Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Герцан Юлия Юрьевна

 

Пояснительная записка.

 Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть. Поэтому расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности. В программе «Детство», разработанной авторским коллективом под руководством Т.И.Бабаевой, экологический компонент образования представлен в разделе «Ребёнок открывает мир природы» (авторы – Н.Н.Кондратьева, Л.М.Маневцова).  Отбор в программу представлений о природе осуществлялся на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, её целостности, единства человека и природы.

Программа ориентирована на развитие самостоятельности ребёнка в познании природы и взаимодействия с живыми существами, о чем свидетельствует её название. Для этого в её содержание наряду с представлениями о природе выделены познавательные, речевые и практические умения, овладение которыми обеспечивает, с одной стороны, освоение детьми экологических знаний, а с другой, - их применение в деятельности и накопление тем самым опыта гуманного отношения к природе. В содержание программы включены знания о человеке, как представителе живого мира природы и о среде его обитания, которая рассматривается, как естественный природный мир.

Программа «Детство», являясь программой федерального уровня, при реализации её в условиях нашего края, требует дополнения региональным содержанием. Дополнением стала программа «Пермский край – мой родной край», кандидата педагогических  наук А.М.Федотовой, главная идея которой  -воспитание начал экологической культуры детей дошкольного возраста на основе знакомства с родным краем.

Следуя концепции программы «Детство» знакомство детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края организуется с учетом принципов построения данной программы:

- системное строение природы;

- понятие «живое» как основа экологического образования;

- единство живой и неживой природы;

- приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону;

- единство человека и природы как основы экологического сознания.

        Обозначенные принципы могут успешно быть реализованы  в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов обучения. В связи с этим использование метода проектов органично встраивается в технологию программы «Детство», так как организация самостоятельной и совместной деятельности детей является приоритетной формой организации образовательного процесса.

Цель написания данных методических разработок:

создание системы использования метода проектов в экологическом развитии детей.

Задачи, решаемые в ходе реализации проектов:

          1. изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме экологического воспитания детей на современном этапе;

           2. разработать и реализовать систему проектов по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края».

С целью ознакомления детей с растительным и животным миром Пермского края были разработаны и реализованы проекты «Новости о лесных жителях Соликамска», «Животный мир Пермского края», «Зеленая аптека».

Наиболее оптимальным, с точки зрения возрастных возможностей и поставленной цели, стало использование исследовательского – творческого типа проекта, которое позволяет детям экспериментировать, а затем результаты деятельности оформлять в виде газет, выставок, детского дизайна.

Презентация результатов проекта представлена в разных формах: создание книги, газеты, оформление выставок, макетов, создание коллекции лекарственных трав.

 

Ожидаемый результат:

  • пополнение методической копилки МДОУ по экологическому образованию детей по программе «Детство» с включением регионального компонента;
  • формирование положительных взаимоотношений: ребенок – педагог; педагог – родитель; родитель -  ребенок.

Сущность предлагаемых разработок заключается в том, чтобы отказавшись от излишней опеки, инициировать совместно с родителями активность ребенка, помочь ему овладеть рациональными способами практического осуществления детской деятельности, предоставить ребенку право в пределах возрастных возможностей самостоятельно делать выбор и принимать решения в игровых ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика проектной модели  по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края»

 

1.1.

Проект

«Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края»

1.2.

Тип

Исследовательско - творческий

1.3.

Участники

Группа детей по интересам, педагог, родители

1.4.

Масштаб

Краткосрочный,  2 недели

1.5.

Основания для разработки

Необходимость и внедрение проектного метода при реализации задач по экологическому воспитанию дошкольников в программе «Детство» ( Программа развития и воспитания в детском саду, автор В.И.Логинова)

1.6.

Проблема

Отсутствие регионального компонента по разделу «Ребенок открывает мир природы» (Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М.) в программе «Детство»

1.7.

Предмет

Поисковая деятельность

1.8.

Цель

Развитие свободной творческой личности ребенка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

1.9.

Задачи

- Развивать познавательные способности детей;

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а потом самостоятельно

2.0.

Реализация задач

- Специально организованное обучение в форме занятий;

- совместная деятельность взрослого с детьми (экскурсии, оформление выставок, создание макетов, сбор коллекций, чтение энциклопедий, создание книг);

- самостоятельная деятельность детей (рассматривание журналов, энциклопедий, книг природоведческого содержания, рисование, конструирование из природного и бросового материала).

 

2.1.

Этапы и сроки реализации

1 этап – организационный: разработка содержания проектов, моделирование проблемных ситуаций;

2 этап – практическая деятельность по решению проблемы: подготовка информации, сбор материалов;

3 этап – итоговый, презентация результатов проекта.

2.2.

Основной механизм реализации проекта

Оформление выставок и проведение экскурсий для детей в мини – музее.

2.3.

Материальная база

-Энциклопедии;

-карта Пермского края;

-книги природоведческого содержания;

-журналы;

-посещение библиотеки;

-компьютер;

-слайды, документальные фильмы о природе Пермского края.

2.4.

Контроль и оценка эффективности реализации проекта

Количественный анализ:

-создание Красной книги;

-создание мини – музея в экологической гостиной;

-привлечение большого количества детей к проектной деятельности.

Качественный анализ:

-развитие у детей операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

-умение детей различать лекарственные растения родного края;

- знать животных родного края, их повадки, особенности внешнего вида.      

2.5.

Ожидаемый результат

  1. расширить представление детей о животном мире Пермского края: о многообразии видов животного мира, условиях и местах обитания, способствовать поиску новой информации об уже известных объектах;
  2. формировать обобщенные способы умственной работы; формировать интерес к произведениям  малой фольклорной форме  (загадки, пословицы);
  3. умение  готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа с опорой на модель;
  4. развитие поисковой деятельности.

 

 

 

План по  реализации темы «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с животным миром Пермского края»  на основе проектной деятельности

 

 

Название проекта

 

 

Участники

Возраст детей

Продукт детской деятельности

Сроки реализации

 

Новости о лесных обитателях леса нашего края

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель, дети, родители

 

 

6 лет

 

Книга с рассказами и рисунками «Новости о лесных обитателях леса нашего края»

Фотовыставка

 

 

2 недели

 

 

Животный мир Пермского края

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель, дети

 

 

6 лет

 

Макет

«Наш природный мир»;

Выставка

«Удивительный животный мир Пермского края»;

Кроссворд

 

 

2 недели

 

Зелёная

Аптека

 

Воспитатель, дети, родители

 

 

6 лет

 

Коллекция лекарственных растений

 

 

2 недели

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проекты18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Новости о лесных обитателях леса нашего края»

Тип: исследовательско – творческий, групповой

Участники: воспитатель подготовительной группы, дети, родители

Масштаб: краткосрочный (2 недели)

Проблема: узнать, какие лесные обитатели  есть в нашем крае.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

1. развивать интерес к лесным обитателям леса нашего края;

2. учить быть настойчивым в поиске ответа на вопрос, используя различные способы познания (книги, взрослые, наблюдение и т. п.);

3. поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться, аргументировать свой выбор;

4. помочь в создании определенного продукта.

Ход:

Этапы

  Деятельность педагога

 Деятельность детей

1.

Моделирование ситуации.

Выявление проблемы.

Определение

Продукта деятельности

1.Игровая ситуация: почтальон Печкин передал письмо от детей из другого детского сада. Формулировка проблемы:

«-Ребята, как мы поможем детям из детского сада «Петушок»? (прил. 1, 2)

2.Задача: создать фотовыставку о лесных обитателях леса нашего края, составить книгу рассказов и рисунков «Новости о лесных обитателях леса нашего края» для детей другого детского сада.

1.Осознание и принятие проблемы.

2.Вхождение в игровую ситуацию.

3.Уточняют задачу: кто такие фотокорреспонденты.

2.

Организация работы по решению проблемы

3. Помогает спланировать деятельность

-выбор объекта исследования, наблюдения;

-рассматривание энциклопедий, книг;

-фиксация информации (составление рассказа с помощью родителей, фотографии).

4.Организует посещение краеведческого музея Соликамска.

4.Выбор объекта исследования, наблюдения.

5.Планирование деятельности.

6. Экскурсия в краеведческий музей.

3.

Практическая деятельность по решению проблемы

5.Оказывает практическую помощь детям (по мере необходимости).

6.Организует рисование по рассказам детей.

7.Организует оформление фотовыставки

7.Проводят деятельность в соответствии с задачей.

8.Рисование по составленным рассказам.

9.Оформляют выставку.

4.

Презентация продукта деятельности

7.Совместная деятельность

«Новости об обитателях леса нашего края»

-запись рассказов детей;

-оформление книги о животных (прил. 3)

8.Организует посещение выставки в мини - музеи работников ДОУ, детьми и т. п.

10.Представляют рисунок и рассказывают о нем, рассказывают свои впечатления  о наблюдаемом.

11. Объединяют рисунки в книгу.

Проект «Животный мир Пермского края»

Тип: исследовательско – творческий, групповой

Участники: воспитатель подготовительной группы, дети

Масштаб: краткосрочный (2 недели)

Проблема: узнать о животном мире Пермского края.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной ситуации.

Задачи:

1. расширить знания детей о животных Пермского края;

2. учить быть настойчивым в поиске ответа на поставленный вопрос, используя различные способы познания;

3. поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться, аргументировать свой выбор;

4. оказать помощь в создании продукта деятельности.

Ход:

Этапы

               Деятельность педагога

   Деятельность детей

1.Моделиро-вание ситуации.

Выявление проблемы.

Определение

продукта

деятельности

1. Игровая ситуация: внесение кроссворда от Дедушки-Лесника.

Формулировка проблемы: «Сможем ли мы отгадать кроссворд?»

(прил. 5)

2. Задача: добыть информацию о животных Пермского края для того, чтобы отгадать кроссворд.

1. Осознание и принятие проблемы.

2. Вхождение в игровую ситуацию.

3. Уточняют задачу: «Почему не сможем сейчас  отгадать кроссворд?»

2.Организация работы по решению проблемы

3. Помогает разделиться на подгруппы.

4. Помогает спланировать деятельность:

- выбор объекта исследования;

- форма сбора информации (рассматривание энциклопедий, подбор иллюстраций, вырезка из журналов, газет).

4. Делятся на подгруппы.

Выбор объекта исследования.

5.Планирование деятельности.

3.

Практическая деятельность по решения проблемы

5.Оказывает практическую помощь детям (по мере необходимости)

6. Организует оформление макета, выставки из природного материала

6. Проводят деятельность в соответствии с задачей.

7.Оформляют макет, выставку из природного материала.

4.

Презентация продукта деятельности

7. Обобщающее занятие: «Животный мир Пермского края».

-рассказ детей о животном;

-отгадывание кроссворда (прил. 6)

8.Представляют рассказ о выбранном животном.

9.Отгадывание кроссворда.

Проект «Зелёная аптека»

Тип: исследовательско – творческий, групповой.

Участники: воспитатель подготовительной группы, дети, родители.

Масштаб: краткосрочный (2 недели)

Проблема: узнать о лекарственных растениях Пермского края.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе развития специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

1.расширять знания о лекарственных растениях данного края;

2.учить быть настойчивым в поиске ответа на вопрос, используя различные способы познания (книга, взрослый, наблюдение и т. д.);

3.поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться, аргументировать свой выбор;

4.помочь в создании определенного продукта.

Ход:

Этапы

    Деятельность педагога

 Деятельность детей

1.

Моделирование ситуации.

Выявление проблемы.

Определение продукта деятельности

1. Игровая ситуация: приходит Лесовик. Формулировка проблемы: «Помочь Дедушке - Лесовику в создании лесной аптеки» (прил.7)

2.Задача: собрать коллекцию лекарственных растений.

1.Осознание и принятие проблемы.

2.Вхождение в игровую ситуацию.

3.Уточняют задачу: как собрать коллекцию лекарственных растений?

2.

Организация работы по решению проблемы

3.Помогает распределить для исследования растения детям.

4.Помогает спланировать деятельность.

5.Организует родителей для оказания помощи детям.

4.Выбор объекта исследования.

5.Планирование деятельности.

3.

Практическая деятельность по решению проблемы

6.Оказывает практическую помощь детям и родителям

(по мере необходимости).

7.Организует оформление коллекции лекарственных растений.

6.Проводят деятельность в соответствии с задачей.

7.Оформляют коллекцию лекарственных растений.

4.

Презентация продукта деятельность

8.Организует занятие «Лекарственные растения Пермского края» (прил. 8.)

8.Участвуют в занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности "Юный художник"

Кружок «Юный художник» направлен на эстетическое развитие ребёнка.Данный кружок рассчитан на два года обучения для детей с 5 до 7 лет.Педагогом разработана серия занятий по темам (овощи, фрукты, челов...

Методическая разработка "Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности"

Проект будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям детского сада. Цель: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музы...

Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.

Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине в процессе приобщения к культуре, традициям и обычаям родного края....

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Изучаем растительный и животный мир Красноярского края»

МАДОУ «Детский сад  №43 «Журавушка»     Конспект непосредственно образовательной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста«Изучаем расти...

Методическая разработка по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...

Методическая разработка по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Методический материал разработан в помощь воспитателям ведь  проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость насел...