Главные вкладки

    Презентация к занятию по окружающему миру (средняя группа) на тему:
    игровые технологии в экологии

    Камызина Лилия Владимировна

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОСТЕПЕННО СТАЛО ВАЖНЕЙШИМ НАПРАВЛЕНИЕМ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    vystuplenie_kamyzinoy_l.v._.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:


    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


    ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА  


    ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


    СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»


    Выступление

     на методическом объединении для воспитателей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Игровые технологии, применяемые в экологическом воспитании»      

                                     

                                           

                               Воспитатель:

    Камызина Лилия Владимировна

    г.о. Новокуйбышевск

    2013 г.

    С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03.1997 № 4/16) экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.

    Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.

    Экологические игры бывают:

    1. ролевые;
    2. дидактические;
    3. соревновательные;
    4. игры-путешествия.

    Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города».

    Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.

    Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

    Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

    В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

    Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.

    Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

    Весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

    В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

    Правильно подобранный комплекс игр дает высокий результат ознакомления детей с материалом, возможность в доступной форме познакомить и закрепить знания детей по экологическому воспитанию, развить у детей фантазию, воображение.

    Первая и главная задача педагога – сначала заинтересовать дошкольника, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Специалисты, работающие с детьми, знают, что легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а играми, загадками, проблемными ситуациями, задачами.

    Страунинг А. М. предлагает научить исследовать природу с помощью тризовских приемов. Один из них – прием выявления и разрешения экологических противоречий. Чем такое решение эффективней? Выявление противоречий позволяет ребенку выявить самую суть проблемы, поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые помогут решить эту задачу так, чтоб не навредить окружающим. Выяснить почти самостоятельно, не только как это всегда бывает, но и почему это так происходит. Основная формулировка противоречий звучит не сложно – даже дети младших групп быстро ее осваивают и охотно ее используют в своих дальнейших рассуждениях. Основа рассуждения такова: если я (или кто-то) сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет плохого. Если наоборот: я (или кто-то другой) не сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет плохого. Решить противоречие – значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи. А для этого в ТРИЗ-технологии есть масса приемов и принципов разрешения противоречий, которые дети сначала с подачи взрослого, а потом и самостоятельно используют.

    Метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта: «На что похоже? (по цвету, форме, размеру, запаху, функциям и др.), « Узнай по форме лист», используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно. Метод аналогий близок к предыдущему: «Чем похожи и чем отличаются …. ?», «Что было бы, если….», «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д.)…» Метод мозгового штурма – высказывание идей в группе, отсутствие критики: «От куда пожар пришел?», «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто съел белкины запасы?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов, фильмов. Метод морфологического анализа – с помощью таблиц или кругов Луллия помогает познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит создавать новые. Системный оператор или волшебный экран, который учит дошкольника закладывать знания в определенную систему, классифицировать, моделировать. «Что сначала, что потом?», «Дерево во все времена года», «Части-целое», «Посадка лука», «Развитие петуха», «Как добыть томатный сок?». Метод маленьких человечков – моделирование агрегатных состояний веществ, используется для демонстрации свойств и результатов опытов со льдом, сахаром, песком и водой. Грамотное применение многообразие методов и приемов позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователем природы.

    Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности. Следующим важным моментом в использовании игр экологической направленности является то, что легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами, а также составление элементарных связных высказываний влияет на их личностные проявления – развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, вести диалог, рассуждать, сочувствовать и сопереживать.


    В ходе проведения опытно-экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования о том, что целенаправленная работа по экологическому образованию детей будет проходить успешно, если в процессе данного образования будут использоваться разнообразные экологические игры.