Работа творческой группы воспитателей по теме: «Ознакомление детей дошкольного возраста с Нижним Новгородом»
презентация к уроку по окружающему миру по теме

Малова Светлана Анатольевна

Предлагаю выступление на районном методическом объединении о создании творческой группы воспитателей по созданию наработок по ознакомлению дошкольников с Нижним Новгородом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

для начинающих педагогов

«Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

        Подготовила:

                                                                                   старший воспитатель

                                                                                   Малова С.А.

                                                                                   МДОУ № 429

город Нижний Новгород

2010 год

Уважаемые коллеги!

Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит.

Как вы думаете, развивается ли в игре речь ребёнка?

(Ответы педагогов).

Действительно, одним из основных аспектов является развитие речи детей. В игре ребёнок общается, ведёт диалог с другими детьми и взрослыми, его окружающими. Важной является и монологическая речь детей, которую они ведут в игровой деятельности.

В раннем и младшем возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметно-отобразительных играх ребёнок усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий.

Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры, одновременно у ребёнка формируется общение со взрослым. Развиваются мышление и воображение ребёнка. Таким образом, создаются предпосылки к развитой сюжетно-ролевой игре.

В обычной жизни (в семье, детском саду и т.д.) ребёнок наблюдает действия и отношения окружающих, он может вступать в эти отношения, соответственно воспринимать и оценивать их, может наблюдать со стороны. И в том, и в другом случае они усваиваются и составляют непосредственный социальный опыт ребёнка. Ребёнок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, от родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир. И всё это находит отражение в игре.

В игре происходит формирования восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.

Развитие речи через игровую деятельность наиболее оптимально, потому что это интересно и близко ребёнку.

Я рекомендую вам при планировании игры намечать беседы, рассматривание картин, наблюдения и т.д.

В ходе игры дети воспроизводят те знания, которые получили на занятиях и в индивидуальной работе.

Существует определённая зависимость между повышением уровня обобщённости ролевых способов действия и возрастанием числа совместно решаемых детьми игровых задач.

Давайте рассмотрим, как это происходит.

В каждой задаче сюжетно-ролевой игры есть определённая, хотя и воображаемая цель (например, лечить кукол, животных, своих товарищей). Если ребёнок берёт на себя роль врача, то он лечит, как врач. Если медсестры, то делает, как медсестра, при этом выполняет распоряжения врача и просьбы больных.

Поскольку мы сейчас говорим о развитии речи детей в игровой деятельности, то можно отметить, что игровые диалоги и монологи дети также ведут в соответствии с выполняемыми ролевыми действиями. А это значит, что ребёнок постоянно обогащает свой словарь специальными терминами. Например, врач, медсестра, карта, справка, рецепт, шприц и т.д..

Часто у детей по ходу игры возникают вопросы к взрослому, и снова познавательный интерес побуждает ребёнка к разговору, беседе, наблюдению, ребёнок всё чаще задаёт вопросы взрослому.

В развитой коллективной сюжетно-ролевой игре на смену ролевым действиям приходят ролевая монологическая речь и ролевая беседа. Первая может быть представлена высказываниями, смысл которых связан с игровой целью самого ребёнка, а позднее и с игровой целью сверстника.

Ролевая беседа всегда состоит из высказываний детей, по смыслу связанных с ролевыми высказываниями других играющих, общей игровой целью, перспективой игры.

Если ребёнок использует в игре все знания, приобретённые на занятиях и в повседневной жизни, то игра будет выполнять свою педагогическую функцию – станет деятельностью развивающей, нацеливающей на всестороннее развитие дошкольников.

Уважаемые коллеги, если у вас есть ко мне вопросы по указанной теме, спрашивайте, попробуем разобраться вместе.

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 429

(МДОУ №429)

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей «Создание картотеки подвижных игр в группах»

        

         Подготовила

                                                                                                                      старший воспитатель

                                                                                                                       Малова С.А.

город Нижний Новгород

2011 год

Уважаемые коллеги!

Актуальность физического воспитания в настоящее время неоспорима. Но, несмотря на отработанную систему, педагоги ДОУ всё чаще сталкиваются с нежеланием детей заниматься активной двигательной деятельностью. Причин тому несколько, и одна из них – излишняя заорганизованность процесса воспитания, а как следствие – недостаточный учёт возрастных особенностей детей.

Сегодня мы с вами поговорим о подвижных играх.

В подвижной игре развиваются у детей все виды основных движений, поэтому она положительно влияет на здоровье детей, задействуя все системы организма.

Но, к сожалению, подвижные игры с детьми практически не проводятся, кроме, разумеется, физкультурных занятий, ну а чтобы самим детям их организовать, вообще говорить не приходится. Дети не знают даже одной трети тех игр, которые предлагаются реализуемой программой. Играют, в основном, в «Догонялки».

Анализируя перспективные и календарные планы воспитательно-образовательной работы, вынуждена отметить, что не все воспитатели планируют подвижные игры в соответствии с возрастными особенностями детей и реализуемой программой.

Поэтому, чтобы вам было проще планировать подвижные игры, а также для самостоятельной двигательной деятельности детей, предлагаю вам создать картотеку подвижных игр в каждой возрастной группе.

Для этого нужно составить каталог подвижных игр в соответствии с основными движениями:

 

1 младшая группа: ходьба и равновесие, бег, прыжки, катание, бросание и ловля, ползание и лазание.

2 младшая группа: ходьба, бег, лазание и подлезание, прыжки, бросание и ловля.

Средняя группа: бег, прыжки, ползание и лазание, бросание и ловля, ориентировка в пространстве и внимание.

Старшая группа: бег, прыжки, ползание и лазание, метание, игры-эстафеты.

Подготовительная группа: бег, прыжки, метание и ловля, подлезание и лазание, игры- эстафеты.

Для того чтобы привести картотеку к единой системе в ДОУ, предлагаю каждую игру на основной вид движения обозначить определённым цветом в каждой группе.

Например, жёлтый цвет – ходьба, синий цвет – бег, зелёный – прыжки,

красный – ползание, лазание, подлезание, голубой – катание, бросание, метание, оранжевый – ориентировка в пространстве, коричневый – игры-эстафеты.

Размер карточек рекомендую сделать 10х15, карточки оклеить самоклеющейся плёнкой.

В конце года вы можете поменяться своими картотеками, если у вас будут дети другой возрастной группы.

Для того чтобы вам было проще создавать картотеку, можно объединиться в подгруппы: воспитатели одной возрастной группы детей.

Все игры-карточки сложить в одну коробочку.

Инструктору по физической культуре сделать картотеку на отдельных листах в папке-скоросшивателе на все возрастные группы по месяцам. Основные виды движений пометить кружочком определённого цвета.

Инструктору по физической культуре оказать помощь воспитателям в создании групповых картотек.

Важно то, что этой картотекой могут пользоваться не только педагоги, но и дети, выбирая игру либо цвету, либо «вслепую», что ещё интереснее для них. Можно совместно с физоргом продумать схемы  игр и нарисовать их на оборотной стороне карточки, тогда дети самостоятельно могут определить правила игры, что способствует развитию мыслительной деятельности детей.

Какие у Вас ко мне вопросы? Предложения?

        

Образец картотеки подвижных игр,

предлагаемая инструктору

по физической культуре

Картотека подвижных игр по всем возрастным группам

Возрастная

группа  

виды

     движе-

    ний

месяц

Ходьба и равновесие

Бег

Прыжки

Ползание, лазание, подлезание

Катание

Бросание и ловля

Ориентировка в пространстве и внимание

Метание

Игры-эстафеты

1 младшая группа

Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Январь


Февраль


Март


Апрель


Май




Предварительный просмотр:

Перечень культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Возрастная группа

Навыки

личной гигиены

самообслуживания

культуры еды

первая младшая группа

При напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа.

Снимает и надевает одежду в определённом порядке, расстёгивает и застёгивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.

Ест самостоятельно и опрятно, держит ложку в правой руке, тщательно пережёвывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды.



вторая младшая группа

При мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызгивает воду, не мочит одежду, пользуется мылом. Умеет сухо вытереться полотенцем, вешает его на определённое место. Чистит зубы, своевременно пользуется носовым платком.

Самостоятельно одевается и раздевается в определённой последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, вывёртывает на лицевую сторону. Старается сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимости обращается к взрослым.

Хорошо пережёвывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминания вытирает губы, пальцы салфеткой.

Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул.



средняя группа

Тщательно умывается, правильно моет руки перед едой по мере загрязнения, после туалета, умеет пользоваться расчёской, носовым платком, чистит зубы на ночь, при кашле и чихании закрывает рот платком, отворачивается.

Большая самостоятельность в самообслуживании (раздевание, одевание, застёгивание пуговиц, зашнуровывание ботинок). Бережёт одежду, обувь. Замечая неполадки в одежде, самостоятельно устраняет их, с помощью взрослого приводит одежду в порядок (чистит, просушивает).

Увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом), салфеткой, пищу берёт понемногу, ест бесшумно, после еды полощет рот водой.

старшая группа

Следит за чистотой тела, умеет мыть ноги, тщательно чистит зубы, без напоминания полощет рот после еды. Просит своевременно сменить носовой платок, приводит в порядок волосы. Самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса.

Совершенствует навыки, полученные ранее, чистит пальто, учится стирать носки, платок. Быстро одевается и раздевается, правильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвентарём. Тактично говорит товарищу о неполадках в его костюме, обуви, помогает их устранить.

За стол садится в опрятном виде с чистыми руками, причёсанным. Ест аккуратно, умело пользуясь столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости оказывает помощь.

подготовительная к школе группа

Выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщательного выполнения навыков, полученных ранее.

Быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды, обуви, пришивает пуговицу, стирает носки, фартук, платок. Должен быть всегда опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид.

Закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее. Сидит прямо за столом, не кладёт локти на стол, хлеб берёт с общего блюда руками и ест, отламывая кусочки.

        Систематизировала в таблицу

                                                                                                                                                                         старший воспитатель Малова С.А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 429

(МДОУ № 429)

Перспективное планирование

творческих игр по возрастным группам

                                                                              Разработчик:

                                                                                           старший воспитатель

                                                                                            Малова С.А.

город Нижний Новгород

2011 г.

Перспективное планирование

творческих игр во 2 младшей группе

Месяц

Творческая игра

Методы и приёмы

Сентябрь

Семья

- рассматривание иллюстраций

- дидактические игры:

-«Мой дом»

-Кто что делает»

- наблюдение за трудом няни в ясельной группе

Октябрь

Семья









Детский сад

- рассматривание посуды в буфете

- наблюдение за трудом няни (накрывает на стол, моет посуду)

- дидактические игры:

-«Напоим куклу чаем»

-«У куклы День рождения»

-чтение: С Капутикян «Маша обедает»


- рассматривание помещения и оборудования групповой комнаты

- беседы:

-«Какая наша группа»

-«Что мы делаем в детском саду»

Ноябрь

Семья










Магазин

- экскурсия на прачку

Дидактические игры:

-«Спокойной ночи, кукла»

-«Погладим кукле платье»

-«У нас порядок»

- Конструирование: «Спальня трёх медведей»

-чтение: Е.Благинина «У меня полно хлопот», колыбельная


-целевая прогулка в магазин (с родителями)

- беседа «Как мы с мамой ходили в магазин»

- Дидактическая игра «Поможем кукле выбрать покупку»

Продуктивная деятельность:

- В магазине продаются красные яблоки

-однажды хозяйка с базара пришла

Декабрь

Семья







Парикмахерская

Чтение:

-О.Высотская «Ёлочка»

-Е.Ильина «Наша ёлка»

-рассматривание иллюстраций

- изготовление ёлочных игрушек совместно с родителями


-рассматривание атрибутики парикмахера

- рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую»

- Дидактическая игра «Кукла идёт на праздник»

Январь

Семья











Больница

Дидактические игры:

- Что мы готовим на обед

- расскажем мишке, как надо встречать гостей

Игровое упражнение

-«Какие ты знаешь волшебные слова»

Продуктивная деятельность:

- «Папа дома, мамы нет, кто подаст ему обед»


- Проблемная ситуация «Кукла Таня заболела»

- наблюдение за работой медицинской сестры

-рассматривание некоторых предметов медицинского оборудования

-чтение К.Чуковский «Доктор Айболит»

Февраль

Магазин








Детский сад

- беседа «Какие бывают магазины и что в них продают»

- дидактическое упражнение «Расскажи зайке, как надо разговаривать с продавцом»

- чтение Ч.Янчарский «В магазине игрушек»


- наблюдение за старшими детьми

- беседа «Как мы занимаемся физкультурой»

Март

Магазин игрушек







Автобус











Семья

Игровые упражнения

-«Расскажи о своей любимой игрушке»

-«расскажем мишке, как надо покупать товары»

- показ воспитателя  «продавец предлагает игрушки покупателям»

- наблюдение за транспортом

- рассматривание иллюстраций

Дидактические упражнения:

- «Расскажем Хрюше, как работает водитель автобуса»

- «напомним кукле, как вести себя в транспорте»

Чтение:

- «Уроки светофора»

- Б.Заходер «Шофёр»


-изготовление подарков для мам

- подготовка и проведение праздничного утренника, посвящённого женскому дню

Апрель

Больница








Зоопарк







Автобус

- беседа «Как доктор лечит детей»

Дидактические игры:

- «На приёме у врача»

- «Расскажем мишке, как нам измеряли рост»

- Чтение: Е.Крылов «Как лечили петуха»


- рассматривание иллюстраций

- беседа «Кто живёт в зоопарке»

- дидактическая игра «Накормим животных вкусным завтраком»

- чтение: С.Маршак «Детки в клетке»


- рассматривание иллюстраций

- беседа «Куда можно поехать на автобусе»

- дидактическая игра «Покупаем билеты»

Май

Пароход







Парикмахерская






Семья

- беседа «Как мы летом плыли на пароходе»

- рассматривание иллюстраций

- конструирование из модулей «Пароход»

- Чтение: Д.Хармс «Кораблик»


- беседа «Что нужно, чтобы сделать красивую причёску»

- рассматривание иллюстраций

- дидактическая игра «Парикмахер нужен всем»


- рассматривание иллюстраций

- рассказ воспитателя «Как провести время всей семьёй»

- дидактическая игра «расскажи куклам, что нужно брать с собой на пикник»

        

Перспективное планирование

творческих игр в средней группе

Месяц

Творческая игра

Методы и приёмы

Сентябрь

Магазин

-целевая прогулка к магазину

-беседа «как вы ходили в магазин за покупками»

-продуктивная деятельность: «Фрукты на красивом блюде», «Консервированные овощи»

Семья

-рассматривание иллюстраций с изображением семьи

-рассматривание детских домашних фотографий, составление рассказов по ним

-беседы «Кто дома ухаживает за детьми?», «Кто ходит в магазин?»

-чтение З.Александровой «Мой мишка»

-дидактические игры и упражнения «Угости куклу чаем», «Расскажем мишке, как покупать продукты», «Накормим Карлсона обедом»

Октябрь

Автобус

-целевая прогулка на улицу, наблюдение за транспортом

-рассматривание иллюстраций с изображением транспорта

-рассказ воспитателя «Водитель автобуса»

-беседа «Зачем нужен автобус?»

-продуктивная деятельность: «Автобус»

Больница

-Дидактические игры и упражнения: «Расскажем мишке, как лечиться у врача»

-измерим кукле температуру

-экскурсия в медицинский кабинет

-наблюдение за работой медицинской сестры

-дидактическая игра «Что нужно врачу»

-чтение К.Чуковский «Айболит»

Ноябрь

Моряки

-рассматривание иллюстраций «Корабль», «В порту»

-беседа «Чем занимаются моряки?»

-дидактическая игра «Что нужно моряку?»

-продуктивная деятельность «Лодочка»

У зубного врача

- рассматривание иллюстраций

- составление рассказов из личного опыта

-рассказ воспитателя «как я лечила зуб»

-беседа «Что делать, чтобы зубы не болели?»

-дидактические игры «Что нужно зубному врачу?», «Полечи мишке зуб»

Прачечная

- целевая прогулка к прачечной детского сада

- беседа «Для чего нужна прачечная?»

- наблюдение за работой оператора машинной стирки

- наблюдение за глажкой белья

- продуктивная деятельность6 «Бельё сушится на верёвке»

Декабрь

Пароход

-рассматривание иллюстраций

- рассказ воспитателя о назначении парохода

- рассказ воспитателя о капитане

- дидактическая игра «Что нужно капитану?»

- продуктивная деятельность «Пароход»

Детский сад

- наблюдение за играми старших детей

- беседа «Как мы играем и занимаемся в детском саду?»

Салон красоты

- показ приёмов работы мамой кого-либо из детей

- как вы ходили в парикмахерскую?»

- дидактические игры: «Подбери платье», «Выбери шляпку»

- игры-упражнения «Красивая причёска для куклы», «Поучимся завязывать бантик», «Подбери бант для куклы»

- продуктивная деятельность: расчёска для куклы Лиды

Январь

Столовая

-рассказ-беседа «Как работает столовая»

-продуктивная деятельность : «Меню для зайки»

День рождения Вини-Пуха, Карлсона

- Чтение сказки А.Милн «Вини-Пух и все-все-все», А.Линдгрен «Карлсон,  который живёт на крыше»

- составление описательных рассказов

- рассматривание иллюстраций

-продуктивная деятельность «Торт в подарок»

Театр

-рассматривание иллюстраций

- рассказ воспитателя «Как я ходила в театр»

- разучивание стихов, повторение песен, танцев

- продуктивная деятельность «Билет в театр»

Зоопарк

- беседы «Кто живёт в зоопарке», «Кто лечит зверей», «Кто ухаживает за зверями»

- рассматривание иллюстраций

- чтение С.Маршак «Детки в клетке», В.Маяковский «Что ни страница – то слон, то львица»,

К.Чуковский «Айболит»

- продуктивная деятельность «Кого я видел в зоопарке»

Февраль

Мы переходим улицу

- рассматривание иллюстраций

- беседы «Правила дорожного движения», «Мой друг светофор», «Какие бывают переходы»

- дидактическая игра «Правила движения»

- чтение С.Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»

- продуктивная деятельность «Светофор»

Экскурсия в музей

- рассматривание иллюстраций

- рассказ воспитателя «Как я посещала музей»

- беседа Правила поведения в музее

-продуктивная деятельность:

- рисование «Портрет папы»

- аппликация «Фотография»

- лепка «Скульптура домашнего животного»

Кукольный театр

- рассматривание иллюстраций

- беседа «Как вы были в кукольном театре»

- чтение сказок для подготовки к показу детьми, работа над выразительностью речи и техникой показа

- продуктивная деятельность «Билеты в кукольный театр»

Музыка для кукол

- беседа «Какую музыку вы любите?»,  «Какая музыка понравится куклам»

- прослушивание различных музыкальных композиций

- продуктивная деятельность

«мы рисуем музыку»

Март

Театр

- беседы с детьми «В каком театре вы были?», «Что вы видели в театре?»

- составление рассказов из личного опыта,

- повторение сказок, стихов, песен

- продуктивная деятельность «Афиша»

Зоопарк

- беседы о животных, живущих в зоопарке, чем они питаются

- дидактические игры «Кто где обитает», «Чья еда»

- продуктивная деятельность «Таблички на клетки»

Апрель

Экскурсия в музей

- Беседа «Вы были в музее?»

- составление рассказов из личного опыта

- продуктивная деятельность «Красивая ваза»

Май

Кукольный театр

- составление рассказов из личного опыта

-дидактическая игра «Знакомые сказки

- продуктивная деятельность «Атрибуты для костюмов»

Столовая

- рассматривание иллюстраций

- дидактические игры и упражнения:

-«Учимся сервировать стол»,

- «Столовая посуда»

-продуктивная деятельность «Кастрюлька»

Перспективное планирование

творческих игр в старшей группе

Месяц

Творческая игра

Методы и приёмы

Сентябрь

Кондитерская фабрика








Магазин (овощной, хлебный)







Семья












Поликлиника









Жатва











Пароход (труд речников)












Зоопарк

- беседа «Что делают на кондитерской фабрике»

- рассматривание иллюстраций

Продуктивная деятельность:

-Конфетки, шоколадки – всё будет очень сладко»

-обёртка для конфетки.


- рассматривание иллюстраций

- беседа «Что продаётся в таких магазинах?»

- целевая прогулка к магазину

- рассказ из личного опыта детей «Как я был в магазине с мамой»


- рассматривание семейных фотографий

беседы:

- «Моя семья»

- «Как я помогаю дома»

Чтение: потешка «Как у нас семья большая»

Продуктивная деятельность

- Портреты моих родных

- Мы гуляем с папой и мамой



- экскурсия в медицинский кабинет детского сада

- рассматривание иллюстраций

беседы

-«Что делает врач»

-«Какие врачи работают в поликлинике»



- рассматривание иллюстраций

беседы:

- Как трудятся люди в деревне

- \Откуда хлеб пришёл

Продуктивная деятельность: «Калачи, баранки, булки – не добудешь на прогулке»

Чтение: Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», Ю.Крутогоров «Про булку белую и кашу пшённую»


Чтение: С.Сахаров «Самый лучший пароход», Т.Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях. Капитан, водолаз»

Дидактические игры: «На чём люди ездят»

«Угадай вид транспорта», «По земле, по воде или по воздуху»

Продуктивная деятельность:

-По реке плыл пароход

-Водолазы на дне


-рассматривание иллюстраций

-беседа «Какие звери живут в зоопарке»

Чтение С.Маршак «детки в клетке»

продуктивная деятельность:

-«Зоопарк»

-«Моё любимое животное»

Октябрь

Пароход (мы плывём по реке Волге)









Транспорт (сухопутный, водный, воздушный)













Подготовка к открытию детского сада






Магазин (кондитерский, хлебный)

-Беседа «На каких реках стоит нижний Новгород»

- рассматривание иллюстраций

-рассказ воспитателя «Как я плавала по Волге на пароходе»

-рассказ из личного опыта детей

Продуктивная деятельность:

-Круиз по Волге

-Белый пароход


Беседы «Какие виды транспорта вы знаете», «Каким транспортом вы любите путешествовать»

-рассматривание иллюстраций

Дидактические игры:

- «На чём люди ездят»

-«Угадай вид транспорта»,

-«По земле, по воде или по воздуху»

Продуктивная деятельность:

-Пароход

-Лодка

-Самолёт

-Машина

-рассматривание иллюстраций

-комментированное наблюдение

- экскурсия по детскому саду

-с/ролевая игра «Детский сад»

Продуктивная деятельность: «Моя любимая игрушка»


- рассматривание иллюстраций

- рассказ детей из личного опыта посещения магазина

-беседы «Что продают в магазине»

«Что вы чаще всего с мамой покупаете?»

Продуктивная деятельность:

-Самый красивый пряник

-Что я больше всего люблю из сладостей

Ноябрь

Животноводы









Столовая













Магазин (игрушки, кондитерский, хлебный, овощной)











Детский сад










Путешествие в Атлантиду, на другую планету

-рассматривание иллюстраций

-рассказ воспитателя о работе животновода

-Чтение: В Левин «Лошадь», С. Чёрный «Жеребёнок»

Продуктивная деятельность:

-Домашние животные

-В деревне


-рассматривание иллюстраций

-рассказ воспитателя о работе повара

-рассказ ребёнка из личного опыта «Как мама готовит»

Дидактические игры: «Из чего сварим суп», «Что положим в компот»

-Экскурсия на пищеблок детского сада

Чтение: Н.Носов «Мишкина каша»



-целевая прогулка к магазину

Дидактические игры «Где что продают», Выбери, что продают в кондитерском (овощном ит.д.) магазине.

-Чтение Хозяйка с базара домой принесла…»

Продуктивная деятельность:

-овощи

-игрушки

-хлеб к столу

-кондитерские изделия


Чтение: Н.Найдёнова «Ольга Павловна», «Наша полотенца»\

-Дидактические игры: «Кто что делает», «Кому что нужно для работы»

Продуктивная деятельность:

-«Наши игры в детском саду»

-«Наши питомцы»



- рассматривание иллюстраций различных заброшенных миров, других планет

-рассказ воспитателя «Моё путешествие»

Дидактические игры «Что возьмём в путешествие», «на чём сможем добраться?»

-Продуктивная деятельность:

карта путешествий, атрибуты, необходимые для путешествия.

Декабрь

Путешествие в дальние страны













Больница (с разными отделениями)






Поликлиника








Аптека







Строители космодрома

-рассматривание иллюстраций и открыток разных городов и стран

-Беседы: «На чём поедем». «Что возьмём с собой»

-рассматривание карты, глобуса, иллюстраций с изображением разных климатических зон

Продуктивная деятельность: билеты, паспорта, карта путешествий. Атрибутика, необходимая в путешествии



-рассматривание иллюстраций

-рассказ воспитателя

беседы: «Как не заболеть», «А нужен ли нам врач?»

Продуктивная деятельность: атрибуты для игры «Больница»


-рассматривание иллюстраций

-рассказ детей из личного опыта

-рассказ воспитателя «как я была на приёме у глазного врача»

Чтение: А.Барто «Очки»

Продуктивная деятельность: таблицы для проверки зрения


-Целевая прогулка к аптеке

-Беседа «Что мы видели в аптеке»

«Для чего нужна аптека»

Продуктивная деятельность «Что мы видели в аптеке»

-лекарства для игры


-рассматривание иллюстраций

-беседа «Что такое космодром»

-беседы о космонавтах

-наблюдения за звёздами, солнцем, луной

-рассматривание глобуса, рассказ воспитателя

Чтение: В.Баруздин «Первый в космосе», Е.Левитан «малышам о звёздах и планетах», А.Леонов «Шаги над планетой»

Продуктивная деятельность: «Космос», «Лунный пейзаж»

Январь

Пароход (мы плывём по реке Волге)












Отправляемся в путешествие по России и другим странам (выбор транспорта)










Открывается новый детский сад






Магазин - супермаркет









Мы строим город будущего












Аэропорт











Мы-артисты








Ателье

-Беседа «На каких реках стоит нижний Новгород», «Куда течёт Волга»

-«Кто такой капитан»

- рассматривание иллюстраций

-рассказ воспитателя «Как я плавала по Волге на пароходе»

-рассказ из личного опыта детей

Продуктивная деятельность:

Изготовление атрибутов для игры в «Пароход»



-рассматривание иллюстраций и открыток разных городов России

-Беседы: «На чём поедем». «Что возьмём с собой»

-рассматривание карты, глобуса

Продуктивная деятельность: билеты, паспорта, карта путешествий. Атрибутика, необходимая в путешествии

«Транспорт»

«Карта путешествий»


-Беседа о заведующей – «Кто главный в детском саду?»

-Что делает заведующая?

Продуктивная деятельность: мебель, игрушки, посуда


-рассматривание иллюстраций

-беседы «Что продают в супермаркете», «Какие отделы бывают в супермаркете»

-рассказ из личного опыта детей

Продуктивная деятельность:

«Мы с мамой были в магазине»

«Что мы покупаем чаще всего»


-рассматривание иллюстраций с изображением строителей, стройки

-беседы «Какие города будут строить в будущем», «Расскажи в каком доме ты хотел бы жить»

Чтение: С.Баруздин «Кто построил этот дом»,  В.Маяковский «Кем быть?», М.Пожарова «Маляры»

Продуктивная деятельность:

-город будущего

-самый красивый дом


-рассматривание иллюстраций аэропорта, самолётов

беседы: «Кто водит самолёты?», «Что есть в аэропорту», «Люди каких профессий работают в аэропорту»

Продуктивная деятельность:

-Летайте самолётами аэрофлота

- я буду лётчиком (стюардессой)

-билет на самолёт


Беседы: «Кто такие артисты», «Что нужно делать, чтобы стать артистом», «Важен ли труд артиста»

Продуктивная деятельность:

-цветы для артиста

-нарядное платье для певицы


-рассматривание иллюстраций

-беседа «Кто работает в ателье»

-Дидактические игры: «Что нужно закройщику», «Что делает приёмщица». «Что делает швея»

Продуктивная деятельность:

-Ткань для нарядного платья

- атрибуты закройщика

Февраль

Семья







Цирк









Путешествие с приключениями (на суше и на море)










Пограничники












Мы – художники








Рыболовецкое судно

-рассказ воспитателя «Что такое традиции»

-беседа «Традиции вашей семьи»

-Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник», «Моё любимое занятие»  


-рассматривание иллюстраций, открыток

-беседы «Мы любим цирк» «Кто работает в цирке»

-рассказы из личного опыта детей о цирке

Продуктивная деятельность,

-«На арене и под куполом»


-рассматривание фантастических иллюстраций с изображением пиратов, разбойников

-беседы о том, как можно справиться с пиратами, разбойниками

Продуктивная деятельность:

атрибуты для приключенческих путешествий



-рассматривание иллюстраций с изображением пограничников

-беседы «Кто такие пограничники», «Кто помогает пограничникам нести службу»

Чтение: С.Маршак «Наша армия»

Продуктивная деятельность:

-Пограничник охраняет нашу Родину

-Собака – друг и помощник



-рассказ воспитателя о художниках

-рассматривание репродукций с картин художников

-рисование детьми натюрмортов, портретов

-оформление выставки-галереи



-беседы о рыбаках, о их деятельности; о видах рыб

-рассматривание иллюстраций с изображением рыбаков и судна.

Чтение: А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Продуктивная деятельность:

-рыбки

-рыболовецкое судно

Март

Мы строим Нижний Новгород












Зоолечебница












Почта, телеграф моего города















Праздник 8 Марта дома

Как мы поздравляем мам в детском саду

-экскурсии и целевые прогулки по городу

-Дидактические игры «Путешествие по Нижнему Новгороду», лото «Нижний Новгород»

-Игра «Экскурсоводы»

-Продуктивная деятельность: «Кремлёвские башни», «Наш город»



-беседа о зоолечебнице, кто работает в ней, почему у неё такое название

-рассказ воспитателя «Как я лечила котёнка»

-рассказы из личного опыта детей

Продуктивная деятельность:

-книжки-самоделки с изображением домашних любимцев, рассказами о них.



-Экскурсия на почту

-беседы «Что мы видели на почте», «Как люди узнают друг о друге»

-рассматривание иллюстраций

-Чтение: С.Маршак «Почта», Н.Носов «Телефон», К.Чуковский «телефон»

Дидактические игры: «Почтальон принёс письмо», «Что лежит в посылке»

«Письмо товарищу»

Продуктивная деятельность: изготовление открыток



-рассматривание иллюстраций с изображением мам на работе и дома, поздравительных открыток

-беседы: «Как мы помогаем дома»

«Моя мама», «Моя бабушка»

Чтение: Е.Благинина «Посидим в тишине», Г. Виеру «Мамин день», Л.Квитко «Бабушкины руки»

Продуктивная деятельность: открытки и подарки для мам и бабушек, «Вот какая мама», «Вот какая бабушка»

Апрель

Космическое путешествие














Мы – цирковые артисты












Газетный киоск
















Кулинария













Дискотека











Мы строим Нижний Новгород

рассматривание иллюстраций

-беседы о космонавтах

-наблюдения за звёздами, солнцем, луной

-рассматривание глобуса, рассказ воспитателя

Чтение: В.Баруздин «Первый в космосе», Е.Левитан «малышам о звёздах и планетах», А.Леонов «Шаги над планетой»

Продуктивная деятельность: Карта космического путешествия



-рассматривание иллюстраций, открыток

-беседа «Каких цирковых артистов вы знаете»

-рассказы из личного опыта детей о цирке

Продуктивная деятельность,

-Цирковая программка

билеты в цирк

-афиша



-целевая прогулка к газетному киоску

-беседа «Что продают в киоске»

-рассказ воспитателя о необходимости газетных киосков

-рассказ детей из личного опыта о том, что они покупали в киоске с родителями

Продуктивная деятельность:

-газеты

-журналы (из старых газет)

-книжки-самоделки на разную тематику

-открытки поздравительные



-рассказ воспитателя о кулинарах

-рассматривание иллюстраций

-рассказ ребёнка из личного опыта «Как мама готовит полуфабрикаты»

Дидактические игры: «Из чего получаются пельмени», «Как пекут пирожки»

-Экскурсия на пищеблок детского сада

Чтение: Н.Носов «Мишкина каша»



-беседа «Что такое дискотека»

-прослушивание танцевальной музыки

-рассматривание иллюстраций с танцующими людьми, детьми

Продуктивная деятельность:

- мы танцуем

схемы-модели со схематичным изображением движений танцев.



-экскурсии и целевые прогулки по Автозаводскому району

-Дидактические игры «Путешествие по Нижнему Новгороду», лото «Нижний Новгород»

-Игра «Экскурсоводы»

-Продуктивная деятельность: «Парк культуры и отдыха », «Наш район»

Май

Лесная школа













Весенний бал









Уличное движение
















В театре – премьера













В ботаническом саду

-беседа об учителе, учениках,

где учатся дети.

-рассказ воспитателя, о Лесной школе, кто в ней учится.

-рассказ детей, чему учатся зверята в Лесной школе

Дидактические игры:

-«Назови детёнышей», «Кто глее прячется»

Продуктивная деятельность:

-дикие животные



-беседа «Что такое бал»

-прослушивание танцевальной музыки (вальс)

-рассматривание иллюстраций с танцующими людьми, детьми

-Чтение: «Золушка»

Продуктивная деятельность:

- Золушка на балу


-целевая прогулка по улице

-беседы «на чём люди ездят», «Машины на нашей улице», «Как вести себя в транспорте»

-рассматривание иллюстраций

-Чтение:

Б.Заходер «Шофёр»

М.Ильин «Машины на нашей улице», С.Михалков «Моя улица»

-Дидактические игры «Угадай вид транспорта по описанию», «Кто чем управляет»

Продуктивная деятельность:

Разные машины едут по улицам города.


-рассматривание иллюстраций, открыток

-беседа «Какие спектакли вы смотрели с родителями»

-рассказы из личного опыта детей о театре

Продуктивная деятельность,

-Театральная программка

билеты в театр

-афиша

атрибуты и элементы костюмов



-рассматривание иллюстраций и открыток с изображением разных растений

-рассказ воспитателя о ботаническом саде

-Дидактические игры «Узнай дерево», «Узнай цветок», «Знаешь ли ты»

Продуктивная деятельность:

-Невиданное растение

        Перспективное планирование

творческих игр в подготовительной группе

Месяц

Творческая игра

Методы и приёмы

Сентябрь

Школа











Путешествие по России












Фабрика игрушек










Осенняя ярмарка «Дары природы»







Мы – фермеры

-Рассказ воспитателя о школе

-Чтение: А.Барто «Первоклассница»

-Составление альбома по теме «Школа»

Дидактические игры: «Собери портфель», «Что нужно ученику, что -  учителю»

Продуктивная деятельность:

Тетради для с/р игры «Школа»


-Рассматривание иллюстраций, фотографий городов России

- Рассказ воспитателя о городе Нижний Новгород

-Дидактическая игра «Собери всё для путешествия»

-Рассматривание карты России

Продуктивная деятельность:

-Мой любимый город

-Я был в Москве



-Рассматривание фотографий, иллюстраций

-Беседы «Интересное рядом с нами», «Из чего делают игрушки»

-Рассказы детей «Любимая игрушка»

-Продуктивная деятельность:

Книжки-самоделки с рисунками и рассказами детей


-Рассматривание иллюстраций

-рассказ воспитателя о дарах природы, что из них можно сделать

-разгадывание загадок на осеннюю тематику

Продуктивная деятельность:

Поделки из природного материала


-Рассматривание иллюстраций домашних животных; картины «На ферме»

-Беседа «Какие животные живут на ферме»

-рассказ воспитателя о том, кто работает на ферме»

Продуктивная деятельность:

«Доярка на ферме», «Свинарка кормит поросят»

Октябрь

Библиотека












Мы играем в театр









Телефонная станция

-Экскурсия в библиотеку

-Беседы: «Что мы знаем о библиотеке», «Как работает библиотекарь»

-рассказы детей из личного опыта «Как мы были с мамой в библиотеке»

Продуктивная деятельность:

Формуляры для игры в с/р игру «Библиотека»



-Рассказ воспитателя о театре

-рассказы детей из личного опыта «Мы были в театре»

-постановка детьми знакомой сказки

Продуктивная деятельность: Моя любимая сказка, Каким сказочным героем я хотел бы быть.


-Рассказ воспитателя о телефонной станции

-рассматривание иллюстраций

-дидактические игры «Я звоню по телефону», «Испорченный телефон»

Чтение: К.Чуковский «У меня зазвонил телефон»

Продуктивная деятельность:

Какие бывают телефоны, Мама вызывает врача по телефону.

Ноябрь

Мы едем в Украину, Белоруссию














Консервный завод











Путешествие по пустыне, степям

-Рассматривание иллюстраций, фотографий стран ближнего зарубежья

-рассказ воспитателя об этих странах

-беседа «В каких странах вы побывали с родителями»

-рассматривание этих стран на карте

Продуктивная деятельность:

Паспорт для поездки, билеты, карта путешествий



-Рассматривание иллюстраций

-рассказ воспитателя о том, как производят овощные консервы

-рассматривание фабричных банок с консервами и домашнего приготовления

Продуктивная деятельность:

-Как я представляю консервный завод.

-Овощные консервы в банках


-рассматривание иллюстраций, фотографий

-рассказ воспитателя

-просмотр телепередач с родителями

-изучение детской карты мира с различными климатическими зонами, животными

Продуктивная деятельность:

-Животные пустыни

-Что такое оазис?

Декабрь

Стадион













Семья









Телефонная станция

-Рассматривание иллюстраций, фотографий спортсменов

-Беседы о спортсменах, разных видах спорта, о предстоящей Олимпиаде в Сочи

-просмотр телепередач с родителями

-рассказ детей из личного опыта о посещении стадиона

Продуктивная деятельность:

- «Я катаюсь на коньках»

- «Мы с папой были на футболе»


-Рассматривание вариантов планировки квартиры

-Беседы «Как вы переезжали на новую квартиру», «Какая бывает мебель»

Продуктивная деятельность:

-«Наша квартира»

-«Мы купили новую мебель»


-Составление рассказа детьми о телефонной станции

-рассматривание иллюстраций

-дидактические игры «Что нужно телефонисту», «Для чего нужен телефон»

Инсценировка: К.Чуковский «У меня зазвонил телефон»

Продуктивная деятельность:

- «Я звоню по телефону»

- «Запомни номера»

Январь

Кинотеатр











Цирк

-Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением кинотеатров

-Беседа «Зачем нужен кинотеатр»

-рассказ из личного опыта детей «Семейный поход в кино»

Продуктивная деятельность:

-Билеты в кинотеатр

-афиша

-мой любимый фильм


- Рассматривание иллюстраций о цирке

-посещение нижегородского цирка детей с родителями

- Беседа «Что вы видели в цирке?

- Игровое упражнение «Вхождение в образ»

-Игровое упражнение «Угадайте, кто я»

Продуктивная деятельность:

-Что мне понравилось в цирке

Февраль

Скорая помощь










Проводы зимы – русский праздник









Телеграф












Телевидение









КВН










Я беру интервью









Театр

-Целевая прогулка по улице

-Беседа о «неотложной помощи», о врачах, работающих на «скорой»

-Рассматривание иллюстраций

-Составление рассказов детьми из личного опыта

Продуктивная деятельность;

-Срочно нужна «скорая»

-Машина скорой помощи


-Чтение потешек, прибауток, закличек о наступающей весне

-заучивание русских народных игр, хороводов

-рассказ воспитателя о Масленице, что это за праздник, как его проводят.

Продуктивная деятельность «Мы справляем Масленицу»


-Рассматривание иллюстраций с изображением работников телеграфа

-Беседа о том, для чего нужен телеграф

-Рассказ воспитателя о телеграфе

-Дидактические упражнения: «Отправь телеграмму», «Позвони мне»

Продуктивная деятельность: Телеграмма


-Просмотр фрагментов телепередач

- Рассказ воспитателя о значимости телевидения

- Беседа «Кто хочет стать телеведущим?»

Продуктивная деятельность:

-Смотрим телевизор всей семьёй

-Мой любимый мультфильм


-Рассказ воспитателя об этой весёлой игре

-Просмотр телепередач КВН с родителями

-Игровое упражнение на установление эмоционального контакта между детьми

-Игра «Придумай весёлый ответ на вопрос


-Рассматривание иллюстраций с изображением журналистов, репортёров

- Просмотр телепередач с родителями

- Д/и «Репортёр»

Продуктивная деятельность:

-Я беру интервью

-У кого можно взять интервью

-Рассматривание иллюстраций с видами разных театров

- рассказ воспитателя «Как я была в театре»

-рассказ детей из личного опыта

-Чтение Н.Евреинов «Что такое театр»

Продуктивная деятельность:

-Мой любимый спектакль

Март

Пожарная часть









Скорая помощь




Зоолечебница









Мы – инопланетяне







Утренняя звезда







Карнавал в Африке

-Рассматривание иллюстраций о пожарных

-Беседа «Как работают пожарные»

-Чтение: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар»

Продуктивная деятельность:

-Я б в пожарные пошёл

-Огонь – это опасность


-Запомни № телефона «03»

- Рассматривание иллюстраций

--Д/и «Что нужно врачу «скорой»


-Рассказ воспитателя о враче-ветеринаре

-Беседа «Моё любимое домашнее животное»

-Чтение В.Коржиков «Рассказ о таёжном докторе»

Продуктивная деятельность

-Если б я был ветеринаром


-Беседа «Кто такие инопланетяне»

-Рассматривание иллюстраций с изображением летающих «тарелок»

-Рисование «Инопланетяне»

Составление рассказа «Если б я был инопланетянином»


-Рассказ воспитателя о телепередаче «Утренняя звезда»

-Проведение группового концерта «Наши таланы»

-Заучивание стихов, песен

- разыгрывание сценок


-рассматривание иллюстраций и фотографий с карнавалов

-беседа о том, как проводятся карнавалы

-Совместное обсуждение сюжета игры

Продуктивная деятельность

- Самая интересная маска

Апрель

Стоматологическая поликлиника







Скорая помощь







Дом моды






Полёт в космос









Поле чудес







Путешествие на батискафе

-Беседа о враче-стоматологе

-Составление рассказов из личного опыта детьми

-Рассказ воспитателя «Как я была на приёме у стоматолога»

-Д/и «Что нужно стоматологу»


-Показ воспитателем новых способов действия с одними и теми же предметами

-беседа «Взаимодействие диспетчерской – «скорой» - больницы»


-Рассматривание журналов мод

-Д/и «Что нужно модельеру»

Продуктивная деятельность:

-Я – модельер

-Платье для мамы


-Рассматривание иллюстраций о космосе и космонавтах

-Чтение: С.Баруздин «Первый человек в космосе»

Продуктивная деятельность:

-Космос

-Космонавт в космосе

-Ракета


-Беседа «Знаете ли вы что это за передача»

-Просмотр телепередач с родителями

-Разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок


-Рассматривание иллюстраций с изображением моря, морских глубин

-рассказ воспитателя «Жители морских глубин»

-Продуктивная деятельность:

-Что мы увидим на дне

-Самые красивые рыбки

Май

Аптека







Стадион











Конкурс красоты






Скорая помощь






Полёт на Луну









Зов джунглей










Дог-шоу

-Экскурсия или целевая прогулка в аптеку

-беседа «Что мы видели в аптеке»

Продуктивная деятельность:

-Какие бываю лекарства

-Что продают в аптеке


-Рассматривание иллюстраций с изображением стадиона, спортсменов

-Беседа «Какие виды спорта вы знаете»

-Беседа «Кого из спортсменов вы знаете»

Продуктивная деятельность:

-олимпиада

-спортивные состязания


-с/ролевая игра «Салон красоты»

-показ модных причёсок

-Продуктивная деятельность

-«Королева красоты»

- Моя мама-красавица


- Беседа «Как работают врачи «скорой помощи»

-Беседа «Как быть здоровым»

-Беседа Я умею оказывать первую помощь». Обучение детей ОБЖ


-Беседа «Луна – планета»

-Беседа «Зачем мы полетим на Луну»

-Д/игра «Что мы возьмём с собой на Луну»

Продуктивная деятельность:

-Лунатики

-Мы на Луне


-Беседа «Что вы знаете об этой передаче?»

-Игровое упражнение «Самый сильный»

-Игровое упражнение «Самый умный»

Продуктивная деятельность:

-Где живут обезьянки?

-Крокодилы, бегемоты


-Моя любимая собака

-Беседа «Как сделать, чтобы собака слушалась»

-Игровое упражнение «Я и моя собака»

-Игровое упражнение «Самый лучший дрессировщик»

-Конкурс «ДОГ-шоу»

Продуктивная деятельность:

-Я участвую в конкурсе

        



Предварительный просмотр:

Рекомендации

для родителей по воспитанию у детей

культурно-гигиенических навыков

        Разработала

        старший воспитатель

         Малова С.А.

г.Нижний Новгород

2012 г.

       «Выход из затруднительного положения
чаще всего бывает там,
где находится вход»
Карел Чапек.

     Вся наша жизнь – это поток самых разнообразных проблем. Есть проблемы, которые решаются сиюминутно, а некоторые сопровождают нас в течение всей жизни. А ведь если посмотреть на них со стороны, то они нам могут показаться смешными и даже нелепыми, а мы старались прикладывать огромные усилия, средства для их решения. Мы часто просто зажаты стереотипами и не можем посмотреть на проблему с другой точки зрения. Работать с проблемами, надо учиться с детства.
     
А есть ли проблемы у ваших детей? Некоторые взрослые говорят: «Да какие проблемы могут быть у моего ребёнка?» На то мы и родители, чтобы наши дети жили без проблем. Еда, крыша над головой, всё, что хочешь!» Но ведь взрослых может и не оказаться в трудную минуту. Сколько проблем возникает у ребёнка, когда он попадает в незнакомую для него среду: детский сад, школа, различные кружки и секции, не говоря уже об улице (общение со сверстниками; одна игра на группу детей; заблудился и т.д). Если всё перечислять, то мы увидим, что у детей не меньше проблем, чем у взрослых. И наша задача – помочь, детям научиться самостоятельно, справляться с проблемами уже начиная с дошкольного возраста.
     Воспитание культурно-гигиенических навыков играет большую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению детей.

Психологический комфорт детей во время пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания, процедуры приёма пищи и сформированности у детей навыков самообслуживания.

При этом большое значение имеют особенности питания детей дома. Многие дошкольники, приходя в детский сад, не умеют есть ни каши, ни запеканки, и не потому, что не любят, а потому, что их не научили это есть дома.  

Кроме проблем, возникающих при приёме пищи, дети часто не умеют мыть руки, пользоваться салфетками. А ведь поведение детей это отражение взрослых. И в первую очередь родителей. Маленькие дети очень наблюдательны и склонны к подражанию.                                                                  

Приучая детей соблюдать культурно-гигиенические навыки, опирайтесь на показ действий, совместную деятельность с ребёнком, создавайте игровые  и проблемные ситуации, задавайте проблемные вопросы, читайте художественную литературу.

Игровые ситуации: «Съешь суп – увидишь зайку», «Кто быстрее и чище умоется?», «Кто аккуратнее причешется?» и т.д.

Проблемные ситуации: «Можно ли обойтись без ложки?»,  «Как вымыться без мыла?», «Нужна ли рубашке пуговица?» и т.д.

Значение культурно-гигиенических навыков

Наличие навыков – важное условие здоровья детей, так как соблюдение правил личной гигиены предотвращает развитие заболеваний.

Ежедневное повторение одних и тех же действий совершенствуют движения: они становятся более точными, координированными.

Ребёнок шире познаёт окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и др.), осмысливают простые связи между явлениями (не прижиматься к тарелке – испачкаешь рубашку).

В ходе сформированности у ребёнка правильного поведения за столом развивается речь (название блюда, пояснение действий, использование потешек и т.д.).

Воспитываются внимание и воля.

Удовлетворяется стремление к самостоятельности

Что должен уметь ребёнок 2-3 лет

Умывание:

с помощью взрослых мыть руки перед едой, насухо вытирать полотенцем

Поведение за столом:

есть аккуратно

опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу

держать ложку в правой руке

пользоваться салфеткой

по напоминанию взрослого говорить «спасибо»

Уход за внешним видом:

радоваться чистой, красивой одежде

по напоминанию взрослого пользоваться носовым платком. класть его в карманчик

Одевание:

учится по показу взрослого снимать и надевать одежду, расстёгивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки

знает свои вещи

Что должен уметь ребёнок 3-4 лет

Умывание:

соблюдать последовательность при мытье рук

самостоятельно мыть руки и лицо

знать своё полотенце и  правильно вешать его на своё место

Поведение за столом:

формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережёвывать пищу с закрытым ртом

умело пользоваться ложкой, вилкой

своевременно пользоваться салфеткой

после еды говорить «спасибо»

Одевание:

самостоятельно одеваться в правильной последовательности, прибегая  к помощи взрослых в трудных случаях: застёгивание, завязывание

вежливо обращаться за помощью к взрослым

Что должен уметь ребёнок 4-5 лет

Умывание:

Самостоятельно моет руки и лицо: засучивает рукава, намыливает руки, хорошо смывает мыло, вытирается насухо полотенцем

самостоятельно или по указанию взрослого замечает грязные руки, лицо и моет их

умеет пользоваться зубной щёткой

Одевание:

одеваться и раздеваться в определённом порядке

складывать и убирать одежду на место

различать обувь на правую и левую ногу

вежливо просить помощи, использовать слова «пожалуйста», «спасибо»

подходить к зеркалу, замечать неполадки, исправлять их

Культура еды:

спокойно садиться за стол

совершенствовать навыки аккуратной еды, пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно

продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой)

полоскать рот после еды

выходя из-за стола говорить «спасибо»

Что должен уметь ребёнок 5-6 лет

Умывание:

самостоятельно выполнять процесс умывания

самостоятельно замечать, когда нужно вымыть руки, причесаться                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Культура еды:

Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами

есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом

продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить воспитателя и младшего воспитателя

Одевание:

осваивать приёмы чистки обуви, одежды, умение пришить пуговицу

Что должен уметь ребёнок 6-7 лет

        Выполнять все культурно-гигиенические процессы самостоятельно, совершенствовать навыки.

закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол

правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой

        

Памятка для родителей

по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков

Приучайте ребёнка следить за своим внешним видом, самостоятельно замечать и устранять небольшой непорядок в одежде

Учите ребёнка самостоятельно засучивать рукава, мыть аккуратно руки (до образования пены, круговыми и прямыми движениями), лицо, уши. Насухо вытираться своим полотенцем и вешать его на отведённое ему место, пользоваться расчёской и носовым платком

Упражняйте ребёнка в одевании и раздевании в определённой последовательности: одежду надеваем, одежду снимаем, складываем, вешаем; а также в умении застёгивать пуговицы, различные застёжки

Формируйте элементарные правила поведения за столом: правильно сидеть, не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться вилкой, ложкой, пользоваться салфеткой.

Навыки у детей становятся прочными, если они постоянно закрепляются в различных ситуациях.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 429

(МБДОУ № 429)

Выступление

на районном методическом объединении

Работа творческой группы воспитателей по теме: «Ознакомление детей дошкольного возраста с Нижним Новгородом»

                                                                           Подготовила:

                                                                                             старший воспитатель

                                                                                             Малова С.А.

город Нижний Новгород

2011 г.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

В нашем дошкольном образовательном учреждении образовательный процесс осуществляется по основной общеобразовательной программе ДОУ, которая состоит из двух частей: основной и дополнительной.

Более подробно я расскажу о дополнительной части программы (региональный компонент).

Эта часть программы углубляет основное образовательное содержание в соответствии с актуальными детскими интересами, запросами семьи, возможностями региона.

В содержании этой части программы в нашем ДОУ заложена комплексная программа «Детство», где предлагается один из вариантов дополнительной (вариативной части) программы «Ребёнок знакомится с малой Родиной – родным городом». В ней удачно раскрыты задачи воспитания и развития детей, ориентация ребёнка в образовательной области, организация опыта освоения содержания программы, итоги усвоения содержания программы. Однако, этого недостаточно для формирования у детей краеведческих знаний, поэтому работа над этой частью программы вызывает у педагогов затруднения. После проведённого тестирования педагогов, выявилось ряд проблем, над которыми необходимо поработать:

- недостаточно программно-методического обеспечения;

- работа с детьми по краеведению ведётся не в системе;

- нет единства педагогов и семьи по знакомству детей с родным краем;

- у родителей нет заинтересованности в этом вопросе.

Для реализации этого раздела программы в ДОУ была создана творческая группа педагогов, в которую вошли опытные педагоги, имеющие первую и  высшую квалификационные категории. Было разработано и утверждено Положение о творческой группе.

Основным направлением работы творческой группы стало «Знакомство дошкольников с Нижним Новгородом».

Определили цель деятельности творческой группы: Создание обстановки творческого поиска у педагогов наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по ознакомлению с родным краем (г. Нижним Новгородом).

Задачи:

Реализация и развитие творческой инициативы педагогов МБДОУ по ознакомлению детей с Нижним Новгородом;

Разработка, составление и распространение педагогического опыта по ознакомлению детей с Нижним Новгородом.

Был составлен план работы творческой группы


п/п

Мероприятия

Срок

Ответственные

Выход

1.

Изучение теоретического аспекта нравственно-патриотического воспитания

сентябрь

старший воспитатель

Обсуждение

2.

Подбор диагностического материала к мониторингу  детей по интегративному качеству «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе»

сентябрь

старший воспитатель

Документ

3.

Мониторинг детей по интегративному качеству  «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе»

сентябрь

старший воспитатель

Документ

4.

Разработка методических рекомендаций для педагогов по образовательной области «Социализация» (ознакомление детей с городом  с Нижний Новгород)

октябрь

старший воспитатель

Методические рекомендации

5.

Разработка требований к созданию предметно-развивающей среды в группах по образовательной области «Социализация» (ознакомление детей с городом Нижний Новгород).

Интеграция образовательной области «Социализация» с другими областями.

октябрь

старший воспитатель

Требования

6.


Разработка дидактических игр на развитие у дошкольников интегративного  качества  «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе»

октябрь-ноябрь

старший воспитатель

Презентация

дидактических игр

7.

Разработка опросников, анкет для родителей

декабрь

старший воспитатель

Анкеты

8.

Разработка конспектов бесед, развлечений, досугов, викторин, сценариев праздников

в течение года

старший воспитатель

Конспекты, сценарии

9.

Размещение разработок на сайте Учреждения

май

старший воспитатель

Страница сайта

В ходе работы я оказывала методическое сопровождение творческой группы.

Для этого в методическом кабинете была оформлена выставка методической литературы для изучения педагогами.

Литература:

Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» Москва, Аркти, 2007 г.

Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России» Москва, Аркти, 2005 г.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина», часть 1, Н.Новгород, 2005 г.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина», часть 2, Н.Новгород, 2005 г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С-П, Детство-Пресс, 1998 г.

Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» Москва, Аркти, 2005 г.

Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников» М.: Творческий центр, 2008 г.

Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.: Творческий центр, 2009г.

Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» М.: Творческий центр, 2005 г.

Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» Москва, 2003 г.

Шаламова Е.И. «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»

Обсуждая теоретический аспект нравственно-патриотического воспитания, выяснили, что патриотическое воспитание сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий всё для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.

В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.

Прежде, чем провести мониторинг детей, мы с педагогами подобрали диагностический материал:

Беседа «Я и другие»

Цель: выявление представлений о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу.

Беседа «Моя семья»

Цель: выявление представлений о семье.

Беседа «Я в детском саду»

Цель: выявление представлений об обществе (ближайшем социуме).

Беседа «Наш город»

Цель: выявление представлений о родном городе.

Беседа «Что ты знаешь о стране?»

Цель: выявление представлений о государстве, о мире.

В рамках промежуточного мониторинга детей на начало года провели диагностику по интегративному качеству  «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе». Для того чтобы обследование детей было более качественным, воспитатель Баринова С.В. провела открытый показ проведения диагностики на выявление представлений о родной стране и городе у старших дошкольников.

Цель: обучение педагогов проведению мониторинга по воспитанию гражданских чувств у детей.

Результат мониторинга  интегративного качества  «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе» показал:

высокий уровень – 7% (11 детей)

средний уровень – 68% (118 детей)

низкий уровень – 23% (41 ребёнок)

низший уровень – 2%(6 человек).

Для того чтобы заинтересовать детей, стали создавать предметно-развивающую среду в группах по вопросу воспитании патриотизма у детей. Были разработаны Методические рекомендации, которые позволяют воспитателям пополнять краеведческую предметно-развивающую среду по воспитанию в соответствии с интеграцией её в другие образовательные области. Например,  Физическая культура, Музыка – праздники, развлечения; Познание- строительство из конструктора улиц, домов, достопримечательностей района, города; социализация – дети старшего возраста в игровой деятельности проводят экскурсии по городу, району; Коммуникация – составление рассказов по картинам и из личного опыта; Чтение художественной литературы; Художественное творчество - отображаются детьми полученные впечатления.

В рамках осенних утренников мы разработали сценарий и провели праздник для детей и родителей по патриотическому воспитанию. Целью праздника было показать знания детей об Автозаводском районе.  В ходе подготовки праздника дети узнали много нового и закрепили ранее полученные знания об Автозаводском районе.

Педагоги творческой группы тщательно подбирали материал в соответствии с возрастными особенностями детей и задачами Основной общеобразовательной программы по этому вопросу.

В начале ноября начали разработку дидактических игр на развитие интегративного качества  «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе».

Поставили перед собой цель:

Цель: Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Сформулировали задачи:

3-4 года

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, привязанность и доверие к воспитателю;

Формировать представления детей о семье и родственных отношениях.

4-5 лет

Развивать интерес к родному городу и стране;

Развивать уверенность, привязанность к семье, желание осваивать новые знания в детском саду.

5-6 лет

Формировать представления о родном городе и стране;

Развивать патриотические и гражданские чувства.

6-7 лет

Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, стране.

Воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей;

Формировать начала гражданственности.

Опираясь на задачи, мы разрабатывали дидактические игры, которые смогут помочь детям познакомиться и проявить интерес к  родному городу, районом;  будут проявлять чуткость и заботу к членам своей семьи.

Презентация дидактических игр прошла в рамках педагогического совета.

На данный момент эта работа проведена, но решены ещё не все задачи, поэтому мы будем продолжать работу над этой проблемой.

До конца учебного года мы надеемся

Разработать анкеты для родителей;

Разработать схемы, алгоритмы, макеты по ознакомлению дошкольников с Нижним Новгородом;

Разработать конспекты бесед, развлечений, досугов, викторин, сценариев праздников;

Разместить методические разработки на сайте Учреждения.

Перспектива на будущее:

Разработать систему по ознакомлению с Нижним Новгородом по всем возрастным группам.

Разработать план взаимодействия с родителями по воспитанию у детей любви к Нижнему Новгороду.

Разработать план взаимодействия с библиотекой им. А.С.Макаренко по  воспитанию у детей любви к Нижнему Новгороду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме"Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края".

Эпиграф.« Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка, не по­мявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая...

Консультация для воспитателей на тему: « Ознакомление детей дошкольного возраста с народно-декоративным искусством России. »

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслужи...

на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями, «Все работы хороши, все профессии важны!».

1.    Совершенствование воспитательного и образовательного процесса по расширению, и уточнению представлений о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результата...

План работы творческой группы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

План работы творческой группы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами в свободной деятельности»

Музыка - из поколения в поколение со времен рождения человечества живет это великое и прекрасное искусство, и каждый из нас был свидетелем волшебства, когда человек берет в руки музыкальный инструмент...

Обобщенный опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад №31 Соколовой Светланы Владимировны на тему: "Ознакомление детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"

Обобщенный опыт работы представлен разработанным перспективным планом по изобразительной деятельности и ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством; конспектами занятий по данному ...