалы: две прозрачные ба ночки (одна заполнена водой, вторая с чаем), стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, малень кие ковшики, сахар, стаканчики для де тей, предметные картинки.

Описание

В гости к ребятам приходит Ка пелька.

Воспитатель. Кто такая капелька? Где она живет?

Ребятам предлагается узнать, что находится в банках. Дети убеждают ся, что в одной вода, в другой — чай.

Воспитатель. Как вы догадались, что это вода? Какого та цвета? Чем она пахнет? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с по мощью ковшиков.

Воспитатель. Что мы делаем?

Дети. Переливаем, наливаем воду.

Воспитатель. Что делает водичка?

Дети. Льется.

Воспитатель. Послушайте, как она льется. Какой слышим звук?

Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики сахарный пе сок ложечкой, помешать и понаблю дать, как сахар растворится. Пред лагает поиграть в игру «Узнай и на зови». Показывая картинки через бан ку с чаем, воспитатель спрашивает: «Вы что-нибудь видите?» Затем про исходит рассматривание картинок через банку с водой.

Воспитатель. Что вы увидели? (От веты детей.) Почему так хорошо вид но картинку? Какая вода?

Дети. Прозрачная.

Воспитатель. Что мы узнали о воде? (Ответы детей.)

2. Игра-экспериментирование

«Чистящая вода»

Цели

  1. Получить или закрепить представ ления, что вода смачивает и очищает.
  2. Сформировать умение (навык) мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.

Материалы: широкая миска (же лательно прозрачная) с водой, две салфетки: чистая и грязная; безопас ная краска для нанесения на детские ладони.

Описание

Детям предлагается взять бумажную салфетку (чистую) и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Вода намочила салфетку.

Аналогичные действия совершают ся с грязной салфеткой. Объясняется, что вода растворила грязь с салфетки и" поэтому стала мутной.

Затем на детские ладошки наносит ся краска, и детям нужно опустить руку в воду. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. По рассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.

3. Игра-экспериментирование

«Мокрые рукава и полотенце»

Цели

  1. Показать необходимость засучи вать рукава (иначе они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо.
  2. Сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.

Материалы: кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широ кая миска с водой.

Описание

Предложить детям взять полотен це и положить его в миску.

Воспитатель. Как вы думаете, что будет с полотенцем?

Дети. Оно намокнет, станет мокрым.

Повторить то же с рукавом одеж ды. Объяснить, что рукава тоже мо- гут намокнуть. Детям предлагает ся подумать, удобно, полезно ли хо дить с намоченными рукавами. Поче му это небезопасно? Объяснить, что полотенце впитывает воду (стано вится мокрым) с рук

  1. Игра-экспериментирование

«Грязные и чистые руки»

Цели

  1. Получить или закрепить представ ления, что вода очищает.
  2. Сформировать и закрепить уме ние (навык) мыть руки через практико вание и экспериментирование с водой.

Материалы: две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).

Описание

Предложите ребенку полоскать руки в миске. Затем испачкать руки и сно ва пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь, делат руки чистыми.

  1. Игра-экспериментирование

«Какой формы мыльце?»

Цели

  1. Получить или закрепить представления о мыле, его полезных свойства;
  2. Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование

Материалы: кусочки мыла разной формы, тазик с водой.

Описание

Рассмотреть кусочки мыла разной формы. Обратить внимание, что такими их изготовили на фабрике, но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла.

Взрослый берет мыло и хорошо на мыливает руки, показывая детям необ ходимые действия, фиксируя их внима ние на этом процессе. Потом обращает внимание на форму мыла, рассматри вает ее с детьми, ищет, что измени лось. Затем предлагает детям повто рить самим действия с мылом и во дой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает.

После мытья рук с мылом и выти рания их полотенцем насухо взрослый рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки по лучились у детей, на что они похожи. Обращает внимание на воду, ее загряз ненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, ароматнее.

6. Игра-экспериментирование

«Делаем мыльные пузыри»

Цели

  1. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свой ствами мыла: может растягиваться, об разует пленочку, меняет цвет.
  2. Поддержать интерес к здоровье- сберегающим предметам.

Материалы: жидкое мыло, кусоч ки мыла, петля с ручкой из проволо ки или специальная пластиковая пет ля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Описание

Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.

Воспитатель. Как получаются мыль ные пузыри? Можем ли мы их изго товить? Что для этого нужно? (Отве ты детей.)

Дети пробуют изготовить мыль ные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.

Воспитатель. Что мы видим, когда вынимаем петлю? (Ответы детей.) По тихоньку дуем. Что происходит? Как по лучился мыльный пузырь? (Ответы де тей.) Пузырь получился только из жид кого мыла. Оно может растягиваться в очень тонкую пленку, которая остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.

Можно поиграть в игры: «Какой фор мы пузырь», «Какой летит дальше, выше?» Дети пускают пузыри и рас сказывают, на что похож получивший ся пузырь, какой он формы, какие цве та можно увидеть на ее поверхности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающих технологий.

Игры- экспериментирования для детей младшего и среднего возраста. Безопасность детей вовремя проведения экспериментов....

Выступление из опыта «Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».

Одним из видов игр,  которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становя...

Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности (Консультация для педагогов)

одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и ...

Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности.

Сегодня одна из актуадьных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые зн...

Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с пред­метом (предметами). Основное дей­ствие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного ...

Консультация для родителей второй младшей группы "Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника"

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериме...

Консультация для воспитателей «Игры-эксперименты в воспитании младших дошкольников как субъекта здоровьесберегающей деятельности и познавательного развития»

Консультация для воспитателей «Игры-эксперименты в воспитании младших дошкольников как субъекта здоровьесберегающей деятельности и познавательного развития»...