« Как звери готовятся к зиме?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Систематизировать (расширять)  знания детей о жизни диких животных; Знания о том, как звери готовятся к зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciiya._zanyatie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  старшей группе № 4. Воспитатель Быкова А.С.

О.о «Познание»

Ребенок и окружающий мир

Тема:  « Как звери готовятся к зиме?»

Рисование  «Осенний лес».

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели:

Образовательная: Систематизировать (расширять)  знания детей о жизни диких животных; Знания о том, как звери готовятся к зиме;

Развивающая: Уточнить грамматическое понятие слов, обозначающие предметы, группировка слов по вопросу кто?; Работать над развитием словарного запаса;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе;

Планируемые результаты: сопровождает творческо-познавательные игры эмоциональной речью, активно занимается словотворчеством, использует синонимы; умеет поддерживать беседу о повадках диких животных, использует нетрадиционные способы рисования, высказывает свою точку зрения

Материалы и оборудования: презентация, картинки с изображением диких животных, загадки, сухие листья, акварель, кисточки, стаканчики с водой, клеенка.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент

Ребята, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь. Послушайте стихотворение и скажите о каком времени года идет речь?

Пришла прекрасная красивая пора

Пришли дожди, прошло уж лето.

На солнце заискрилась листва,

Деревья словно в золото одеты.

Лес замер, тишина и благодать,

Берёзы в праздничном наряде.

Вот листья стали опадать,

Кружась в спокойном листопаде.

Автор:

Ответы детей: осень…

Правильно, осень. Как красива осенняя пора, осенью лес стоит словно золотой, «… На солнце заискрилась листва, деревья словно в золото одеты. »…

  1. Давайте поговорим немного об осени.

         Описание признаков осени: я буду называть вам осеннее слово, а вы скажите мне какое?

Осень (какая?)…. (золотая, красивая, дождливая).

Погода (какая?) … ( пасмурная, дождливая, солнечная, ветреная).

Дерево (какое?)…( нарядное, красивое, золотое)

Листопад (какой?) …(шумный, золотой, плавный)

Дни (какие?)… (ясные, холодные, солнечные, туманные, пасмурные).

 

Осенняя пора не только радует нас своей красотой, это время для подготовке к суровой зиме. Осенью мы собираем обильный урожай с полей. Как вы, думаете животные готовятся к зиме?

Ответы детей: ( да готовятся…)

А каких животных вы знаете, которые готовятся к зиме?

Ответы детей: (белка, …)

Д.И. «Кто лишний?».

Я читаю ряд слов, а вы найдите, какое из слов будет лишним. Объясните почему.

-- лиса, волк, медведь, заяц. (медведь будет лишним, он уходит в зимнюю спячку).

--сорока, ворона, воробей, голубь, скворец (скворец – он перелетная птица)

-- еж, лось, белка, кошка. (кошка – домашнее животное, остальные дикие).

Скажите ребята, чем дикие животные отличаются от домашних?

Ответы детей: (Домашние животные живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится.  Дикие звери живут в лесу, они сами добывают пищу, заботятся о своих детенышах).

Правильно ребята дикие звери сами о себе заботятся, но если ёще совсем маленького детёныша забрать из леса в домашние условия, заботится о нём, а когда он подрастёт выпустить на волю в лес, то к сожалению он не сможет выжить без заботы человека. Послушайте стихотворение про диких животных:

Дикие животные с человеком не живут

Постоянной помощи от него не ждут.

А живут они в лесах, на горах, в лугах, степях

На воде и под водой, в небесах и под землёй

Сами пищу добывают, сами деток охраняют

Строят прочные жилища, место сбора сами ищут.

Зайцы, волки и ежи, тигры, белки, кабаны

Лисы, барсуки, медведи…

Всех их не пересчитать, обо всех не рассказать.

По своим живут законам, их всем людям надо знать,

Чтобы не вредить животным, их повсюду охранять!

  1. Отгадывание загадок.

Ребята, чтобы определить тему нашего занятия нам нужно отгадать загадки. Будьте внимательны, если правильно отгадаете, то отгадка появится у нас на экране.

Сам зверек поменьше кошки,

Хвост пушистый и большой.

Ну и быстрые же ножки!

Скачут по лесу стрелой          …(Белка)

Правильно Белка, посмотрите какая она красивая, хвост пушистый, окраска рыжий.  Где живет белка? Как называется её жилище? …

Правильно – дупло!

Что ещё можно сказать о белке? Она делает запасы на зиму, что белка запасает? Летом она запасает на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами: шляпки нанизывают на острые сухие сучки, а сросшиеся ножками грибы вешают на веточки. Выбирает спелые орехи. Все это прячет где-нибудь во мху или в дуплах. Как полагают учёные, плохая память некоторых видов белок, в частности серой, помогает сохранять леса, так как они закапывают орехи в землю и забывают про них, а из проросших семян появляются новые деревья.  Беличий склад может содержать до нескольких килограммов вкусной еды. Осенью и весной белки линяют. Летом они носят легкую рыжую шубку, поздней осенью это рыжая шубка становится серой, густой и теплой. Белки плетут из тонких веток прочные и теплые гнезда, которые похожи на приплюснутые шары. Обычно эти гнезда строятся в ветвях, с земли их трудно увидеть. Иногда белки устраивают свое жилье в дуплах. Изнутри гнездо они выстилают сухим мхом. Злейший враг белок — куница. Она ловит белок и поедает их, разоряет беличьи гнезда. Дважды в год — весной в апреле и летом в июне — в гнездах появляются бельчата — совсем голые, без шерстки. Рождаются бельчата слепыми. Глаза у них открываются только к концу месяца. Перед тем как отлучиться из гнезда, белка-мать прикрывает детенышей своим пухом или закутывает их в мягкую подстилку, ведь без шерсти они замерзнут даже в жаркие дни. Если в гнезде заводятся блохи или другие паразиты- кровососы, белка немедленно переносит свое потомство в другое место. Белок можно легко приручить. Но живя в неволе, они часто болеют и умирают, потому что не могут жить без постоянного движения, к которому привыкли в лесу. Насильно брать белку в руки нельзя: ее укусы глубоки и болезненны. С прирученным зверьком нужно общаться чаще, так как у него «короткая память» и без внимания он быстро дичает.

Весь в колючках,

Ворчит, как злючка,

Чуть испугается

В клубок сливается.           (Ёж)

Правильно ёж, Ежики живут на лугах, в степях, в лиственных лесах с подлеском, любят кучи хвороста. На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Ежики рождаются голые и слепые. Только потом они покрываются иголками. Самка кормит их молоком. Ночью ежи выходят на охоту и тщательно ищут добычу. У ежа развито обоняние сильнее, чем зрение. Он часто принюхивается и прислушивается. Питаются жужелицами, лягушками, мышами, насекомыми, грибами и ягодами. Они даже нападают на змей и пчел, так как не боятся их укусов. Чтобы достать мышей из-под земли, разрывают их ходы. Но у ежей, даже таких колючих, есть враги. Так, лиса катит ежа в воду – он разворачивается, и она его съедает. Птицы пользуются своими острыми когтями. Ежи приносят людям пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых. Люди ценят это и на дачах часто прикармливают ежей. Им оставляют на ночь косточки, мясо, кашу и молоко, и ежи исправно приходят ночью съесть оставленную им пищу. Наблюдения показывают, что если ёж находит груду яблок, то он катается по ним до тех пор, пока не наколет яблоки нам свои колючки. После этого относит их в своё гнездо, сделанное в дупле или пустой кроличьей норе.

Сероват, зубоват,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет        (Волк)

Угадали волк, чтобы обеспечивать себя пищей, волку приходится много охотиться. Как известно, "волка ноги кормят", и в этом ему, сильному, ловкому, неутомимому, помогают также слух, который у волка развит лучше всего, зрение и обоняние. Он без видимого труда может утащить в зубах овцу, неся ее пред собой или закинув на спину. Волки активны преимущественно в ночные часы, но иногда их можно встретить и днем. О своем присутствии они нередко дают знать громким воем дело в том, что с помощью разного рода завываний волки обмениваются информацией о присутствии добычи, появлении других волков, людей и иных важных для них событиях. Охотится на зайцев, грызунов и птиц, зимой также на крупных млекопитающих — лосей, оленей, косуль; крупную добычу затравливает, вынуждая пробежать большую дистанцию с умеренной скоростью, а затем набрасывается на нее и загрызает; кроме того, ловит мелких животных и поедает падаль.

Угадайте, что за шапка.

Меха целая охапка,

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору    …  (Заяц)

Заяц питается ветками и корой, а зимой разгребает снег, чтобы добраться до съедобных корешков. Летом окрас серовато-бурый, а зимой почти белый. Зайцы – животные-одиночки. Их никогда не встретишь в стае и даже парами. Они живут, где придется в отличие от домашних оседлых кроликов, которые роют себе норы, где и проводят большую часть времени в кругу семьи. Зайчата рождаются полностью сформированными. У них сразу имеется шерсть, они прекрасно видят и слышат, могут практически после рождения употреблять взрослую пищу. Зайчиха не обременяет себя заботой о детях. Родив детенышей под каким-нибудь кустом, она чаще всего их оставляет навсегда.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса! А зовут её       …  (Лиса)

Имея отличный слух, она может услышать писк мыши полевки на дальнем расстоянии, при мышковании лиса, обнаружив жертву, подпрыгивает высоко в воздух и обрушивается на ничего не подозревающего грызуна практически с небес. Зрение у лис слабое, охотники, зная такую особенность, часто этим пользуются. Лисы никогда не наедаются впрок, оставаясь всегда чуть голодными. Они всегда имеют возможность уйти от преследования, стремительно и легко. Лисы постоянно запутывают следы, кружат, поворачивают, петляют. Умение прятать следы, помогает лисе уходить от погони, собаки, идущие по следу лисы, зачастую могут потратить целый день на ее поимку. Но в итоге так и остаться ни с чем. Лисы очень выносливы и могут проходить огромные расстояния.

Зимой спит

Летом улей ворошит        … (Медведь)

              В России 5 подвидов: среднерусский, восточносибирский, кавказский, камчатский, уссурийский.

Иногда в свою берлогу они натаскивают подстилку: сухие листья, мох, ветки хвойных деревьев. Надлежит отметить упрямую настойчивость, с какой медведь добивается осуществления своих планов добывания пропитания и незначительного количества лакомства, так же медведь охотился на мышей. Он способен бесшумно передвигаться по лесу, скрадывая добычу. Звери прекрасно плавают, охотно купаются в жаркие дни. Спасаясь от кровососущих насекомых, заходят в воду, принимают грязевые и песчаные ванны. Медведи хорошо роют, выкапывая довольно глубокие ямы в поисках съедобных корней или кормовых запасов бурундука.
Медведь посещает плодовые участки и не только собирает упавшие плоды, но и добывает их с дерева, медведь начинает трясти дерево, стоя под градом падающих плодов. Привязанность к детям и склонность защищать их от врагов после выхода семьи из берлоги выражаются у медведя очень ярко. Наоборот, проявления эти как будто совершенно отсутствуют в период берложной жизни с медвежатами. В средней полосе медвежата родятся примерно во второй половине января и покидают вместе с медведицей берлогу к апрелю. Родительница постоянно обучает своих детенышей жизненным навыкам посредством шлепков и урчащих звуков. Медведица очень опасна для людей, пытающихся поймать медвежат. Однако медведица, спугнутая с берлоги, покидает беспомощных медвежат и ни к ним, ни к берлоге не возвращается.

Молодцы, загадки отгадали. Давайте поиграет в игру, которая называется «Чем похожи, чем отличаются…».

Д.и. «Чем похожи, чем отличаются».

Что общего в подготовке к зиме у белки и зайца? (меняют окраску меха…)

В чем разница? ( белка делает запасы на зиму)

Педагог показывает рисунки с изображением волка и лисы

Готовятся ли эти животные к зиме? Почему?

Чем они питаются зимой?  (мышами, зайцам)

Педагог показывает рисунки с изображением медведя и ежа.

Как готовятся эти животные? (…выбирают место для зимовки, много едят набирают запас жира)

Как они проводят зиму?

Ребята, знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят?

Посмотрите это барсук

Под берёзой на горе

Спит барсук в своей норе.

А нора у барсука

Глубока – при глубока

Барсук - Это неуклюжий, приземистый зверь. На ногах имеются длинные, слегка изогнутые когти, приспособленные в основном для рытья нор и некоторых других работ; подошвы ног голые, хвост короткий. Длинная грубая шерсть серого или буровато-серого цвета с серебристым оттенком, по бокам головы располагаются черные или черно-бурые полосы. Питается корнями, ягодами, желудями, а так же ест личинок и гусениц, насекомых, лягушек, ящериц, грызунов, иногда птиц и их кладки. К моменту залегания в спячку сильно жиреет. Однако подкожного жира барсукам недостаточно. Осенью они готовят запасы на зиму. Высушенные коренья, семена. Этими продуктами барсук набивает свою кладовую. Подкожным жиром зверь будет питаться во время спячки, запасами из кладовой - когда проснется. Дело в том, что зимой, в теплые дни, особенно во время оттепели, барсуки просыпаются и даже иногда вылезают погреться на солнышке. Впрочем, зимой они пользуются запасами не всегда. Гораздо важнее эти запасы весной. Проснувшийся зверь очень голоден, а еду еще найти трудно. Норы барсуков обычно располагаются на сухих участках леса, предпочитают для обустройства поселений смешанный тип леса с преобладанием дуба, березы и осины.  важным для зверя условием является близость воды и удобного, скрытного к ней подхода от норы.
Занимая одно и то же место в течение многих лет, барсук создает под землей целый лабиринт широких и глубоких ходов с многочисленными входными отверстиями, от норками, тупиками и гнездовыми камерами, используемыми нередко и другими зверями: лисицами. Норы содержатся в чистоте, ежегодно подновляются, имеют вентиляцию. В них барсук проводит значительную часть жизни, так как в течение 5-7-ми зимних месяцев находится в зимнем сне, в который он погружается во второй декаде ноября (средняя дата - 20 ноября). В случае наступления оттепели, он пробуждается ненадолго среди зимы. Летом барсук лишь изредка выходит днем погреться на солнце, но при наступлении сумерек барсук покидает нору и бродит по лесу в поисках пищи.

Не всегда диким животным зимой удаётся добыть еду, иногда им требуется помощь.

Отгадайте загадку:

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув высоко…         (лось)

Лось – лесной великан.

основная характерная черта лося — малоподвижность. С приходом зимы, животное встает с лежки только для того, чтобы покормиться, а затем снова ложится и лежит до тех пор, пока не проголодается. Лось медленно бродит среди кустарников, объедая ветки обгладывая кору.

Лоси — неплохие пловцы. Многие биологи и охотники наблюдали плывущих лосей.

Ребята у нас, существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы.  Кто знает, как называется это место?  (Заповедник)

Человек, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормится, называется егерь. Роль каждого человека живущего на Земле, - оберегать животный мир от истребления. Существует «Красная книга», куда уже занесены редкие виды животных. В книге законов нашей страны есть статья. В которой говорится об охране животных. Вы ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать и пережить суровую зиму.

Физминутка:

Мы проверили осанку и свели лопатки

Мы походим на носочках, а потом на пятках

Пойдём легко, как лисята

И как мишка косолапый

И как заинька трусишка

И как серый волк – волчище

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко потянулся.

Много в лесу интересного, я сейчас вам скажу предложения а вы его закончите.

Д.и. «Закончи предложение»

Неуклюжий, как…(медведь)

Быстроногий, как …(заяц)

Хитрый, как…(лис)

Голодный, как… (волк)

Колючий, как… (ёж)

Д.и. «Назови картинку отвечающую на вопрос, кто? что?»                                                                                                        (картинки: белка, медведь, лиса, волк, еж, заяц, лист, облако, трава, камень)

Белка, медведь, лиса

Лист, волк, еж

медведь, лиса, камень,

волк, еж, заяц,

лиса, белка, еж,

волк, заяц, трава

волк, белка, облако,

медведь, лиса, еж,

еж, волк, белка,

камень медведь, заяц,

заяц, волк, лист,

 медведь, еж, камень

Как одним словом называется место обитания диких животных?  (Лес)

Посмотрите, какой красивый осенний лес ( показ слайда).

  Я вам предлагаю нарисовать лес чудес для зверей, где они будут в безопасности. Посмотрите  этот рисунок нарисован нетрадиционным способом – отпечаток. Как вы думаете, чем сделан отпечаток?

 Да простым листиком с любого дерева.  Посмотрите, я беру, один листик  кладу его прожилками вверх на клеёнку кистью наношу гуашь, затем прикладываю этот листочек на лист  бумаги, аккуратна прижав ладонью. Теперь осторожно убираю листик, получилось осенние дерево. В лесу много разных деревьев, таким способом рисования можно изобразить целый лес.

Вы можете выбрать себе любой фон, листочки.

5.   Пальчиковая гимнастика:

1,2,3,4,5 будем листья собирать

- листья берёзы

- листья рябины

- листики тополя

- листья осины

- листики дуба

Мы соберём маме осенний букет отнесём

 Рисование. Рассматривание работы детей.

Какой лес получился самый яркий?

Чья работа тебе понравилась?

6. Рефлексия

О каком времени года мы говорили?

Как зимуют дикие животные?

Каким способом мы изображали осенний лес?

Что тебе понравилось  сегодня?

Ребята сегодня мы расширили представление  о жизни диких животных, познакомились с новым способом рисования отпечаток.

 И в завершение нашей встречи я хочу подарить вам игрушки диких животных, помните пожалуйста, что человек может спасти и охранять природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное музыкальное занятие "Как звери готовились к зиме"

Программное содержание. 1.            Продолжать развивать чувство ритма у детей. Формировать артикуляционно-телесные и...

" Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений....

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери готовятся к зиме"

Занятие расчитано на детей 3-4 лет.Цель занятия:формирование умения устанавливать простейшие связи между сезооными изменениями природы и поведением животных.По ходу занятия дети отгадывают загадки,чит...

Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»

Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....

Открытое занятие по экологии в средней группе по теме "Как звери готовятся к зиме"

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитыват...

Конспект НОД во второй младшей группе на тему: "Как звери готовятся к зиме"

В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему: "Как звери готовятся к зиме" дети учатся устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных - лесны...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Как лесные звери готовятся к зиме"

Старшим дошкольникам очень интересны занятия познавательного характера. Дать детям знания о животных средней полосы, обогатить словарь новыми терминами, учить высказываться по поводу увиденного и услы...