Конспект занятия «Родословная — русская народная традиция»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шабалина Любовь Николаевна

Конспект занятия  к совету  педагогов на тему  русских  традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_1.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  к  совету педагогов.   Образовательная область «Познание»

Тема: «Родословная — русская народная традиция»

Программное содержание:

Расширять представления дошкольников о семье: составе, истории, традициях

Формировать представление о родословной и первичные навыки её построения.

Развивать речевую активность, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, употребляя в речи имя, отчество родных.

Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным;

Поддерживать интерес к традициям русского народа.

Активизировать словарь: родословная, традиция, древо, семья.

Предшествующая работа:

  1. Разучивание стихов, пословиц, поговорок, песен о семье, доме
  2. Чтение произведений русского народного творчества:

сказка «Золотое веретено»

сказка «Хаврошечка»

  1. Повторение терминов родства: бабушка, дедушка, дядя, тётя, сын, дочь, внук, жена, муж и т.д.; ласковых, уважительных старинных форм терминов (батюшка, матушка, братец, тётушка и т.д.)

Ход занятия:

Воспитатель: «Тема нашего занятия: «Родословная — русская народная традиция»

Пройти к мольберту, там изображены дома города и деревни.

Воспитатель: «Из какого материала изготовлены дома?»

Дети: «Городские - из кирпича, деревенские - из брёвен».

Воспитатель: «Почему?»

Дети: «Кирпич делают из глины, цемента, а раньше этого не было. Но было много леса. Дома были теплее, хоть там и была одна печь».

Воспитатель: «Какие они были по размеру?»

Дети: «Были большими, просторными, т.к. жили большими семьями (бабушка, дедушка, родители и много детей).

Воспитатель: «Такие дома называли избами. Строили всей семьёй. «Чем больше рук, тем легче труд» - так говорили в старину. Избу строили не где попало, а по старинному обычаю - бросали 3 лепёшки (это маленький круглый хлеб) на землю, если упадут верхней стороной вниз, значит там удачное место».

Воспитатель: «А что означают пословицы:

«Семья сильна, если крыша одна»?

          «Семья в куче, не страшна и туча»?

Дети: «Это значит то, что беды и несчастья пережить легче, можно поддержать друг друга, помочь, заступиться, порадоваться за близкого человека».

Воспитатель: «Послушайте ещё пословицы и скажите, о ком в них говорится:

«Какие вершки - такие и корешки» (Какие родители - такие и дети).

«Вся семья вместе, душа на месте»

Дети: «О родителях, детях, семьях».

Воспитатель: «А как вы обращаетесь к родителям? (мама, папа). А раньше - батюшка, матушка, сестра говорила «братец», а брат - «сестрица». Такие обращения мы видим теперь только в русских народных сказках» Воспитатель: «А кто такие предки?»

Дети: «Это люди, которые жили перед бабушками, дедушками» Воспитатель: «Есть такая поговорка: «Кто был твоим предком на Руси, свою фамилию спроси»

Например, «Иванов» - т.е. сын Ивана или «Кузнецова» - т.е. дочь кузнеца. У нас в группе есть дети, у которых есть подобные фамилии, это «Лазарева», «Нестеров», «Тихонова».

Воспитатель: «Раньше предки были не только вежливы, заботливы, внимательны, а самое главное - трудолюбивы. Они сеяли, пололи, копали, рыли. Много пословиц сложено о труде. Назовите, какие знаете.

Воспитатель: «Дети, а что такое традиции? (Это обычаи, которые передаются от наших предков). Назовите.

«Новый год» - украшают ёлку «Пасха» - красят яйца «Крещение» - купаются в проруби «Свадьба» - невеста в белом «День рождения» - торт, свечи

Воспитатель: «Много ещё есть разных хороших традиций, но самая главная - много знать о своих родственниках. Издавна люди ведут родословную. Что это такое? Это рассказ о семье, предках. Изображали генеалогическое древо.

Рассказ Кати, Вовы, Андрея, Егора о своей родословной

Воспитатель: «Что означает слово «семья»? Расскажет Катя

«Когда-то о нём не слыхала Земля»,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе 7 вопросов задам Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева покорно ответила: «Я»

«Кто пищу сготовит, о, радость моя?»

И Ева всё также ответила: «Я»

«Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?»

«Я, я — тихо молвила Ева - я, я»

Сказала она знаменитых 7 «я»

Вот так на Земле появилась «семья»

Воспитатель: «Семья - это самое главное, что есть у человека в жизни, поэтому русские люди слагали пословицы, сказки, загадки о семье.

  1. Друг на дружке ровно в ряд Эти кубики стоят.

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живёт

(дома)

  1. Самый радостный для человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой

(день рождения)

  1. Папа, дядя, старший брат,

Мама, дедушка Игнат Много разных тут родных А все вместе кто они?

(семья)

Воспитатель: «Где мы сейчас находимся? (В детском саду). В детском саду вы проводите много времени, друг друга любите, уважаете и этим похожи на семью. В свободное время мы составим своё генеалогическое древо.

В старину люди собирались вместе, водили хороводы, веселились, пели песни. Возьмитесь за руки, споём песню «Мы желаем счастья вам» (1 куплет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Калейдоскоп русских народных сказок"

итоговое занятие по разделу "Сказка" для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект занятия Модификация русской народной сказки «Репка»

Такие занятия учат решать проблемные ситуации; изменять сказку, придумав новую ситуацию: как репка спасла  деда.  Образовывать прилагательные от существительных (дерево,  стекло, пластм...

Конспект занятия по русской народной сказке "Теремок"

конспект занятия для воспитателей...

Конспект занятия по русской народной сказке «Игра-драматизация – «Теремок» для детей второй младшей группы

Цель: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности.Образовательные области:«Социализация»  приобщение к правилам поведения в театре,...

Конспект занятия к совету педагогов. Тема: «Родословная — русская народная традиция»

Конспект  НОД по образовательной области "Познавательное развитие"...

Открытое занятие по русско-народным традициям "В гостях у тетушки Катерины"

Данное занятие проводилось в старшей группе. Дети знакомились с традициями и обычаями русского народа...